Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Броненосцы
тип "Андрей Первозванный"
1911-1912
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона

    Эскадренные броненосцы типа "Андрей Первозванный" - строились по правительственному кредиту в счет судостроительной программы 1903-1923 года, который выделялся из бюджета для поддержания судостроительных заводов и верфей. По проекту новой программы предполага­лось, что к 1923 году русский флот будет состоять из 42 эскадрен­ных броненосцев, 24 броне­носцев береговой обороны, 23 броненосных крейсеров, 40 бронепалубных крейсеров, 11 крей­серов 2 ранга, 147 миноносцев, 84 минных крейсеров. Программа определила динамику рос­та флота, состав действую­щих и выбывающих кораб­лей. Неясно было лишь с их характеристиками. Только в 1903 году было принято решение о строительстве двух кораблей для Балтийского флота по изменённым чертежам броненосцев типа "Бородино". Корабли закладывались в эллинге «Галерный островок» Адмиралтейских верфей ("Андрей Первозванный" в марте 1904 года), в эллинге Балтийского завода в Санкт-Петербурге ("Император Павел I" в октябре 1904 года). Проект броненосцев предусматривал водоизмещение в 16500 тонн, дальность плавания до 3770 миль, полный запас угля 1900 тонн и скорость полного хода в 18 узлов, а также вооружение из четырех 305-мм, двенадцати 203-мм орудий, двадцати 75-мм пушек и до двадцати трёх пушек меньшего калибра (47-мм и 37-мм). Главным строителем броненосца "Андрей Первозванный" стал корабельный инженер, младший судостроитель В.А. Афанасьев, а броненосца "Император Павел I" - корабельный инженер, старший судостроитель В.Х. Оффенберг.

    Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел гладкую верхнюю броневую палубу и ещё две полные броневые палубы (среднюю и нижнюю), двойное дно, горизонтальный и вертикальный кили, фор- и ахтерштевни. Вертикальный киль имел высоту 1,14 метра. Горизонтальный киль набирался из двух листов стали толщиной, соответственно, в средней части корпуса 20- и 18-мм, к оконечностям уменьшаясь до 18-16 и 16-14-мм. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из стальных отливо­к. Двойное дно делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки и располагалось от 13-го до 99-го шпангоутов. Листы второго дна соединяли внакрой с высаженными кромками на двойном ряде заклепок диаметром 25,4-мм. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, проходили скуловые кили. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 4, 13, 15, 18, 24, 28, 34, 40, 46, 50, 56, 58, 62, 68, 73, 86, 90 и 99 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На броненосце имелись две бортовых продольных переборки, которые устанавливались в 2,5 метрах от бортов на протяжении от 28 до 86 шпангоутов, и служили, как дополнительная противоминная защита корабля. В районе машинного отсека (73-86 шпангоуты), по диаметральной плоскости, проходила продольная переборка толщиной 9,52-мм, которая делила отсеки на две равные части левого и правого борта. Эта переборка выполнялась из гофрированной (волнистой формы) стали с 11 трапециевидными гофрами глубиной 400-мм и складывалась из вертикальных коробок, которые исключали необходимость применения подкрепляющих пиллерсов (стоек). Бимсы палуб выполнялись из швеллерного профиля. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, верхнего пояса, орудийных казематов 203-мм и 120-мм орудий, 305-мм башен главного калибра, 203-мм башен и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю (карапасную), среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 215,9-мм в средней части корпуса (34-86 шпангоуты), уменьшаясь в районе носовой и кормовой башен главного калибра до 165,1-мм и далее к оконечностям: в нос от 16 шпангоута до форштевня (7 плит) - 127-мм, на протяжении форштевня 12,7-мм и далее и в корму от 98 по 105 шпангоут (3 плиты) - 114,3-мм, от 105 шпангоута до ахтерштевня - 101,6-мм. Тыльные стороны плит имели скосы на расстоянии 914-мм сверху и 457,4-мм снизу броневой плиты. Главный броневой пояс высотой 3,2 метра, опускался ниже ватерлинии на 1,22 метра. Верхняя его кромка приходилась на уровне средней броневой палубы. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из лиственницы толщиной 152,4-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку толщиной от 22,22-мм в середине до 17,46-мм в оконечностях, подкладку и вворачивались в саму плиту. Обшивка под бронёй в подводной части, по всей длине, корпуса имела толщину 9,52-мм. В оконечностях главный пояс соединялся с броневыми плитами другого борта. Всего на оба борта установили 98 плит (крайние носовые и кормовые выполнялись из двух половин). Общий их вес составлял 1256 тонн. Поверх пояса непосредственно на средней броневой палубе, на протяжении от 18 до 99 шпангоута, стелились, на стальную палубную обшивку толщиной 22,22-мм, броневые палубные листы толщиной 38,1-мм, которые уменьшались к оконечностям и имели толщину 25,4-мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 23,81-мм в районе машинно-котельных отделений и толщиной 22,22-мм в оконечностях, стелилась, на стальную палубную обшивку толщиной 15,88-мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы, на всём её протяжении, из броневых листов толщиной 54-мм. По бортам верхнего броневого пояса, по всей длине корпуса между средней и верхней палубами, крепились броневые плиты толщиной 127-мм в районе от 37 до 65 шпангоутов (8 плит), уменьшаясь к оконечностям: в нос от 37 до 18 шпангоута (6 плит) - 101,6-мм, от 18 шпангоута до форштевня (6 плит) - 54-мм и в корму от 65 до 98 шпангоута (9 плит) - 101,6-мм, от 98 до ахтерштевня (5 плит) и одна плита на корме, в диаметральной плоскости, - 79,38-мм. Общий вес 69 броневых плит верхнего пояса составлял 619 тонн, включая 9,2 тонны на броневые болты. В отличие от главного пояса плиты верхнего выполнялись без скоса кромок и устанавливались непосредственно на верхние кромки плит главного пояса. Крепили их на стальную обшивку корпуса, без использования деревянной подкладки, такими же специальными броневыми болтами. Один броневой болт приходился на 1,597 