Главная | Прайс-лист | Услуги | Проложить маршрут | Корабли парусного флота
Корабль 120 пушечного ранга
"Двенадцать Апостолов"
1841
  

Иллюстрации

Чертежи



 
Корабль 120-пушечного ранга "Двенадцать Апостолов" - был заложен 04 октября 1838 года и строился в большом эллинге Николаевского Адмиралтейства по чертежам выполненным начальником Николаевского корпуса корабельных инженеров полковника Д.И. Воробьева. Руководил строительством флагманского корабля Черноморского флота, капитан корпуса корабельных инженеров С.И.Чернявский. Степан Иванович Чернявский проходил обучение корабельному делу в Англии до 1839 года. В течение своей службы, С.И.Чернявский, ввёл много новшеств в систему постройки российских кораблей по опыту англичан и построил не мало судов и кораблей для Черноморского флота. Прототипом "Двенадцати Апостолов" послужил английский корабль 100-пушечного ранга "Queen".
По этому проекту было построено ещё 2 корабля 120-пушечного ранга - "Париж"-1849 год и "Великий князь Константин"-1853 год.

Корпус корабля деревянный, трёхдечный (три нижние батарейные палубы), строился по английской системе кораблестроения (системе У. Саймондса). Двойной киль набирался по длине из 12 дубовых брусьев. Верхний ряд брусьев связывался горизонтальными замками в накладку. Нижний ряд брусьев киля соединялся вертикальными замками на шипах. Скрепление верхних и нижних рядов, между собой, исполнялось деревянными коксами (шкантами), причём все коксы пропитывали конопляным маслом. В соединениях килевых замков укладывали смоленую бумагу, а в гнезда заливали жидкую горячую смолу, что бы получить соединение максимальной прочности. Под основным килем находился фальшкиль толщиной 152-мм. Фальшкиль крепился к основному килю с помощью деревянных шкантов, которые при ударе о подводное препятствие ломались, и повреждённый фальшкиль легко отрывался, не нарушая целостности основного киля. Над килем укреплялся резень-киль, который служил для установки на него прямых шпангоутов. Второе дно состояло из вертикальных брусков (фор-тимберсов) и верхнего горизонтального бруса (кильсона) и располагалось практически по всей длине основного киля. Основанием носовой части являлся форштевень. Форштевень имел значительную кривизну, поэтому он состоял из нескольких частей, связанных горизонтальными замками. Форштевень крепился к основному килю с помощью вертикального замка. Ахтерштевень - прямое дубовое дерево длиной около 10 метров, которое крепилось к основному килю при помощи замка на шипах. На ахтерштевень с помощью специальных крючьев и петель навешивался руль. На штевнях по лекалам отмечали местоположение палуб, носового и кормового перпендикуляров и другие контрольные точки. Шпангоуты, в наборе корпуса, подразделялись на настоящие и на дополнительные. Настоящими (цельными) были шпангоуты, которые доходили до планширя и не перерезались пушечными портами. Дополнительные шпангоуты - перерезались портами. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались бортовые стрингеры, которые объединяли набор в одно целое. Корабль имел две обшивки наружную и внутреннюю. Подводная часть корпуса обшивалась медными листами толщиной 1,6-мм, которые крепились к деревянной обшивке медными гвоздями длиной 38-мм. Носовой княвдигед украшался фигурой двуглавого орла и изящно вырезанной гирляндой из завитков аканта. На баке, перед фок-мачтой, размещался ящик для инвентаря, а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. На шкафуте, от фок- до грот-мачты, размещались пайолы световых люков, труба камбуза, сходные люки, далее на шлюпблоках располагались в середине 20-вёсельный баркас, а в нём 4-вёсельный ял, с права 14-вёсельный баркас, с лева 10-вёсельный баркас и в нём 2-вёсельный ял. На шканцах, между грот- и бизань-мачтой, расположили сходной трап, два стеклянных световых люка и штурвал под командирским мостиком. Командирский мостик выполнялся перед бизань-мачтой и совмещался, т.е. составлял одно целое с полуютом. На полуюте, за бизань-мачтой разместился стеклянный световой люк в командирский салон, ящик для сигнальных флагов и телеграфный ящик, а по бортам шлюпбалки с 12-вёсельным катером и 6-вёсельным вельботом. Полуют заканчивался кормой, за которой находились балконы с резными украшениями и барельефами, а так же кормовые шлюпбалки (боканцы) с 6-вёсельной гичкой.

Водоотливные средства включали ручные помпы, которые располагались в районе мидель-шпангоута и обеспечивали откачку воды поступающей внутрь корпуса.

