проекта 1886 |
Корпус корабля набирался из стальных листов соединявшихся между собой методом сварки, с применением секционной сборки и имел значительную седловатость в носовой оконечности и скруглённую обтекаемую корму. В качестве материала для постройки основного корпуса, полубака, полуюта и палуб применили сталь марки Ст4С. Устанавливались пассивные и активные успокоители качки, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки корабля. Личный состав корабля размещался раздельно с курсантами, что обуславливалось принципом раздельного размещения жилых помещений сменного состава подводных лодок от экипажа на плавбазах одноимённого проекта. Все иллюминаторы имели стандартную круглую форму. На учебном корабле в кормовой части расположили хорошо оборудованные классы и астрономическую палубу. В штурманском классе были оборудованы рабочие места для вахт курсантов командных факультетов. Курсанты несли штурманские вахты в классе, где имелись дублеры штурманских приборов с ходовой рубки и вахты операторов БИП (боевой информационный пост), которые, так же были оборудованы в классе с выводом соответствующей информации от РЛС кругового обзора и ГАС. Курсанты инженерных факультетов несли учебные вахты в МО вместе с членами экипажа корабля. Обогрев помещений проводился за счёт калориферного отопления. Рангоут был представлен двумя мачтами ажурной конструкции, причём фок-мачта имела оттянутую в корму стеньгу, такой же ажурной конструкции. На фок-мачте разместились антенны радиотехнических устройств и связи, а в самом верху, на топе мачты, антенный пост РЛС "Рубка" с параболическим рефлектором. На грот-мачте второй антенный пост РЛС УАО "Барс". Использование всех видов оружия возможно на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов при их включении.
Якорное устройство состоит из 3 становых якорей Холла. Якоря по походному крепятся в утопленных в корпус клюзах; два побортно в носу для снижения брызгообразования на больших ходах и один в корме. На баке установлены два якорных шпиля с электроприводом для спуска и подъёма обоих носовых становых якорей и один шпиль установлен на полуюте для работы с кормовым якорем. Противопожарные средства включают обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения. Спасательные средства состоят из 2 моторных катеров, 2 моторных баркасов, 2 гребных баркасов, 2 надувных моторных катеров с жёстким дном и надувных спасательных плотиков (ПСН-10). Главная энергетическая установка дизель-электрическая, двухвальная с двумя дизель-генераторами мощностью по 1470 кВт каждый, которые питали два гребных электродвигателя постоянного тока ПГ-112 мощностью по 2000 л.с. каждый, расположенных в МО. Электродвигатели передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ). Управление ГЭУ осуществляется дистанционно. Полная скорость корабля составляет 16 узлов. Электроэнергетическая система переменного тока имеет напряжение 380 В и включает 4 дизель-генератора мощностью по 500 кВт каждый и 2 дизель-генератора мощностью по 300 кВт. В качестве аварийного источника питания используют аккумуляторы. Вооружение учебного корабля состоит:
Система управления огнем универсальной 57-мм артиллерии главного калибра состоит:
РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка", предназначена для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же выдачи целеуказания артиллерийскому и зенитно-ракетному оружию. Станция дециметрового диапазона волн работает в активном и пассивном режимах. Антенный пост расположен на верху фок-мачты и обеспечивает режимы активного обнаружения целей ("А"), пассивного обнаружения целей ("П"). РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В активном режиме дальность обнаружения надводной цели составляет до 25 км. В пассивном режиме станция обеспечивает обнаружение излучения работающих передатчиков в зависимости от высоты, диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств до 98 км. Время подготовки станции к работе составляет 6 мин., а время непрерывного действия - 24 часа. Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имеет выключатель затухания, обеспечивающий меньшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после запуска составляет 2-5 часов. Штурманский пульт, в котором располагаются механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволяет дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектуется автономным источником аварийного питания и самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами(репитерами). Последние располагаются в различных местах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывают курс корабля. РЛС управления артиллерийским огнём (УАО) МР-103 "Барс-1886", предназначена для управления стрельбой автоматических артустановок (АУ) калибров 57-мм и 76-мм. Станция позволяет сопровождать надводные, воздушные и береговые цели и управлять стрельбой двух орудий универсального 57-мм калибра. РЛС с антенным постом, автоматически сопровождает цель на дальности до 40 км без помех и 30 км при их наличии. Станция имеет сектор обзора по азимуту в 180°, а освещение обстановки и отражение текущей информации осуществляется на индикаторе с ЭЛТ. Корабли комплектуются РЛС навигации "Дон", РЛС навигации "Тесла", аппаратурой госопознавания "Нихром", ГАС "Пегас-2", ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола", ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", БИУС "Планшет-1886". РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначена для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяет определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на мачте. РЛС навигации "Тесла" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначена для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяет определять при круговом обзоре дальность до воздушной цели до 60 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте. ГАС "Пегас-2" с подкильной антенной, которая работает в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС способна обнаружить подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 2,6 км, а якорные мины на дистанции 1,3 км, при скорости хода самого корабля в 16 узлов. ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола" с круговой антенной, которая работала только в режиме шумопеленгования. ГАС имела возможность автоматически сопровождать цель на дальности до 10 км. ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. БИУС "Планшет-887" - боевая информационно-управляющая система, предназначена для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивается одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям. C 1970 года началась морская служба учебных кораблей проекта 1886У в составе бригады учебных кораблей Ленинградской ВМБ Балтийского флота. В 1978 году учебный корабль "Бородино" был перебазирован на Тихоокеанский флот и придан ТОВВМУ им. Макарова для прохождения морской практики курсантами этого училища. В 1996 году "Бородино" выведен из состава ВМФ и разделан на металлолом. В 1998 году "Гангут" выведен из состава ВМФ и разделан на металлолом. Строились учебные корабли на Черноморском ССЗ №198 в г. Николаеве. Головной учебный корабль "Бородино" вступил в строй Балтийского флота 30 декабря 1970 года.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||