Главная | Надводные силы | Учебные корабли
Учебное судно
"Океан" ("Комсомолец")
1902
  

Иллюстрации

Чертежи





    Учебное судно "Океан" - строилось на немецкой верфи фирмы «Ховальдтсверке», по утверждённому Морским Техническим комитетом (МТК) тактико-техническому заданию, как специализированное судно для обучения личного состава машинистов и кочегаров флота.
    28 мая 1901 года в Киле состоялась официальная закладка учебного судна для Российского флота, которое строилось на базе проекта пассажирского лайнера водоизмещением до 12 000 тонн и скоростью хода не менее 18 узлов. Согласно контракта "судно оснащалось мощными машинами и паровыми котлами разных сис­тем, которые будут выполнены с возможной тщательностью и с употреблением соответствующих материалов перворазрядных качеств".

    Корпус судна выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали. Горизонтальный киль имел толщину листов до 20-мм. К горизонтальному килю крепились усиленные штевни. Рамы бортовых шпангоутов выполнялись из швеллерного проката и обшивались стальными листами толщиной 7-8-мм. Поперечная шпация (расстояние между шпангоутами) была различной в котельных отделениях, в оконечностях и в машинном отделении. В средней части корпуса под машинным и котельными отделениями, простиралось второе дно. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух паровых машин тройного расширения мощностью по 5500 л.с. каждая и 17 котлов. Снаружи днища предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Судно имело три палубы - верхнюю, 1-ю пассажирскую и 2-ю пассажирскую, а так же две платформы в оконечностях - носовую и кормовую. Трюм делился на отсеки водонепроницаемыми переборками. Бимсы платформ изготовлялись из уголковой стали. На носовой платформе располагались кладовые. В районе кочегарных отделений находились угольные ямы. Вторая пассажирская палуба стелилась на бимсы из швеллера. Помещения, разделённые выгородками, служили для размещения рядовых чинов экипажа судна и учащихся флотских школ машинистов и кочегаров. Первая пассажирская палуба стелилась на бимсы из швеллера. Помещения на ней разделялись выгородками из листов толщиной 1,5-2-мм. В этих помещениях размещались каюты для офицеров, каюты для преподавателей, салон, рабочие кабинеты, уборные, которые находились побортно. Все иллюминаторы имели круглую форму. Верхняя палуба настилалась стальными листами толщиной до 10-мм, которые крепились заклёпками к бимсам из швеллера. На верхней палубе располагались шпиль, надстройки, три дымовые трубы и две мачты. Носовая надстройка, состояла из двух ярусов и объединялась вместе с основной, протяжённой одноярусной надстройкой. В кормовой части судна выполнялся полуют. Помещения судна освещались электричеством и имели паровое отопление. Силуэт учебного судна с двумя облегчёнными мачтами с гафелями и тремя дымовыми трубами с небольшим уклоном назад, а так же полуютом выглядел очень изящно.

    Якорное устройство состояло из 2 якорей убиравшихся в клюзы, а так же 2 верпов.

    Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения, положения которого служили электрические указатели. Ручное управление рулём производилось из кормового поста.

    Противопожарная и осушительная системы состояли из магистральной трубы, которая располагалась по всей длине корабля над вторым дном, паровых помп и осушительного коллектора.

    Спасательные средства включали 2 паровых катера, 6 гребных катеров, 2 двадцативёсельных баркаса, 2 шестивёсельных вельбота и 1 шестивёсельный ял.

    Главная энергетическая установка механическая, паровая, с 17 котлами разных систем и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 5500 л.с. каждая, которые приводили во вращение два бронзовых винта.
    Паровая машина тройного расширения пара имела цилиндры низкого, среднего и высокого давления, а так же функцию реверса. Обе паровые машины позволяли развивать полную скорость до 18,7 узла и экономическую скорость в 11 узлов. Котлы разных систем имели и разное рабочее давление. Питание котлов осуществлялось специальными донками. Вентиляция кочегарок производилась с помощью дефлекторов.

    Электроэнергетическая система вырабатывала постоянный электрический ток напряжением 100 В.

    Вооружение учебного судна состояло:

    1. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые были расположены на верхней палубе. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Боезапас пушки состоял из 800 выстрелов. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
    2. Из 2 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных на крыльях ходового мостика. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, а дальность стрельбы доходила до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления. Масса установки - нет данных.

    В 1903 году учебное судно «Океан» совершило своё первое дальнее плавание по маршруту Кронштадт - Порт-Артур с 500 учениками машинной школы на борту. Спустя шестьдесят одни сутки судно прибыло в Порт-Артур, где практикантов расписали по кораблям Первой Тихоокеанской эскадры.
    В 1904 году судно совершило поход из Либавы до Средиземного моря сопровождая отряд крейсеров "Олег" и "Изумруд" 2-й Тихоокеанской эскадры в качестве судна снабжения с 4000 тонн кардифа и запасом пресной воды.
    29 августа 1909 года "Океан" был переклассифицирован в транспорт.
    Летом 1910 года на судне произошло восстание матросов, которое было поддержано частью экипажей крейсера "Громобой" и учебного артиллерийского корабля "Петр Великий".
    В 1918 году "Океан" совершил поход в Германский порт Штеттин для вывоза русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину по условиям Брестского мирного договора.
    Осенью 1922 года судно после капитального ремонта было переименовано в "Комсомолец" и под этим названием вышло в своё первое мирное плавание.
    Летом 1924 года в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, для обеспечения практики курсантов училища комсостава, в который вошли крейсер «Аврора» и «Комсомолец».
    Летом 1933 года "Комсомолец" совершил переход в г. Мурманск, где в течении года служил в качестве штабного судна для создаваемой Северной военной флотилии.
    В июне 1941 года судно после учебного плавания возвратилось в г. Ленинград, где на его борту в годы блокады размещалась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.
    В 1945 году "Комсомолец" прошёл капитальный ремонт и снова вошёл в строй учебных судов Балтийского флота.
    В ноябре 1956 года судно было превращено в плавучую казарму и переименовано в "ПКЗ-72".
    В феврале 1961 года окончательно исключено из списков флота и разделано на металл.

    Строилось учебное судно на верфи судостроительной фирмы «Ховальдтсверке» в г. Киле (Германия).

    Учебное судно "Океан" вступило в строй Балтийского флота в 1902 году.


    Тактико-технические данные учебного судна "Океан" ("Комсомолец")

    Водоизмещение:  
    нормальное 11675 тонн, полное 11897 тонн  
    Длина наибольшая: 
    149,4 метра  
    Длина по КВЛ: 
    143,62 метра  
    Ширина наибольшая: 
    17,4 метра  
    Высота борта в носу: 
    16,11 метра  
    Высота борта на миделе: 
    14,18 метра  
    Высота борта в корме: 
    15,15 метра  
    Осадка по корпусу: 
    8,4 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 5500 л.с., 17 котлов,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Скорость хода:  полная 18,7 узла, экономическая 11 узлов  
    Дальность плавания:  6800 миль при 11 узлах  
    Мореходность:  без ограничений  
    Автономность:  25,5 суток при 11 узлах  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  6х1 47-мм пушек Гочкиса, 2х1 пулемёта Максима.  
    Экипаж: 
    250 человек  

    Всего построено судов в 1902 году - 1 единица.

Hosted by uCoz