Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Броненосцы
типа "Пересвет"
1901-1903
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона 1

Модель из картона 2

    Эскадренные броненосцы типа "Пересвет" - строились по дополнительной пятилетней программе 1898 —1902 года для нужд Дальнего Востока, которая была принята решением особого совещания под председательством генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича 27 декабря 1897 года. Программа дополняла двадцатилетнюю программу строительства флота 1883-1902 годов. Корабли закладывались на Балтийском заводе ("Пересвет" в 1895 году и "Победа" в 1899 году) и в Новом Адмиралтействе ("Ослябя" в 1896 году). Проект броненосцев, разработанный Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК), предусматривал водоизмещение в 12600 тонн, дальность плавания 6000 миль, полный запас угля 2120 тонн и скоростью полного хода в 18 узлов, а также вооружение из четырех 254-мм и двенадцати 152-мм орудий. Главным строителем броненосцев "Пересвет" и "Победа" стал корабельный инженер В. Оффенберг, а броненосца "Ослябя" - сначала корабельный инженер А.И. Мустафин, затем его сменил А.Е. Леонтьев.

    Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной стали, методом клепания. Корабль имел длинный полубак, верхнюю, батарейную и жилую (броневую) палубы, двойное дно, вертикальный и горизонтальный кили, фор- и ахтерштевни. Вертикальный киль длиной 89 метров, состоял из листов стали толщиной 12,7-мм. Горизонтальный киль набирался из двух листов стали толщиной по 15,87-мм. Форштевень, образовывавший носовую оконечность, изготавливался из бронзы. Ахтерштевень являвшийся кормовой оконечностью броненосца, так же вылили из бронзы. Двойное дно высотой 990-мм делилось флорами на независимые отсеки и располагалось между 18-м и 96-м шпангоутами, шпация (расстояние между шпангоутами) на всём его протяжении составляла 1,22 метра. Ближайший к горизонтальному килю пояс наружной обшивки имел толщину 22,2-мм, толщина остальных девяти поясов последовательно уменьшалась, по мере их удаления от киля с 19,1 до 12,7-мм. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, проходили скуловые кили высотой 0,76 метра, обшитые у "Пересвета" и "Осляби" деревом и медью. Подводная часть корпуса была обшита тиковыми досками толщиной 4 дюйма (102-мм) в один слой, «как в английском флоте». Доски крепились бронзовыми болтами. Между наложенными поверх досок медными листами и деревом в два слоя прокладывалась просмолённая бумага. Шпангоуты, в оконечностях, вне второго дна, имели шпацию (расстояние между шпангоутами) равную 0,91 метра. На броненосце имелись две бортовых продольных переборки, которые образовывали главные угольные ямы, служившие в свою очередь и дополнительной защитой механизмов во время боя. В носовом машинном отсеке по диаметральной плоскости проходила продольная переборка, которая делила его на два отделения. Бимсы палуб выполнялись из швеллерного профиля и имели высоту от 203 до 254-мм, вблизи башен они подкреплялись дополнительными продольными рёбрами жёсткости. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, верхнего каземата и казематов 152-мм орудий, башен главного калибра и боевой рубки. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу, которая настилалась поверх вертикального броневого пояса. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели различную толщину, а их длина равнялась 95,16 метра, высота - 2,35 метра. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку толщиной 254-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку, подкладку и вворачивались в саму плиту. Надводная часть плиты (0,91 метра) имела большую толщину, а подводная (1,44 метра) постепенно утончалась. Средняя часть броневых плит толщиной 229-мм, уменьшалась к оконечностям до 178-мм, а к нижней кромке толщина пояса уменьшалась с 127-мм до 102-мм соответственно. С концов главный пояс закрывался траверзными броневыми переборками толщиной 178-мм. Оставались небронированными оконечности: в носу и в корме. Поверх пояса непосредственно на жилой палубе во всю длину и ширину корабля стелились броневые палубные листы толщиной 38,1-мм, а в оконечностях, где не было бортовой брони, палуба имела форму свода (карапаса) толщиной до 57,2-мм и проходила на 1 метр ниже ватерлинии. Все люки жилой палубы закрывались броневыми крышками, а вокруг люков выполнялись броневые комингсы. По бортам верхнего каземата крепились броневые плиты толщиной 102-мм, которые защищали борт на пространстве от жилой (броневой) до батарейной палубы. Верхний каземат в носу и корме защищали траверзные переборки из броневых плит толщиной 102-мм. Эти переборки имели ломанную форму и располагались на 35-37 шпангоутах в носовой части и на 77-82 шпангоутам - в корме. Казематы 152-мм орудий, расположенные на спонсонах батарейной палубы, защищались снаружи броневыми листами толщиной 127-мм. Внутри казематы защищались переборками из противоосколочной брони толщиной 38,1-мм и 19-мм. Крыша казематов имела толщину 22-мм ("Пересвет" и "Ослябя") и 35-мм ("Победа"). Носовая боевая командирская рубка защищалась броневыми плитами толщиной 152-мм ("Пересвет" и "Ослябя") и 229-мм ("Победа"), а кормовая - 102-мм. Их крыши прикрывались броневыми листами толщиной 50,8-мм. Башенные установки 254-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 229-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 50,8-мм. Трубы подачи боезапаса выполнялись из брони толщиной 203-мм. Элеваторы прикрывались броневыми листами толщиной 38-мм. В носовой части жилой палубы располагались носовой торпедный аппарат, лазарет на 10 коек, ванная, гальюны (туалеты), операционная, каюты кондукторов, а в кормовой части размещались каюты офицеров.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Носовой артиллерийский отсек;
    3. Носовой подбашенный отсек;
    4. Первый кочегарный отсек;
    5. Второй кочегарный отсек;
    6. Третий кочегарный отсек;
    7. Носовой машинный отсек;
    8. Кормовой машинный отсек;
    9. Кормовой подбашенный отсек;
    10. Рулевой отсек.
    Силуэт броненосца имел две мачты и три трубы, а в корме, в районе батарейной палубы был устроен балкон. Мачты имели диаметр 1,83 метра и внутри их располагались винтовые трапы (лестницы).

