Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Броненосцы
типа "Екатерина II"
1889-1894
  

Иллюстрации

Чертежи



    Эскадренные броненосцы типа "Екатерина II" - строились по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 гг. и предназначались для усиления Черноморского флота. Корабли были заложены в 1883 году на Николаевской Адмиралтейской верфи ("Екатерина II") и на верфи Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) ("Чесма" и "Синоп"). Последний четвёртый броненосец этого типа "Георгий Победоносец" был заложен в 1891 году на верфи РОПиТ по несколько изменённому и улучшенному варианту. Проект разрабатывался Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК). Наблюдающим за строительством Черноморских броненосцев назначили капитана корпуса корабельных инженеров А. П. Торопова.

    Корпус броненосца изготавливался из профилированной и листовой стали, а набор состоял из вертикального и горизонтального киля, фор и ахтерштевней, а так же 83 шпангоутов и бимсов. Корабль имел двойное дно, платформы в носу и корме, жилую, батарейную и сплошную верхнюю палубу. Вертикальный киль высотой 0,965 метра составлялся из стали толщиной 12,7-мм. Горизонтальный киль состоял из двух слоев стальных листов: нижнего толщиной 22,2-мм и верхнего - 15,9-мм. Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой угольниками толщиной 102-мм. К горизонтальному килю крепился наружный тиковый брус сечением 456x305-мм, который выполнял функцию наружного киля для уменьшения рыскливости. Шпангоуты собирались из листовой стали толщиной 7,9-мм. Двойное дно простиралось от 9-го до 71 шпангоута и делилось флорами на 46 независимых отсеков. В диаметральной плоскости, между 17 и 65 шпангоутами проходила продольная водонепроницаемая переборка, которая делила корпус с 4-го по 9-й отсеки на две равные части, левую и правую. Продольная водонепроницаемая переборка доходила до верхнего каземата. Поперечные переборки имели 17 водонепроницаемых дверей. Кроме них, для перехода из одного помещения в другое имелась еще 51 дверь на петлях и с барашками и 98 горловин для доступа в междудонные отсеки. Наружная обшивка состояла из листов стали длиной не менее 5,87 метра и толщиной до 15-мм. Она крепилась к корпусному набору с помощью заклёпок. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, нижнего прямоугольного и верхнего треугольного (грушевидного) казематов. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу вне каземата, которая настилалась поверх вертикального броневого пояса, и броневую палубу внутри верхнего каземата на уровне верхней палубы. Плиты бортовой поясной брони в кол-ве 68 штук (по 34 с борта) имели различную толщину и общий вес в 1134,76 тонн. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из лиственницы толщиной 304,8-мм, которых приходилось от восьми до двенадцати на плиту. Для исключения гниения подкладки под броню применили специальный клей Хейса, так как применявшийся до этого сурик все же допускал некоторую порчу лиственницы. Надводная часть плиты (0,9 метра) имела большую толщину, а подводная постепенно утончалась. Первая плита пояса у тарана имела толщину вверху 152-мм, внизу – 102-мм. Затем шли три плиты (№ 2-4) толщиной вверху 203-мм, внизу 102-мм, далее – две плиты (№ 5, 6) 254/127-мм. Следующие четыре плиты (№ 7 -10) имели толщину 305/127-мм, и затем шли семнадцать (№ 11-27) наиболее толстых плит 406/152-мм. После них к корме плиты утончались, две плиты (№ 28 и 29) в 305/127-мм и две плиты (№ 30 и 31) в 254/127-мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, три плиты (№ 32 – 34) в 203/104-мм. Нижний каземат высотой около 2,5 метров размещался поверх пояса по ватерлинии. В носу его защищали шесть траверзных плит в 254-мм, в корме – шесть плит в 229-мм. С каждого борта находилось по девять 305-мм плит. Всего в броневую систему каземата входило 30 плит общим весом 553,9 тонны. Верхний грушевидный каземат по всему, периметру защищали 34 – 305-мм плиты высотой, в зависимости от места установки, от 2,7 метров до 3 метров. Общий их вес равнялся 713,54 тонны. На разных кораблях этого типа количество и размеры соответствующих плит несколько отличались, но их толщины были равны. Боевая командирская (капитанская) рубка имела по четыре-пять плит различной толщины (152-мм на "Екатерине II", 203-мм на "Чесме", 229-мм на "Синопе" и "Георгии Победоносце"). На "Екатерине II" и "Чесме" рубки в плане были круглые с внешним диаметром 3,3 метра, на остальных двух – грушевидной формы. Броневая защита палуб состояла из 57-мм листов поверх броневого пояса вне каземата и 63-мм листов поверх верхнего каземата (на "Георгии Победоносце – 38,1-мм). Лёгкое броневое прикрытия для защиты от огня малокалиберной артиллерии и осколков имели барбетные установки. На "Екатерине II" вращающееся прикрытие имело толщину 38-мм и диаметр, равный диаметру установки и находилось в одном уровне с верхней палубой. На остальных трех кораблях прикрытия барбетов также вращались с установками, но бронирование было другой формы и толщины (от 38 до 63,5-мм). На баке располагались четыре световых люка, носовой сходной трап на батарейную палубу, кнехты и катбалки. На шкафуте (площадь верхней палубы за фок-мачтой) размещались барбеты с 305-мм орудиями главного калибра, мостик на пиллерсах, две дымовые трубы с прямыми вентиляционными трубами, броневые решётки котельных отделений, горловины угольных ям, сходные трапы в батарейную палубу, световые люки машинного отделения. На корме размещались; в диаметральной плоскости световые люки, шпиль и кормовой сходной трап. Офицерские каюты и кают-компания располагались в кормовой части батарейной палубы. Кубрики нижних чинов и унтер-офицеров, а также каюты кондукторов, корабельная церковь и лазарет находились на жилой палубе. Все помещения корабля освещались лампами накаливания (чуть более 500 шт.) мощностью в 25 ватт.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Шкиперский отсек;
    3. Минный отсек;
    4. Брашпильный отсек;
    5. Помповый отсек;
    6. Носовой кочегарный отсек;
    7. Кормовой кочегарный отсек;
    8. Машинный отсек;
    9. Провизионный отсек;
    10. Рулевой отсек;
    11. Ахтерпик.
    Поперечные переборки являлись водонепроницаемыми до жилой палубы.

    Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, штурвалы для которой помещены на мостике и в каземате. Кроме паровых штурвалов, имелись и два ручных, один на мостике и другой в корме, под броневою палубой.

    Водоотливная система имела сложную систему трубопроводов из двух магистральных труб диаметром по 305-мм. Одна магистральная труба, с шестнадцатью ответвлениями диаметром 203-мм, проходила у киля, с его правой стороны от 9 до 71 шпангоута через все междудонные отделения. Она делилась на случай повреждений двумя клинкетами на три независимых части. Другая магистральная труба проходила по левой стороне продольной переборки поверх второго дна и предназначалась для удаления воды из самых больших отсеков – машинного и двух кочегарных. Труба имела шесть ответвлений диаметром 203-мм. Обе магистральные трубы сообщались между собой двумя 203-мм клинкетами. Магистральные трубы позволяли перепускать воду из одного отделения в другое.

    Противопожарная система броненосца выполнялась из общей пожарной трубы, расположенной вдоль корпуса на нижней палубе, и отдельных пожарных труб в машинном и котельных отделениях. От труб отходили ответвления, оканчивающиеся пожарными рожками. Всего на корабле было по 24 двойных рожка, к которым присоединялись 48 шлангов. Давление в пожарных трубах создавали два пожарных насоса, шесть паровых донок (насосов для подачи воды в котлы), шесть помп Даутона, два ручных насоса и одна переносная пожарная машина.

