Главная | Надводные силы | Рейдовый тральщик
РТЩ проект 253
1942-1946

Иллюстрации

Чертежи

Картонная модель
    Рейдовые тральщики проект 253 - начал разрабатываться в июле 1941 года на Большой земле. В Ленинград документация на "морской катер-тральщик", так он официально назывался, была доставлена уже после начала блокады. По проекту тральщик имел водоизмещение 91,2 тонны при главных размерениях 31,78 X 5,08 X 1,29 м.

    Корпус корабля стальной, с криволинейными сложными обводами носа и кормы. Тральщик имел полубак и верхнюю палубу. Надстройки, двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение выполнялись из маломагнитной стали. Корабль нёс развитую носовую надстройку с ходовой рубкой, открытым мостиком, переходным тамбуром для спуска в носовую жилую палубу, переходным тамбуром для спуска в машинное отделение, аккумуляторным отсеком. За носовой надстройкой располагалась газоотводная фальштруба овального сечения и кормовая надстройка с переходным тамбуром для спуска в кормовой кубрик и постами.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 6 отсеков:

    1. Форпик, цепной ящик;
    2. Коридор № 1, офицерские каюты, кают-компания, радиорубка;
    3. Машинное отделение, топливная цистерна;
    4. Кубрик команды;
    5. Тральная кладовая;
    6. Румпельное отделение;
    Гибель корабля могла наступить при затоплении трёх смежных отсеков. Наконец благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах.

    Тральные и палубные механизмы включали лебёдку, две поворотные кран-балки, якорно-швартовный шпиль.

    Силовая установка механическая, трёхвальная, с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели три шестицелиндровых дизеля "Супериор" мощностью по 480 л.с. каждый, работали на три бронзовых винта фиксированного шага.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 110 В включала дизель-генератор мощностью 15 кВт, расположенный в машинном отделении. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 3 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК на тумбовых установках с длинной ствола 84,25 калибра, расположенных один на баке и два побортно на крыше носовой надстройки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    2. Из 1 комплекта облегчённого трала Шульца ОШТ-1, для траления якорных мин. Трал парный буксирующий, состоял из двух смычек тралящей части, соединенных буксирами с парой тралящих кораблей, которые расходились на расстояние 250 метров друг от друга. Ерал включал в комплект 2 буксирных троса, тралящую часть с кошками, цепи с грузами и оттяжки с буями. Положение трала на определенной глубине обеспечивалось грузами и плавучими буями. Облегчённый трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 4 до 22 м, скорость буксировки до 5 узлов при волнении моря до 3 баллов. Максимальная глубина места траления до 30 метров. Трал не имел обозначителей протраленной полосы.
    3. Из 1 катерный параванный трал КПТ, для траления якорных мин. Трал одинарный подсекающий, имел ширину захвата до 60 метров, глубина действия от 6 до 20 метров, скорость траления от 4 до 9 узлов. Диаметр циркуляции корабля с тралом - 400 метров. Время подготовки трала к постановке днем - 4 минуты, постановка трала занимает 5 минут. Трал имеет обозначители протраленной полосы.
    4. Из 1 катерного электромагнитного трала КЭМТ-2, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитных импульсов. Трал одинарный, поверхностный, буксируемый, имел два плотика-электромагнита, каждый из которых потреблял ток 6 А. Магнитный момент одного электромагнита составлял 0.52•10-8Э. Ширина захвата за один проход 34 метра, глубина воздействия до 25 метров при скорости траления от 2 до 4 узлов, а волнение моря до 3 баллов. Длина буксира составляла от130 до 160 метров, а длина фидера - от 140 до 170 метров.
    5. Из 10 мин Р-1. Мина Р-1 малая речная якорная гальваноударная с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13.5 м). Мина общим весом в 275 кг имела вес боевого заряда 40 кг и габариты 1560 х 595 х 710 мм. Глубина места постановки мины от 1,8 до 35 метров, длина минрепа 35 метров, растояние от поверхности при постановки от 0,5 до 1,5 метров, а минимальный интервал между минами при постановке 20 метров при наибольшей скорости хода постановки мин 17-18 узлов. Наибольшая высота борта при постановке не более 1,5 метров, точность установки на заданное углубление 0,2 метра, время прихода в боевое положение после постановки 10-20 минут, а задержка взрыва составляла 0,3 секунды.
    6. Из 12 глубинных бомб БМ-1. Бомба БМ-1 малая глубинная разработана и принята на вооружение в 1933 г. Оснащалась сначала взрывателем ВГБ, а затем - К-3. Применялась, в основном, с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. Бомба общим весом в 41 кг имела вес взрывчатого вещества 25 кг тротила и габариты 420 х 252 мм. Скорость погружения бомбы составляла 2,1-2,3 м/с, а радиус поражения - 3,5-5 метров.

