Главная | Надводные силы | Учебные корабли
Учебные корабли
проект 888
1976-1977
  

Иллюстрации

Чертежи

Учебный корабль проект 888




    Учебные корабли проекта 888 - проектировались польскими конструкторами и строились на Северной верфи в Гданьске, как специальные учебные корабли для прохождения морской практики курсантами Военно-Морских училищ ВМФ СССР (Союз Советских Социалистических республик), ГДР (Германская Демократическая республика) и ПНР (Польской Народной республики). Проект 888 обеспечивал подготовку командных кадров флота по навигации, метеорологии, лоции, астрономии и организации корабельной службы для 100 курсантов, а также предусматривал дальность плавания 11 узловым ходом до 7500 миль, полную скорость хода 17 узлов при водоизмещении в 1800 тонн. Всего по данному проекту, в Польше для ВМФ СССР, было построено два корабля "Ока" (1976) и "Луга" (1977).

    Корпус корабля набирался из стальных листов соединявшихся между собой методом сварки, с применением секционной сборки. Корабль имел протяжённый полубак с седловатостью и фальшбортом в носовой оконечности, верхнюю палубу, две платформы: носовую и кормовую, трюм, а также прямую транцевую корму. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для уменьшения бортовой качки на корабле выполнялись пассивные успокоители качки. Корабль оснащался противоатомной и противохимической защитой. Все иллюминаторы имели стандартную круглую форму. Корабль мог брать в поход 46 тонн питьевой воды и 27 тонн воды для хозяйственных нужд. Система питьевой воды имела бактерицидный фильтр (хлоратор). Обогрев помещений проводился за счёт системы кондиционирования воздуха. На верхней палубе выполнялась кормовая надстройка, в которой расположились пожарная кладовая, гальюны, душевая и раздевалка, камбуз и пекарня, лазарет и операционная, кладовые, ПЭЖ, дежурка. На палубе полубака разместили основную, двухъярусную, протяжённую надстройку, которая кормовой своей частью располагалась на кормовой надстройке, занимая половину её длины. В первом ярусе основной надстройке размещались пост и агрегатная РЛС №2, каюты командира корабля и командного состава, коридор, душевая и гальюны, кожухи машинных люков с двумя фальштрубами, помещения вентиляторов и радиорубка, кладовая тентов. Во втором ярусе находились главный командный пункт (ГКП) с ходовым мостиком и астрономической палубой, штурманский класс с метеорологической палубой, агрегатная РЛС №3, кладовые. Штурманский класс оборудовался 19 учебными местами, оснащёнными всем необходимым оборудованием и средствами навигации с репитерами гирокомпаса. Каждый из курсантов несущих здесь ходовую вахту чувствовал себя так, словно он самостоятельно ведёт корабль. Рангоут был представлен одной мачтой ажурной конструкции на которой разместились антенны радиотехнических устройств и связи, а в самом верху, антенный пост РЛС "Рысь". Силуэт корабля имел две двойные наклонные дымовые трубы и люки через которые имелась возможность замены дизелей.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

    1. Носовая цистерна балласта, малярная кладовая, боцманская кладовая;
    2. Цистерна фекальных вод №1 и носовая топливная цистерна №1, цепные ящики, кладовая ЗИП, прачечная, гальюны, кладовые, сушилка, умывальные, раздевалка и душевые;
    3. Топливная цистерна №2, коффердам №1, кубрик №1 и электрокладовая, каюты;
    4. Топливная цистерна №3, коффердам №2, кубрик №2 и пост РЛС №1, каюты, кают-компания, библиотека;
    5. Топливная цистерна №4 и цистерна фекальных вод №2, кубрики №3 и №4, помещение гирокомпаса, тамбур, каюта, столовые команды и курсантов;
    6. Балластная цистерна №2 и коффердамы №3-№4, гиропост, кубрики №5 и №6, тамбур, кладовая, посудомойки команды и курсантов;
    7. Масляная цистерна, коффердам №5, цистерна фекальных вод №3, цистерна льяльных вод, машинное отделение;
    8. Кингстон и цистерна котельной воды, котельная и отделение вспомогательных механизмов;
    9. Цистерна питьевой воды №1, центральный пост управления главными двигателями (ЦПУГД), помещение гидромоторов и холодильная камера;
    10. Цистерна питьевой воды №2 и сухая цистерна, кладовая сухой провизии, провизионная кладовая, морозильная камера, тамбур, рефрижераторная машина;
    11. Румпельное отделение, химическая кладовая, кладовая.
    Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.

    Якорное устройство состоит из 2 становых якорей Холла. Якоря по походному крепятся в утопленных в корпус клюзах для снижения брызгообразования на больших ходах. На баке установлен брашпиль с электроприводом для спуска и подъёма обоих становых якорей и один швартовный шпиль с электроприводом установлен на юте.

    Рулевое устройство состоит из электрической рулевой машины, которая может управляться с помощью автоматического электронного блока - "авторулевой". "Авторулевой" позволяет держать корабль на заданном курсе без участия рулевого, а при возникновении аварии в рулевой машине имеется возможность управления рулём вручную из румпельного отделения.

