|
08 июля 1898 года был подписан контракт с директором французской фирмы "Форж э Шантье де Медитеррани" А. Лаганем. В соответствии с контрактом крейсер должен был иметь длину между перпендикулярами 135 метров, ширину на миделе по грузовой ватерлинии 17,5 метров, глубину интрюма (высоту корпуса) от киля до прямых бимсов верхней палубы — 11,6 метра и углубление при полной осадке 6,7 метров. Строить броненосный крейсер, было доверено верфи Ла Сейн в г. Тулоне. Срок постройки не более 36 месяцев со дня заключения контракта и 4 месячный срок для проведения испытаний и приемки корабля в казну. Наблюдающим за строительством стал корабельный инженер капитан 1-го ранга И. К. Григорович, а механизмы принимали инженер-механик К. П. Боклевский и инженер-механик Д. А. Голов. 24 ноября 1898 года состоялась закладка первого листа горизонтального киля броненосного крейсера "Баян". Корпус броненосного крейсера изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по поперечной системе набора. Корабль имел вертикальный и горизонтальный кили, стрингеры, фор- и ахтерштевни, полубак, верхнюю, батарейную и жилую (броневую) палубы, трюм и двойное дно. Вертикальный киль высотой 1 метр крепился к горизонтальному килю, который набирался из нескольких листов стали. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из стальных отливок. Под водой форштевень выступал вперёд, образуя собой таран. Двойное дно, делилось флорами толщиной 8-мм и тремя днищевыми стрингерами на независимые отсеки для хранения запасов пресной котельной воды. Шпангоуты, со шпацией 0,9 метра, там где они не являлись частью поперечных водонепроницаемых переборок, образовывали бортовые ветви, которые от скулы до нижнего шельфа имели облегчённую конструкцию - гнутый угольник с тремя бракетными вставками, а выше - палубные бимсы. Мидель-шпангоут являлся точкой отсчёта и имел нулевой номер, отсчёт остальных шпангоутов производился от него в нос и корму. Листы двухслойной наружной обшивки толщиной по 10-мм каждая, соединялись между собой заклепками по пазам край на край, по стыкам - непрерывными планками, положенными с внутренней стороны и круглыми шайбами под заклёпки по шпангоутам. Пазы и стыки снаружи прочеканивались для обеспечения полной водонепроницаемости. В подводной части корпуса, ниже главного броневого пояса, корпус корабля состоял только из стальных листов обшивки, которые крепились к килю и двойному дну с помощью заклёпок. На крейсере имелись бортовые продольные переборки, которые образовывали помещения угольных ям и бортовых коридоров. Они так же служили, как дополнительная защита корабля. Система броневой защиты крейсера включала главный вертикальный пояс по ватерлинии, цитадель, броневую палубу, казематы батарейной палубы, боевую рубку и башни главного калибра. Главный вертикальный броневой пояс высотой 1,8 метра выполнялся из плит бортовой поясной брони по ватерлинии, которая опускалась ниже её на 1,2 метра, а также из кормового броневого траверза толщиной 200-мм, расположенного в районе 52-го шпангоута. Бортовая броня по ватерлинии имела толщину 200-мм в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинных отделений), уменьшаясь к нижней кромке до 100-мм, в нос и корму до 100-мм в верхней части броневого пояса и до 70-мм - к нижней кромке. В носу броневые плиты главного пояса сходились на форштевне соединяясь с броневыми плитами противоположного борта. Броня крепились к двухслойной стальной обшивке через наружную деревянную горизонтальную тиковую обшивку толщиной 100-мм. Сверху главный броневой пояс накрывался броневой палубой, которую образовывали плиты из хромоникелевой брони толщиной 30-мм, положенные на двухслойный настил палубы из листов судостроительной стали толщиной по 10-мм каждый. За кормовым траверзом до баллера руля броневая палуба из 30-мм плит, укладывалась на двухслойный настил общей толщиной 15-мм. Выше броневой палубы, от форштевня до заднего торца кормового 6-дюймого каземата, располагалась броневая "цитадель", которая прикрывала борт до батарейной палубы броневыми плитами толщиной 60-мм. Эта броня