Главная | Надводные силы | Броненосные крейсера
Броненосный крейсер
"Рюрик"
1895
  

Иллюстрации

Чертежи

    Броненосный крейсер "Рюрик" - строился по судостроительной программе 1882-1902 года, которая определила динамику роста флота, состав действующих, выбывающих и строящихся кораблей.
    14 июня 1888 года управляющему Морским министерством вице-адмиралу Н.М. Чихачёву был представлен к рассмотрению проект, разработанный корабельным инженером Балтийского завода, старшим помощником судостроителя Н.Е. Родионовым. Проект броненосного корабля предусматривал водоизмещение в 9 000 тонн, увеличенную высоту борта, большое отношение длины к ширине, которое составляло 6,88, проектную скорость в 18,5 узлов при любом состоянии моря и защиту оконечностей (до 20 % длины корпуса) с помощью коффердамов, наполненных целлюлозой. Вице-адмирал Н.М. Чихачёв дал санкцию на разработку представленного ему проекта в МТК. Морской Технический Комитет с учетом ряда замечаний предложил проект переработать, не выходя из пределов водоизмещения 9 000 тонн, что практически выполнить было невозможно. Приказанием Генерал-Адмирала великого князя Алексея Александровича (брат императора Александра III), который поддержал требования МТК, первоначальный проект Н.Е. Родионова был отклонён, а его переработка была поручена члену МТК Н.Е. Кутейникову. В итоге по откорректированному проекту МТК корабль имел длину 130 метров, вместо 128 метров, уменьшенное отношение длины к ширине, которое составляло 6,5, увеличенное до 10 933 тонн водоизмещение (9 000 тонн), сокращенный более чем на 200 тонн запас топлива, минимальное парусное вооружение, чтобы "держаться на море, не расходуя пара" и новые скорострельные 152-мм орудия, а так же 120-мм пушки вместо 47-мм орудий. Толщина брони увеличилась до 254-мм в средней части, вместо 203-мм, но с сохранением протяженности до 80 % длины корпуса.
    19 мая 1890 года состоялась церемония закладки корабля, который получил имя "Рюрик", в честь брига, совершившего кругосветное плавание в 1815-1818 годах. Одновременно с закладкой "Рюрика" состоялся спуск императорской яхты "Полярная звезда". Оба события проводились в присутствии государя императора Александра III, государыни императрицы Марии Федоровны (матери будущего царя Николая II), королевы эллинов Ольги Константиновны (дочери прежнего генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича - сына Николая I) и генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича.
    07 июня 1890 года была готова спецификация по корпусу, теоретический чертёж, чертёж мидель-шпангоута и до 10 чертежей внутреннего расположения и вооружения. Строить броненосный корабль, было поручено Балтийскому заводу в г. Санкт-Петербурге. Наблюдающим за строительством стал корабельный инженер Н.В. Долгоруков.