кв. метра площади плиты. Казематы 203-мм орудий по бортам имели броневые плиты толщиной 127-мм. Для защиты казематов от продольного огня устанавливались 101,6-мм броневые траверзные плиты с четырьмя броневыми дверями толщиной по 76,2-мм. Между орудиями, в каземате, помещались броневые траверзы толщиной 38,1-мм, а так же была установлена внутренняя броневая выгородка толщиной 50,8-мм с двумя броневыми дверями такой же толщины, разделявшая орудия правого и левого борта. Вес всего бронирования каземата составлял 237 тонн. Казематы 120-мм орудий по бортам имел толщину броневых листов 79,38-мм, а траверзные броневые переборки - 25,4-мм. Между орудиями устанавливались переборки из броневых листов толщиной 25,4-мм. Общий вес 38 броневых плит каземата составлял 105 тонн. Боевая командирская рубка защищалась бронёй имевшей толщину 203,2-мм, труба под ней имела диаметр 1066,4-мм и толщину брони 101,6-мм, а крыша и пол рубки прикрывались броневыми листами, из маломагнитной стали, толщиной, соответственно, 101,6-мм и 76,2-мм. Высота плит вертикальной брони составляла 2,39 метра. Смотровые (визирные) отверстия в плитах боевой рубки имели ширину 76,2-мм и располагались на расстоянии 304,8-мм от нижней кромки крыши. Боевая рубка внутри перегораживалась броневой переборкой толщиной 25,4-мм с врезанными в неё броневыми дверями такой же толщины. Вес вертикальной брони рубки составлял 54 тонны, крыши 15,3 тонны, пола 10,8 тонны, броневой трубы 16 тонн и внутренней переборки 2,7 тонны. Дальномерно-ходовая рубка конструктивно была выполнена подобно нижерасположенной боевой, но толщина плит вертикальной брони и двери составляла 50,8-мм, а высота плит равнялась 2,12 метра. Кормовая, боевая, рубка по окружности собиралась из 3 броневых плит высотой 1,91 метра и толщиной 9,52-мм. Смотровые (визирные) 76,2-мм щели в вертикальной броне от средней линии отверстия до нижней кромки крыши отстояли на 304,8-мм. Пол рубки выполнялся из броневых плит толщиной 38,1-мм, а броневая труба с внутренним диаметром 0,914 метра имела высоту 5,79 метра и толщину брони 38,1-мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались 7 броневыми плитами толщиной 203,2-мм и 1 тыльной плитой толщиной 254-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 50,8-мм. Общий вес броневых листов одной башни равнялся 159 тоннам. Башенные установки 203-мм орудий прикрывались с лицевой и тыльной сторон броневыми плитами толщиной 152,4-мм, с бортов - толщиной 127-мм, а крыши башен имели толщину брони 50,8-мм. Вес брони одной башни равнялся 85 тоннам. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4-мм. На верхней палубе, между носовой и кормовой башнями главного калибра, от борта и до борта, располагалась двухъярусная надстройка. В верхнем ярусе надстройки размещались казематы 120-мм орудий, машинный люк, кожухи дымовых труб. В нижнем ярусе надстройки располагались корабельная мастерская и казематы 203-мм орудий. На жилой (средней) палубе располагались кают-компания офицеров и кондукторов, каюты командира, старшего офицера и механика, каюты офицеров и кондукторов, лазарет, операционная, каюты врача и фельдшеров, корабельная церковь и каюта священника, подбашенные пространства башен главного калибра, перевязочный пункт и аптека, канцелярия, помещения команды. На нижней палубе располагались помещения провизии, винный погреб, шпилевая, помещение рулевой машины, помещение динамо-машин, грелки, кожухи машинно-котельных отделений, центральный боевой пост, помещения сухой провизии, шкиперская. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов, угольные ямы. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -15° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснителя Круга производительностью по 62,5 тонны в сутки.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 11 основных отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Отсек провизии и носовых минных аппаратов;
    3. Отсек мокрой провизии и якорных цепей;
    4. Носовой отсек главного калибра;
    5. Отсек боезапаса;
    6. Носовой кочегарный отсек;
    7. Кормовой кочегарный отсек;
    8. Отсек боезапаса;
    9. Машинный отсек;
    10. Кормовой отсек главного калибра;
    11. Румпельный отсек.
    Силуэт броненосца имел две трубчатые мачты, выполненных по типу Эйфелевой башни, и две трубы без высоких и широких вентиляционных раструбов. Новые вентиляционные воздухозаборники имели грибовидную форму и работали от электровентиляторов.

