Главная | Надводные силы | Учебные корабли
Учебные корабли
проект 1886У
1970-1971
  

Иллюстрации

Чертежи

Корабли
проекта 1886




    Учебные корабли проекта 1886У - проектировались в КБ "Айсберг" под руководством главного конструктора И.Г.Когана, как плавбаза атомных подводных лодок (ПБ), а две последние по немного дополненному проекту, как большие специализированные учебные корабли (с сохранением всего оборудования ПБ), которые предназначались для прохождения морской практики курсантами Военно-Морских училищ ВМФ СССР. Технический проект 1886У предусматривал дальность плавания 9 узловым ходом до 11500 миль, полную скорость хода 16 узлов при стандартном водоизмещении в 5270 тонн, а так же размещение на корабле учебно-производственной базы из преподавателей и 350 курсантов. Всего по данному проекту, в Николаеве, было построено два корабля "Бородино" (1970) и "Гангут" (1971).

    Корпус корабля набирался из стальных листов соединявшихся между собой методом сварки, с применением секционной сборки и имел значительную седловатость в носовой оконечности и скруглённую обтекаемую корму. В качестве материала для постройки основного корпуса, полубака, полуюта и палуб применили сталь марки Ст4С. Устанавливались пассивные и активные успокоители качки, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки корабля. Личный состав корабля размещался раздельно с курсантами, что обуславливалось принципом раздельного размещения жилых помещений сменного состава подводных лодок от экипажа на плавбазах одноимённого проекта. Все иллюминаторы имели стандартную круглую форму. На учебном корабле в кормовой части расположили хорошо оборудованные классы и астрономическую палубу. В штурманском классе были оборудованы рабочие места для вахт курсантов командных факультетов. Курсанты несли штурманские вахты в классе, где имелись дублеры штурманских приборов с ходовой рубки и вахты операторов БИП (боевой информационный пост), которые, так же были оборудованы в классе с выводом соответствующей информации от РЛС кругового обзора и ГАС. Курсанты инженерных факультетов несли учебные вахты в МО вместе с членами экипажа корабля. Обогрев помещений проводился за счёт калориферного отопления. Рангоут был представлен двумя мачтами ажурной конструкции, причём фок-мачта имела оттянутую в корму стеньгу, такой же ажурной конструкции. На фок-мачте разместились антенны радиотехнических устройств и связи, а в самом верху, на топе мачты, антенный пост РЛС "Рубка" с параболическим рефлектором. На грот-мачте второй антенный пост РЛС УАО "Барс". Использование всех видов оружия возможно на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов при их включении.
    Непотопляемость корабля обеспечивается делением на водонепроницаемые отсеки, которые, по расчётам, давали возможность оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков.

    Якорное устройство состоит из 3 становых якорей Холла. Якоря по походному крепятся в утопленных в корпус клюзах; два побортно в носу для снижения брызгообразования на больших ходах и один в корме. На баке установлены два якорных шпиля с электроприводом для спуска и подъёма обоих носовых становых якорей и один шпиль установлен на полуюте для работы с кормовым якорем.

    Противопожарные средства включают обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения.

    Спасательные средства состоят из 2 моторных катеров, 2 моторных баркасов, 2 гребных баркасов, 2 надувных моторных катеров с жёстким дном и надувных спасательных плотиков (ПСН-10).

    Главная энергетическая установка дизель-электрическая, двухвальная с двумя дизель-генераторами мощностью по 1470 кВт каждый, которые питали два гребных электродвигателя постоянного тока ПГ-112 мощностью по 2000 л.с. каждый, расположенных в МО. Электродвигатели передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ). Управление ГЭУ осуществляется дистанционно. Полная скорость корабля составляет 16 узлов.

    Электроэнергетическая система переменного тока имеет напряжение 380 В и включает 4 дизель-генератора мощностью по 500 кВт каждый и 2 дизель-генератора мощностью по 300 кВт. В качестве аварийного источника питания используют аккумуляторы.