    Корпус броненосного крейсера изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный и горизонтальный кили, кильсон, стрингеры, фор- и ахтерштевни, бушприт, полубак, верхнюю, батарейную и жилую (броневую карапасную) палубы, трюм и двойное дно. Вертикальный киль крепился стальными угольниками (кницами) к горизонтальному килю, который набирался из двух листов стали. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, а также рулевая рама весом в 14 тонн, изготавливались из бронзовых отливок. Форштевень сложное сооружение криволинейной формы размерами 10x15 метров весил 30 тонн. Прямой в надводной части он имел прорезанный порт для установки светящего по носу прожектора в месте расположения носового украшения, а в низу отверстие для носового минного аппарата. Под водой форштевень выступал вперёд, образуя собой таран. Ахтерштевень весом в 13 тонн, тоже с отверстием для минного аппарата, отливался вместе с рулевыми петлями и подпятником. Двойное дно, делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки для хранения запасов пресной котельной воды. Листы двухслойной наружной обшивки соединялись между собой двойным рядом заклепок по пазам край на край, а по стыкам - на планках, положенных с внутренней стороны. Пазы и стыки снаружи прочеканивались для обеспечения полной водонепроницаемости. Внутрь корпуса от батарейной палубы выполнялся "загиб борта", чтобы уменьшить размеры портов для 152-мм орудий на поворотных платформах. В подводной части корпуса, ниже главного броневого пояса, корпус корабля обшивался листовой медью, которая крепилась медными гвоздями к тиковым брусьям среднего наружного киля и дубовым - для его фальшкиля, закреплённых, в свою очередь, к стальным листам киля и двойного дна с помощью медных болтов. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 21, 35, 51, 66, 83 и 100 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На крейсере имелись две бортовых продольных переборки, которые образовывали помещения угольных ям и бортовых коридоров. Они так же служили, как дополнительная противоминная защита корабля. Бимсы палуб выполнялись из полос тавробимсовой стали и соединялись с бортом кницами. Палубные стрингеры собирались из стальных листов общей толщиной 11,9-мм. Система броневой защиты корабля состояла из главного вертикального пояса по ватерлинии, носового и кормового траверзов батарейной палубы, боевой рубки и броневой (карапасной) палубы. Плиты главного вертикального броневого пояса включали бортовую поясную броню по ватерлинии, а также носовой и кормовой броневые траверзы. Бортовая броня по ватерлинии имела толщину 254-мм в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинного отделений), уменьшаясь к нижней кромке, а также в нос и корму до 203-мм и опускаясь ниже ватерлинии на 1,2 метра. Плиты крепились к двухслойной стальной обшивке через Z-образные профили, служившие для забивания между ними коротких обработанных по обводу корпуса плотно пригоняемых и проконопаченных лиственных брусков - чаков и наружной деревянной лиственничной обшивки, "прогнанной" поверх чаков. Носовой и кормовой траверзы главного пояса имели толщину броневых листов 254-мм, а батарейной палубы - 102-мм. Броневая (карапасная) палуба толщиной 44,5-мм в районе машинно-котельных отделений уменьшалась к оконечностям до 25,4-мм и стелилась, на стальную палубную обшивку толщиной 31,5-мм. К бортам броневая палуба имела скосы, на всём её протяжении. Боевая командирская рубка защищалась бронёй имевшей толщину 152-мм, крыша рубки прикрывалась броневыми листами, из маломагнитной стали. Боевая рубка крепилась прямо к палубному настилу и не имела прочного основания. На верхней палубе, в носовой части, размещались носовой мостик с бортовыми крыльями, ходовая и боевая рубки, в средней части кожухи с двумя дымовыми трубами и световые люки машинного отделения, а в кормовой части - рубка, кормовой мостик с бортовыми крыльями и световой люк кают-компании офицеров. На батарейной палубе побортно устанавливались 152-мм скорострельные орудия Канэ на поворотных платформах. На жилой палубе располагались носовой минный аппарат и два носовых бортовых минных аппарата, два паровых шпиля, аптека и лазарет, помещения команды (кубрики), места общего пользования офицеров, каюты офицеров и кондукторов, офицерский буфет, кают-компания офицеров, каюты старшего офицера и механика, апартаменты командира корабля. В трюме устраивались погреба боезапасов главного калибра, 152-мм и 120-мм калибра, отделения трюмных помп и насосов, угольные ямы, котельные и машинное отделения, румпельное отделение. Условия обитания на корабле составляли по 5,16 кв. метра объема и 2,5 кв. метра площади жилых помещений на человека. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснителя Круга.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 8 основных отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Патронные погреба, кладовые, носовой минный аппарат, отделение шпилевой машины, минные каюты, гальюны и умывальники команды, помещение носового прожектора;
    3. Патронные погреба, кладовые, лазарет, каюты содержателей корабельного имущества, носовые бортовые минные аппараты, кубрики команды;
    4. Носовой кочегарный отсек, бортовые угольные ямы;
    5. Кормовой кочегарный отсек, бортовые угольные ямы;
    6. Машинный отсек, офицерский буфет;
    7. Патронные погреба, винный погреб, кормовые бортовые минные аппараты, кают-компания офицеров, каюты офицеров, кубрики команды;
    8. Рулевой отсек, кормовой минный аппарат, апартаменты командира и каюты офицеров.
    Силуэт броненосного крейсера имел фальшборта высотой 1,37 метра по всей верхней палубе, три мачты с облегчённым парусным вооружением, бушприт закреплённый на палубе полубака, две дымовые трубы с вентиляционными раструбами, боевую, ходовую и штурманскую рубки, мостики.

