Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Броненосцы
тип "Иоанн Златоуст"
1911
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона 1

Модель из картона 2

    Эскадренные броненосцы типа "Иоанн Златоуст" - строились по правительственному кредиту в счет судостроительной программы 1903-1923 года, который выделялся из бюджета для поддержания судостроительных заводов и верфей. По проекту новой программы предполага­лось, что к 1923 году русский флот будет состоять из 42 эскадрен­ных броненосцев, 24 броне­носцев береговой обороны, 23 броненосных крейсеров, 40 бронепалубных крейсеров, 11 крей­серов 2 ранга, 147 миноносцев, 84 минных крейсеров. Программа определила динамику рос­та флота, состав действую­щих и выбывающих кораб­лей. Неясно было лишь с их характеристиками. Только в 1903 году было принято решение о строительстве двух кораблей для Черноморского флота по откорректированным чертежам броненосца "Князь Потемкин-Таврический". Корабли закладывались на эллинге Николаевского адмиралтейства ("Евстафий" в марте 1904 года), на эллинге Лазаревского адмиралтейства в Севастополе ("Иоанн Златоуст" в ноябре 1903 года). Проект броненосцев предусматривал водоизмещение в 12738 тонн, дальность плавания до 2100 миль, полный запас угля 1100 тонн и скорость полного хода в 16 узлов, а также вооружение из четырех 305-мм, четырёх 203-мм и двенадцати 152-мм орудий. Главным строителем броненосца "Иоанн Златоуст" стал корабельный инженер, старший судостроитель А.Я. Лихнякевич, а броненосца "Евстафий" - корабельный инженер, старший судостроитель A.3. Шотт.

    Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной стали, методом клепания и набирался по поперечной системе набора. Корабль имел полубак, верхнюю, жилую и нижнюю (броневую) палубы и платформы, двойное дно, горизонтальный киль, фор- и ахтерштевни. Горизонтальный киль набирался из двух листов стали, а его толщина уменьшалась к оконечностям. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из стальных отливо­к по сохранившимся от эскадренного броненосца "Князь Потемкин Таврический" моделям. Двойное дно высотой 1 метр делилось флорами на независимые отсеки и располагалось от 18-го до 82-го шпангоутов. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, проходили скуловые кили. Поперечные водонепроницаемые переборки доводились до верхней палубы и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На броненосце имелись две бортовых продольных переборки, которые устанавливались в 1,7 метров от бортов, и служили, как дополнительная противоминная защита корабля. В районе котельных и машинного отсеков, по диаметральной плоскости, проходила продольная переборка, которая делила отсеки на две равные части левого и правого борта. Бимсы палуб выполнялись из швеллерного профиля. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, верхнего пояса, орудийных казематов, 305-мм башен главного калибра и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю (карапасную) и спардека. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 229-мм в средней части корпуса, уменьшаясь в районе носовой и кормовой башен главного калибра до 203-мм и далее к оконечностям: в нос от 178-мм до 76,2-мм и в корму от 178-мм до 50,8-мм. Главный броневой пояс, опускался ниже ватерлинии на 1,22 метра. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из лиственницы, которые проходили сквозь бортовую обшивку, подкладку и вворачивались в саму плиту. В районе 14-го шпангоута в носу и 91-го шпангоута в корме, где заканчивались бортовые броневые плиты толщиной 178-мм, проходили броневые траверзы, от борта к борту, толщиной 178-мм. В оконечностях главный пояс соединялся с броневыми плитами другого борта. Поверх пояса непосредственно на жилой палубе, между броневыми траверзными плитами, стелились броневые палубные листы толщиной 35-мм. К бортам броневая (жилая) палуба имела скосы, на всём её протяжении, из броневых листов толщиной 47,6-мм, а в оконечностях, от траверзов до фор- и ахтерштевней, толщина палубы в средней части равнялась 60,3-мм, а на скосах - 76,2-мм. Все люки жилой палубы закрывались броневыми крышками, а вокруг люков выполнялись броневые комингсы. Броневыми плитами толщиной 24,5-мм прикрывался и район румпельного отделения, ниже главного броневого пояса. Во избежание значительных переделок предусматривалось установить эту броню прямо на наружную обшивку без использования промежуточной деревянной подкладки. По бортам верхнего броневого пояса крепились броневые плиты толщиной 152-мм, которые заканчивались броневыми траверзами, в районе носовой и кормовой башен главного калибра, толщиной 152-мм. Броневые плиты верхнего пояса выполнялись высотой до верхней палубы. Нижний каземат 152-мм орудий по бортам имел броневые плиты толщиной 127-мм. Для защиты казематов от продольного огня устанавливались 127-мм броневые траверзные плиты. Между орудиями, в каземате, помещались броневые траверзы, а так же была установлена внутренняя броневая выгородка толщиной 38,1-мм, разделявшая орудия правого и левого борта. Верхний каземат 203-мм и 75-мм орудий, в спардеке, по бортам имел толщину броневых листов 76,2-мм в районе второй и третьей дымовых труб, уменьшаясь к корме до 25,4-мм и увеличиваясь к носу до 127-мм. Поверх верхнего каземата, на палубе спардека, укладывались броневые плиты толщи­ной 25,4-мм, которые закрывались сверху сосновыми досками. Боевые, командирская и кормовая, рубки защищались бронёй имевшей толщину 203-мм, трубы под ними имели толщину брони 102-мм, а крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 76,2-мм. Башенные установки 305-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 254-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 50,8-мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 38-мм. Продолжением полубака служила протяжённая двухъярусная надстройка, которая, вместе с полубаком, составляла до 80% длины корабля. В верхнем ярусе надстройки размещались, из кормы в нос, адмиральские помещения, кормовой каземат 75-мм орудий, машинный люк, две кормовые каюты офицеров, кормовой каземат 203-мм орудий, бортовые казематы 75-мм орудий, канцелярия и четыре бортовые каюты офицеров (по 2 с каждого борта, между казематами и кожухами второй и третьей дымовых труб), носовой каземат 203-мм орудий и 10 носовых офицерских кают. В нижнем ярусе надстройки располагались корабельная мастерская, бортовые казематы 152-мм орудий, кубрики экипажа, камбуз команды, корабельная церковь. На верхней палубе, под полубаком, были устроены помещения механизмов катбалки, носовые 75-мм орудия на спонсонах, шпилевая и подбашенное пространство носовой башни главного калибра. На жилой палубе располагались, из кормы в нос, кают-компания офицеров, подбашенное пространство кормовой башни главного калибра, помещение динамо-машин, офицерский буфет, офицерский камбуз, прачечные, баня, перевязочный пункт, лазарет, операционная, механизмы носовой башни главного калибра, буфет кондукторов, каюта боцманов, каюты кондукторов, кают-компания кондукторов. На нижней (броневой) палубе располагались, из кормы в нос, помещения провизии, винный погреб, шпилевая, помещение рулевой машины, механизмы кормовой башни главного калибра, помещение динамо-машин, грелки, кожухи машинно-котельных отделений, центральный боевой пост, помещения сухой провизии, шкиперская. На кормовой платформе размещались румпельное отделение, штурвальное отделение, бортовые подводные минные аппараты. На носовой платформе были выполнены форпик, помещение для хранения запасных якорных цепей, цепной ящик. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -15° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались четыре опреснителя Круга производительностью по 45 тонн в сутки.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 10 основных отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Отсек провизии;
    3. Носовой отсек боезапаса;
    4. Первый кочегарный отсек;
    5. Второй кочегарный отсек;
    6. Третий кочегарный отсек;
    7. Машинный отсек;
    8. Кормовой подбашенный отсек с боезапасом главного калибра;
    9. Отсек рулевой машины и механизмов;
    10. Румпельный отсек.
    Силуэт броненосца имел две лёгкие мачты и три трубы без высоких и широких вентиляционных раструбов, а так же низкий надводный борт. Новые вентиляционные воздухозаборники имели грибовидную форму и работали от 34 электровентиляторов производительностью от 1500 до 12000 куб.м/ч).

    Водоотливная система, автономная, включала 10 отливных труб и 10 центробежных насосов (их называли "тюрбинами") Акционерного общества Русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске", которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. "Тюрбины" имели производительность по 500 тонн воды в час (на "Иоанне Златоусте" устанавливалось два по 750 и восемь по 500 т/ч). Так же устанавливались паровые насосы Вортингтона и ручные помпы Стона.

    Креновая система включала трубы, которые сообщали между собой противолежащие бортовые отсеки. Эти трубы не соеди­нялись ни с кингстонами, ни с осушительной системой и бы­ли замкнуты лишь на внутренние отсеки корабля. Трубы креновой системы автоматически перепускали забортную воду из отсека одного борта в отсек противоположного борта, по типу сообщающихся сосудов.

