|
28 июня 1889 года был подписан контракт с Обществом Путиловских заводов на постройку четырёх миноносцев для Балтийского флота. 16 октября 1889 года был подписан второй контракт с "Товариществом чугунолитейного завода Беллино-Фендерих" в Одессе , который предусматривал постройку двух миноносцев для Черноморского флота. Корпус корабля стальной, состоял из набора, стальной обшивки и двух палуб - верхней и нижней. Наружная обшивка получила большую прочность, за счёт увеличения толщины стальных листов до 3,2 мм и крепилась к набору внакрой заклепками. Палубный настил, также имел толщину 3,2 мм, конструкция световых машинных люков выполнялась заодно с входными кочегарными люками и непрерывными комингсами толщиной 2,4 мм, что способствовало более прочной добавочной продольной связи. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка в которой находился штурвал, машинный телеграф и компас, а также хранились штурманские приборы и карты. Верхняя палуба покрывалась линолеумом с прикрепленными к нему "для облегчения ходьбы" рейками, но после того, как на испытаниях он начал гореть (от интенсивно работавших котлов перегревались палубы) его пришлось заменить "рейковыми матами" из ясеневых брусков толщиной 15,8 мм. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной люк с комингсам высотой 400 мм. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков. Миноносец нёс две мачты и одну дымовую трубу. Силовая установка механическая, состояла из паровой машинны тройного расширения мощностью по контракту 1100 л .с. и локомотивного котла рассчитанного на давление 12,5 атм., от переделки котлов Бельвиля под нефтяное отопление пришлось отказаться в ходе постройки, так как возникло слишком много непредвиденных трудностей. Путиловский завод в виде эксперимента установил на "Роченсальме" два водотрубных котла дю Тампля со смешанным угольно-нефтяным отоплением. Корабль мог брать 5 т угля и 10 т "нефтяных остатков" (мазута), чего хватало на 2500 миль плавания экономическим ходом. В герметичных угольных ямах могла храниться нефть, а в нефтяных цистернах, в свою очередь, - уголь. Из-за наличия двух котлов "Роченсальм" имел две дымовые трубы, все остальные миноносцы этого проекта - одну. Вооружение миноносцев состояло:
При заводских испытаниях миноносца "Айтодор" выяснилось, что "двойные рули" снижают скорость и уже при 15 узлах "отброс воды" за кормой достигал полутораметровой высоты. Проведенные К. П. Боклевским расчеты показали, что миноносец "несмотря на вполне удовлетворительную машину" не сможет достичь контрактной скорости "до тех пор пока не будут сняты двойные рули и вместо них поставлен один позади винта". В августе после продолжительной переписки между заводом и МТК на "Айтодоре" установили "одинарный" руль, а через год такой же руль был установлен и на "Анапе". Скорости этих кораблей составляли всего 19,03 ("Айтодор") и 17,2 уз ("Анапа"), которые в 1894 г. еще более снизились - соответственно до 17,7 и 16.3 узлов. Не намного лучше в этом отношении обстояли дела и с балтийскими миноносцами этой серии. Так, "Биэркэ" развивал скорость не более 18,27, а "Роченсальм" достиг всего 18,52 узлов. 8 апреля 1895 года балтийские и черноморские миноносцы получили номера: "Биэркэ" - № 111 , "Роченсальм" - № 112 , "Гапсаль" - № 113 , "Моонзунд" - № 114 , "Анапа" - № 252 , "Ай-тодор" - № 253 . Строились миноносцы Обществом Путиловских заводов в Санкт-Петербурге и Товариществом чугунолитейного завода Беллино-Фендерих в Одессе. Головной миноносец вступил в строй флота в августе 1890 г.
Всего построено миноносцев с 1890 г. по 1891 г. - 6 единиц. |
|||||||||||||||||||||||||||||