    Водоотливная система, автономная, включала 11 отливных труб и 11 центробежных насосов (их называли "тюрбинами"), которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. "Тюрбины" имели производительность по 500 тонн воды в час. "Тюрбины", с горизонтальной осью, устанавливались на настиле второго дна и приводилась во вращение электромотором постоянного тока в водонепроницаемом исполнении. Так же на корабле устанавливались 11 паровых насосов Вортингтона подачей по 50 т/час и две переносные "тюрбины" производительностью по 200 т/час со своими приемными и отливными шлангами.

    Пожарная система включала проведенный по всему кораблю медный 127-мм магистральный трубопровод, который проходил под нижней броневой палубой. От магистрали вверх на все четыре палубы к пожарным кранам поднимались отростки диаметром 102-мм. Систему обслуживали 6 трюмно-пожарных насосов. Чтобы действовать при повреждениях, магистраль могла разобщаться клапанами на четыре участка, а каждый выходящий отросток снабжался разобщительным клапаном под броневой палубой. На случай бездействия паровых приводов применялись ручные помпы Стона диаметром 177,8-мм.

    Креновая система включала трубы, которые сообщали между собой противолежащие бортовые отсеки. Эти трубы не соеди­нялись ни с кингстонами, ни с осушительной системой и бы­ли замкнуты лишь на внутренние отсеки корабля. Трубы креновой системы автоматически перепускали забортную воду из отсека одного борта в отсек противоположного борта, по типу сообщающихся сосудов.

    Дифферентная система обеспечивала устранение дифферентов на нос и на корму. Заполнение соответствующих балластных цистерн (4-13, 99-103 шпангоуты) выполнялась через кингстоны из системы затопления погребов.

    Рулевое устройство состояло из основной паровой рулевой машины и вспомогательного электрического привода, а так же гидравлического привода для управления золотниками паровой рулевой машины, аварийным (от кормового шпиля) и ручного привода от штурвального колеса, одного руля и системы управления с винтовым приводом Дэвиса. Привод Дэвиса обеспечивал поворот пера руля на 35° в сторону от диаметральной плоскости. При повреждении рулевых машин баллер кормового шпиля соединялся со штурвальным валом и мог управлять рулем.

    Якорное устройство включало два становых якоря Холла, которые втягивались в бортовые клюзы, и один запасной якорь Холла, весом каждый по 7,68 тонны, один верп весом в 560 кг и два стоп-анкера - по 1,76 тонны каждый. Две становых цепи калибром 67,73-мм имели длину 315 метров (150 саженей) и одна запасная цепь длину 210 метров (100 саженей). Подъем и отдачу якорей осуществлял паровой брашпиль на средней палубе (8-19 шпангоуты). На верхней палубе, в носу и корме, размещались два паровых шпиля.