    Спасательные средства броненосца состояли из двух миноносных катеров, длиною по 16,74 метра, двух паровых катеров, двух 18-вёсельных барказов, двух 6-вёсельных ялов, двух лёгких 12-вёсельных катеров и двух вельботов, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Матросские койки вдоль бортов устанавливались в специальные коечные сетки и служили для защиты людей на верхней палубе от пуль и осколков во время боя.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 14 огнетрубными котлами ("Екатерина II", "Чесма" и "Синоп") и 16 огнетрубными котлами ("Георгий Победоносец"), которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях.
    Паровая машина Балтийского завода ("Екатерина II") вертикальная, трехцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,3 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1520-мм, двумя цилиндрами низкого давления диаметрами по 2130-мм и ходом поршня 1060-мм имела мощность 4550 л.с. и частоту вращения 86 об/мин. при полной скорости хода в 15 узлов и передавала вращение на один четырёхлопастный винт диаметром 548-мм и фиксированным шагом 6,63 метра.
    Паровая машина бельгийской фирмы "Коккериль" ("Чесма") вертикальная, трёхцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,68 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1702-мм, двумя цилиндрами низкого давления диаметрами по 2032-мм и ходом поршня 1143-мм имела мощность 4525 л.с. и частоту вращения 92 об/мин. при полной скорости хода в 13,58 узла и передавала вращение на один четырёхлопастный винт диаметром 549-мм и фиксированным шагом 6,1 метра.
    Паровая машина английской фирмы "Нэпира" ("Синоп") вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 8,79 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1118-мм, цилиндром среднего давления диаметром 1600-мм и цилиндром низкого давления диаметром 2413-мм и ходом поршня 1143-мм имела мощность 4444 л.с. и частоту вращения 100 об/мин. при полной скорости хода в 15 узлов и передавала вращение на один четырёхлопастный винт диаметром 488-мм и фиксированным шагом 6,8 метра.
    Паровая машина английской фирмы "Модслея" ("Георгий Победоносец") вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 10,5 атмосфер, с цилиндром высокого давления диаметром 1194-мм, цилиндром среднего давления диаметром 1727-мм и цилиндром низкого давления диаметром 2540-мм и ходом поршня 1220-мм имела мощность 5300 л.с. и частоту вращения 95 об/мин. при полной скорости хода в 16,5 узла и передавала вращение на один четырёхлопастный винт диаметром 500-мм и фиксированным шагом 5,8 метра.
    Паровой котёл цилиндрический, огнетрубный, пролетного типа, четырёхтопочный. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 футов (6,1 метра), а диаметр 5 футов 6 дюймов (около 1,7 метра). Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. На "Георгии Победоносце" их было 4, на "Екатерине II", "Чесме" и "Синопе" по 2 вспомогательных котла. Полный запас топлива (угля) включал 870 тонн, что позволяло броненосцу пройти более 4000 миль при скорости хода в 8 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 2 динамо-машины "Сименса" мощностью по 15 кВт каждый, на "Георгии Победоносце" - 3 динамо-машины "Грамма-Сименса". Динамо-машины работали попеременно без перерыва. Все помещения корабля освещались лампами накаливания мощностью по 25 Ватт. Кроме освещения, электроэнергия шла к двум прожекторам "Манжена" с диаметром отражателя 90-см, на "Георгии Победоносце" - 3 прожектора с диаметром отражателя 75-см.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. Из 6 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных попарно в трёх поворотных барбетах из которых 2 барбета располагались в носовой части верхнего каземата и 1 барбет в кормовой части верхнего каземата.
      Для "Екатерины II" орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на скрывающемся лафете Разсказова. Каждый лафет имел 2 компрес­сорных цилиндра, служивших и для подъема орудия после заряжания. Для вертикальной наводки использовались тяги, прикрепленные к цапфам бугеля, надетого на казенную часть орудия. Вращение барбета осуществлялось паровой машиной или в ручную. Время поворота установки на 180° составляло первоначально 1 мин. Заряжание производилось с помощью телескопического прибойника с гидровлическим приводом при строго определенном положении ствола; угле возвышения 6° и различном угле горизонтального наведения для каждого ствола или в ручную. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Диаметр барбетной установки 10,8 метра, высота бар­бета - 2,44 метра. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес барбета с 2 орудиями - 116,51 тонны.
      Для "Чесмы" орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на обычном лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки использовался гидравлический цилиндр, подвешенный к стальной коробке. Штоки этих цилиндров соединялись с бугелями, надетыми на орудие. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе или в ручную. Время поворота установки на 180° составляло первоначально 1 мин. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Диаметр барбетной установки 10,8 метра, высота бар­бета - 2,44 метра. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес барбета с 2 орудиями - 116,51 тонны.
      Для "Синопа" орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на обычном лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки использовался гидравлический цилиндр, подвешенный к стальной коробке. Штоки этих цилиндров соединялись с бугелями, надетыми на орудие. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе или в ручную. Время поворота установки на 180° составляло первоначально 1 мин. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Диаметр барбетной установки 7,01 метра, высота бар­бета - 2,44 метра. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес барбета с 2 орудиями - 116,51 тонны.
      На "Георгии Победоносце" 6 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенных попарно в трёх поворотных барбетах из которых 2 барбета располагались в носовой части верхнего каземата и 1 барбет в кормовой части верхнего каземата. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на обычном лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки использовался гид­равлический механизм, связанный с качающейся частью специальной тягой, кроме того, имелся резервный ручной подъемный ме­ханизм с зубчатой дугой. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими цилиндрами, их штоки действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе или в ручную. Время поворота установки на 180° составляло первоначально 1 мин. Досылка снарядов производилась с помощью гидравличес­кого телескопического прибойника. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленной стали весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 153-155 кг бурого пороха и тяжёлые весом 455 кг с зарядом весом 147,7 кг бурого пороха. Диаметр барбетной установки 10,8 метра, высота бар­бета - 2,44 метра. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 10,61 км. При угле возвышения +6° и скорости лёгкого снаряда 637 м/с, а скорости тяжёлого снаряда 610 м/с дальность стрельбы составляла 6,04 км. Вес барбета с 2 орудиями - 160 тонн.
    2. Из 7 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий "Бринка" Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенных побортно на спонсонах батарейной палубы. Орудие стальное, нарезное, с ручным открытием и закрытием замка, размещалось на гидравлических бортовых станках Креля. Станок имел боевой штыр, который крепился на палубе впереди платформы, соединённой со штыром наклонной стрелой. Угол наклона платформы 10°. Высота оси цапф составляла 1 метр. Для вертикальной наводки использовался подъёмный секторный механизм. Поворот установки осуществлялся на угол до 90°. Расчёт установки включал 12 человек. В состав боекомплекта входили лёгкие снаряды весом 41,5 кг и тяжёлые весом 54-56 кг с одинаковым зарядом для всех типов снарядов весом 22,9 кг бурого пороха. Боезапас включал 160 выстрелов на ствол. Скорострельность орудия - 1 выстрел в минуту. Угол максимального возвышения орудия доходил до +12°, а максимальная дальность стрельбы составляла 7,47 км при скорости лёгкого снаряда 701 м/с и тяжёлого - 578 м/с. Вес установки - 10,13 тонны.
    3. Из 8 пятиствольных 47-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 25 калибров, расположенных на батарейной палубе. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал второй номер расчёта, а наводчик производил наводку с помощью плечевого приклада. Пушка устанавливалась на коническую тумбу с наклонной осью. Корпус тумбы изготовлялся из 6,35-мм желе­за, внизу были отогнуты закраины с отверстиями для крепежных болтов. Вверху к тумбе крепился медный стакан 47-мм вертлюга для 47-мм пушки. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 1,1 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +4,6°- до 1,58 км. Вес пушки с замком составлял 578 кг.
      На "Георгии Победоносце" 8 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, расположенных на батарейной палубе. Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас включал - 1080 выстрелов со стальной или чугунной гранатой. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
    4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных на марсах мачты. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Расчёт орудия включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 445-450 м/с и имела дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
      На "Георгии Победоносце" 10 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, расположенных на марсах мачты. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас включал - 2700 выстрелов на ствол. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 170 кг.
    5. Из 7 однотрубных 356-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных: один в корме и шесть побортно на нижней (броневой) палубе. Аппараты закреплялись в "яблочных" шарнирах и имели сектор наведения от 60° (для бортовых) до 29° (для кормового). Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров. Запас торпед как правило составлял 20 штук.
    6. Из 65 сфероконических мин Герца 1876 года. Мина Герца с гальвано-ударным взрывателем и сфероконическим корпусом из листового железа, состояла из платинового запала с детонатором и имела пять "рожков Герца", выполненных в виде легко сминающегося свинцового колпака с сухой угольно-цинковой батареей и электролитом в стеклянной ампуле - "склянке". При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на мостик накаливания платинового запала и воспламенял детонатор. Взрыв происходил практически мгновенно. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 35 кг с зарядом сухого пироксилина весом 18,14 кг. Глубина места постановки составляла до 40 метров, а сама постановка мины осуществлялась с плотика образованного барказом и катером по измеренной глубине. Время прихода в боевое положение равнялось 25 минутам, а задержка взрыва 0,05 секунды.