Спасательные средства включали три баркаса (один 20-вёсельный, один 14-вёсельный и один 10-вёсельный), два яла (4-вёсельный и 2-вёсельный), один 12-вёсельный катер, один 6-вёсельный вельбот и 6-вёсельная гичка.

Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 27 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель, крюйс-брамсель и крюйс-бом-брамсель, а также 16 лиселей на фок- и грот-мачтах) и 7 косых парусов (фор-трисель, грот-брам-стаксель, грот-бом-брам-стаксель, грот-трисель, крюйс-брам-стаксель, крюйс-бом-брам-стаксель и бизань). На бушприте, утлегаре и бом-утлегаре крепились 4 косых паруса (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер и бом-кливер). Площадь парусов на корабле составляла 4000 м2. Корабль имел 1 руль из дуба.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 28 одноствольных (203-мм) 68-х фунтовых бомбических пушек с длиной ствола 12,47 калибров, которые располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке выполненном из граба. Передние колеса у станка для бомбического орудия находились внутри между станинами, а под станком располагался длинный брус с роликом, что было удобно для лучшего поворота орудия при наведении его на цель. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное бомбами или ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла 505 метров при весе бомбы 23,47 кг и угле возвышения 10°. Дальность прямого выстрела при угле возвышения 0° равнялась около 300 метров. Масса бомбической пушки доходила до 3,93 тонны.
  2. Из 4 одноствольных (174-мм) 36-фунтовых длинных пушек с длиной ствола 16 калибров, которые размещались две в носовой части и две в кормовой части нижней батарейной палубы (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность прямого выстрела при весе заряда в 4,9 кг и угле возвышения 0° равнялась около 200 метров. Дальность стрельбы при весе заряда в 4,9 кг и угле возвышения 9° равнялась порядка 2,4 км. Масса пушки доходила до 3,87 тонны.
  3. Из 34 одноствольных (174-мм) 36-ти фунтовых коротких пушек с длиной ствола 14 калибров, которые располагались побортно на средней батарейной палубе (мидель-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы при весе заряда 4,9 кг и угле возвышения 9° составляла около 2 км. Дальность прямого выстрела при весе заряда в 4,9 кг и угле возвышения 0° равнялась около 150 метров. Масса пушки доходила до 3,34 тонны.
  4. Из 34 одноствольных (174-мм) 36-ти фунтовых карронад с длиной ствола 12,24 калибров, которые располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения орудия доходил до 5°. Дальность стрельбы при весе заряда 4,9 кг и угле возвышения 5° составляла около 1 км. Масса карронады доходила до 2,95 тонны.
  5. Из 24 одноствольных (150-мм) 24-ти фунтовых карронад с длиной ствола 12,24 калибров, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения орудия доходил до 5°. Дальность стрельбы при весе ядра 13,2 кг и угле возвышения 5° составляла около 1 км. Масса карронады доходила до 2 тонн.

Корабль 120-пушечного ранга "Двенадцать Апостолов" прославился тем, что его первым капитаном, с 1841 по 1847 год, был Владимир Алексеевич Корнилов.
В 1854 году , в составе эскадры адмирала А.Х. Винка, корабль защищал севастопольский рейд.
18 декабря 1854 года "Двенадцать Апостолов", по распоряжению адмирала П.С.Нахимова, использовался как временный госпиталь.
14 февраля 1855 года корабль затопили между Николаевской и Михайловской батареями.

Строились корабли на Николаевской верфи в г. Николаеве.

Головной корабль "Двенадцать Апостолов" сдан Черноморскому флоту в 1841 году.


Тактико-технические данные корабля 120-пушечного ранга

Водоизмещение: 
полное 4790 тонн
Длина наибольшая: 
72,45 метра
Длина по КВЛ: 
63,63 метра
Ширина наибольшая: 
18,14 метра
Высота борта в носу: 
18,27 метра
Высота борта на миделе: 
17,64 метра
Высота борта в корме: 
19,53 метра
Осадка по корпусу: 
6,4 метра
Силовая установка: 
27 прямых и 11 косых парусов, 1 руль.
Скорость хода: 
до 12 узлов
Вооружение:
артиллерийское:  28х1 (203-мм) 68-фунтовых пушек,
38х1 (174-мм) 36-фунтовых пушек,
34х1 (174-мм) 36-фунтовых карронад,
24х1 (150-мм) 24-фунтовых карронад.  
Экипаж: 
1000 человек (12 офицеров, 65 унтер-офицеров)

Всего построено кораблей с 1841 года по 1853 год - 3 единицы.
   

Hosted by uCoz