    Водоотливная система включала магистральную трубу, проложенную по днищу в середине корпуса, по всему кораблю. Отростки от трубы проводились во все междудонные отделения и отсеки ниже броневой палубы. Четыре паровых центробежных насоса (их называли "тюрбинами") производительностью 3 000 т/ч и диаметром клапанов 305-мм откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Так же на корабле устанавливались 2 трюмных машинных насоса и 2 паровых эжектора системы Фридмана. К эжекторам подводились два приемных отростка, чтобы можно было брать воду как из магистральной трубы, так и с верхнего дна того отделения, в котором эжектор устанавливался.

    Пожарная система включала проведенный по всему кораблю магистральный трубопровод и пожарную машину системы Шанд-Месона (её использовали и для затопления магистральной трубы). От магистрали вверх на все палубы к пожарным кранам поднимались отростки снабжённые брезентовыми и резиновыми рукавами.

    Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины с приводами к трем штурвалам, один из которых (основной) был установлен в боевой рубке, один в ходовой рубке и один на кормовом мостике. Золотник рулевой машины управлялся с помощью электропривода фирмы князя Тенишева. Ручной штурвал помещался в рулевом отделении.

    Якорное устройство включало два становых и один запасной якоря Мартина, две становых цепи и одну запасную цепь. Подъем и отдачу якорей осуществляли два шпиля, на жилой палубе, с приводом от паровой машины.

    Спасательные средства броненосного крейсера состояли из двух паровых минных катеров, двух 16-вёсельных барказов, двух 14-вёсельных рабочих катеров, двух 12-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка броненосного крейсера механическая, двухвальная с четырьмя паровыми машинами и 8 огнетрубными котлами, которые располагались в двух котельных и одном машинном отделениях. Машины передавали вращение на два четырёхлопастных, бронзовых винта.
    Паровая машина компактная, вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 9,1 атмосферы имела мощность 3330 индикаторных л.с.. Цилиндры высокого давления, среднего давления и низкого давления обеспечивали частоту вращения гребного вала до 84 об/мин.
    Огнетрубный котёл двухконечный, цилиндрический, вырабатывал пар давлением в 9,1 атмосферы. Помимо главных котлов на крейсере имелись и два вспомогательных котла. Полный запас угля, принятый на борт, позволял крейсеру пройти около 6700 миль при экономической скорости хода 10 узлов, а полная скорость хода составила 18,8 узла.
    Вспомогательная энергетическая установка броненосного крейсера включала облегчённое парусное вооружение, состоявшее из трёх мачт с реями и гафелями, бегучего и стоячего такелажа с винтовыми талрепами и парусов. Площадь парусов в конечном счете составила 2 150 кв. метров (22 700 кв. футов).

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала пародинамо-машины "Вольта". Каждая из машин предназначалась для питания определенных потребителей; лебедок элеваторов орудий, палубного освещения, боевых фонарей, системы вентиляции. Одна динамо-машина оставалась в резерве. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы.

    Вооружение броненосного крейсера состояло:

