|
Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел гладкую верхнюю броневую палубу и ещё две полные броневые палубы (среднюю и нижнюю), двойное дно, горизонтальный и вертикальный кили, фор- и ахтерштевни. Вертикальный киль имел высоту 1,14 метра. Горизонтальный киль набирался из двух листов стали толщиной, соответственно, в средней части корпуса 20- и 18-мм, к оконечностям уменьшаясь до 18-16 и 16-14-мм. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из стальных отливок. Двойное дно делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки и располагалось от 13-го до 99-го шпангоутов. Листы второго дна соединяли внакрой с высаженными кромками на двойном ряде заклепок диаметром 25,4-мм. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, проходили скуловые кили. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 4, 13, 15, 18, 24, 28, 34, 40, 46, 50, 56, 58, 62, 68, 73, 86, 90 и 99 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На броненосце имелись две бортовых продольных переборки, которые устанавливались в 2,5 метрах от бортов на протяжении от 28 до 86 шпангоутов, и служили, как дополнительная противоминная защита корабля. В районе машинного отсека (73-86 шпангоуты), по диаметральной плоскости, проходила продольная переборка толщиной 9,52-мм, которая делила отсеки на две равные части левого и правого борта. Эта переборка выполнялась из гофрированной (волнистой формы) стали с 11 трапециевидными гофрами глубиной 400-мм и складывалась из вертикальных коробок, которые исключали необходимость применения подкрепляющих пиллерсов (стоек). Бимсы палуб выполнялись из швеллерного профиля. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, верхнего пояса, орудийных казематов 203-мм и 120-мм орудий, 305-мм башен главного калибра, 203-мм башен и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю (карапасную), среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 215,9-мм в средней части корпуса (34-86 шпангоуты), уменьшаясь в районе носовой и кормовой башен главного калибра до 165,1-мм и далее к оконечностям: в нос от 16 шпангоута до форштевня (7 плит) - 127-мм, на протяжении форштевня 12,7-мм и далее и в корму от 98 по 105 шпангоут (3 плиты) - 114,3-мм, от 105 шпангоута до ахтерштевня - 101,6-мм. Тыльные стороны плит имели скосы на расстоянии 914-мм сверху и 457,4-мм снизу броневой плиты. Главный броневой пояс высотой 3,2 метра, опускался ниже ватерлинии на 1,22 метра. Верхняя его кромка приходилась на уровне средней броневой палубы. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из лиственницы толщиной 152,4-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку толщиной от 22,22-мм в середине до 17,46-мм в оконечностях, подкладку и вворачивались в саму плиту. Обшивка под бронёй в подводной части, по всей длине, корпуса имела толщину 9,52-мм. В оконечностях главный пояс соединялся с броневыми плитами другого борта. Всего на оба борта установили 98 плит (крайние носовые и кормовые выполнялись из двух половин). Общий их вес составлял 1256 тонн. Поверх пояса непосредственно на средней броневой палубе, на протяжении от 18 до 99 шпангоута, стелились, на стальную палубную обшивку толщиной 22,22-мм, броневые палубные листы толщиной 38,1-мм, которые уменьшались к оконечностям и имели толщину 25,4-мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 23,81-мм в районе машинно-котельных отделений и толщиной 22,22-мм в оконечностях, стелилась, на стальную палубную обшивку толщиной 15,88-мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы, на всём её протяжении, из броневых листов толщиной 54-мм. По бортам верхнего броневого пояса, по всей длине корпуса между средней и верхней палубами, крепились броневые плиты толщиной 127-мм в районе от 37 до 65 шпангоутов (8 плит), уменьшаясь к оконечностям: в нос от 37 до 18 шпангоута (6 плит) - 101,6-мм, от 18 шпангоута до форштевня (6 плит) - 54-мм и в корму от 65 до 98 шпангоута (9 плит) - 101,6-мм, от 98 до ахтерштевня (5 плит) и одна плита на корме, в диаметральной плоскости, - 79,38-мм. Общий вес 69 броневых плит верхнего пояса составлял 619 