крепилась поверх двухслойной наружной обшивки из стальных листов толщиной по 10-мм. Артиллерия на батарейной палубе заключалась в казематы из бортовых броневых плит толщиной по 60-мм. Вращающаяся часть 8-дюймовых башен и неподвижных барбетов прикрывались броневыми плитами толщиной 150-мм, а крыши башен - 30-мм бронёй. Подачные трубы между батарейной и броневой палубами, прикрывались с бортов 150-мм бронёй. Боевая командирская рубка защищалась броневыми плитами имевшими толщину 160-мм, а крыша выполнялась из маломагнитной стали толщиной 30-мм. На палубе полубака, в диаметральной плоскости, монтировалась цилиндрическая одноорудийная башня главного 203-мм калибра. Вторая башня главного калибра размещалась в кормовой части верхней палубы. На батарейной палубе побортно в казематах устанавливались 152-мм и 75-мм скорострельные орудия Канэ, а также располагались прачечная, каюты кондукторов, лазарет, кубрик команды, походная церковь, а в корме размещались адмиральский салон, помещения адмирала, апартаменты командира, старшего офицера и старшего механика, кубрик команды и кают-компания кондукторов. На жилой палубе располагались различные кладовые и мастерские, перевязочный пункт, бортовые угольные ямы, кубрики команды, кают-компания офицеров, каюты офицеров и библиотека. В трюме устраивались цепной ящик, погреба боезапасов главного 203-мм калибра, 152-мм и 75-мм калибра, отделения подводных минных аппаратов, бортовые угольные ямы, котельные и машинные отделения, динамо-машины, румпельное отделение. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснители Круга производительностью по 5 тонн в сутки каждый.
Водоотливная система включала шесть паровых центробежных насосов (их называли "тюрбинами") производительностью по 200 т/ч, которые располагались на нижней палубе и откачивали попавшую в отсеки воду, выбрасывая её за борт на уровне выше ватерлинии. Так же на корабле устанавливались трюмные машинные насосы и паровые эжекторы. Пожарная система включала два пожарных насоса по 50 т/час, которые также могли быть задействованы при аварийной откачке воды. От пожарной магистрали вверх на все палубы к пожарным кранам поднимались отростки снабжённые брезентовыми и резиновыми рукавами. Рулевое устройство состояло из одного балансирного руля с баллером, который опирался на подпятник, являвшийся продолжением дейдвуда, паровой рулевой машины, рулевого электродвигателя, ручного штурвала, а также гидравлического и электрического приводов к золотнику паровой рулевой машины. Все эти механизмы действовали на штуртросовый привод руля, который выполнялся в виде цепи, поддерживаемой поперечно - от борта к борту - движущимися тележками, через пазы в боковых стенках которых пропускался скользящий в этих пазах конец продольного румпеля. К этой схеме и подключались собранные на одном, в диаметральной плоскости, общем разъёмном валу все силовые приводы. Якорное устройство включало четыре якоря Мартина со штоками по 5 тонн каждый, две становые цепи калибром 56-мм и длиной по 320 метров каждая и одну запасную длиной 213,36 метра. Якоря по походному крепились на бортовые подушки под носовой башней. Подъем и отдачу якорей осуществляли два шпиля, на верхней палубе. Спасательные средства броненосного крейсера состояли из двух паровых минных катеров длиной по 10,97 метра, двух 20-вёсельных барказов длиной по 11,58 метра, одного гребного 16-вёсельного рабочего катера длиной по 11,12 метра, двух 14-вёсельных лёгких катеров - адмиральский и командирский длиной по 10,36 метра, двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, двух 6-вёсельных ялов и матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Главная энергетическая установка броненосного крейсера механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами общей мощностью 13600 л.с. и 26 водотрубными котлами системы "Бельвилля", которые располагались в четырёх котельных отделениях и машинном отсеке, разделённом диаметральной продольной переборкой на два бортовых отделения. Машины передавали вращение на два трёхлопастных винта выполненные из бронзы.
Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 пародинамо-машины "Вольта" общей мощностью 53 кВт. Машины предназначались для питания лебедок элеваторов орудий, палубного освещения, боевых фонарей, системы вентиляции. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы. Вооружение броненосного крейсера состояло:
Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:
"Залповая стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель - курсовой угол по компасу и расстояние до цели - дальность по горизонтально-базисному дальномеру Барра и Струда (с базой 1,2 метра), которые не требовали знания высоты рангоута корабля противника, как микрометры системы Люжоля. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "ЗАЛП", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения данной цели, а на боевом указателе выставлял число градусов по компасу и расстояние до цели с помощью синхронной передачи, сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько контрольных звонков кнопкой, расположенной на левой стороне боевого указателя. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил указатель на полученный уровень с последующей установкой залпового сообщителя при кренометре "ЗАЛП С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Используя таблицу стрельбы выбирал индикаторную поправку и на её величину поднимал индекс вертикальной наводки, подыскивал поправку на ветер соответствующий данной скорости и курсовому углу, выбирал необходимую поправку отклонения целика по горизонтальному наведению. Получив уведомление звонком о готовности орудий, ждал прихода прицельной линии боевого указателя на цель, если нужно, докладывал командиру корабля в какую сторону нужно катиться. Видя, что прицельная линия подходит к цели, давал предупредительный звонок, а когда прицельная линия приходила на цель, нажимал кнопку на правой стороне боевого указателя производя залп всем бортом. По сигналу "ДРОБЬ" ставил сигнальный указатель на "ДРОБЬ" и давал несколько коротких звонков. При перемене борта стрельбы поступал также, как при команде "ДРОБЬ" и переходил к приборам другого борта. "Беглый огонь" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного циферблата выводил нужное расстояние до цели, ставил сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил боевой указатель на полученный уровень с последующей установкой кренометрового сообщителя "С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", устанавливал дальномерный указатель на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. После этого старший артиллерийский офицер ждал прихода прицельной линии на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. "Одиночная стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного указателя согласовывал дальность до цели, а сообщитель ставил на надпись "В ЦЕПИ". После этого старший артиллерийский офицер направлял прицельную линию на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. По сигналу "ОТБОЙ" старший артиллерийский офицер вынимал боевой штифт из гнезда, опускал ключ боевого указателя вниз и выводил все батареи. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики орудий устанавливали на них заданные углы и расстояния, а также производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром батареи или орудия. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность огня. Броненосный крейсер "Баян" вышел из Тулона в своё первое плавание и посетив ряд портов Средиземноморья, в начале 1903 года, прибыл в Кронштадт. 25 июля 1903 года "Баян" и эскадренный броненосец "Ослябя" вышли из Кронштадта и взяли курс на Дальний Восток для укрепления Порт-Артурской эскадры. 