Главная | Надводные силы | Фрегат
Винтовой фрегат
"Архимед"
1849

Иллюстрации

Чертежи




    Винтовой фрегат "Архимед" - проектировался в России под руководством полковника корпуса корабельных инженеров И. А. Амосова. Теоретический чертёж фрегата был рассмотрен Кораблестроительным и учётным комитетом 19 ноября 1845 года. Судно стало первым винтовым военным фрегатом с полным парусным вооружением. Техническое задание предусматривало более полные носовые обводы, водоизмещение в 2100 тонн, скорость 7 узлов при нарицательной мощности паровой машины в 300 л.с., вооружение из 28 пушек и деревянный корпус с парусным вооружением фрегата. Церемония официальной закладки фрегата состоялась 23 ноября 1846 года. Судно предусматривалось для крейсерских операций в составе Балтийского флота.

    Корпус фрегата деревянный со стальными креплениями в надводной части и медными в подводной части корпуса. Остов судна набирался по системе Саймондса из лиственных пород с частичным использованием дубового и соснового леса. Фрегат имел верхнюю, батарейную и нижнюю палубы с балконом на корме, а так же трюм. Подводная часть до ватерлинии обивалась медными листами, для снижения обрастания и гниения корпуса. Котлы и паровая машина располагалась ниже ватерлинии, что способствовало её защите при ведении боевых действий. За фок-мачтой размещались котлы и дымовая телескопическая труба. За грот-мачтой расположили паровую машину. Характерными чертами винтового фрегата сохранились носовой бушприт и три мачты с парусным вооружением фрегата. Силуэт судна имел одну прямую дымовую трубу.
    От носа в корму располагались следующие помещения:

    1. Арсенал, канатный ящик, шкиперская кладовая, парусная кладовая, крюйт-камера, бомбовый погреб, водяная цистерна;
    2. Кладовая мокрой провизии, погреба для ядер;
    3. Угольные ямы, машинно-котельное отделение (МКО);
    4. Кладовая сухой провизии, провизионные кладовые, каюты офицеров;
    5. Колодец гребного винта, каюта командира, кают-компания.

    Средства спасения включали 1 большой баркас, 1 рабочий катер, 1 командирский катер, 2 лёгких катера, 2 вельбота и 2 яла.

    Силовая установка комбинированная парусно-механическая с одной горизонтальной, вспомогательной паровой машиной нарицательной мощностью 300 л. с. и 4 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинно-котельном отделении (МКО). Паровая машина прямого действия работала на один двухлопастный винт диаметром 4,6 метра. Котёл огнетрубный коробчатого типа вырабатывал пар давлением 1,76 атмосфер. Запас топлива достигал порядка 200 тонн, что обеспечивало автономность плавания около 10 суток. Полная скорость винтового фрегата под паровой машиной достигала 7 узлов.

    Вооружение винтового фрегата состояло:

    1. Из 8 одноствольных 1 пудовых (196-мм) единорогов с длиной ствола 11 калибров, которые располагались на верхней палубе. Орудие бронзовое, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Масса единорога доходила до 180,6 пудов.
    2. Из 4 одноствольных 2 пудовых (245-мм) бомбических орудий с длиной ствола 10 калибров, расположенных на опер-деке (батарейной палубе). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 12 человек. Заряжание ручное бомбами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 3,5 км. Масса орудия доходила до 700 кг.
    3. Из 16 одноствольных 32-ти фунтовых (165-мм) пушек с длиной ствола 16 калибров, которые располагались побортно на опер-деке (батарейной палубе). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 15 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км. Масса пушки доходила до 2,95 тонн.

    Строился фрегат на верфи Охтинского адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Архимед" вступил в строй Балтийского флота в 1849 году.


    Тактико-технические данные винтового фрегата "Архимед"

    Водоизмещение:   стандартное 2100 тонн, полное 2300 тонн  
    Длина наибольшая:  58,3 метра  
    Длина по КВЛ:  54,6 метра  
    Ширина наибольшая:  13,5 метра  
    Осадка по корпусу:  6,1 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина на 300 л. с., 4 котла,
    1 винт, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 7 узлов  
    Дальность плавания:  1600 миль при 7 узлах  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  8х1 195-мм единорога, 16х1 173-мм пушек,
    4х1 248-мм бомбических орудия  
    Экипаж:  нет данных  

    Всего построено судов в 1849 г. - 1 единица.


Hosted by uCoz