Главная | Надводные силы | Яхты Императора, Генерал-адмирала
Императорская яхта
"Александрия"
1851-1852
  

Иллюстрации

Чертежи



    Императорская яхта "Александрия" - строилась в Англии для Императора Николая I и его семьи. Паровая яхта была предусмотрена в основном для преодоления мелководных невских баров и мелей Финского залива во время ее походов в Петергоф, а также постоянного дежурства на Петергофском рейде с малыми глубинами против летней императорской резиденции.

    Корпус яхты полностью выполнялся из железа. Вместо носовой фигуры яхта имела геральдический щит с гербом Александрии, увенчанным царской короной, двумя крыльями-накладками с рельефными орнаментами из вязи листьев аканта. Подобные же крылья украшали кормовую оконечность судна. Кроме того, на фальшборту голубого цвета поместили 22 резных золоченых орла. Летом 1853 года «Александрии» были пожалованы изображение звезды ордена Андрея Первозванного в сочетании с английским орденом Подвязки по утвержденному Императором рисунку. Яхта имела фок-мачту, грот-мачту и бизань с возможностью установки парусного вооружения. Корабль был отделан с большой роскошью, внутренние помещения украшены золочеными карнизами и пилястрами, полы были устланы коврами, мебель сделана из красного дерева и из карельской березы. Все предметы царских помещений яхты — бронза, столовое серебро, хрусталь и фарфор — имели герб Александрии.

    Главная энергетическая установка паровая, с двумя паровыми машинами общей мощностью в 140 л.с., которые вращали два гребных колеса. Паровая машина двойного действия имела мощность 70 л.с. и работала на одно гребное колесо, расположенное по борту. Применение гребных колес требовало размещения машин выше ватерлинии, что уменьшало доступные полезные объемы, и увеличивало уязвимость машин. Вместе с тем, гребные колеса обеспечивали большую тягу с места, а также позволяли иметь меньшую осадку. В паровых машинах двойного действия свежий пар поочередно подается в обе стороны рабочего цилиндра, в то время как отработанный пар с другой стороны цилиндра выходит в атмосферу или в конденсатор. Поршень такой паровой машины соединён со скользящим штоком, выходящим из цилиндра. К этому штоку крепится качающийся шатун, приводящий в движение кривошип маховика. Система парораспределения приводится в действие другим кривошипным механизмом. Механизм парораспределения может иметь функцию реверса для того, чтобы можно было менять направление вращения маховика машины. Принцип двойного действия повышает скорость работы машины и улучшает плавность хода и вдвое мощнее обычной паровой машины, а кроме этого, имеется возможность работать с намного более легким маховиком. Яхта имела 1 руль.

    Вооружение яхты состояло:

    1. Из 3 одноствольных 76-мм салютных пушек. Расчёт орудия включал 2 человека. Заряжание ручное.

    Яхта «Александрия» - по существу первая паровая императорская яхта - исправно служила четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II, курсируя главным образом между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом, иногда, правда, совершая и более длительные плавания. Помимо походов в бассейне Финского залива, на «Александрии» императорская семья совершала плавания по Ладожскому озеру и связанным с ним каналам. Всего с 1852 по 1902 год яхта совершила 326 походов. Николай I ходил на «Александрии» в 1852—1854 годах только в Петергоф либо Кронштадт, где с ее борта проводил учения эскадр Балтийского флота или отдельных кораблей. Очень много плавал на «Александрии» Александр II. Неоднократно «Александрия» предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году - королевы Дании, в 1872 и 1876 годах - короля Греции, в 1873 году - персидского шаха и в 1876 году - императора Бразилии.

    Строилась яхта на верфи Джона Карла Море в г. Блекуэлле (Англия).

    Яхта вступила в строй Балтийского флота 1 июня 1852 года.


    Тактико-технические данные яхты "Александрия"

    Водоизмещение:   228 тонн  
    Длина наибольшая:  54,9 метра  
    Ширина наибольшая:  6,6 метра  
    Осадка по корпусу:  1,22 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины на 140 л.с.,
    2 гребных колеса, 1 руль.  
    Скорость хода:  13,95 узлов  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х1 76-мм салютные пушки.  
    Экипаж:  нет данных  

    Всего построено кораблей с 1851 г. по 1852 г. - 1 единица.

Hosted by uCoz