Главная | Надводные силы | Крейсера 2 ранга
Бронепалубный крейсер
2 ранга тип "Новик"
1902-1904

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона



    Бронепалубный крейсер 2 ранга "Новик" - строился по Кораблестроительной программе 1897 года "Для нужд Дальнего Востока". Проект разрабатывался германской фирмой "Ф. Шихау", которой было поручено и постройка головного корабля. Наблюдающим за постройкой крейсера был назначен капитан 2 ранга П.Ф. Гаврилов 1-й. Проектом предусматривалось водоизмещение в 3000 тонн, скорость порядка 25 узлов, вооружение из 6 120-мм, 6 47-мм орудий и 6 надводных торпедных аппаратов. Церемония закладки корабля состоялась 29 февраля 1900 года в Данциге, причём к этому времени корпус был уже доведён до броневой палубы. Корабль предназначался для разведочной службы при эскадре, защиты ее от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносцев.

    Корпус корабля выполнялся из мягкой сименс-мартеновской стали со шпацией в 610-мм, имел полубак и второе дно толщиной до 7-мм в районе машинных и котельных отделений (от 40 до 137 шпангоутов). Форштевень под водой круто выступал вперёд, образуя шпирон(таран). Крейсер имел верхнюю, жилую и броневую палубы, а так же трюм. Верхняя палуба крейсера покрывалась линолеумом толщиной 6-7-мм, что обусловливалось жёсткой экономией всех статей нагрузки. Броневая палуба состояла из двух слоёв плит суммарной толщиной 30-мм (10+20) и располагалась на всём протяжении корпуса на высоте 0,6 метра выше ватерлинии. На скосах, которые упирались в борта на 1,25 метров ниже ватерлинии, она имела суммарную толщину 50-мм (15-35). В носовой части броневая палуба не доходила до тарана 29,5 метра, плавно опускаясь и упираясь в форштевень на глубине 2,1 метра. В кормовой части снижение начиналось за 25,5 метров до ахтерштевня и доходило до углубления в 0,6 метра. Над выступавшими выше броневой палубы цилиндрами главных машин был устроен 70-мм гласис. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся над броневой палубой вдоль всей длины машинных и котельных отделений. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Характерными чертами крейсера стали боевая рубка из 30-мм никелевой стали и два поперечных мостика в носу и корме, которые позволяли осуществлять наблюдение за обстановкой при несении ходовой вахты. Силуэт корабля имел три прямые дымовые трубы и одну мачту.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 18 отсеков ниже броневой палубы и 10 отсеков выше броневой палубы:

    1. Таранный отсек, шкиперская кладовая, парусная кладовая, цепной ящик;
    2. Кладовая мокрой провизии, артпогреба, кубрики команды, отделение брашпиля;
    3. Опреснитель, кладовые, кубрики команды и помещения общего пользования;
    4. Отделение вентиляторов, угольные ямы;
    5. Котельное отделение №1, угольные ямы;
    6. Котельное отделение №2, угольные ямы;
    7. Отделение вентиляторов, угольные ямы;
    8. Котельное отделение №3, угольные ямы;
    9. Котельное отделение №4, угольные ямы;
    10. Отделение вентиляторов, угольные ямы;
    11. Машинное отделение №1, угольные ямы;
    12. Отделение вентиляторов, угольные ямы;
    13. Котельное отделение №5, угольные ямы;
    14. Котельное отделение №6, угольные ямы;
    15. Отделение вентиляторов, угольные ямы;
    16. Машинное отделение №2, угольные ямы;
    17. Артпогреба, кладовые, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира;
    18. Румпельное отделение, посты, каюты офицеров.

    Средства спасения включали 1 большой баркас, 2 паровых катера, 1 командирский катер, 2 вельбота и 1 ял.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения "Шихау" мощностью около 6000 л. с. каждая и 12 водотрубными котлами системы "Шихау", размещенными в двух машинных и шести котельных отделениях. Паровая машина четырёхцилиндровая с двумя цилиндрами низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления развивала более 160 об/мин. Машины работали на два бортовых трёхлопастных винта диаметром 3,9 метра с шагом 5,34 метра и один средний четырёхлопастный винт диаметром 3,56 метра с шагом 5,25 метра. Водотрубный котёл вырабатывал пар давлением 18 атмосфер, а его общая нагревательная поверхность составляла 4500 м2. Полный запас угля составлял 509 тонн, что обеспечивало дальность плавания около 3200 миль при скорости экономическим ходом в 10 узлов. Полная скорость бронепалубного крейсера достигала 25 узлов.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 6 одноствольных 120-мм пушек Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных четыре побортно, одно в носовой и одно в кормовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке с броневым щитом толщиной 25-мм и имело максимальный угол возвышения ствола до +15°. Заряжание орудий проводилось вручную со стороны казённой части, снарядом весом в 20,5 кг, а подача из погребов электрическими элеваторами. Скорострельность установки составляла 5 выстрелов/мин, охлаждение воздушное. Расчёт орудия включал 6 человек. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 823 м/с доходила до 9 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со щитом составляла 9,1 тонны.
    2. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Орудие на поворотном станке капитана А.П. Меллера с ртутным компрессором, комплектовалось броневым щитком толщиной 25-мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5°- до 4,7 км.
    3. Из 2 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, расположенных побортно на крыльях кормового мостиках. Пушка представляла собой орудие поставленное на коническую тумбу и не имела щита. Расчёт орудия включал 2 человека. Максимальная дальность стрельбы по морской или береговой цели доходила до 2,8 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял - нет данных.
    4. Из 2 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных побортно на марсе. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 5 однотрубных 380-мм надводных торпедных аппаратов, располагавшихся один неподвижный в корме, четыре поворотные, попарно и побортно на верхней палубе. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строился корабль на верфи фирмы "Шихау" в г. Данциг.