    Броненосцы типа "Екатерина II" строились для усиления Черноморского флота и присутствия российских судов в бассейнах Чёрного и Средиземного моря. Корабли этого проекта являлись первыми мореходными броненосцами с большой дальностью плавания и мощным артиллерийским вооружением и ежегодно находились в составе эскадры Практического плавания.

    Строились броненосцы на Николаевской Адмиралтейской верфи в г. Николаеве и на верфи РОПиТ в г. Севастополе.

    Головной броненосец "Екатерина II" вступил в строй Черноморского флота в 1889 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Екатерина II"

    Водоизмещение:   проектное 9990-10280 тонн, полное 11032-11396 тонн.  
    Длина наибольшая: 
    103,47 метра
    Длина по КВЛ: 
    101,13 метра
    Ширина наибольшая: 
    21,03 метра
    Высота борта в носу: 
    13,84 метра
    Высота борта по миделю: 
    14,22 метра
    Высота борта в корме: 
    13,84 метра
    Осадка по корпусу: 
    8,5 метра
    Силовая установка:  2 паровые машины по 4525-5300 л.с., 14-16 котлов,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 60 В, 2-3 динамо-машины по 15 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 15-16 узлов, экономическая-боевая 12 узлов,
    экономическая 8 узлов.
    Дальность плавания: 
    4096 миль при 8 узлах.
    Автономность: 
    21 сутки при 8 узлах, 11 суток при 10 узлах,
    6 суток при 12 узлах, 4 суток при 14 узлах.
    Мореходность: 
    до 9 баллов.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    6х1 305-мм орудий, 8х5/1 47-мм пушек Гочкиса,
    7х1 152-мм орудий, 4х5/10х1 37-мм пушек Гочкиса.
    торпедное: 
    7х1 356-мм торпедных аппаратов (ТА).
    минное: 
    65 сфероконических мин Герца.
    противоминное: 
    28 бортовых шестов и 45 сетей по 7,5x6 метров.
    Экипаж: 
    720 человек (28 офицеров)

    Всего построено броненосцев с 1889 г. по 1894 г. - 4 единицы.

Hosted by uCoz