    Спасательные средства броненосца состояли из двух паровых катеров длиной 12,19 метра, двух моторных катеров длиной 12,19 метра, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 14-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 25 водотрубными котлами, которые располагались в котельных и двух машинных отделениях. Машины передавали вращение на два трёхлопастных винта диаметром 5,6 метра из марганцовистой бронзы. Гребные валы в случае необходимости могли разобщаться от машинных валов с помощью специальных муфт.
    Паровая машина "Франко-русского"завода вертикальная, четырёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 17 атмосфер имела мощность 8800 индикаторных л.с.. Цилиндр высокого давления выполнялся диаметром 1070-мм, цилиндр среднего давления диаметром 1615-мм и два цилиндра низкого давления диаметром по 1940-мм, а ход поршня составлял 1030-мм при частоте вращения гребных валов 120 об/мин.
    Паровая машина "Балтийского"завода вертикальная, четырёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 17 атмосфер имела мощность 8800 индикаторных л.с.. Цилиндр высокого давления выполнялся диаметром 934-мм, цилиндр среднего давления диаметром 1524-мм и два цилиндра низкого давления диаметром по 1753-мм, а ход поршня составлял 1143-мм при частоте вращения гребных валов 120 об/мин.
    Паровой водотрубный котёл системы Бельвиля не имел экономайзеров и вырабатывал пар давлением в 17,1 атмосферы, его нагревательная поверхность составляла 189,74 кв. метра, а площадь колосниковых решёток 6,15 кв. метра. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 1000 тонн, что позволяло броненосцу пройти около 2100 миль при скорости хода в 10 узлов и 1300 миль при полной скорости в 16 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 пародинамо-машины "Вольта" мощностью по 157,5 кВт каждая и 2 пародинамо-машины "Вольта" мощностью по 67,2 кВт. Благодаря компаундному возбуждению и применению уравнительных соединений генераторы могли работать параллельно по два между собой: два носовых по 1500 ампер; два кормовых по 1500 ампер и два по 640 ампер. Электропитание потребителей осуществлялось по двум кольцевым магистралям - одна для электродвигателей, другая для освещения (до 1800 ламп накаливания). Магистрали проходили по бортовым коридорам нижней палубы от 28 до 90 шпангоута. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений каждую магистраль можно было разделить на восемь рабочих отрезков (фидеров). Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. Из 4 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 40 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с гидравлическим приводом замка и поршневым затвором. Оно не имело цапф, а время открывания замка составляло не более 14 секунд. Компрессор станка гидравлический, накатник гидропнев­матический. Башня выполнялась в форме эллипса и комплектовалась электрическими приводами наводки, заряжания и подачи боезапаса. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка снарядов производилась с помощью электричес­кого прибойника. Кинематически связанные с приводами вертикального наведения орудия, прибойники могли действовать при углах заряжания от +3° до - 3°. Время заряжания орудия составляло 50 секунд. Расчёт включал 10 человек. В состав боекомплекта, из 70 выстрелов на ствол, входили бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды весом 331,3 кг и заряды к ним весом 106 кг бездымного пороха. Угол максимального возвышения орудий доходил до +35°, а скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в около 20,37 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - около 300 тонн.
    2. Из 8 одноствольных 8-дюймовых (203-мм) орудий Виккерса с длиной ствола 50 калибров, расположенных в четырёх бортовых поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором. Компрессор станка гидравлический, накатник пружинный. Башня комплектовалась электрическими приводами наводки, заряжания и подачи боезапаса. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°. Досылка снарядов производилась с помощью электричес­кого прибойника. Кинематически связанные с приводами вертикального наведения орудия, прибойники могли действовать при углах заряжания от +3° до - 3°. Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу. Время заряжания орудия составляло 30 секунд. В состав боекомплекта, из 110 выстрелов на ствол, входили снаряды весом 112,2 кг с взрывчатым веществом весом от 7,09 кг до 12,1 кг и взрывателем МРД. Угол максимального возвышения орудий доходил до +25°, а скорость снаряда составляла 807,7 м/с при максимальной дальности стрельбы в 17,59 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - нет данных.
    3. Из 6 одноствольных 8-дюймовых (203-мм) орудий Виккерса с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно в нижнем каземате. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Металлического завода на центральном штыре с винтовым механизмом вертикальной наводки, пружинным накатником и гидравлическим тормозом отката веретённого типа. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов составлял 2159-мм. Все действия на ус­тановке производились вручную. Установки имели сектор обстрела 100°. Время заряжания орудия составляло 24 секунды. В состав боекомплекта входили снаряды весом 112,2 кг с взрывчатым веществом весом от 7,09 кг до 12,1 кг и взрывателем МРД. Боезапас составлял 110 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 807,7 м/с при максимальной дальности стрельбы в 16,67 км. Вес установки равнялся 39,985 тонн.
    4. Из 12 одноствольных 120-мм пушек Канэ завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно в верхнем каземате. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Металлического завода на центральном штыре с неподвижными противооткатными устройствами. Штыровое основание — круг­лая стальная отливка, которая крепилась к палубе болтами. На нем имелся круговой желоб с шарами, на которых лежала своим дном поворотная рама. Высота оси цапф от основа­ния тумбы 1125-мм. Подъемный механизм винтовой. Бортовые установки имели сектор обстрела 100°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Время заряжания орудия составляло около 9 секунд. В состав боекомплекта входили снаряды весом 20,48 кг с взрывчатым веществом весом 2,56 кг тротила и взрывателем МРД. Боезапас составлял 200 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +25°, а скорость снаряда составляла 823 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,31 км. Вес установки равнялся 8,78 тонны.
    5. Из 4 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые предназначались для салютов. Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.
    6. Из 6 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максима" с длиной ствола 67,6 калибров, предназначенных для размещения в шлюпках (4) и для десанта (2). Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    7. Из 2 однотрубных, неподвижных 450-мм подводных торпедных аппаратов (ТА) Металлического завода системы инженера Данильченко, установленных в бортовых отсеках у 28 шпангоута. Торпеда образца 1907 года имела вес БЧ в 90 кг при весе самой торпеды 641 кг. Скорость хода торпеды составляла 27, 34 и 40 узлов, а дальность действия 2 км, 1 км и 600 метров, соответственно. Боекомплект состоял из 6 торпед.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, сдвоенные зрительные трубы с 10-кратным увеличением и углом зрения 4° (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались в центральном посту, в кормовой боевой рубке и на прицельных приспособлениях орудий.
    • 2 прибора для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см и 137-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке, центральном посту, кормовой боевой рубке и у орудий ставились принимающие приборы.
    • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта с приспособлениями для приема автоматической поправки на курсовой угол. В боевой рубке, кормовой боевой рубке и центральном посту размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, кормовой боевой рубке и центральном посту, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке и в центральном посту.
      • Две станции измерительных приборов, размещённые в боевой рубке и в центральном посту. Станции давали показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
      • Две предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке и в центральном посту. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
      • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки (АУ) или 120-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 305-мм и 203-мм АУ и батареи 203-мм и 120-мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