тонн, включая 9,2 тонны на броневые болты. В отличие от главного пояса плиты верхнего выполнялись без скоса кромок и устанавливались непосредственно на верхние кромки плит главного пояса. Крепили их на стальную обшивку корпуса, без использования деревянной подкладки, такими же специальными броневыми болтами. Один броневой болт приходился на 1,597 кв. метра площади плиты. Казематы 203-мм орудий по бортам имели броневые плиты толщиной 127-мм. Для защиты казематов от продольного огня устанавливались 101,6-мм броневые траверзные плиты с четырьмя броневыми дверями толщиной по 76,2-мм. Между орудиями, в каземате, помещались броневые траверзы толщиной 38,1-мм, а так же была установлена внутренняя броневая выгородка толщиной 50,8-мм с двумя броневыми дверями такой же толщины, разделявшая орудия правого и левого борта. Вес всего бронирования каземата составлял 237 тонн. Казематы 120-мм орудий по бортам имел толщину броневых листов 79,38-мм, а траверзные броневые переборки - 25,4-мм. Между орудиями устанавливались переборки из броневых листов толщиной 25,4-мм. Общий вес 38 броневых плит каземата составлял 105 тонн. Боевая командирская рубка защищалась бронёй имевшей толщину 203,2-мм, труба под ней имела диаметр 1066,4-мм и толщину брони 101,6-мм, а крыша и пол рубки прикрывались броневыми листами, из маломагнитной стали, толщиной, соответственно, 101,6-мм и 76,2-мм. Высота плит вертикальной брони составляла 2,39 метра. Смотровые (визирные) отверстия в плитах боевой рубки имели ширину 76,2-мм и располагались на расстоянии 304,8-мм от нижней кромки крыши. Боевая рубка внутри перегораживалась броневой переборкой толщиной 25,4-мм с врезанными в неё броневыми дверями такой же толщины. Вес вертикальной брони рубки составлял 54 тонны, крыши 15,3 тонны, пола 10,8 тонны, броневой трубы 16 тонн и внутренней переборки 2,7 тонны. Дальномерно-ходовая рубка конструктивно была выполнена подобно нижерасположенной боевой, но толщина плит вертикальной брони и двери составляла 50,8-мм, а высота плит равнялась 2,12 метра. Кормовая, боевая, рубка по окружности собиралась из 3 броневых плит высотой 1,91 метра и толщиной 9,52-мм. Смотровые (визирные) 76,2-мм щели в вертикальной броне от средней линии отверстия до нижней кромки крыши отстояли на 304,8-мм. Пол рубки выполнялся из броневых плит толщиной 38,1-мм, а броневая труба с внутренним диаметром 0,914 метра имела высоту 5,79 метра и толщину брони 38,1-мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались 7 броневыми плитами толщиной 203,2-мм и 1 тыльной плитой толщиной 254-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 50,8-мм. Общий вес броневых листов одной башни равнялся 159 тоннам. Башенные установки 203-мм орудий прикрывались с лицевой и тыльной сторон броневыми плитами толщиной 152,4-мм, с бортов - толщиной 127-мм, а крыши башен имели толщину брони 50,8-мм. Вес брони одной башни равнялся 85 тоннам. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4-мм. На верхней палубе, между носовой и кормовой башнями главного калибра, от борта и до борта, располагалась двухъярусная надстройка. В верхнем ярусе надстройки размещались казематы 120-мм орудий, машинный люк, кожухи дымовых труб. В нижнем ярусе надстройки располагались корабельная мастерская и казематы 203-мм орудий. На жилой (средней) палубе располагались кают-компания офицеров и кондукторов, каюты командира, старшего офицера и механика, каюты офицеров и кондукторов, лазарет, операционная, каюты врача и фельдшеров, корабельная церковь и каюта священника, подбашенные пространства башен главного калибра, перевязочный пункт и аптека, канцелярия, помещения команды. На нижней палубе располагались помещения провизии, винный погреб, шпилевая, помещение рулевой машины, помещение динамо-машин, грелки, кожухи машинно-котельных отделений, центральный боевой пост, помещения сухой провизии, шкиперская. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов, угольные ямы. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -15° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснителя Круга производительностью по 62,5 тонны в сутки.