    1. Из 4 одноствольных 8-дюймовых (203-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенных побортно на верхней палубе, два в носовой и два в кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с клиновым цилиндропризматическим замком и броневым щитом. Станок орудия поворотный на центральном штыре с гидравлическим компрес­сором и тормозом отката с подъемным механизмом в виде зубчатой дуги и ручными приводами наводки и заряжания. Сектор обстрела по горизонтали равнялся 200°, а по вертикали - от -5° до +15°. В состав боекомплекта входили бронебойные стальные снаряды и чугунные осколочные снаряды. Бронебойный стальной снаряд имел вес 133 кг с зарядом из 51 кг бездымного пороха, скорость снаряда составляла 583 м/с. Осколочный чугунный снаряд весом 90 кг имел скорость порядка 663 м/с при максимальной дальности стрельбы до 9,15 км с максимальным углом возвышения и 5,31 км с углом возвышения +6°. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
    2. Из 16 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно на закрытой батарейной палубе. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором, пружинным накатником и гидравлическим тормозом отката веретённого типа размещалось на бортовом станке. Бортовой станок вращался в горизонталь­ной плоскости на одном переднем и 4 задних катках, обеспечивая сектор обстрела по горизонтали 100°. Ось вра­щения проходила через порт. Подъемный механизм с зубчатой дугой создавал сектор обстрела по вертикали от -6° до +20°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Скорострельность орудия - до 10 выстрелов в минуту c темпом стрельбы от 2 до 4 выстрелов в минуту (зависел от подготовки расчёта). Расчёт включал 6 человек. В состав боекомплекта входили бронебойные и осколочные унитарные выстрелы весом 57,4 кг. Стальной бронебойный выстрел состоял из снаряда весом 41,4 кг, длиной 42,56-см содержащего 1,23 кг мелинита с взрывателем 11 ДМ и гильзы весом 16 кг, длиной 111,43-см. Чугунный осколочный выстрел состоял из снаряда весом 41,4 кг, длиной 49,4-см содержащего 1,365 кг чёрного пороха с ударной трубкой образца 1884 года и гильзы весом 16 кг, длиной 111,43-см. Начальная скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 10 км с углом возвышения +20°. Вес установки равнялся 13,25 тонны.
    3. Из 6 одноствольных 120-мм пушек Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно на верхней палубе. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Канэ с центральным штыром, пружинным накатником и гидропнев­матическим компрессором, цилиндр которого составлял одно целое с обоймой, соединенной со стволом. Штыровое основание - круглая стальная отливка, которая крепилась к палубе болтами. На нем имелся круговой желоб с шарами, на которых лежала своим дном поворотная рама. Высота оси цапф от основания тумбы 1050-мм. Подъемный механизм с одной зубчатой дугой создавал сектор обстрела по вертикали от -7° до +20°. Горизонтальный сектор обстрела составлял 170°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Скорострельность орудия - до 12 выстрелов в минуту с темпом стрельбы от 3 до 5 выстрелов в минуту (зависит от подготовки расчёта). В состав боекомплекта входили бронебойные и осколочные унитарные выстрелы весом 29,27 кг. Стальной бронебойный выстрел состоял из снаряда весом 20,47 кг, длиной 33,6-см и гильза весом 8,8 кг, длиной 93,7-см. Чугунный осколочный выстрел состоял из снаряда весом 20,47 кг, длиной 42-см и гильза весом 8,8 кг, длиной 93,7-см. Начальная скорость снаряда составляла 823 м/с при дальности стрельбы в 5,7 км с углом возвышения +6° и 9,63 км при угле возвышения +20°. Вес установки с пушкой и щитом 7,5 тонны.
    4. Из 10 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые размещались побортно на баке (6) и батарейной палубе (4). Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.
    5. Из 12 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, расположенных побортно на крыльях носового (2) и кормового (2) мостиков, на юте (2), на марсе фок-мачты (4) и для установки на шлюпках (2). Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас включал - 2700 выстрелов на ствол. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 170 кг.
    6. Из 2 одноствольных 63,5-мм десантных пушек Барановского с длиной ствола 19,8 калибра, предназначенных для поддержки десанта. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на корабельном станке или колёсном станке. Механизмы горизонтального и вертикального наведения винтовые. Корабельный станок устанавливался на специальной тумбе, прикрепленной тремя болтами к палубе (в виде равностороннего треугольника). Высота оси цапф от палубы составляла 1068-мм. Расчёт пушки - 4 человека. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас включал шрапнельные снаряды весом около 3 кг, содержащие по 56 пуль с 10-секундной трубкой. Скорострельность пушки до 5 выстр./мин. Угол вертикальной наводки составлял от -15° до +80°. При начальной скорости снаряда в 329 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы составляла до 2,5 км. Вес установки - нет данных.
    7. Из 6 однотрубных, бронзовых 381-мм надводных торпедных аппаратов (ТА), установленных в носовом и кормовом отделениях жилой палубы (2 выдвижных) и в бортовых отсеках (4 поворотных). Поворотные ТА закреплялись в бортовых шарнирах. Мина Уайтхеда (торпеда) образца 1889 года имела вес БЧ в 81,8 кг при весе самой торпеды 429,4 кг. Скорость хода торпеды составляла 24,75 узла, а дальность действия около 500 метров. Боекомплект состоял из 12 торпед.