25 августа 1903 года корабли отряда соединились в Форосе с только что прошедшим испытания эскадренным броненосцем "Цесаревич". 6 октября 1903 года корабли миновали Красное море и вышли в Индийский океан. 5 ноября 1903 года отряд прибыл в порт Сингапур. 19 ноября 1903 года были брошены якоря на рейде Порт-Артура. Это было последнее пополнение эскадры накануне войны. В декабре 1903 года "белые лебеди русского флота" были перекрашены в боевой зеленовато-оливковый цвет. 27 января 1904 года, в ночь японского нападения на эскадру, крейсер пришёл на выручку возвращающемуся из разведки крейсеру 2-го ранга "Боярин", а затем на протяжении всего боя действовал впереди нашей эскадры, нанеся противнику ряд повреждений. 31 марта 1904 года крейсер спешно вышел на выручку миноносца "Страшный". Ведя огонь по приближавшимся японским крейсерам (броненосные "Асама" и "Токива" и четыре бронепалубных), моряки "Баяна" успели спасти пятерых матросов с погибшего "Страшного". 24 апреля 1904 года по приказу и.о. начальника эскадры контр-адмирала Витгефта с крейсера сняли четыре 75-мм пушки для установки на береговую батарею под литерой "В". 10 июня 1904 года "Баян" под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Рейценштейна участвовал в выходе эскадры для генерального сражения с японцами. По сигналу контр-адмирала Витгефта, не приняв боя, "Баян" с крейсерами занимал место впереди эскадры, которая бесславно вернулась в Порт-Артур. 26 июня 1904 года "Баян" под брейд-вымпелом Рейценштейна возглавил отряд в составе броненосца "Полтава" и миноносцев для обстрела японских позиций расположенных на высотах бухты Тахо. 14 июля 1904 года крейсер в составе отряда кораблей (броненосцы "Ретвизан" и "Полтава", крейсера "Новик" и "Аскольд", 3 канонерские лодки и 7 миноносцев) вышел в море для обстрела японских позиций в бухте Тахо. Встретив по пути японские броненосные крейсера "Ниссин" и "Кассуга" отряд, не приняв боя, начал отходить в Порт-Артур. На входе в гавань "Баян" правым бортом задел мину, получив пробоину длиной почти 10 метров. Во время ремонта корабля, перед вводом в док, с него были сняты и переданы на сухопутный фронт все 152-мм и 75-мм пушки. В конце сентября 1904 года на "Баян" начали устанавливать 152-мм орудия с бронепалубного крейсера 1-го ранга "Паллада", готовя его к выходу в море. 03 октября 1904 года крейсер уходя от обстрела, вышел на внешний рейд Порт-Артура, но успел получить повреждения в ходовой части. 25 ноября 1904 года, расстреляв броненосцы стоявшие на внутреннем рейде, японская артиллерия переключилась на "Баян". Не имея подводных пробоин, корабль всё более оседал в воду, в результате заполнявшей отсеки воды при борьбе с пожарами. 26 ноября 1904 года крейсер с 15-градусным креном на левый борт всем корпусом лёг на грунт Восточного бассейна. В ночь на 20 декабря 1904 года "Баян" был взорван. После захвата Порт-Артура японцы начали поднимать затопленные корабли русской эскадры. 07 августа 1905 года со дна был поднят и крейсер "Баян". 22 августа 1905 года крейсер был включен в состав японского флота под именем "Асо". В 1906-1908 годах он прошел восстановительный ремонт в Майдзуру, получив новые котлы Миябара и орудия Виккерса. В 1913 году башенные 203-мм установки крейсера были демонтированы и заменены на палубные 152-мм орудия Виккерса с длиной ствола в 50 калибров. В 1921-1922 годах крейсер переоборудовали в минный заградитель (420 мин). В 1930 году исключён из списков японского флота и превращён в блокшив. 08 августа 1932 года корпус бывшего крейсера был расстрелян тяжёлым крейсером "Миоко" в качестве мишени. Строился броненосный крейсер на верфи La Seyne-sur-Mer в г. Тулоне (Франция). Головной броненосный крейсер "Баян" вступил в строй Балтийского флота в 1903 году.
