Главная | Надводные силы | Миноносец
Миноносцы
типа "Або"
1886

Иллюстрации

Чертежи

    Миноносцы типа "Або" - первые серийные мореходные миноносцы построенные по заказу Морского министерства германской судостроительной фирмой "Шихау" в Эльбинге. Ф. Шихау согласился принять заказ на корабли, подобные построенным фирмой для германского флота. Он гарантировал скорость не менее 19 уз при полном вооружении и запасе угля, обеспечивающим дальность плавания 1200 миль при 10-узловом ходе. 28 августа 1885 года уполномоченный фирмы "Шихау" заключил с представителем морского министерства контракт на постройку трех миноносцев для Балтийского флота. Второй контракт, заключенный 16 ноября, предусматривал постройку шести миноносцев для Черноморского флота. Все девять миноносцев строились по единому чертежу и были "совершенно тождественны друг другу, как по размерам, так и внутреннему расположению".

    Корпус корабля стальной, состоял из набора, стальной обшивки и имел две палубы - верхнюю и нижнюю. Наружная обшивка из стальных листов крепилась к набору внакрой заклепками. На верхней палубе располагались две боевые рубки эллиптической формы: носовая рубка являлась ходовой в ней находился штурвал, машинный телеграф и компас; в кормовой, служившей штурманской, висел барометр, хранились штурманские приборы и карты. Через рубки осуществлялся вход в минную кладовую и помещения для команды и офицеров. Для входа в остальные отделения на верхней палубе имелись герметически закрывающиеся люки с комингсами высотой 400 мм . Верхняя палуба покрывалась "пробковой клеенкой", которая, по отзывам командиров, оказалась очень низкого качества - уже через месяц службы пробка начала выкрашиваться. Нижняя палуба покрывалась линолеумом. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков. Миноносец имел три мачты и одну дымовую трубу.

    Силовая установка механическая, состояла из паровой машинны тройного расширения и локомотивных котлов рассчитанных на давление 12 атм. Индикаторная мощность по контракту оговаривалась 900-1000 л .с. На миноносцах оставалось и парусное вооружение общей площадью 58 кв.м., располагавшееся на трёх лёгких деревянных мачтах.

    Вооружение миноносцев состояло:

    1. Из 2 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Блок стволов у пушки вручную вращал наводчик. Максимальная скорострельность доходила до 32 выстрелов/мин. Начальная скорость гранаты - 442 м/с, а дальность стрельбы не превышала 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
    2. Из 2 надводных минных аппаратов совкового типа, расположенных в форштевне (по одному с каждого борта). Минные аппараты были жестко связаны с корпусом миноносца и их наводка производилась кораблем с помощью прицелов, установленных в боевой рубке. Все помещения минных аппаратов соединялись с боевой рубкой переговорными трубами. Минное вооружение изготовлявшееся на Санкт-Петербургском металлическом заводе, должно было доставляться в Эльбинг за восемь недель до сдачи каждого корабля.

    Ввести в строй в первую очередь было решено черноморские миноносцы. Первым из них сошел на воду 12 февраля 1886 года миноносец под заводским № 313. В тот же день на него установили котел, а через два дня и машину. 21, 27, 28 февраля, 11 и 14 марта были спущены еще пять кораблей. Три балтийских миноносца намечались к спуску в конце марта - начале апреля. Уже в процессе постройки балтийским миноносцам были присвоены номера с восьмого по десятый, а черноморским - с одиннадцатого по шестнадцатый.
    На миноносцах №№ 13, 15 и 16 ходовые испытания начались 16 апреля и закончились 4 мая. Было принято решение отправить их в Черное море собственным ходом вокруг Европы. Придя в Либаву (Лиепая), где находилось все необходимое снаряжение, корабли после нескольких дней стоянки направились в Гавр. Там на заводе Нормана в конце мая было установлено артиллерийское вооружение и проведено электрическое освещение. Оттуда они вышли в Севастополь, куда прибыли в середине июля.

    С июля все номерные миноносцы получили названия: № 8 — «Або», № 9 — «Виндава», № 10 — «Либава», №11 — «Ялта», № 12 — «Новороссийск», № 13 — «Чардак», № 14 — «Кодор», №15 — «Килия», № 16 — «Рени».

    Строились миноносцы судостроительной фирмой "Шихау" в Эльбинге Германия.

    Головной миноносец вступил в строй флота в июле 1886 г.


    Тактико-технические данные миноносцев типа "Або"

    Водоизмещение:   нормальное 70,5 тонн, полное 87,5 тонн  
    Длина наибольшая:  39 метров  
    Ширина наибольшая:  4,8 метра  
    Осадка средняя:  2,05 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина 1000 л.с., 1 локомотивный котёл,
    1 винт, 1 руль  
    Скорость хода:  полный 21,2 узла, экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 10 узлах  
    Автономность:  3 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х5 37-мм револьверных пушек Гочкиса  
    торпедное:  2 надводных носовых 381-мм ТА  
    минное:  35 мин заграждения  
    навигационное:  1 10-дюймовый магнитный компас  
    Экипаж:  19 человек (2 офицера)  

    Всего построено миноносцев в 1886 г. - 9 единиц.


Hosted by uCoz
ОБД Мемориал