Главная | Надводные силы | Торпедный катер
БТКА проект 183
"Большевик"
1949-1960

Иллюстрации

Чертежи

Картонная модель
    Большие торпедные катера проекта 183 "Большевик" - спроектированы СКБ-5 НКВД под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса, катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак как в стесненных прибрежных районах, так и в ближней морской зоне.

    Корпус катера деревянный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Основные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Кубрик экипажа;
    3. Камбуз, кладовые провизии;
    4. Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
    5. Машинное отделение №1;
    6. Машинное отделение №2;
    7. Топливные цистерны;
    8. Артпогреб, румпельное отделение;
    Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.

    Силовая установка механическая, четырёхвальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода катера составляла 44 узла. Запас топлива доходил до 10,3 тонны.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ТТКА-53-183, расположенных побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
    2. Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме с боезапасом в 2000 выстрелов. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    3. Из 8 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
    4. Или из 6 мин КБ-3 с гальваноударным взрывателем. Корабельная большая мина весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    Катера комплектовались магнитным компасом, РЛС целеуказания «Зарница», РЛС опознавания «Факел-М», авторулевым «Зубатка», а также дымовыми шашками МДШ.

    РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде(220), на заводе №640 в Сосновке(54) и на Дальневосточном заводе №602 в г. Владивостоке(59).

    Головной катер вошёл в строй флота в 1949 году.


    Тактико-технические данные БТКА проекта 183

    Водоизмещение:   стандартное 56 тонн, полное 66,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  25,4 метра  
    Длина по КВЛ:  25 метров  
    Ширина наибольшая:  6,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
    Высота борта на миделе:  3,02 метра  
    Осадка полная:  1,25 метра  
    Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с.,
    4 винта, 3 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    1 автономный генератор 12,5 кВт,
    4 навесных генератора по 1 кВт  
    Скорость хода:  полная 44 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3  
    торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    противолодочное:  8 глубинных бомб ББ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция Р-607, РЛС "Зарница",
    РЛС опознавания "Факел"  
    навигационное:  1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка"  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

    Всего построено катеров с 1949 г. по 1960 г. - 333 единицы.


    Большие торпедные катера проекта 183Т - сохранили прежние корпус, надстройку и вооружение, но получили комбинированную силовую установку.

    Силовая установка механическая, пятивальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый и газовой турбиной мощностью 4000 л.с. переделанной авиационной турбиной УГТУ, которая работала на отдельный 5-й гребной вал. Эта неоптимальная пятивальная схема при трёх рулях и безнадежно устаревшая авиационная газовая турбина УГТУ, отличавшаяся большим удельным весом, низкой экономичностью и чрезвычайно малым ресурсом являлось огромным недостатком проекта. Скорость полного хода катера достигала с турбиной 50 узлов.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вступил в строй флота в 1953 году.


    Тактико-технические данные БТКА проекта 183Т

    Водоизмещение:   полное 77 тонн.  
    Длина наибольшая:  25,4 метра  
    Длина по КВЛ:  25 метров  
    Ширина наибольшая:  6,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
    Высота борта на миделе:  3,02 метра  
    Осадка полная:  1,28 метра  
    Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 1 турбина УГТУ,
    5 винтов, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3  
    торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    противолодочное:  8 глубинных бомб ББ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция Р-607, РЛС "Зарница",
    РЛС опознавания "Факел"  
    навигационное:  1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка"  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

    Всего построено катеров в 1953 году - 1 единица.


    Большие торпедные катера проекта 183ТК - это корректированный проект катера с более совершенной турбиной М-1 конструкции В.Д. Колосова.

    Силовая установка механическая, пятивальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый и газотурбиной М-1 мощностью 5000 л.с., которая позволяла катерам кратковременно на 20- 30 минут развивать скорость до 52 узлов.

    На катера устанавливали РЛС целеуказания "Рея" и систему опознания "Кремний-2", а также прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Онега".

    РЛС «Рея», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 90 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

    Система управления торпедной стрельбой состояла:

    • из ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения надводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили:
      • торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник.
    • Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС целеуказания "Рея".
    Система «Онега» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вступил в строй флота в 1955 году.


    Тактико-технические данные БТКА проекта 183ТК

    Водоизмещение:   полное 79,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  25,4 метра  
    Длина по КВЛ:  25 метров  
    Ширина наибольшая:  6,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
    Высота борта на миделе:  3,02 метра  
    Осадка полная:  1,28 метра  
    Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 1 турбина М-1,
    5 винтов, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 52 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3  
    торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183 от ПУТС "Онега"  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    противолодочное:  8 глубинных бомб ББ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция Р-607, РЛС "Рея",
    РЛС опознавания "Кремний"  
    навигационное:  1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка"  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

    Всего построено катеров с 1955 г. по 1958 г. - 25 единиц.


    Большие торпедные катера проекта 183Ц - радиоуправляемые катера-цели для тренировки летчиков, артиллеристов и ракетчиков. Управление осуществлялось как дистанционно (по радио), так и экипажем. Численность экипажа являлась минимальной. Над рубкой возвышалась металлическая опора, имевшая сверху так называемые рефлекторы (отражатели волн РЛС).
    Катера не несли вооружения.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вступил в строй флота в 1954 году.


    Тактико-технические данные БТКА проекта 183Ц

    Водоизмещение:   полное 66,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  25,4 метра  
    Длина по КВЛ:  25 метров  
    Ширина наибольшая:  6,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
    Высота борта на миделе:  3,02 метра  
    Осадка полная:  1,22 метра  
    Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с.,
    4 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 44 узла, экономическая 14 узлов  
    Вооружение:  .  
    радиотехническое:  отражатели для РЛС, аппаратура радиоуправления  

    Всего построено катеров с 1954 г. по 1960 г. - 60 единиц.


Hosted by uCoz