Водоотливная система, автономная, включала 11 отливных труб и 11 центробежных насосов (их называли "тюрбинами"), которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. "Тюрбины" имели производительность по 500 тонн воды в час. "Тюрбины", с горизонтальной осью, устанавливались на настиле второго дна и приводилась во вращение электромотором постоянного тока в водонепроницаемом исполнении. Так же на корабле устанавливались 11 паровых насосов Вортингтона подачей по 50 т/час и две переносные "тюрбины" производительностью по 200 т/час со своими приемными и отливными шлангами. Пожарная система включала проведенный по всему кораблю медный 127-мм магистральный трубопровод, который проходил под нижней броневой палубой. От магистрали вверх на все четыре палубы к пожарным кранам поднимались отростки диаметром 102-мм. Систему обслуживали 6 трюмно-пожарных насосов. Чтобы действовать при повреждениях, магистраль могла разобщаться клапанами на четыре участка, а каждый выходящий отросток снабжался разобщительным клапаном под броневой палубой. На случай бездействия паровых приводов применялись ручные помпы Стона диаметром 177,8-мм. Креновая система включала трубы, которые сообщали между собой противолежащие бортовые отсеки. Эти трубы не соединялись ни с кингстонами, ни с осушительной системой и были замкнуты лишь на внутренние отсеки корабля. Трубы креновой системы автоматически перепускали забортную воду из отсека одного борта в отсек противоположного борта, по типу сообщающихся сосудов. Дифферентная система обеспечивала устранение дифферентов на нос и на корму. Заполнение соответствующих балластных цистерн (4-13, 99-103 шпангоуты) выполнялась через кингстоны из системы затопления погребов. Рулевое устройство состояло из основной паровой рулевой машины и вспомогательного электрического привода, а так же гидравлического привода для управления золотниками паровой рулевой машины, аварийным (от кормового шпиля) и ручного привода от штурвального колеса, одного руля и системы управления с винтовым приводом Дэвиса. Привод Дэвиса обеспечивал поворот пера руля на 35° в сторону от диаметральной плоскости. При повреждении рулевых машин баллер кормового шпиля соединялся со штурвальным валом и мог управлять рулем. Якорное устройство включало два становых якоря Холла, которые втягивались в бортовые клюзы, и один запасной якорь Холла, весом каждый по 7,68 тонны, один верп весом в 560 кг и два стоп-анкера - по 1,76 тонны каждый. Две становых цепи калибром 67,73-мм имели длину 315 метров (150 саженей) и одна запасная цепь длину 210 метров (100 саженей). Подъем и отдачу якорей осуществлял паровой брашпиль на средней палубе (8-19 шпангоуты). На верхней палубе, в носу и корме, размещались два паровых шпиля. Спасательные средства броненосца состояли из двух паровых катеров длиной 12,19 метра, двух моторных катеров длиной 12,19 метра, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 14-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 25 водотрубными котлами, которые располагались в котельных и двух машинных отделениях. Машины передавали вращение на два трёхлопастных винта диаметром 5,6 метра из марганцовистой бронзы. Гребные валы в случае необходимости могли разобщаться от машинных валов с помощью специальных муфт.
Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 пародинамо-машины "Вольта" мощностью по 157,5 кВт каждая и 2 пародинамо-машины "Вольта" мощностью по 67,2 кВт. Благодаря компаундному возбуждению и применению уравнительных соединений генераторы могли работать параллельно по два между собой: два носовых по 1500 ампер; два кормовых по 1500 ампер и два по 640 ампер. Электропитание потребителей осуществлялось по двум кольцевым магистралям - одна для электродвигателей, другая для освещения (до 1800 ламп накаливания). Магистрали проходили по бортовым коридорам нижней палубы от 28 до 90 шпангоута. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений каждую магистраль можно было разделить на восемь рабочих отрезков (фидеров). Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов. Вооружение броненосца состояло:
Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:
На броненосцах устанавливались радиотелеграфные станции Морского ведомства 1911 года и немецкой фирмы “Telefunken”. Радиотелеграфная станция Морского ведомства мощностью 2 кВт обеспечивала дальность связи в 300 миль (555,6 км). Радиотелеграфная станция “Telefunken” мощностью 8кВт обеспечивала дальность связи в 600 миль (1111,2 км). Она стала первым полученным флотом образцом станции нового поколения — "звучащего типа", так как, в отличии от прежних станций искрового типа, позволяла принимать в телефонах приемной станции музыкальную мелодию, что позволяло уверенно отличать телеграфные знаки от атмосферных разрядов. Броненосцы типа "Андрей Первозванный" и броненосец "Слава" (тип "Бородино") должны были составить основную ударную силу Балтийского флота. Ещё в процессе постройки, в 1907 году, они были переквалифицированы в линейные корабли (линкоры). Строились броненосцы в эллинге «Галерный островок» Адмиралтейских верфей в г. Санкт-Петербурге ("Андрей Первозванный") и эллинге Балтийского завода в г. Санкт-Петербурге ("Император Павел I"). Головной броненосец "Андрей Первозванный" вступил в строй Балтийского флота в апреле 1912 года.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||