    На броненосцах устанавливались радиотелеграфные станции Морского ведомства 1911 года и немецкой фирмы “Telefunken”.

    Радиотелеграфная станция Морского ведомства мощностью 2 кВт обеспечивала даль­ность связи в 300 миль (555,6 км).

    Радиотелеграфная станция “Telefunken” мощностью 8кВт обеспечивала даль­ность связи в 600 миль (1111,2 км). Она стала первым полученным флотом образцом станции нового поколения — "звучащего типа", так как, в отличии от прежних станций искрового типа, позволяла принимать в телефонах приемной стан­ции музыкальную мелодию, что позволяло уверен­но отличать телеграфные знаки от атмосферных разрядов.

    Броненосцы типа "Андрей Первозванный" и броненосец "Слава" (тип "Бородино") должны были составить основную ударную силу Балтийского флота. Ещё в процессе постройки, в 1907 году, они были переквалифицированы в линейные корабли (линкоры).

    Строились броненосцы в эллинге «Галерный островок» Адмиралтейских верфей в г. Санкт-Петербурге ("Андрей Первозванный") и эллинге Балтийского завода в г. Санкт-Петербурге ("Император Павел I").

    Головной броненосец "Андрей Первозванный" вступил в строй Балтийского флота в апреле 1912 года.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Андрей Первозванный"

    Водоизмещение:  
    нормальное 17320 тонн, полное 18580 тонн.
    Длина наибольшая: 
    140,05 метра
    Длина по КВЛ: 
    138,15 метра
    Ширина наибольшая: 
    24,38 метра
    Высота борта в носу: 
    14,56 метра
    Высота борта по миделю: 
    17,98 метра
    Высота борта в корме: 
    14,01 метра
    Осадка по корпусу: 
    8,23 метра
    Силовая установка:  2 паровые машины по 8800 л.с., 25 котлов,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 105 В, 4 динамо-машины по 157,5 кВт,
    2 динамо-машины 67,2 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 18 узлов, экономическая 10 узлов.
    Дальность плавания: 
    432 мили при 18 узлах, 2100 миль при 12 узлах.
    Автономность: 
    1 сутки при 18 узлах, 7 суток при 12 узлах.
    Мореходность: 
    без ограничений.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х1 305-мм орудий, 14х1 203-мм орудия, 12х1 120-мм
    орудий, 4х1 47-мм пушки Гочкиса, 6х1 пулемётов Максима.
    торпедное: 
    2х1 450-мм подводных ТА.
    радиотехническое: 
    2 радиостанции (“Telefunken” и "Морского ведомства").
    Экипаж: 
    957 человек (31 офицер, 26 кондукторов).

    Всего построено броненосцев с 1911 г. по 1912 г. - 2 единицы.

Hosted by uCoz