    8. Из противоминных сетей системы Булливана, которые состояли из стального проволочного троса и хранились на специальных полках по бортам корабля. Сети устанавливались с помощью бортовых шестов, откидываемых на шарнирах.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • электрический боевой указатель с контрольной доской и алидадой с зрительной трубой на градуированном диске, расположенный в боевой рубке. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
    • 2 снарядных указателя правого и левого борта, которые посредством стрелок, останавливающихся в соответствующих секторах циферблата, передавали указания о роде применяемых снарядов. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались в погребах боеприпасов.
    • 2 сигнальных указателя правого и левого борта для передачи приказания о виде выполняемой стрельбы. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
    • Дальномерный ключ, который передавал дистанцию (расстояние) до цели. В боевой рубке размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
    • 2 кренометра правого и левого борта для определения крена и внесения поправки на дальность, располагались в боевой рубке.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станция измерительных приборов, размещённая в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
    • Две предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.
    Старший артиллерийский офицер, в боевой рубке, вставлял боевой штифт в гнездо и поднимал ключ боевого указателя, который определял готовность батарей обоих бортов, а сам становился к приборам того борта, с которого приказывалось выполнять стрельбу. Стрельба производилась по приказанию командира по трём схемам, в зависимости от вида маневрирования, типа цели и характера ведения боя.
    "Залповая стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель - курсовой угол по компасу и расстояние до цели - дальность по обыкновенному микрометру Люжоля. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "ЗАЛП", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения данной цели, а на боевом указателе выставлял сказанное число градусов и дальномерным ключом стрелку левого циферблата выводил на сказанное расстояние, сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько контрольных звонков кнопкой, расположенной на левой стороне боевого указателя. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил зрительную трубу боевого указателя на полученный уровень или выставлял уровень крена непосредственно с помощью зрительной трубы (наведением её в горизонт) с последующей установкой залпового сообщителя при кренометре "ЗАЛП С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", дальномерным ключом устанавливал стрелку левого циферблата на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. Используя таблицу стрельбы выбирал индикаторную поправку и на её величину поднимал индекс зрительной трубы, подыскивал поправку на ветер соответствующий данной скорости и курсовому углу, выбирал необходимую поправку отклонения целика по горизонтальному наведению. Получив уведомление звонком о готовности орудий борта, ждал прихода прицельной линии зрительной трубы боевого указателя на цель, если нужно, докладывал командиру корабля в какую сторону нужно катиться. Видя, что прицельная линия подходит к цели, давал предупредительный звонок, а когда прицельная линия приходила на цель, нажимал кнопку на правой стороне боевого указателя производя залп всем бортом. По сигналу "ДРОБЬ" ставил сигнальный указатель на "ДРОБЬ" и давал несколько коротких звонков. При перемене борта стрельбы поступал также, как при команде "ДРОБЬ" и переходил к приборам другого борта.
    "Беглый огонь" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного ключа на контрольной доске боевого указателя выводил стрелку левого циферблата на сказанное расстояние, ставил сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил зрительную трубу боевого указателя на полученный уровень или выставлял уровень крена непосредственно с помощью зрительной трубы (наведением её в горизонт) с последующей установкой кренометрового сообщителя "С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", дальномерным ключом устанавливал стрелку левого циферблата на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. После этого старший артиллерийский офицер направлял алидаду боевого указателя с зрительной трубой на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели.
    "Одиночная стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного ключа на контрольной доске боевого указателя согласовывал левый циферблат с правым и ставил сообщитель на надпись "В ЦЕПИ". После этого старший артиллерийский офицер направлял алидаду боевого указателя с зрительной трубой на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. По сигналу "ОТБОЙ" старший артиллерийский офицер вынимал боевой штифт из гнезда, опускал ключ боевого указателя вниз и выводил все батареи.
    Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики орудий устанавливали на них заданные углы и расстояния, а также производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром батареи или орудия. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность огня.