    Строительство тральщиков не проводилось.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 253

    Водоизмещение:   стандартное 91,2 тонны  
    Длина наибольшая:  31,78 метра  
    Ширина наибольшая:  5,08 метра  
    Осадка:  1,29 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля "Супериор" по 230 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  1 ДГ 15 кВт, постоянного тока 110 В  
    Скорость хода:  полный 12,5 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 4-9 узлов  
    Дальность плавания:  нет данных  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противоминное:  1 облегчённый трал Шульца ОТШ-1,
    1 катерный параванный трал КПТ,
    1 катерный электромагнитный трал КЭМТ-2, 
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб БМ-1  
    минное:  10 мин Р-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция  
    навигационное:  1 магнитный компас  
    Экипаж:  17 человек (2 офицера)  

    Тральщики не строились.


    Рейдовые тральщики проекта 253Л - ленинградские переработанные с изменёнными обводами корпуса, увеличенным водоизмещением и усиленным артиллерийским вооружением.
    Неизбежные отступления от чертежей ни в коем случае не должны были снижать боевых качеств тральщика и особенно увеличивать его осадку. Чтобы этого не произошло, необходимо было в самом проекте предусмотреть запас водоизмещения. Это, правда, потребовало переработки конструкции корпуса и его оборудования. По существу, получился новый проект, который существенно отличавшийся от 253-го.

    Корпус корабля из стали №3, при изготовлении его конструкции нужно было приспособить к технологическим возможностям предприятия, для этого нужно было внести коррективы в чертежи в самый короткий срок. Металл на заводе имелся — довоенных запасов хватало не на один десяток кораблей, поэтому было принято решение о замене криволинейных сложных обводов носа и кормы на близкие им по форме многогранные, образованные плоскими листами. Кроме этого длина тральщика была так же увеличена, для установки более мощного артиллерийского вооружения. Корабль лишился кормовой надстройки на месте которой установили кормовое 45-мм орудие, носовую надстройку удлинили к корме, увеличили высоту борта полубака, а так же длину и высоту световых люков машинного отделения, а само МО сдвинули в корму.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 2 одноствольных 45-мм орудий К-21 с длинной ствола 46 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме. Орудийная установка имела щит из противопульной брони толщиной 3мм и оснащалась прицелом типа ШБ-1М. Скорострельность установки составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -8 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 760 м/с, дальность стрельбы до 9,5 км, а потолок - до 5 км. Заряжание орудия ручное. Расчёт установки включает 3 человека. Масса установки 507 кг.
    2. Из 2 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК на тумбовых установках с длинной ствола 84,25 калибра, расположенных побортно на крыше носовой надстройки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 1 комплекта облегчённого трала Шульца ОШТ-1, для траления якорных мин. Трал парный буксирующий, состоял из двух смычек тралящей части, соединенных буксирами с парой тралящих кораблей, которые расходились на расстояние 250 метров друг от друга. Ерал включал в комплект 2 буксирных троса, тралящую часть с кошками, цепи с грузами и оттяжки с буями. Положение трала на определенной глубине обеспечивалось грузами и плавучими буями. Облегчённый трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 4 до 22 м, скорость буксировки до 5 узлов при волнении моря до 3 баллов. Максимальная глубина места траления до 30 метров. Трал не имел обозначителей протраленной полосы.
    4. Из 1 катерный параванный трал КПТ, для траления якорных мин. Трал одинарный подсекающий, имел ширину захвата до 60 метров, глубина действия от 6 до 20 метров, скорость траления от 4 до 9 узлов. Диаметр циркуляции корабля с тралом - 400 метров. Время подготовки трала к постановке днем - 4 минуты, постановка трала занимает 5 минут. Трал имеет обозначители протраленной полосы.
    5. Из 1 катерного электромагнитного трала КЭМТ-2, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитных импульсов. Трал одинарный, поверхностный, буксируемый, имел два плотика-электромагнита, каждый из которых потреблял ток 6 А. Магнитный момент одного электромагнита составлял 0.52•10-8Э. Ширина захвата за один проход 34 метра, глубина воздействия до 25 метров при скорости траления от 2 до 4 узлов, а волнение моря до 3 баллов. Длина буксира составляла от130 до 160 метров, а длина фидера - от 140 до 170 метров.
    6. Из 10 мин Р-1. Мина Р-1 малая речная якорная гальваноударная с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13.5 м). Мина общим весом в 275 кг имела вес боевого заряда 40 кг и габариты 1560 х 595 х 710 мм. Глубина места постановки мины от 1,8 до 35 метров, длина минрепа 35 метров, растояние от поверхности при постановки от 0,5 до 1,5 метров, а минимальный интервал между минами при постановке 20 метров при наибольшей скорости хода постановки мин 17-18 узлов. Наибольшая высота борта при постановке не более 1,5 метров, точность установки на заданное углубление 0,2 метра, время прихода в боевое положение после постановки 10-20 минут, а задержка взрыва составляла 0,3 секунды.
    7. Из 12 глубинных бомб БМ-1. Бомба БМ-1 малая глубинная разработана и принята на вооружение в 1933 г. Оснащалась сначала взрывателем ВГБ, а затем - К-3. Применялась, в основном, с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. Бомба общим весом в 41 кг имела вес взрывчатого вещества 25 кг тротила и габариты 420 х 252 мм. Скорость погружения бомбы составляла 2,1-2,3 м/с, а радиус поражения - 3,5-5 метров.

