Главная | Надводные силы | Торпедный катер
ТКА тип Г(Ш)-4
1928-1932

Иллюстрации

Чертежи

    Торпедные катера типа Г-4(Ш-4) - разрабатывались в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) коллективом конструкторов (Н. С. Некрасов, М. Н. Петров, Т. П. Сопрыкин), возглавляемом выдающимся авиаконструктором А. Н. Туполевым. При разработке проекта торпедного катера коллектив использовал накопленный к тому времени опыт отечественной гидроавиации.

    Корпус катера клёпанный, изготавливался из листов дюраля с реданными обводами и представлял собой увеличенный по размерам поплавок гидросамолета, в средней части днища которого имелся уступ (редан). При движении катера в режиме глиссирования редан вместе с кормовой поверхностью днища воспринимал силы гидродинамического поддержания и способствовал подъему корпуса из воды. Благодаря этому уменьшалась площадь смоченной поверхности подводной части корпуса, снижалось сопротивление движению и резко возрастала скорость. Носовые обводы корпуса выполнялись с широким развалом шпангоутов, что увеличило мореходность катера до 4 баллов по сравнению с "Первенцем". В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка, также клепаной конструкции с бронированным смотровым стеклом. Внутри ее находились приборы управления: штурвал автомобильного типа, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы (для пуска второй торпеды с некоторой задержкой после первой). В задней части рубки установили радиостанцию. Палуба катера выполнялась из листового дюраля и была гладкой.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса переборками, на 5 отсеков:

    1. Таранный;
    2. Моторный;
    3. Командной рубки;
    4. Бензиновых цистерн;
    5. Кормовой.
    Окраска подводной части корпуса проводилась германским составом "Интертол", схожим с Кузбасслаком, при обработке дюраля для корпуса применялся метод "облагораживания" без отжига, который, как выяснилось, способствует коррозии. Поэтому все катера после возвращения из каждого плавания приходилось поднимать на береговую стенку, протирать керосином и хранить в крытых, хорошо вентилируемых помещениях. На воду их спускали только перед новым выходом в море.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя американскими бензиновыми 12-цилиндровыми V-образными моторами "Райт-Тайфун" по 550 л.с. каждый, со скоростью вращения до 2100 об/мин. Скорость полного хода катера составила 50,5 узла. Качество строительства оказалось неудовлетворительным (непрочность фундаментов под моторами и другие недостатки).

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 лотков для двух 450-мм торпед. Для выбрасывания торпед из лотка служило пороховое выталкивающее устройство, причём торпеды выбрасывались назад и поэтому наведение на цель осуществлялось корпусом самого катера. После выстрела катер резко уходил в сторону, чтобы собственная торпеда не смогла уничтожить сам катер. Основным элементом выталкивающего устройства являлся баллон-газообразователь, в котором производился подрыв заряда бездымного пороха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда.
    2. Из 2 пулемётов Дегтярёва 7,62-мм с длиной ствола 79,4 калибра, расположенных один на ходовой рубке и один предпологался в носовой части. Режим огня пулемёта только автоматический. Питание пулемёта дисковое, диск включал 76 патронов. Темп стрельбы 80 выстрелов/мин., после чего следовала пауза для охлаждения ствола и замены диска. Начальная скорость пули составляла 840 м/с, а прицельная дальность стрельбы - 1500 метров.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде в специально оборудованном цехе №17.

    Головной катер вошёл в строй в декабре 1928 года и вошёл в состав Балтийского флота.


    Тактико-технические данные тип Г-4 (Ш-4)

    Водоизмещение:   9,83 тонны  
    Длина наибольшая:  17,3 метра  
    Ширина наибольшая:  3,3 метра  
    Осадка:  0,83 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора "Райт-Тайфун" по 550 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Скорость хода:  полная 50,5 узла, экономическая 25 узлов  
    Дальность плавания:  284 мили при 25 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 450-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция  
    Экипаж:  5 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1928 г. по 1932 г. - 59 единиц.


Hosted by uCoz