    Рулевое устройство состояло из основной паровой рулевой машины, вспомогательной с электрическим приводом, гидравлическим насосом, от шпилевой машины, аварийным (от кормового шпиля) и ручного привода от штурвального колеса, одного руля и системы управления с перемещаю­щейся от борта к борту рулевой тележкой, сквозь муфту которой пропускался конец румпеля. При по­ломке румпеля для поворота руля служили руль-шкентели в виде цепи, закрепленной на задней кромке рулевой рамы и с по­мощью стопорных обушков крепившихся на борту корабля снаружи. Обнеся этот свободный конец цепи на шпиль, можно было поворачивать руль.

    Якорное устройство включало четыре становых якоря Мартина весом по 7 тонн, кормовой стоп-анкер и трёх якорных цепей диаметром 63,5-мм, производства Ижорских заводов. Шпили (два носовых, один кормовой) приводились в действие электродвигателями.

    Спасательные средства броненосца состояли из двух паровых катеров, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 12-вёсельных рабочих катеров, двух 14-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 22 водотрубными котлами, которые располагались в шести котельных и двух машинных отделениях. Машины передавали вращение на два четырёхлопастных винта, диаметром 5,18 метра и средним шагом 7,01 метра, из пушечного металла (сплав красной меди с оловом и небольшим количеством цинка). Гребные валы в случае необходимости могли разобщаться от машинных валов с помощью специальных муфт.
    Паровая машина "Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве" вертикальная, трехцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 17 атмосфер имела мощность 5300 индикаторных л.с.. Цилиндр высокого давления выполнялся диаметром 1092-мм, цилиндр среднего давления диаметром 1574-мм и цилиндр низкого давления диаметром 2438,4-мм, а ход поршня составлял 1295-мм при частоте вращения гребных валов 82 об/мин.
    Паровой водотрубный котёл системы Бельвиля имел нагревательную поверхность 95,76 кв. метра, площадь колосниковых решёток 4,468 кв. метра и вырабатывал пар давлением в 17 атмосфер. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 1000 тонн и 145 тонн нефти, что позволяло броненосцу пройти около 2100 миль при скорости хода в 10 узлов и 1300 миль при полной скорости в 16 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 пародинамо-машины "Вольта" мощностью по 105 кВт каждая и 2 динамо-машины "Вольта" мощностью по 67,2 кВт. Благодаря компаундному возбуждению и применению уравнительных соединений генераторы могли работать параллельно. Артиллерийские механизмы и рулевой электродвигатель питались через два спе­циальных распределительных щита, подключенных непосред­ственно к силовым генераторам. Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. Из 4 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 40 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с гидравлическим приводом замка и поршневым затвором. Оно не имело цапф, а время открывания замка составляло не более 14 секунд. Компрессор станка гидравлический, накатник гидропнев­матический. Башня выполнялась в форме эллипса и комплектовалась электрическими приводами наводки, заряжания и подачи боезапаса. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка снарядов производилась с помощью электричес­кого прибойника. Открывание и закрывание затворов производилось при нулевом угле возвышения, а заряжание при фиксированном угле возвышения +5°. Время заряжания орудия составляло 90 секунд. В состав боекомплекта, из 75 выстрелов на ствол, входили бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды весом 331,3 кг и заряды к ним весом 106 кг бездымного пороха. Угол максимального возвышения орудий доходил до +35°, а скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в около 16 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - 221,7 тонны.
    2. Из 4 одноствольных 8-дюймовых (203-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно в носовой и кормовой части верхнего каземата. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Металлического завода на центральном штыре с винтовым механизмом вертикальной наводки, пружинным накатником и гидравлическим тормозом отката веретённого типа. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов составлял 2159-мм. Все действия на ус­тановке производились вручную. Носовые и кормовые установки имели сектор обстрела 120°. В состав боекомплекта входили снаряды весом 112,2 кг с взрывчатым веществом весом от 7,09 кг до 12,1 кг и взрывателем МРД. Боезапас составлял 110 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 807,7 м/с при максимальной дальности стрельбы в 14,45 км. Вес установки равнялся 39,985 тонн.
    3. Из 12 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно в нижнем каземате. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Канэ на центральном штыре с пружинным накатником и гидравлическим тормозом отката веретённого типа. Подъемный механизм с зуб­чатой дугой. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов составлял 1475-мм. Бортовые установки имели сектор обстрела 100°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Расчёт включал 10 человек. В состав боекомплекта входили снаряды весом 41,46 кг с взрывчатым веществом весом 3,7 кг тротила и взрывателем МРД. Боезапас составлял 180 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 792,5 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,52 км. Вес установки равнялся 14,69 тонны.
    4. Из 14 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно в верхнем каземате (8), в носовой части под полубаком (2) и на спардеке (4). Четыре орудия, на спардеке, стальные, нарезные, с поршневыми затворами размещались на станках Металлического завода, образца 1906 года, на центральном штыре с пружинным накатником и центральным компрессором, неподвижным при откате. Механизм горизонтального наведения имел цилиндрическую шестерню, сцепленную с круговым погоном. Подъем­ный механизм винтовой. Орудия комплектовались броневым щитом толщиной 12,7-мм. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +20°. При начальной скорости снаряда в 823 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла 6,4 км для шрапнели и 7,87 км для остальных. Вес установки со щитом доходил до 0,91 тонны.
      Остальные десять орудий размещались на бортовых станках Металлического завода, образца 1906 года, на переднем штыре. Конструкция их была подобна станкам на центральном штыре, за исключением устройства тумбы и механизма горизонтальной наводки. Сектор стрельбы, допускаемый портом корабля, не более 100°. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +25°. При начальной скорости снаряда в 823 м/с. и угле возвышения +25° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла 6,4 км для шрапнели и 8,42 км для остальных. Вес установки доходил до 0,91 тонны.
      Заряжание пушек унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас состоял из 125 выстрелов на ствол и включал бронебойные, шрапнельные пулевые и фугасные выстрелы весом в 4,9-4,91 кг. Пулевая диафрагменная шрапнель содержала около 184 пуль диаметром 12,7-мм и весом 10,6 грамма каждая и имела взрыватель с 22-секундной трубкой. Фугасный снаряд комплектовался взрывчатым веществом весом в 0,52 кг тротила и взрывателем МР.
    5. Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максима" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных побортно на мостиках. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    6. Из 2 однотрубных, неподвижных 450-мм подводных торпедных аппаратов (ТА), установленных в бортовых отсеках между 72 и 74 шпангоутами. Торпеда образца 1907 года имела вес БЧ в 90 кг при весе самой торпеды 641 кг. Скорость хода торпеды составляла 27, 34 и 40 узлов, а дальность действия 2 км, 1 км и 600 метров, соответственно. Боекомплект состоял из 4 торпед.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, сдвоенные зрительные трубы с 10-кратным увеличением и углом зрения 4° (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались в центральном посту и на прицельных приспособлениях орудий.
    • 2 прибора для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке, центральном посту и у орудий ставились принимающие приборы.
    • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта с приспособлениями для приема автоматической поправки на курсовой угол. В боевой рубке и центральном посту размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке и центральном посту, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке и в центральном посту.
      • Две станции измерительных приборов, размещённые в боевой рубке и в центральном посту. Станции давали показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
      • Две предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке и в центральном посту. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
      • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки (АУ) или 75-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 305-мм АУ и батареи 203-мм, 152-мм и 75-мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