    Строительство проводилось на заводе №189(20), на заводе №190(10) и на заводе №370(6) в Ленинграде.

    Головной тральщик Т-351 был сдан Балтийскому флоту в ноябре 1943 г.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 253Л

    Водоизмещение:   стандартное 118,1 тонны, полное 125,6 тонны.  
    Длина наибольшая:  36.1 метра  
    Ширина наибольшая:  5.1 метра  
    Осадка:  1.33 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля "Супериор" по 230 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  1 ДГ 15 кВт постоянного тока 110 В.  
    Скорость хода:  полный 12,95 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 4-9 узлов  
    Дальность плавания:  214 миль при 10 узлах  
    Автономность:  1 сутки  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 45-мм орудия К-21, 2х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противоминное:  1 облегчённый трал Шульца ОТШ-1,
    1 катерный параванный трал КПТ,
    1 катерный электромагнитный трал КЭМТ-2, 
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб БМ-1  
    минное:  10 мин Р-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция  
    навигационное:  1 магнитный компас  
    Экипаж:  21 человек (2 офицера)  

    Всего построено тральщиков с 1943 г. по 1944 - 36 единиц.


    Рейдовые тральщики проекта 253ЛП - модернизированный вариант корабля с учётом опыта боевого использования в 1944 году. Доработка предусматривала увеличение водоизмещения за счет ещё одного удлинения корпуса, а так же изменение носовых обводов.
    Повысили живучесть энергетической установки, за счет расположения двигателей в двух изолированных машинных отделениях, а не в одном, как раньше.
    Кроме того, одноствольные пулеметы заменили «спарками», тральную лебедку оснастили электродвигателем, увеличили боевую автономность, повысив запас топлива с 3,7 до 10,1 тонн.

    Противоминное вооружение дополнили буксирным акустическим тралом БАТ-2, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный буксируемый, представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала составлял 50 метров, глубина места траления 50 метров при скорости хода тральщика до 8-9 узлов и волнении моря до 4 баллов.

    Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал от 5 до 9 месяцев.

    Строительство проводилось на заводе №189(34), на заводе №190(14) и на заводе №370(6) в Ленинграде, Усть-Ижорская верфь(2).

    Головной тральщик сдан флоту в октябре 1944 г.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 253ЛП

    Водоизмещение:   стандартное 147,8 тонны, полное 160,4 тонны.  
    Длина наибольшая:  38,0 метров  
    Ширина наибольшая:  5,72 метра  
    Осадка:  1,52 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля "Супериор" по 480 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  1 ДГ 20 кВт постоянного тока 110В.  
    Скорость хода:  полный 12,95 узла, экономический 10 узлов,
    траления 4-9 узлов  
    Дальность плавания:  320 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 45-мм орудия К-21, 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противоминное:  1 катерный параванный трал КПТ,
    1 катерный электромагнитный трал КЭМТ-2,
    1 буксируемый акустический трал БАТ-2  
    минное:  10 мин Р-1  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб БМ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"  
    радиотехническое:  2 радиостанции  
    навигационное:  1 магнитный компас  
    Экипаж:  25 человек (2 офицера)  

    Всего построено тральщиков с 1944 г. по 1946 - 56 единиц.


Hosted by uCoz