Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Броненосцы
типа "Император Александр II"
1889-1892
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона


    Эскадренные броненосцы типа "Император Александр II" - строились по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 гг. и предназначались для Балтийского флота. Корабли были заложены в 1885 году в Новом Адмиралтействе ("Император Александр II") и 1886 году на Франко-Русском заводе "Император Николай I". Броненосец "Император Николай I" строился по несколько изменённому варианту. Проект броненосцев разрабатывался Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК). Главным строителем броненосца "Император Александр II" стал подполковник корпуса корабельных инженеров Н.А. Субботин, а броненосца "Император Николай I" - капитан корпуса корабельных инженеров П.А. Титов. Наблюдал за постройкой броненосцев от МТК старший судостроитель Н. Е. Кутейников.

    Корпус броненосца изготавливался из профилированной и листовой стали, а набор состоял из вертикального и горизонтального киля, фор и ахтерштевней, а так же из 85 шпангоутов и бимсов. Корабль имел двойное дно, платформы в носу и корме, жилую (броневую), батарейную и верхнюю палубы. Вертикальный киль составлялся из стали толщиной 12,7-мм. Горизонтальный киль состоял из двух слоев стальных листов. Форштевень, который образовывал носовую оконечность, выполнял и функцию тарана. Он состоял из трех частей (по судостроительной терминологии того времени - штук) общим весом 18,8 тонны. Таран выдавался вперед от плоскости носового перпендикуляра на 2,2 метра и углублялся на 2,74 метра. Ахтерштевень, весом 6,48 тонны, являлся кормовой оконечностью броненосца и имел рулевую раму весом 6,28 тонны, к которой крепился руль площадью 15,8 метра и весом 9,2 тонны. Шпангоуты собирались из листовой стали толщиной 9,6-мм и 12,7-мм. Двойное дно простиралось от 12-го до 74 шпангоута, а по высоте поднималось до 3-го стрингера и делилось флорами на независимые отсеки. В диаметральной плоскости корабля, в районе котельных и машинного отсеков, проходила продольная водонепроницаемая переборка, которая делила корпус на две равные части, левую и правую. Наружная обшивка состояла из листов стали толщиной до 15-мм. Она крепилась к корпусному набору с помощью заклёпок. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, каземата, барбета и боевой рубки. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу, которая настилалась поверх вертикального броневого пояса. Плиты бортовой поясной брони имели различную толщину и общий вес в 1038,6 тонны. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из тика толщиной 254-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку, подкладку и вворачивались в саму плиту. Надводная часть плиты (1,06 метра) имела большую толщину, а подводная (1,52 метра) постепенно утончалась. Первые плиты пояса, в носовой части, имели толщину в верху 100-мм, внизу – 100-мм. Затем шли плиты толщиной вверху 152-мм, внизу 100-мм, далее – плиты 203/127-мм, плиты 225/127-мм. Следующие плиты имели толщину 254/127-мм, далее плиты толщиной 305/127-мм и затем шли наиболее толстые плиты 356/203-мм. После них к корме плиты утончались до 305/127-мм и до 225/127-мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, плиты в 125/100-мм. Поверх пояса непосредственно на жилой (броневой) палубе во всю длину и ширину корабля стелились два ряда броневых листов. Нижний ряд листов имел толщину 19-мм, верхний - 44,5 мм (общая толщина 63,5 мм). Все люки жилой палубы закрывались броневыми 63,5-мм крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы толщиной 50,8-мм. Каземат в носу и корме защищали траверзные плиты толщиной 152-мм, по бортам находились броневые плиты толщиной 76-мм, а в районе 152-мм и 47-мм орудий броневая защита борта составляла 50-мм. Всего в броневую систему каземата входили плиты общим весом в 125 тонн. На кораблях этого типа количество и размеры плит несколько отличались, но их толщины были равны. Боевая командирская (капитанская) рубка имела бортовые плиты толщиной 203-мм и потолочные плиты толщиной 63-мм. Барбетные установки 305-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 254-мм и высотой 6 метров. Их общий вес равнялся 301,2 тонн. Поверх барбета находился "башенный купол" весом 39,5 тонны и толщиной 63,5-мм, который защищал прислугу орудий от осколков и огня малокалиберной артиллерии. На баке располагались носовой сходной трап на батарейную палубу, кнехты, катбалки и барбет с 305-мм орудиями главного калибра, а на "Николае I" вместо барбета установили башню диаметром 7,7 метра. На шкафуте (площадь верхней палубы между фок- и грот-мачтами) размещались мостик на пиллерсах с боевой и ходовой рубками, две дымовые трубы с прямыми вентиляционными трубами, ростры, броневые решётки котельных отделений, световые люки машинного отделения. На корме размещались световые люки, кормовой мостик с рубкой, кормовое 152-мм орудие, кормовой сходной трап и кормовой балкон в районе жилой палубы. На "Императоре Николае I" кормовую рубку расширили до обвода борта и превратили во внушительный полуют со вторым кормовым балконом. Настил полуюта проходил вровень с кормовым мостиком. Офицерские каюты и кают-компания располагались в кормовой части, а кубрики нижних чинов и унтер-офицеров, каюты кондукторов, корабельная церковь находились в носовой части жилой палубы. Все помещения корабля имели электрическое освещение.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Шкиперский отсек;
    3. Минный отсек;
    4. Якорный отсек;
    5. Носовой артиллерийский отсек;
    6. Носовой кочегарный отсек;
    7. Кормовой кочегарный отсек;
    8. Машинный отсек;
    9. Провизионный отсек;
    10. Рулевой отсек;
    11. Ахтерпик.
    Поперечные переборки являлись водонепроницаемыми до жилой палубы.