    Броненосный крейсер "Рюрик" стал флагманским кораблем отряда, уходившего на Дальний Восток под командованием контр-адмирала Л.К. Кологераса. В конце ноября 1895 года "Рюрик" и "Дмитрий Донской" пришли в порт Алжир, откуда после шестидневной стоянки, минуя все европейские и африканские порты, продолжили курс на Смирну (ныне Измир). Вечером 14 февраля 1896 года после проводов посетивших крейсер королевы и короля со всею их августейшей семьей "Рюрик" покинул Саламинскую бухту. В пути вместе с крейсером "Дмитрий Донской" провели первую подготовительную стрельбу по плавучему щиту из учебных стволов 203-, 152- и 120-мм орудий чугунными снарядами, а из 47- и 37-мм скорострельных пушек - боевыми гранатами. 17 февраля 1896 года корабли прибыли в Порт-Саид, где во время четырехдневной стоянки к ним присоединился шедший из Одессы пароход Добровольного флота "Саратов". 1 марта 1896 года отряд пришёл в Аден и, пополнив запасы угля, через два дня взял курс на Коломбо. 12 марта 1896 года, когда корабли вошли в гавань Коломбо, они по заведенному в ГМШ порядку уже считались входящими в состав эскадры Тихого океана. 9 апреля 1896 года "Рюрик" и "Дмитрий Донской" отдали якоря в Нагасаки, где главным образом базировалась Тихоокеанская эскадра. Как и все ее корабли, прибывшие крейсера включились в службу стационеров в портах Китая, Японии и Кореи, что затрудняло совместные маневры кораблей, учения и стрельбы в составе эскадры. Обычно все манёвры в составе эскадры проводились лишь во время ежегодного летнего сбора крупных кораблей во Владивостоке. 8 мая 1896 года "Рюрик" в составе эскадры (броненосец "Император Николай I", крейсера "Память Азова" и "Дмитрий Донской", канонерские лодки "Бобр", "Гремящий" и "Манджур") под командованием контр-адмирала Е.И. Алексеева, прибыл во Владивосток. В августе 1896 года эскадра провела в бухте Славянка (залив Славянский) двухстороннее маневрирование и "примерно-боевую стрельбу". В сентябре 1896 года эскадра отправилась в очередной обход корейских портов, а затем перешла в Нагасаки. 9 января 1897 года "Рюрик" под флагом начальника эскадры и совместно с крейсером "Адмирал Корнилов" вышел из Нагасаки в Гонконг. Оттуда адмирал Е.И. Алексеев отправился на "Рюрике" в Амой ("Адмирал Корнилов" пошел в Манилу), потом в Шанхай и после двухмесячного плавания вернулся в Нагасаки. 20 апреля 1897 года "Рюрик" под флагом начальника эскадры в сопровождении "Забияки" отправился к корейским берегам с заходом в Чемульпо. 3 мая 1897 года начальник эскадры вышел на "Рюрике" из Чемульпо в порт Шестакова (Синьпко) для соединения с находящейся там эскадрой и повёл её в залив Посьета (рейд Паллада) для изучения его оборонительных возможностей. В июле 1897 года эскадра перемещалась для учений и эволюции в залив Славянка, откуда корабли поочередно выходили в море для ночной артиллерийской стрельбы и стрельбы минами на ходу. Как оказалось, "Рюрик" при выстреле даже одного из четырех 203-мм орудий окутывался плотным облаком дыма (от зарядов черного пороха), что мешало производить стрельбу из всех остальных орудий. Это досадное обстоятельство ставило крест на использовании новейших скорострельных орудий с патронами бездымного пороха. Надо было или применить к 203-мм орудиям бездымный порох, или заменить их. 29 октября 1897 года эскадра снова отправилась для обхода корейских портов: новый ее начальник, контр-адмирал Ф.В. Дубасов продолжил осуществление поставленного приказа о выборе для флота новой незамерзающей базы. После обстоятельного изучения и всесторонней оценки Ф.В. Дубасов пришел к выводу, что для обеспечения русских интересов в Тихом океане в качестве базы русского флота лучшим вариантом будет корейский порт Мозампо (Масан), который имел прямое сухопутное сообщение с Россией и мог обеспечить действительную свободу выхода в океан. 23 января 1898 года по приказу из Петербурга сам начальник эскадры на "Рюрике", вышел в Порт-Артур в сопровождении крейсера "Память Азова", имея задачу осмотреть порт и дать свое заключение. 2 марта 1898 года телеграммой Ф.В. Дубасов сообщал свое мнение о стратегической непригодности этой базы, отрезанной от отечественной территории и удаленной от выхода в океан. Но в Петербурге старались избежать угрозы военного столкновения с Японией из-за Кореи, поэтому приняли соглашение с дополнительным протоколом от 28 апреля об аренде Россией Квантунского полуострова с портами Порт-Артур и Талиенван сроком на 25 лет. Это решение также позволяло русским кораблям продолжать базирование и ремонт в Японских портах Нагасаки и Йокогама до окончания строительства базы и мастерских в Порт-Артуре. В марте 1899 года начальник эскадры посетил Японию с нуждавшимися в ремонте кораблями. В Нагасаки с этой целью оставили "Рюрик", а начальник эскадры на "России" вместе с крейсером "Дмитрий Донской" перешел в Йокогаму. В июле 1899 года, закончив ремонт, крейсера "Россия", "Рюрик" и присоединившиеся к ним крейсера "Адмирал Корнилов" и "Владимир Мономах" после захода в Нагасаки перешли во Владивосток. 31 июля 1899 года Ф. В. Дубасов передал во Владивостоке командование эскадрой новому ее начальнику вице-адмиралу Я.А. Гильтебрандту. Эскадра состояла из крейсера "Рюрик" (флаг начальника эскадры), "Россия", "Память Азова", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Корнилов", парусно-парового клипера "Разбойник", мореходных канонерских лодок "Манджур", "Гремящий", "Кореец", "Бобр" и "Сивуч", минных крейсеров "Всадник" и "Гайдамак", эскадренных броненосцев - "Сисой Великий" (флаг контр-адмирала М.Г. Веселаго) и "Наварин" (флаг контр-адмирала О.