07 июля 1905 года МТК вместе с петербургским представителем фирмы "Форж э Шантье де Медитеррани" А. Тами подписал окончательную спецификацию по корпусу, внутреннему расположению и вооружению крейсера. Срок строительства определялся не более 30 месяцев со дня выдачи наряда на постройку. Наблюдение за строительством броненосного крейсера на верфи Ля Сейн в г. Тулоне было поручено корабельному инженеру Г.И. Лидову и капитану 2 ранга А.М. Лазареву, а затем старшему корабельному инженеру В.В. Константинову и капитану 1 ранга Г.И. Залевскому. 14 марта 1906 года состоялась официальная церемония закладки броненосного крейсера "Адмирал Макаров" в присутствии помощника директора инженера Le Go, инженера строителя De Deffye, наблюдающих за строительством командира корабля капитана 1 ранга Г.И. Залевского и старшего корабельного инженера В.В. Константинова. 10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге двух крейсеров «Баян» и «Паллада», которые получили названия в память о крейсерах, погибших в Порт-Артуре. 30 ноября 1904 года был выдан наряд на постройку кораблей Адмиралтейскому заводу в г. Санкт-Петербурге. В апреле 1905 года начались работы по постройке "Паллады" на Адмиралтейской верфи по полученным рабочим чертежам из Ла Сейна. Строителем «Паллады» назначили старшего судостроителя Санкт-Петербургского порта полковника корпуса корабельных инженеров А.И.Мустафина. В мае 1905 года начались работы по постройке "Баяна" на верфи Галерного островка. Строителем «Баяна» назначили младшего судостроителя штабс-капитана корпуса корабельных инженеров В.П.Лебедева. Главный вертикальный броневой пояс имел бортовую броню по ватерлинии толщиной 175-мм в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинных отделений), которая уменьшалась к нижней кромке до 90-мм, в нос и корму до 100-мм в верхней части броневого пояса и до 70-мм - к нижней кромке. В носу броневые плиты главного пояса сходились на форштевне, соединяясь с броневыми плитами противоположного борта. Броня крепились к двухслойной стальной обшивке через наружную деревянную горизонтальную тиковую обшивку толщиной 100-мм. Сверху главный броневой пояс накрывался броневой палубой, которую образовывали плиты из хромоникелевой брони толщиной 30-мм, положенные на двухслойный настил палубы из листов судостроительной стали толщиной по 10-мм каждый. За кормовым траверзом до баллера руля броневая палуба из 30-мм плит, укладывалась на двухслойный настил общей толщиной 15-мм. Выше броневой палубы, от форштевня до заднего торца кормового 6-дюймого каземата, располагалась броневая "цитадель", которая прикрывала борт до батарейной палубы броневыми плитами толщиной 60-мм. Эта броня крепилась поверх двухслойной наружной обшивки из стальных листов толщиной по 10-мм. Артиллерия на батарейной палубе заключалась в казематы из бортовых броневых плит толщиной по 60-мм. Вращающаяся часть 8-дюймовых башен и неподвижных барбетов прикрывались броневыми плитами толщиной 132-мм, а крыши башен - 30-мм бронёй. Подачные трубы между батарейной и броневой палубами, прикрывались с бортов 132-мм бронёй. Боевая командирская рубка защищалась броневыми плитами имевшими толщину 136-мм, а крыша выполнялась из маломагнитной стали толщиной 30-мм.
Вооружение броненосного крейсера состояло:
Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:
"Залповая стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель - курсовой угол по компасу и расстояние до цели - дальность по горизонтально-базисному дальномеру Барра и Струда (с базой 1,37 метра), которые не требовали знания высоты рангоута корабля противника, как микрометры системы Люжоля. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "ЗАЛП", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения данной цели, а на боевом указателе выставлял число градусов по компасу и расстояние до цели с помощью синхронной передачи, сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько контрольных звонков кнопкой, расположенной на левой стороне боевого указателя. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил указатель на полученный уровень с последующей установкой залпового сообщителя при кренометре "ЗАЛП С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Используя таблицу стрельбы выбирал индикаторную поправку и на её величину поднимал индекс вертикальной наводки, подыскивал поправку на ветер соответствующий данной скорости и курсовому углу, выбирал необходимую поправку отклонения целика по горизонтальному наведению. Получив уведомление звонком о готовности орудий, ждал прихода прицельной линии боевого указателя на цель, если нужно, докладывал командиру корабля в какую сторону нужно катиться. Видя, что прицельная линия подходит к цели, давал предупредительный звонок, а когда прицельная линия приходила на цель, нажимал кнопку на правой стороне боевого указателя производя залп всем бортом. По сигналу "ДРОБЬ" ставил сигнальный указатель на "ДРОБЬ" и давал несколько коротких звонков. При перемене борта стрельбы поступал также, как при команде "ДРОБЬ" и переходил к приборам другого борта. "Беглый огонь" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного циферблата выводил нужное расстояние до цели, ставил сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил боевой указатель на полученный уровень с последующей установкой кренометрового сообщителя "С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", устанавливал дальномерный указатель на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. После этого старший артиллерийский офицер ждал прихода прицельной линии на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. "Одиночная стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного указателя согласовывал дальность до цели, а сообщитель ставил на надпись "В ЦЕПИ". После этого старший артиллерийский офицер направлял прицельную линию на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. По сигналу "ОТБОЙ" старший артиллерийский офицер вынимал боевой штифт из гнезда, опускал ключ боевого указателя вниз и выводил все батареи. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики орудий устанавливали на них заданные углы и расстояния, а также производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром батареи или орудия. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность огня. Броненосный крейсер "Адмирал Макаров" вышел из Тулона 14 мая 1908 года под командованием капитана 1 ранга В.Ф. Пономарева и взял курс на Кронштадт. 14-15 июля 1908 года крейсер принимал участие в торжествах проводившихся в Ревеле в честь визита в Россию президента французской республики. 25 октября 1908 года покинули Кронштадт и ушли в Либаву для замены в заграничном плавании крейсера "Олег". 19 ноября 1908 года посетив порты Портсмут и Алжир крейсер отдал якоря в порту Аугуста (Бизертское озеро) соединившись с отрядом кораблей под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова. В декабре 1908 года экипаж крейсера и гардемарины проходившие практику на борту корабля приняли участие в спасательных работах после землетрясения в Мессине (Италия). Напряженные спасательные работы составили гордость флота и принесли признательность Италии и всего мира. В начале 1909 года "Адмирал Макаров" часто выходил в море к турецким берегам для учебной стрельбы из орудий и минами на ходу. 17 марта 1909 года прибыл в составе отряда кораблей в Либаву, пройдя за время дальнего плавания 10896 миль. 12 июля 1909 года крейсер в составе отряда кораблей (броненосный крейсер "Рюрик", эсминцы "Эмир Бухарский" и "Москвитянин") сопровождал императорские яхты "Шдандарт" и "Полярная Звезда", которые совершали визит во Францию и Англию. В августе 1909 года крейсер участвовал в больших манёврах Балтийского флота. 15 марта 1910 года "Адмирал Макаров" направился в Средиземное море для пополнения отряда кораблей, замещая линкор "Слава" попавший в аварию. С 19 по 26 августа 1910 года принимал участие в торжествах по случаю чествования 50-летия правления короля Черногории Николая I. 22 сентября 1910 года крейсер совершил визит в порт Тулон (Франция). 11 октября 1910 года корабль посетив порты Шербур (Франция) и Портсмут (Англия) прибыл в Кронштадт. 