    Головной "Новик" вступил в строй флота в 1902 году.


    Тактико-технические данные бронепалубного крейсера "Новик"

    Водоизмещение:   нормальное 2720 тонн, полное 3080 тонн  
    Длина наибольшая:  109,86 метра  
    Длина по КВЛ:  107 метров  
    Ширина наибольшая:  12,2 метра  
    Высота борта на миделе:  7,7 метра  
    Осадка по корпусу:  5 метров  
    Силовая установка:  3 паровых машины "Шихау" по 5750 л. с.,
    12 котлов "Шихау", 3 винта, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 25 узлов, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  3200 миль при 10 узлах  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  6х1 120-мм пушки, 6х1 47-мм пушки,
    2х1 37-мм пушки, 2х1 пулемёта "Максим"  
    торпедное:  5х1 380-мм надводных ТА  
    минное:  нет данных  
    Экипаж:  327 человек (14 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1902 г. - 1 единица.


    Бронепалубные крейсера 2 ранга типа "Новик" - строились в России по проекту крейсера "Новик" с некоторыми изменениями и усовершенствованиями.

    Корпус корабля получил усиленную броневую защиту артиллерийских погребов и механизмов, кроме этого были улучшены мореходные качества. Корабли полностью лишались минного оружия. Силуэт кораблей имел три мачты вместо одной на "Новике".

    Силовая установка отличалась наличием 16 котлов "Ярроу" вместо 12 - "Шихау", что способствовало увеличению общей паропроизводительности котлов на крейсерах. Правда ценой всех улучшений стала перегрузка достигавшая 230-250 тонн, что повлияло на снижение проектной скорости до 24 узлов.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 8 одноствольных 120-мм пушек Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных шесть побортно, одно в носовой и одно в кормовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке с броневым щитом толщиной 25-мм и имело максимальный угол возвышения ствола до +15°. Заряжание орудий проводилось вручную со стороны казённой части, снарядом весом в 20,5 кг, а подача из погребов электрическими элеваторами. Скорострельность установки составляла 5 выстрелов/мин, охлаждение воздушное. Расчёт орудия включал 6 человек. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 823 м/с доходила до 9 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со щитом составляла 9,1 тонны.
    2. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Орудие на поворотном станке капитана А.П. Меллера с ртутным компрессором, комплектовалось броневым щитком толщиной 25-мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5°- до 4,7 км.
    3. Из 2 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, расположенных побортно на крыльях кормового мостиках. Пушка представляла собой орудие поставленное на коническую тумбу и не имела щита. Расчёт орудия включал 2 человека. Максимальная дальность стрельбы по морской или береговой цели доходила до 2,8 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял - нет данных.
    4. Из 2 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных побортно на марсе. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 3 однотрубных 380-мм надводных торпедных аппаратов, располагавшихся один неподвижный в корме, два поворотных на верхней палубе. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строились корабли на верфи Невского завода в г. Санкт-Петербурге.

    Оба корабля "Изумруд" и "Жемчуг" вступили в строй флота в 1904 году.


    Тактико-технические данные бронепалубных крейсеров типа "Новик"

    Водоизмещение:   нормальное 2970 тонн, полное 3330 тонн  
    Длина наибольшая:  109,86 метра  
    Длина по КВЛ:  107 метров  
    Ширина наибольшая:  12,2 метра  
    Осадка по корпусу:  5 метров  
    Высота борта по миделю:  7,7 метра  
    Силовая установка:  3 паровых машины "Шихау" по 5750 л. с.,
    16 котлов "Ярроу", 3 винта, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 24 узла, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  2500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  8х1 120-мм пушки, 6х1 47-мм пушки,
    2х1 37-мм пушки, 2х1 пулемёта "Максим"  
    торпедное:  3х1 380-мм надводных ТА  
    Экипаж:  327 человек (14 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1904 г. - 2 единицы.


Hosted by uCoz