Главная | Надводные силы | Канонерские лодки
Канонерские лодки
типа "Бобр"
1884-1885

Иллюстрации

Чертежи




    Мореходные канонерские лодки типа "Бобр" - проектировались в России "Для нужд Дальнего Востока". Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 1100 тонн, скорость около 12 узлов, броневую палубу и усиленное артиллерийское вооружение. Корабли предназначались для стационерной службы и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий.

    Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали с плоским дном и имел полуют, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой выступал вперёд, образуя шпирон(таран). На палубе полуюта разместили кормовое 152-мм орудие и четыре палубных иллюминатора для дополнительного естественного освещения и вентиляции каюты командира и кают-компании офицеров. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носового 229-мм орудия и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов, хранились подвесные койки экипажа. Броневая палуба состояла из плит толщиной 12,7-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой. Носовое орудие главного калибра размещалось в носовом полуказемате и имело угол обстрела по 36° на борт от диаметральной плоскости, что являлось характерной особенностью кораблей этого типа. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну прямую дымовую трубу и две мачты с оснасткой брига (позже оснастка заменена на три легкие мачты).

    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:

    1. Отделение шпилевой машины, таранный отсек, цепной ящик, форпик;
    2. Помещения команды, шкиперская кладовая, парусная кладовая;
    3. Помещения команды, кладовые, крюйт-камера и бомбовый погреб 229-мм орудия;
    4. Котельное отделение, угольные ямы;
    5. Машинное отделение, угольные ямы;
    6. Каюты офицеров, кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба;
    7. Каюта командира и кают-компания офицеров, румпельное отделение, коридор гребного вала.

    Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.

    Якорное устройство имело в своём составе 2 становых якоря Холла, 1 запасной якорь Холла, стоп-анкер и верп, а так же паровой брашпиль для выборки якорных цепей. Брашпиль при необходимости мог вращаться и в ручную с помощью вымбовок.

    Средства спасения включали 1 баркас, 1 паровой катер, 1 гребной катер, 1 вельбот и 1 шестивёсельный ял.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами двойного расширения мощностью по 570 л. с. каждая и 4 котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 11,7 узла.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 1 одноствольной 229-мм пушки Мусселиуса с длиной ствола 30 калибров, расположенной в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке Пестича в броневом полуказемате и имело угол вертикального наведения ствола от -5° до +11,5°, а угол горизонтального наведения составлял 72°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 606 кг. Время поворота на полный угол тремя номерами расчета равнялся 1 минуте. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +11,2° и начальной скорости снаряда 597 м/с доходила до 5,5 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 31,8 тонны.
    2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части на палубе полуюта. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
    3. Из 6 одноствольных 107-мм пушек Круппа с длиной ствола 20 калибров, расположенных побортно на верхней палубе. Орудие устанавливалось на поворотном металлическом станке Барановского с гидравлическим компрессором и пружинным накатником и не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 56,5 кг. Расчёт установки включал 9 человек. Чугунная граната весом 12,4 кг развивала начальную скорость в 373 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +27,3°- до 5,5 км. Масса установки со станком доходила до 1,46 тонны.
    4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.

    Строились корабли на верфи фирмы "Бергзунд" в г. Стокгольм ("Сивуч") и на верфи Крейтона в г. Або/Турку/ ("Бобр").

    Головной "Сивуч" вступил в строй флота в 1884 году.


    Тактико-технические данные канонерской лодки типа "Бобр"

    Водоизмещение:   нормальное 950 тонн, полное 1187 тонн  
    Длина наибольшая:  60,3 метра  
    Длина по КВЛ:  58 метров  
    Ширина наибольшая:  10,7 метра  
    Высота борта на миделе:  5,1 метра  
    Осадка по корпусу:  3,7 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 570 л. с., 4 котла,
    2 винта, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 11,7 узла  
    Дальность плавания:  нет данных  
    Автономность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 229-мм пушка, 1х1 152-мм пушка,
    6х1 107-мм пушки, 4х1 37-мм пушки  
    минное:  нет данных  
    Экипаж:  170 человек (11 офицеров)  

    Всего построено кораблей с 1884 г. по 1885 г. - 2 единицы.


Hosted by uCoz