    Якорное устройство включало два становых Адмиралтейских якоря весом 4,91 тонны, два запасных якоря системы Мартина, два верпа и якорных цепей с диаметром звена 63,5-мм.

    Водоотливная система имела систему трубопроводов из магистральной трубы диаметром 457,2-мм. К носу и корме магистральная труба утончалась до 406, 356, 305 и 203-мм. Труба имела ответвления из каждого водонепроницаемого отсека диаметром в 203-мм.

    Противопожарная система броненосца выполнялась из общей пожарной трубы, расположенной вдоль корпуса на нижней палубе, и отдельных пожарных труб в машинном и котельных отделениях. От труб отходили ответвления, оканчивающиеся пожарными рожками. Давление в пожарных трубах создавали пожарные насосы.

    Спасательные средства броненосца состояли из двух миноносных паровых катеров длиной 15,5 метра, двух паровых катеров длиной 10,4 метра, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, одного 16-вёсельного рабочего катера, двух 6-вёсельных ялов, двух лёгких 14-вёсельных катеров длиной 10,4 метра и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Матросские койки устанавливались в специальные коечные сетки и служили для защиты людей от пуль и осколков во время боя.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 12 огнетрубными котлами ("Император Александр II") и 16 огнетрубными котлами ("Император Николай I"), которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях.
    Паровая машина Балтийского завода ("Император Александр II") вертикальная, трехцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,3 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1520-мм, двумя цилиндрами низкого давления диаметрами по 2130-мм и ходом поршня 1060-мм имела мощность 4250 л.с. и частоту вращения 86 об/мин. при полной скорости хода в 15 узлов и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.
    Паровая машина Франко-Русского завода ("Император Николай I") вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,68 атмосферы, с цилиндром высокого давления, цилиндром среднего давления и цилиндром низкого давления имела мощность 3945 л.с. при полной скорости хода в 14,5 узла и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.
    Паровой котёл цилиндрический, огнетрубный, пролетного типа, четырёхтопочный. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 футов (6,1 метра), а диаметр 5 футов 6 дюймов (около 1,7 метра). Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 847-970 тонн, что позволяло броненосцу пройти более 3000 миль при скорости хода в 10 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 4 динамо-машины "Сименса" мощностью по 1,2 кВт каждая, которые работали на палубное освещение, включавшее 321 лампу накаливания мощностью по 15 Вт и 2 динамо-машины "Грамма" мощностью по 7,2 кВт каждая для питания двух прожекторов "Манжена" с диаметром отражателя 90-см, электроиндикаторов руля, указателей орудий и электрических звонков.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. На "Императоре Александре II" из 2 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных в поворотном барбете системы Креля, в носовой части. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки использовались два гидравлических цилиндра, подвешенных к вращающемуся столу и непосредственно к качающейся части станка. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими двигателями, их штоки с шестернями действовали на большой зубчатый обод, прикрепленный к специально устроенной промежуточной платформе. Время поворота установки на 120° составляло 1 мин. Наводили орудия 3 матроса-наводчика. Один управлял наведением всей установки по горизонтали, два других - каждого ствола по вертикали. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта, из 80 выстрелов на ствол, входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес барбета с 2 орудиями - 160 тонн.
      На "Императоре Николае I" из 2 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных в одной поворотной башне в носовой части. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на лафете с постоянной высотой оси цапф. Башня имела наружный диаметр 7,7 метра и высоту от нижнего основания погона до крыши 5,49 метра. Зазор между вращающейся частью башни и палубой для защиты от брызг закрывался резиновым мамеринцем. Для вертикальной и горизонтальной наводки башни использовались гид­равлические механизмы. Время поворота башенной установки на 276° составляло 1 мин. Досылка снарядов производилась с помощью гидравличес­кого прибойника. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта, из 70 выстрелов на ствол, входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Угол максимального возвышения орудий доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы составляла 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес башни с 2 орудиями - 169,041 тонны.
    2. Из 4 одноствольных 9-дюймовых (229-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, размещённых побортно два в носовой и два в кормовой части каземата. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием цилиндропризматического клинового замка размещалось на станке на центральном штыре системы Дуброва. Компрессор станка гидравлический, самонакатывание под действием силы тяжести, угол наклона платформы 9°. Угол поворота орудия в горизонтальной плоскости 110°. В состав боекомплекта входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 126-127 кг и зарядов к ним весом 72-74 кг бурого пороха. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы составляла 8,61 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 653 м/с дальность стрельбы около 5,5 км. Вес орудия со станком - 31,27 тонны.
    3. Из 8 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий "Бринка" Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенных побортно на батарейной палубы. Орудие стальное, нарезное, с ручным открытием и закрытием замка, размещалось на станке на центральном штыре системы Дуброва. Компрессор станка гидравлический, самонакатывание под действием силы тяжести, угол наклона платформы 9°. Угол поворота орудия в горизонтальной плоскости 110°. Расчёт установки включал 12 человек. В состав боекомплекта входили лёгкие снаряды весом 41,5 кг и тяжёлые весом 54-56 кг с одинаковым зарядом для всех типов снарядов весом 22,9 кг бурого пороха. Боезапас включал 160 выстрелов на ствол. Скорострельность орудия - 1 выстрел в минуту. Угол максимального возвышения орудия доходил до +12°, а максимальная дальность стрельбы составляла 7,47 км при скорости лёгкого снаряда 701 м/с и тяжёлого - 578 м/с. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 578 м/с дальность стрельбы около 3,94 км. Вес установки - 10,13 тонны.
    4. Из 10 пятиствольных 47-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 25 калибров, расположенных на батарейной палубе. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал второй номер расчёта, а наводчик производил наводку с помощью плечевого приклада. Пушка устанавливалась на коническую тумбу с наклонной осью. Корпус тумбы изготовлялся из 6,35-мм желе­за, внизу были отогнуты закраины с отверстиями для крепежных болтов. Вверху к тумбе крепился медный стакан 47-мм вертлюга для 47-мм пушки. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 1,1 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +4,6°- до 1,58 км. Вес пушки с замком составлял 578 кг.
    5. Из 8 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных на марсах двух мачт. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Расчёт орудия включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 445-450 м/с и имела дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
    6. Из 5 однотрубных 356-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных: один в корме и четыре побортно в носовой части нижней (броневой) палубы. У форштевня с каждого борта находились две неповоротные выдвижные трубы. Их устанавливали с расчетом на торпедный залп непосредственно перед нанесением таранного удара. За ними, перед броней барбетной установки с каждого борта стояло по одному поворотному аппарату. Поворотные аппараты закреплялись в "яблочных" шарнирах и имели сектор наведения от 30° до 100° на борт. Неповоротная труба кормового ТА проходила через линию ахтерштевня. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров. Запас торпед как правило составлял 14 штук.
    7. Из 36 сфероконических мин Герца 1876 года. Мина Герца с гальвано-ударным взрывателем и сфероконическим корпусом из листового железа, состояла из платинового запала с детонатором и имела пять "рожков Герца", выполненных в виде легко сминающегося свинцового колпака с сухой угольно-цинковой батареей и электролитом в стеклянной ампуле - "склянке". При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на мостик накаливания платинового запала и воспламенял детонатор. Взрыв происходил практически мгновенно. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 35 кг с зарядом сухого пироксилина весом 18,14 кг. Глубина места постановки составляла до 40 метров, а сама постановка мины осуществлялась с плотика образованного барказом и катером по измеренной глубине. Время прихода в боевое положение равнялось 25 минутам, а задержка взрыва 0,05 секунды.