    Противопожарные средства включали водяную систему пожаротушения с гидрантами во многих местах и комплекты противопожарного снаряжения. Водяная система имела датчики с указанием возникновения пожара, которые устанавливались в помещениях, а основные средства оповещения и тревоги монтировались на ГКП и в ЦПУГД.

    Система кондиционирования воздуха включала водонагреватели, холодильный компрессор, воздушные трубопроводы, венткамеры, фильтры и увлажнители воздуха и обеспечивала центральное отопление и охлаждение. Эта система оказалась очень эффективной: например в Средиземном море при температуре воздуха до 40 °C температура в помещениях автоматически поддерживалась с 17 до 18 °C.

    Спасательные средства состоят из 1 моторного катера, 1 шлюпки и 12 надувных спасательных плотиков (ПСН-10).

    Главная энергетическая установка механическая, двухвальная с двумя дизельными агрегатами 6TD48 "Zulzer-Zgoda" мощностью по 1800 л.с. каждый, которые располагаются в МО. Высокопроизводительные малооборотные, шестицилиндровые, тронковые, реверсивные дизели с цилиндрами диаметром 480 мм имеют частоту вращения 225 об/мин. при полной скорости хода в 17,4 узла и передают вращение через бортовые валы на два трёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ). При экономической скорости в 13 узлов частота вращения составляет 180 об/мин., а расход топлива около 333 кг/час (7-8 тонн в сутки). Управление ГЭУ осуществляется дистанционно. Полный запас топлива включает 250 тонн. Для хозяйственных нужд, в отделении вспомогательных механизмов размещались 4 котла общей мощностью 1 тонна/час и давлением 7 бар.

    Электроэнергетическая система переменного тока имеет напряжение 380 В и включает 3 дизель-генератора мощностью по 350 кВт каждый, которые размещены в отделении вспомогательных механизмов. Дизель-генераторы работают попеременно по два одновременно без перерыва. Отделение вспомогательных механизмов шумоизолированно, так как работающие механизмы создают шум до 90 дБ. На корабле в помещении надстройки на главной палубе по правому борту располагается стояночный дизель-генератор, который обеспечивает корабль электроэнергией на якорной стоянке и в порту при отсутствии берегового питания. В качестве аварийного источника питания используют аккумуляторы. Главный распределительный щит (ГРЩ) расположен в ЦПУГД.

    Учебные корабли для СССР не имели вооружения.

    Корабли комплектуются фототелеграфным аппаратом, гирокомпасом, автопрокладчиком курса, двумя радиопеленгаторами, 2 РЛС навигации, аппаратурой госопознавания "Нихром", 3 ГАС.

    Фототелеграфный аппарат, позволял обрабатывать сигналы гидрометеорологической станции для нанесения полученной информации на карту погоды.

    Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.

    C 1976 года началась морская служба учебных кораблей проекта 888 в составе Балтийского флота.

    В 1980 году учебный корабль "Ока" был перебазирован на Каспийскую флотилию и придан КВВМКУ им. Кирова для прохождения морской практики курсантами этого училища.

    В 1992 году "Ока" выведена из состава ВМФ и передана ВМС Азербайджана, где перестроена в корабль управления Т-710.

    В 2005 году "Луга" выведена из состава ВМФ и разделана на металлолом.

    Строились учебные корабли на Северной верфи в г. Гданьске (ПНР).

    Головной учебный корабль "Ока" вступил в строй Балтийского флота в 1976 году.


    Тактико-технические данные учебных кораблей проекта 888

    Водоизмещение:  
    1800 тонн  
    Длина наибольшая: 
    72 метра  
    Длина по КВЛ: 
    67,96 метра  
    Ширина наибольшая: 
    12,13 метра  
    Высота борта в носу: 
    8,9 метра  
    Высота борта на миделе: 
    6,47 метра  
    Высота борта в корме: 
    3,24 метра  
    Осадка по корпусу: 
    3,64 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 6TD48 "Zulzer-Zgoda" по 1800 л.с., 2 винта РШ, 1 руль.
    Электроэнергетическая
    система:
     
    переменный ток 380 В, 60 Гц, 3 ДГ по 350 кВт, 1 ДГ на 300 кВт.  
    Скорость хода: 
    полная 17,4 узла, экономическая 13 узлов
    Дальность плавания: 
    9700 миль при 13 узлах
    Мореходность: 
    без ограничений
    Автономность: 
    32 суток
    Вооружение:  .  
    зенитно-артиллерийское: 
    отсутствует
    гидроакустическое: 
    2 ГАС, 1 ГАС звукоподводной связи
    радиотехническое: 
    1 фототелеграфный аппарат, 2 радиопеленгатора,
    1 РЛС госопознавания "Нихром".
    навигационное:  2 НРЛС, 1 гирокомпас "Курс", 1 эхолот НЭЛ-5, 1 лаг МГЛ-50
    химическое: 
    противоатомная(ПАЗ) и противохимическая защита(ПХЗ)
    Экипаж: 
    141 человек (24 офицера и преподавателя, 80 курсантов)  

    Всего построено кораблей для ВМФ СССР с 1976 года по 1977 год - 2 единицы.

Hosted by uCoz