Главная | Надводные силы | Торпедный катер
ТКА тип Г-5
1933-1944

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона
    Торпедные катера типа Г-5 серия VI - спроектированы конструкторским бюро А.Н. Туполева, как дальнейшее развитие реданных катеров ЦАГИ и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости.

    Корпус катера имел глиссирующий однореданный дюралевый корпус клепаной конструкции с толщиной листов обшивки борта в 1,5-2 мм, палубы 1-2 мм и днища 3-4 мм. Носовые обводы корпуса выполнялись с широким развалом шпангоутов, для увеличения мореходности катера до 4 баллов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения. По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка, также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и пулемётчика. Переднее смотровое стекло бронированное. Внутри рубки находились приборы управления: штурвал автомобильного типа, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы (для пуска второй торпеды с некоторой задержкой после первой). В задней части рубки установили радиостанцию.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса переборками, на 5 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Моторный;
    3. Управления;
    4. Топливный;
    5. Торпедный.
    Все катера после возвращения из каждого плавания поднимали на береговую стенку, протирали керосином и хранили в крытых, хорошо вентилируемых помещениях. На воду их спускали только перед новым выходом в море.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34БП по 800 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа и то только при торпедной атаке. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

    Электроэнергетическая система постоянного тока 12 В включала 2 динамомашины от тракторов ГА-4630 по 250 Вт каждая, сила тока - 20 А при частоте вращения 1300 об/мин.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 лотков для двух 533-мм торпед. Для выбрасывания торпед из лотка служило пороховое выталкивающее устройство, причём торпеды выбрасывались назад и поэтому наведение на цель осуществлялось корпусом самого катера. После выстрела катер резко уходил в сторону, чтобы собственная торпеда не смогла уничтожить сам катер. Основным элементом выталкивающего устройства являлся баллон-газообразователь, в котором производился подрыв заряда бездымного пороха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда.
    2. Из 2 7,62-мм пулемётов ДА с длиной ствола 79,4 калибра, расположенных один на ходовой рубке и один в носовой части. Режим огня пулемёта только автоматический. Питание пулемёта дисковое, диск включал 76 патронов. Темп стрельбы 80 выстрелов/мин., после чего следовала пауза для охлаждения ствола и замены диска. Начальная скорость пули составляла 840 м/с, а прицельная дальность стрельбы - 1500 метров.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1933 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия VI

    Водоизмещение:   14,91 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,33 метра  
    Осадка:  1,2 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34БП по 800 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 49 узлов, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 49 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1933 г. по 1934 г. - 25 единиц.


    Торпедные катера типа Г-5 серия VII - отличались от предыдущей серии увеличенной толщиной обшивки борта до 2,5 мм и толщиной палубы до 5 мм. Толщина днища осталась неизменной 3-4 мм. Были модернизированы главные двигатели, в следствии, чего полная скорость катера увеличилась до 51 узла.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1934 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия VII

    Водоизмещение:   14,98 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,33 метра  
    Осадка:  1,2 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 51 узел, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 51 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1934 г. по 1935 г. - 74 единицы.


    Торпедные катера типа Г-5 серия VIII - отличались от предыдущей серии увеличенным количеством подкреплений корпуса.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1935 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия VIII

    Водоизмещение:   14,98 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,33 метра  
    Осадка:  1,2 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 51 узел, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 51 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 51 единица.


    Торпедные катера типа Г-5 серия IХ - отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением и толщиной днища до 5 мм. Толщина палубы была снижена до 1,5-2,5 мм.
    Установлены новые иностранные главные двигатели АССО большей мощности по 1000 л.с. каждый, увеличен забор топлива на борт до 1,6 т.
    Катера этой серии были выпущены только для Черноморского флота.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия IХ

    Водоизмещение:   16,5 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,33 метра  
    Осадка:  1,2 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора АССО по 1000 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1936 г. по 1937 г. - 25 единиц.


    Торпедные катера типа Г-5 серия Х - отличались от предыдущей серии увеличенной шириной корпуса до 3,4 метра и уменьшенной осадкой до 1,02 метра. Водоизмещение катера незначительно снизили до 16,26 тонны.
    Установлены новые главные двигатели отечественной постройки ГАМ-34Ф мощностью по 1000 л.с. каждый в результате чего полная скорость катера увеличилась до 55 узлов.
    Усилено вооружение 1 крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который расположили на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1938 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия Х

    Водоизмещение:   17,84 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,4 метра  
    Осадка:  1,02 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 12,7-мм пулемёт ДШК, 1х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1938 г. по 1939 г. - 25 единиц.


    Торпедные катера типа Г-5 серия ХI - отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением до 17,84 тонн и улучшенной компоновкой корпуса.
    Вернули старые хорошо зарекомендовавшие себя двигатели ГАМ-34БС по 850 л.с.
    Катера этой серии были выпущены только для Балтийского флота.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1939 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХI

    Водоизмещение:   17,84 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,4 метра  
    Осадка:  1,02 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 12,7-мм пулемёт ДШК, 1х1 7,62-мм пулемёт ДА  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 24 единицы.


    Торпедные катера типа Г-5 серия ХIбис - отличались от предыдущей серии увеличенной осадкой до 1,22 метра и незначительно уменьшенным водоизмещением до 17,17 тонн.
    Снова были установлены более мощные отечественные моторы ГАМ-34Ф по 1000 л.с. поэтому полная скорость увеличилась до 54 узлов.
    Вооружение катера также было улучшено, в корме между торпедами был установлен на специальном банкете второй крупнокалиберный пулемёт ДШК.

    Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде и на заводе №532 в Керчи.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1941 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХIбис

    Водоизмещение:   17,17 тонны  
    Длина наибольшая:  19,08 метра  
    Ширина наибольшая:  3,4 метра  
    Осадка:  1,22 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 54 узлов, экономическая 31 узел  
    Дальность плавания:  160 миль при 54 узлах, 220 мили при 31 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 12,7-мм пулемёт ДШК  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1941 г. по 1942 г. - 40 единиц.


    Торпедные катера типа Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116) - отличались от предыдущей серии уменьшением водоизмещения до 16,57 тонн, увеличением длины до 20 метров и ширины до 3,5 метров.
    Установили новые более мощные отечественные моторы ГАМ-34ФН по 1250 л.с. скорость повысилась до 56 узлов.
    Один пулемёт ДШК перенесли с кормы на люк моторного отсека в носу катера.

    Строительство проводилось на заводе №639 в Тюмени.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1942 году.


    Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116)

    Водоизмещение:   16,57 тонны  
    Длина наибольшая:  20 метров  
    Ширина наибольшая:  3,5 метра  
    Осадка:  1,02 метра в полном грузу без хода  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34ФН по 1250 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
    постоянного тока 12 В  
    Скорость хода:  полная 56 узлов, экономическая 36 узлов  
    Дальность плавания:  160 миль при 56 узлах, 220 мили при 36 узлах  
    Мореходность:  4 балла, пуск торпед 1 балл  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 12,7-мм пулемёт ДШК  
    торпедное:  2 желобных 533-мм ТА  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1942 г. по 1944 г. - 43 единицы.


    Одним из самых больших недостатков катеров Г-5 следует считать способ сбрасывания торпед. Он заключался в том, что торпеда сбрасывалась с кормы хвостом назад, после чего у нее сразу включался маршевый двигатель. Минимально возможная скорость катера при выпуске торпед должна была составлять не менее 17 узлов, в противном случае он пострадал бы от своей же торпеды. Поэтому после выстрела катеру следовало сразу же резко отвернуть в сторону, что отрицательно влияло на точность стрельбы.

Hosted by uCoz