В. Старка). В декабре 1900 года, крейсер был поставлен на ремонт и модернизацию во Владивостоке. Предложено было, заменить гребные валы, отремонтировать медную обшивку корпуса, обновить рангоут: убрав бушприт и сохранив прежние стальные мачты, но уменьшив стеньги, колличество реев и парусов, доведя их площадь до 700 кв.метров. Чтобы увеличить надежность подачи боеприпасов в случае повреждения элеваторов, по предложению командира крейсера оборудовали вблизи них герметичные горловины с проводкой подъемных талей для ручной подачи. От МТК получили разрешение на установку броневых колосников для защиты во время боя машинных люков. Для подъема крышек такого рода (весом по 500 кг) приспособили тали, а для сообщения машинных отделений с жилой палубой во время боя предусмотрели запасные выходы. На грот-мачте перестроили площадку. Заменили старые прожектора. В системе вентиляции погребов боеприпасов были заменены 16 маломощных и износившихся электрических вентиляторов. Вместо медных шкентелей, неоднократно рвавшихся, установили заказанные в Кронштадте медные цепи. 6 июля 1901 года "Рюрик" освободил док для ожидавшего своей очереди "Адмирала Нахимова". С 1902 года крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" в соответствии с разработанным планом военных действий были сосредоточены во Владивостоке, составив Владивостокский отряд крейсеров. 30 июля 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в море для встречи с эскадрой, чтобы не разойтись с ней, проложили курс от о. Аскольд к о. Цусима и перестроились в строй фронта с интервалами между кораблями в 20 кабельтовых (3,7 км). 1 августа 1904 года отряд пришел к месту, назначенному командующим флотом и повернул на запад, чтобы, крейсируя 7-узловой скоростью, поджидать эскадру. Японская эскадра Камимуры появилась слева в 8 милях (14,82 км), постепенно приближаясь, легла на параллельный курс. Наши корабли в соответствии с Морским уставом - "В виду неприятеля" - подняли на всех мачтах стеньговые флаги. Японские крейсера первыми открыли огонь из 203-мм орудий. Первые же накрытия вызвали на "Рюрике" пожары и потери среди матросов и офицеров. Для доставки раненых по всему кораблю были рассредоточены патентованные носилки четырех самых распространенных на флоте типов, тщательно отработаны маршруты и способы доставки раненых на этих носилках в зависимости от места транспортировки (люк, трап, платформа) и вида раны. Во всеоружии были и операционные средства, развернутые в просторном помещении корабельной бани, которая была прикрыта с бортов угольными ямами, поглотившими во время боя до десятка разрывавшихся в них снарядов. Столь же спасительной была и бесперебойно поступавшая на главный перевязочный пункт пресная вода - у назначенного для этого опреснителя бессменную вахту нёс матрос Бронислав Пиотровский. На всех боевых постах, обеспечивая безотказное действие оружия, систем, оборудования и механизмов, чётко и мужественно несли боевую вахту матросы крейсера. "Рюрик" ежеминутно вздрагивал, сотрясаемый стрельбой своих орудий и разрывами накрывавших его снарядов. Несколько крупнокалиберных снарядов пробили левый борт "Рюрика" в кормовой части. Вода, хлынувшая через две подводные пробоины затопила несколько отсеков, в том числе, румпельное отделение и отделение рулевой машины. Рулевая машина стала, лишив крейсер возможности управляться с помощью парового боевого штурвала. Руль поставили прямо, а затопленное рулевое отделение задраили. В боевой рубке, получив сообщение, что руль поставлен прямо, начали управлять кораблем с помощью машин. Некоторое время крейсер хорошо держался в строю, следуя за "Громобоем", но вдруг на полном ходу неожиданно рыскнул вправо, выскочив из строя в сторону японской эскадры. Только работа левой машины на полный задний ход, а правой на полный вперед выровняла корабль на прямой курс. Ход крейсера на прямом курсе составлял теперь не более 3-4 узлов, и корабль отстал от шедших полным ходом "России" и "Громобоя". Весь огонь четырех японских броненосных крейсеров в этот момент сосредоточился на "Рюрике" - попадания в него значительно участились, нанося самые крупные за время боя потери и повреждения. На крейсере были перебиты главные паровые трубы и выведены из действия два котла. Один из 203-мм снарядов "Рюрика" в 6 часов 45 минут вызвал взрыв и пожар на броненосном крейсере "Ивате", который шёл в арьергарде японской колонны. В 8 часов 25 минут, командир отряда крейсеров, контр-адмирал К.П. Йессен дал команду отряду повернуть на Владивосток, отвлекая за собой все четыре японских броненосных крейсера. Около "Рюрика" остались бронепалубный крейсер 1-го ранга "Нанива" под флагом адмирала Уриу и присоединившийся к нему в 8 часов 30 минут бронепалубный крейсер 1-го ранга "Такачихо". Они открыли огонь по "Рюрику" главным 152-мм калибром с расстояния 40 кб (7,4 км) расстреливая корабль почти безнаказанно, так как "Рюрик" отвечал из нескольких ещё боеспособных орудий. В 10 часов 05 минут последний выстрел с крейсера сделала еще изредка действовавшая пушка в кормовом плутонге мичмана А.В. Ширяева. "Совет" собранный лейтенантом К.П. Ивановым 13-м, в адмиральском салоне, из оказавшихся поблизости офицеров - лейтенанта П.Ю. Постельникова, мичманов А.В. Ширяева и К.Г. Шиллинга, был единогласен: взорвать корабль, что-бы не допустить его захвата. Из-за невозможности быстрой подготовки корабля к взрыву, было принято решение - открыть кингстоны. Машинисты первой статьи (старшие матросы) Абдул Мангулов и Николай Шестаков, открыв кингстоны, в числе последних покинули опустевшие машинные отделения. Убедившись, что корабль тонет, японские крейсера прекратили стрельбу и стали приближаться. В 10 часов 20 минут "Рюрик" завалившись на левый борт кормой вперёд погрузился в пучину.