18 ноября 1910 года корабль вступил в вооружённый резерв. В 1911 году крейсер поставлен в ремонт. Ремонтные работы проводились по корпусу, механизмам и устройствам с заменой котлов и установкой двух мачт. С 8 по 20 сентября 1912 года крейсер участвовал вместе с линейными кораблями «Павел I», «Андрей Первозванный», «Слава», «Цесаревич», крейсерами «Рюрик», «Громобой», «Паллада», «Баян» и 4 эсминцами в походе по маршруту Ревель — Портленд — Брест — Станвангер — Ревель. С началом Первой Мировой войны принимал участие в крейсерских операциях на коммуникациях противника в составе 1-й бригады крейсеров. 1 декабря 1914 года «Адмирал Макаров» вместе с «Рюриком» произвели постановку мин на подступах к Данцигской бухте. 24 апреля 1915 года «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь» прикрывали миноносцы, ставившие мины у Либавы. В июле 1916 года «Баян» и «Адмирал Макаров» вместе с линкором «Цесаревич» и крейсерами «Аврора» и «Диана» по углубленному Моонзунду перешли в Рижский залив. Зимой 1916/17 года «Адмирал Макаров» прошёл перевооружение на заводе общества «Беккер и К"» в г. Ревеле (Таллин). На верхней палубе между машинным световым люком и грот-мачтой на 106-м шпангоуте по диаметральной плоскости установили 203-мм орудие со щитом, а на 50 — 51-м и 77 —78-м шпангоутах установили по два 152-мм орудия. Порты демонтированных 75-мм орудий заделали. Осенью 1917 года крейсер участвовал в обороне Моонзунских островов и после эвакуации гарнизона о. Моон ушёл в Ревель (Таллин). 25 октября 1917 года "Адмирал Макаров" вошёл в состав советского Балтийского флота. 25 февраля 1918 года крейсер совершил переход в составе отряда крейсеров и транспортных судов из захваченного немецкими войсками Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). В марте 1918 года переведён в Кронштадт. 16 мая 1918 года крейсер «Адмирал Макаров» поставлен в резерв в г. Петрограде (Санкт-Петербург). 7 августа 1918 года сдан на долговременное хранение в порт. Летом 1921 года «Адмирал Макаров» использовался как штабной корабль старшего морского начальника в г. Петрограде. 15 августа 1922 года «Адмирал Макаров» был продан советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» на слом и осенью отбуксирован в Германию. 25 ноября 1925 года крейсер был исключён из списков РККФ. Броненосный крейсер "Паллада" введён в эксплуатацию 21 февраля 1911 года и вошёл в состав 1-й бригады крейсеров эскадры Балтийского моря. В сентябре 1911 года совершил плавание в Копенгаген. С 8 по 20 сентября 1912 года крейсер участвовал вместе с линейными кораблями «Павел I», «Андрей Первозванный», «Слава», «Цесаревич», крейсерами «Рюрик», «Громобой», «Адмирал Макаров», «Баян» и 4 эсминцами в походе по маршруту Ревель — Портленд — Брест — Станвангер — Ревель. С началом Первой Мировой войны принимал участие в крейсерских операциях на коммуникациях противника в составе 1-й бригады крейсеров. 13 августа 1914 года «Паллада» и «Богатырь» открыли огонь по севшему в тумане на камни германскому крейсеру «Магдебург» и стоявшему у его борта миноносцу V-26. Позже водолазы нашли у борта «Магдебурга» выброшенные за борт сигнальные книги и шифры и передали их британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. 6 сентября 1914 года «Паллада» и «Баян» несли дозорную службу на меридиане Дагерорта. С 27 по 29 сентября 1914 года «Паллада» сопровождала броненосный крейсер «Рюрик», на котором адмирал Н.О.Эссен производил глубокую разведку. 30 сентября 1914 года при возвращении из дозора в устье Финского залива крейсер "Паллада" был торпедирован германской подводной лодкой «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Боркхейма и затонул со всем экипажем (537 человек) в результате детонации боезапаса. Броненосный крейсер "Баян II" введён в эксплуатацию в 1911 году и вошёл в состав 1-й бригады крейсеров эскадры Балтийского моря. В сентябре 1911 года совершил плавание в Копенгаген. С 8 по 20 сентября 1912 года крейсер участвовал вместе с линейными кораблями «Павел I», «Андрей Первозванный», «Слава», «Цесаревич», крейсерами «Рюрик», «Громобой», «Адмирал Макаров», «Паллада» и 4 эсминцами в походе по маршруту Ревель — Портленд — Брест — Станвангер — Ревель. С началом Первой Мировой войны принимал участие в крейсерских операциях на коммуникациях противника в составе 1-й бригады крейсеров. 14 августа 1914 года находившиеся в дозоре «Баян» и «Адмирал Макаров» завязали артиллерийскую дуэль с германским броненосным крейсером «Аугсбург». 