    Броненосцы типа "Иоанн Златоуст" вместе с прототипом, броненосцем "Князь Потёмкин-Таврический" ("Пантелеймон") должны были составить основную ударную силу Черноморского флота. Ещё в процессе постройки, в 1907 году, они были переквалифицированы в линейные корабли (линкоры).

    Строились броненосцы в эллинге Лазаревского адмиралтейства в г. Севастополе ("Иоанн Златоуст") и эллинге Николаевского адмиралтейства в г. Николаеве ("Евстафий").

    Головной броненосец "Иоанн Златоуст" вступил в строй Черноморского флота в 1911 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Иоанн Златоуст"

    Водоизмещение:  
    нормальное 12840 тонн, полное 14120 тонн.
    Длина наибольшая: 
    118,03 метра
    Длина по КВЛ: 
    115,8 метра
    Ширина наибольшая: 
    22,55 метра
    Высота борта в носу: 
    14,16 метра
    Высота борта по миделю: 
    12,14 метра
    Высота борта в корме: 
    12,14 метра
    Осадка по корпусу: 
    8,23 метра
    Силовая установка:  2 паровые машины по 5300 л.с., 22 котла,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 105 В, 4 динамо-машины по 105 кВт,
    2 динамо-машины 67,2 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 16 узлов, экономическая 10 узлов.
    Дальность плавания: 
    1300 миль при 16 узлах, 2100 миль при 10 узлах.
    Автономность: 
    3 суток при 16 узлах, 9 суток при 10 узлах.
    Мореходность: 
    без ограничений.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х1 305-мм орудий, 4х1 203-мм орудия, 12х1 152-мм
    орудий, 14х1 75-мм пушек Канэ, 4х1 пулемёта Максима.
    торпедное: 
    2х1 450-мм подводных ТА.
    радиотехническое: 
    1 радиостанция
    Экипаж: 
    878 человек (31 офицер)

    Всего построено броненосцев в 1911 г. - 2 единицы.

Hosted by uCoz