    Строился броненосный крейсер в деревянном эллинге Балтийского завода в г. Санкт-Петербурге.

    Головной броненосный крейсер "Рюрик" вступил в строй Балтийского флота в 1895 году.


    Тактико-технические данные броненосного крейсера "Рюрик"

    Водоизмещение:  
    нормальное 10933 тонн, полное 11566 тонн.
    Длина: 
    130 метров
    Длина по КВЛ: 
    131 метр
    Ширина наибольшая: 
    20 метров
    Высота борта в носу: 
    18,7 метра
    Высота борта по миделю: 
    16,1 метра
    Высота борта в корме: 
    16,1 метра
    Осадка по корпусу: 
    8,18 метра
    Силовая установка:  4 паровые машины по 3330 л.с., 8 огнетрубных котлов,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 105 В, 5 динамо-машин "Вольта".
    Скорость хода: 
    полная 18,8 узла, экономическая 10 узлов.
    Дальность плавания: 
    6700 миль при 10 узлах.
    Автономность: 
    28 суток при 10 узлах.
    Мореходность: 
    нет данных.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х1 203-мм, 16х1 152-мм и 6х1 120-мм орудий,
    10х1 47-мм и 12х1 37-мм пушек Гочкиса.
    торпедное: 
    6х1 381-мм надводных ТА.
    Экипаж: 
    598 человек (20 офицеров, 5 классных чиновников).

    Всего построено броненосных крейсеров в 1895 г. - 1 единица.

Hosted by uCoz