6 сентября 1914 года «Баян» и «Паллада» несли дозорную службу на меридиане Дагерорта. 30 сентября 1914 года при возвращении из дозора в устье Финского залива крейсер "Баян" открыл по лодке потопившей "Палладу" огонь ныряющими снарядами и этим помешал ей выйти в повторную атаку. 31 декабря 1914 года «Баян», «Рюрик» и «Адмирал Макаров» прикрывали постановку мин с крейсеров «Олег» и «Богатырь» у о. Борнхольм. 1 января 1915 года «Баян», «Рюрик» и «Адмирал Макаров» прикрывали постановку мин с крейсера "Россия" к северу от маяка Аркона. В ночь на 24 апреля 1915 года «Баян» и «Адмирал Макаров» с крейсерами «Олег» и «Богатырь» прикрывали миноносцы, ставившие мины у Либавы. 19 июня 1915 года «Баян», находившийся ближе к противнику, открыл огонь по германскому броненосному крейсеру «Роон» из двух 203-мм орудий. В результате артиллерийской дуэли "Баян" получил одно попадание в борт в районе правого шкафута между 61-м и 65-м шпангоутами, а "Роон" три попадания в носовой и кормовой частях. 18 июля 1915 года "Баян" в составе 1-й бригады крейсеров вместе с «Рюриком» и дивизионом миноносцев обеспечивали переход линкора «Слава» в Рижский залив через Ирбенский пролив. 16 октября 1915 года «Баян», «Адмирал Макаров», «Богатырь» и «Олег» в сопровождении миноносцев вышли в Ботнический залив для поиска германских пароходов, вывозивших железную руду из Швеции. В результате был захвачен и приведен в Раума германский пароход «Фраскатти». С 29 октября 1915 года "Баян" в составе отряда крейсеров участвовал в постановке минного заграждения на путях германского флота и военных перевозок к югу от острова Готланд. В июле 1916 года «Баян» и «Адмирал Макаров» вместе с линкором «Цесаревич» и крейсерами «Аврора» и «Диана» по углубленному Моонзунду перешли в Рижский залив. В ноябре 1916 года «Баян» сопровождал линкор «Андрей Первозванный» и крейсер «Рюрик» из Гельсингфорса в Кронштадт. Зимой 1916/17 года «Баян» прошёл перевооружение на Русско-Балтийском судостроительном заводе в г. Ревеле (Таллин). На верхней палубе между машинным световым люком и грот-мачтой на 106-м шпангоуте по диаметральной плоскости установили 203-мм орудие со щитом, а на 50 — 51-м и 77 —78-м шпангоутах установили по два 152-мм орудия. Порты демонтированных 75-мм орудий заделали. Осенью 1917 года крейсер участвовал в обороне Моонзунских островов. 4 октября 1917 года "Баян" вместе с линкорами "Слава" и "Гражданин" участвовал в бою с немецкими тральщиками и прикрывавшими их германскими линкорами «Кениг» и «Кронпринц». В течение 13 минут по "Баяну" было выпущено восемь трехорудийных залпов из 305-мм орудий. Один снаряд попал под носовой мостик, пробил верхнюю палубу в правом командном гальюне, прошел через малярную, пробил броневую палубу около барбета носовой 203-мм башни и разорвался в тросовом отделении при ударе о бухту стального троса. Взрывом разрушило переборки, помещения шкиперской и провизионной кладовых, повредило восемь шпангоутов и внутреннюю обшивку двойного борта, сдвинуло две 90-мм броневые плиты. После боя задевая носом грунт на узком фарватере крейсер ушел в Гельсингфорс (Хельсинки). 25 октября 1917 года "Баян" вошёл в состав советского Балтийского флота. Зиму 1917/18 года «Баян» провел в Ревеле (Таллин). 25 февраля 1918 года крейсер совершил переход в составе отряда крейсеров и транспортных судов из захваченного немецкими войсками Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). В апреле 1918 года переведён в Кронштадт. 16 мая 1918 года крейсер «Баян» поставлен в резерв в г. Петрограде (Санкт-Петербург). В 1919 году во время наступления войск генерала Юденича на Петроград орудия «Баяна», стоявшего на Неве, подготовили к стрельбе по южным подступам к городу. 1 июля 1922 года «Баян» был продан советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» на слом и осенью отбуксирован в Германию. 25 ноября 1925 года крейсер был исключён из списков РККФ. Строились броненосные крейсера на верфи Ла-Сейн в г. Тулоне ("Адмирал Макаров") и на Адмиралтейском заводе ("Баян" и "Паллада") в г. Санкт-Петербурге. Головной броненосный крейсер "Адмирал Макаров" вступил в строй Балтийского флота в 1908 году.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||