    Вооружение учебного корабля состоит:

    1. Из 4 спаренных стабилизированных 57-мм башенных автоматических артустановок АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенных две уступом на баке и две побортно на рострах в кормовой части. Боекомплект, включает 1100 выстрелов на башню. Заряжание стволов ленточное по 550 выстрелов в каждой ленте, снаряжение лент и загрузка их в приёмник проводится в ручную. Подача ленты из подбашенного бункера во время стрельбы осуществляется автоматически. Расчёт установки включает 2 человека, которые грузят боеприпасы в бункеры и очищают их. Оба ствола ведут огонь одновременно. Темп стрельбы составляет 100 выстрелов с непрерывным охлаждение стволов забортной водой и последующим 30 сек. ожиданием, а ресурс ствола выдерживает 1500 выстрелов. Установка не имеет бронирования, а выполняется из легкого алюминиевого сплава толщиной 6-мм и обеспечивает полную герметичность. Для уменьшения количества конденсата, образующегося при отпотевании, внутренняя поверхность башни и часть внешних поверхностей покрыта теплозащитным материалом (пенополиуретаном). АУ при помощи дистанционного электропривода ЭСП-72 разворачивается влево или вправо на угол до 200° от походного положения, а вертикальный угол наведения составляет от -10° до +85°. Стрельба ведётся снарядами, которые комплектуются самоликвидаторами. Выстрел массой 6,35 кг с массой снаряда в 2,8 кг имеет начальную скорость снаряда 1020 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +45° составляет до 12,7 км с помощью корабельных средств обнаружения цели. Максимальная дальность стрельбы по воздушной цели (потолок) при угле возвышения +85° - до 5 км. Управление стрельбой осуществляется 2 приборами управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Барс", которые обеспечивают обработку исходных данных и решают задачи стрельбы по морской, береговой и воздушной целям. Сопровождение 1 любой цели в автоматическом режиме осуществляется с помощью РЛС управления МР-103 "Барс-1886", в полуавтоматическом режиме от автономного кольцевого прицела "Колонка". Вес установки достигает 14,5 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-КМ с длинной ствола 46 калибров, расположенных побортно. Орудия служат для выполнения салютов, но могут обеспечивать и обстрел, как надводных, так и малоскоростных воздушных целей (вертолётов) с траверзных курсовых углов. Эти установки не имеют противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоит из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляет до 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы по береговой или морской цели при угле возвышения +45° не превышает 9,2 км, а досягаемость по высоте при угле возвышения +85° не более 6 км. Масса орудия 507 кг.

    Система управления огнем универсальной 57-мм артиллерии главного калибра состоит:

    • из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Барс" в состав которого входят:
      • центральный автомат стрельбы (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управляет 2 спаренными установками 57-мм калибра, выдавая данные для стрельбы по воздушным, надводным и береговым целям с учетом движения своего корабля.
    • Из аппаратура помехозащиты.
    • Из гирокомпаса типа "Курс", который выдаёт данные о курсе самого корабля.
    • Из лага МГЛ-50, который выдаёт данные о скорости самого корабля.
    • Главным средством целеуказания служит РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка».
    • После получения целеуказаний одна из целей берётся на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс-1886".
    Система "Барс" управляет двумя АУ и позволяет производить стрельбу автоматически по одной цели одной АУ или обоими АУ одновременно. Система управления обеспечивает корректировку огня и тренировки расчетов практическими стрельбами по имитированным целям. Сам корабль при стрельбе может идти на полной скорости в 16 узлов.

    РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка", предназначена для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же выдачи целеуказания артиллерийскому и зенитно-ракетному оружию. Станция дециметрового диапазона волн работает в активном и пассивном режимах. Антенный пост расположен на верху фок-мачты и обеспечивает режимы активного обнаружения целей ("А"), пассивного обнаружения целей ("П"). РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В активном режиме дальность обнаружения надводной цели составляет до 25 км. В пассивном режиме станция обеспечивает обнаружение излучения работающих передатчиков в зависимости от высоты, диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств до 98 км. Время подготовки станции к работе составляет 6 мин., а время непрерывного действия - 24 часа.

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имеет выключатель затухания, обеспечивающий меньшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после запуска составляет 2-5 часов. Штурманский пульт, в котором располагаются механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволяет дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектуется автономным источником аварийного питания и самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами(репитерами). Последние располагаются в различных местах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывают курс корабля.