    Броненосцы типа "Император Александр II" строились для усиления Балтийского флота и присутствия российских судов в бассейнах Балтийского и Средиземного моря. Корабли этого проекта являлись первыми серийными мореходными броненосцами с большой дальностью плавания и мощным артиллерийским вооружением и ежегодно находились в дальних плаваниях.

    Строились броненосцы в Новом Адмиралтействе в г. Санкт-Петербурге и на верфи Франко-Русского завода в г. Санкт-Петербурге.

    Головной броненосец "Император Александр II" вступил в строй Балтийского флота в 1889 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Император Александр II"

    Водоизмещение:   проектное 8440 тонн, полное 9594 тонны.  
    Длина наибольшая: 
    105,6 метра
    Длина по КВЛ: 
    101,6 метра
    Ширина наибольшая: 
    20,4 метра
    Высота борта в носу: 
    12,72 метра
    Высота борта по миделю: 
    15,27 метра
    Высота борта в корме: 
    12,74-15,27 метра
    Осадка по корпусу: 
    7,4-7,7 метра
    Силовая установка:  2 паровые машины по 4250-3945 л.с., 12-16 котлов,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 60 В, 2 динамо-машины по 7,2 кВт,
    4 динамо-машины по 1,2 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 14-15 узлов, экономическая-боевая 12 узлов,
    экономическая 8 узлов.
    Дальность плавания: 
    4440-3630 миль при 8 узлах.
    Автономность: 
    23-19 суток при 8 узлах.
    Мореходность: 
    до 9 баллов.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    2х1 305-мм орудий, 4х1 229-мм орудия, 10х5/1 47-мм пушек
    Гочкиса, 8х1 152-мм орудий, 8х5/10х1 37-мм пушек Гочкиса.
    торпедное: 
    5х1 356-мм торпедных аппаратов (ТА).
    минное: 
    36 сфероконических мин Герца.
    противоминное: 
    20 бортовых шестов и сети.
    Экипаж: 
    620 человек (22 офицера)

    Всего построено броненосцев с 1889 г. по 1892 г. - 2 единицы.

Hosted by uCoz