    РЛС управления артиллерийским огнём (УАО) МР-103 "Барс-1886", предназначена для управления стрельбой автоматических артустановок (АУ) калибров 57-мм и 76-мм. Станция позволяет сопровождать надводные, воздушные и береговые цели и управлять стрельбой двух орудий универсального 57-мм калибра. РЛС с антенным постом, автоматически сопровождает цель на дальности до 40 км без помех и 30 км при их наличии. Станция имеет сектор обзора по азимуту в 180°, а освещение обстановки и отражение текущей информации осуществляется на индикаторе с ЭЛТ.

    Корабли комплектуются РЛС навигации "Дон", РЛС навигации "Тесла", аппаратурой госопознавания "Нихром", ГАС "Пегас-2", ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола", ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", БИУС "Планшет-1886".

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначена для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяет определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на мачте.

    РЛС навигации "Тесла" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначена для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяет определять при круговом обзоре дальность до воздушной цели до 60 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт.

    Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.

    ГАС "Пегас-2" с подкильной антенной, которая работает в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС способна обнаружить подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 2,6 км, а якорные мины на дистанции 1,3 км, при скорости хода самого корабля в 16 узлов.

    ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола" с круговой антенной, которая работала только в режиме шумопеленгования. ГАС имела возможность автоматически сопровождать цель на дальности до 10 км.

    ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

    БИУС "Планшет-887" - боевая информационно-управляющая система, предназначена для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивается одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

    C 1970 года началась морская служба учебных кораблей проекта 1886У в составе бригады учебных кораблей Ленинградской ВМБ Балтийского флота.

    В 1978 году учебный корабль "Бородино" был перебазирован на Тихоокеанский флот и придан ТОВВМУ им. Макарова для прохождения морской практики курсантами этого училища.

    В 1996 году "Бородино" выведен из состава ВМФ и разделан на металлолом.

    В 1998 году "Гангут" выведен из состава ВМФ и разделан на металлолом.

    Строились учебные корабли на Черноморском ССЗ №198 в г. Николаеве.

    Головной учебный корабль "Бородино" вступил в строй Балтийского флота 30 декабря 1970 года.


    Тактико-технические данные учебных кораблей проекта 1886У

    Водоизмещение:  
    стандартное 5270 тонн, полное 7980 тонн  
    Длина наибольшая: 
    144,8 метра  
    Длина по КВЛ: 
    135,46 метра  
    Ширина наибольшая: 
    17,8 метра  
    Высота борта в носу: 
    18,22 метра  
    Высота борта на миделе: 
    15,3 метра  
    Высота борта в корме: 
    9,63 метра  
    Осадка по корпусу: 
    5,96 метра  
    Силовая установка:  2 ДГ по 1470 кВт и 2 ГЭД ПГ-112 по 2000 л.с., 2 винта РШ,
    1 руль.
    Электроэнергетическая
    система:
     
    переменный ток 380 В, 50 Гц, 4 ДГ по 500 кВт, 2 ДГ по 300 кВт.  
    Скорость хода: 
    полная 16 узлов, экономическая 9 узлов
    Дальность плавания: 
    11500 миль при 9 узлах
    Мореходность: 
    до 7 баллов при применении оружия
    Автономность: 
    40 суток
    Вооружение:  .  
    зенитно-артиллерийское:  4х2 башенных 57-мм автомата АК-725 с РЛС МР-103 "Барс",
    2х1 универсальных 45-мм полуавтомата 21-КМ.
    гидроакустическое: 
    2 подкильных ГАС "Пегас-2" и ГАС МГ-10 "Кола",
    1 ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста"
    радиотехническое:  1 РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка", радиопеленгаторы,
    1 РЛС госопознавания "Нихром".
    навигационное:  2 НРЛС "Дон" и "Тесла", 1 гирокомпас "Курс", 1 эхолот НЭЛ-5,
    1 лаг МГЛ-50, БИУС "Планшет-1886"
    химическое: 
    противоатомная(ПАЗ) и противохимическая защита(ПХЗ)
    Экипаж: 
    591 человек (18 офицеров, 30 преподавателей, 350 курсантов)  

    Всего построено кораблей с 1970 года по 1971 год - 2 единицы.

Hosted by uCoz