    Водоотливная система включала 9 турбин Балтийского завода, которые имели производительность по 750 т/час, паровыми насосами Вортингтона производительностью 172,6 т/час и помпами Стона производительностью 12,7 т/час.

    Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрическим приводом французской фирмы "Соттер-Харле", одного руля в рулевой раме и системы управления. Перекладка руля с борта на борт осуществлялась за 40 секунд.

    Якорное устройство включало четыре становых якоря Мартина весом по 7 тонн и якорных цепей диаметром 63,5-мм, производства Ижорских заводов, весом по 11 тонн и длиной по 149,352 метра (70 саженей).

    Спасательные средства броненосца состояли из двух миноносных паровых катеров, двух паровых катеров, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 16-вёсельных рабочих катеров, двух 12-вёсельных рабочих катеров, двух 14-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, трёхвальная с тремя паровыми машинами и 30 водотрубными котлами, которые располагались в трёх котельных и трёх машинных отделениях. Машины передавали вращение на три четырёхлопастных бронзовых винта Грифитса. Бортовые винты имели диаметр по 4,88 метра, а средний - 4,72 метра. Гребные валы в случае необходимости могли разобщаться от машинных валов с помощью специальных муфт.
    Паровая машина Балтийского завода ("Пересвет" и "Победа") вертикальная, трехцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 12,7 атмосферы имела мощность 4833 индикаторных л.с.. Цилиндр высокого давления выполнялся диаметром 965-мм, цилиндр среднего давления диаметром 1420-мм и цилиндр низкого давления диаметром 2130-мм, а ходом поршня составлял 990-мм.
    Паровой водотрубный котёл системы Бельвиля имел нагревательную поверхность 134,55 кв. метров, площадь колосниковых решёток 4,312 кв. метра и вырабатывал пар давлением в 17 атмосфер. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 2120 тонн, что позволяло броненосцу пройти около 6000 миль при скорости хода в 10 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 динамо-машины "Сименса" мощностью по 26,25 кВт каждая и 2 динамо-машины "Сименса" мощностью по 67,2 кВт, которые служили для питания шести прожекторов "Манжена" с диаметром отражателя 75-см, электроиндикаторов руля, указателей орудий, электрических звонков, электроприводов механизмов, стационарной радиостанции системы Попова — Дюкрете с дальностью действия до 15 миль, а так же бортового и внутрикорабельного освещения.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. Из 4 одноствольных 10-дюймовых (254-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с гидравлическим приводом замка и поршневым затвором. Станок орудия не имел цапф. Компрессор станка гидравлический, накатник гидропнев­матический. Цилиндры противооткатных устройств при откате оставались неподвижными. Башня выполнялась в форме эллипса и комплектовалась электрическими приводами наводки, заряжания и подачи боезапаса. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка снарядов производилась с помощью электричес­кого прибойника. Время заряжания орудия составляло 45 секунд. В состав боекомплекта, из 80 выстрелов на ствол, входили бронебойные, фугасные, чугунные и сегментные снаряды весом 225,2 кг и заряды к ним весом 65,6 кг бездымного пороха. Угол максимального возвышения орудий доходил до +35°, а скорость снаряда составляла 693 м/с при максимальной дальности стрельбы в 16,84 км ("Пересвет" и "Ослябя"). Для "Победы" угол максимального возвышения орудий доходил до +30°, а скорость снаряда составляла 777 м/с при максимальной дальности стрельбы в 20,49 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - 494,648 тонны.
    2. Из 11 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно в четырёх двухъярусных казематах и два в одинарных казематах в средней части верхней палубы. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Канэ с центральным штыром и поворотным механизмом. Компрессор станка гидравлический. Угол поворота орудия в горизонтальной плоскости 100°. Расчёт установки включал 6 человек. В состав боекомплекта входили снаряды весом 41,3 кг с взрывчатым веществом весом 1,365 чёрного пороха и ударной трубкой. Боезапас включал 180 выстрелов на ствол. Скорострельность орудия - до 5 выстрелов в минуту. Угол максимального возвышения орудия доходил до +18°, а скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,1 км. Вес установки - около 9 тонн.
    3. Из 20 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно в средней части корабля батарейной палубе (8), на верхней палубе (8) и на полубаке (4). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Канэ с центральным штыром. Компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом; накатник пружинный. Подъем­ный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм пос­редством валов и шестерен сцеплялся с зубчатым погоном, прикрепленным к штыревому основанию. Орудие имело броневой щит толщиной 19-мм. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас состоял из 300 выстрелов на ствол и включал бронебойные выстрелы весом в 4,9 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +20°. При начальной скорости снаряда в 823 м/с. и угле возвышения +13° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла до 6,4 км. Вес установки со щитом доходил до 0,91 тонны.
    4. Из 20 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибров, расположенных побортно на батарейной палубе (6), на полубаке (4), на носовом (2) и кормовом (2) мостиках, на боевых марсах мачт (6). Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.
    5. Из 6 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23,5 калибра, расположенных на катерах и шлюпках (6). Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас включал около 2000 выстрелов на ствол. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком и станком доходила до 260 кг.
    6. Из 2 однотрубных, неподвижных 381-мм подводных торпедных аппаратов (ТА) производства завода Лесснера, образца 1897 года, установленных в трюме между 26 и 30 шпангоутами. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ около 64 кг при весе самой торпеды в 426 кг. Скорость хода торпеды составляла 25 узлов, а дальность действия до 900 метров. Боекомплект состоял из 6 торпед.
    7. Из 3 однотрубных 381-мм надводных торпедных аппаратов (ТА) производства Обуховского завода, образца 1894 года, расположенных: один неповоротный в носу и два бортовых около 45 шпангоута. Поворотные аппараты закреплялись в "яблочных" шарнирах и имели сектор наведения от 35° до 45° на борт. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 80 кг при весе самой торпеды в 455 кг. Скорость хода торпеды составляла около 27 узлов, а дальность действия до 600 метров.
    8. Из 50 сфероконических мин Герца 1876 года. Мина Герца с гальвано-ударным взрывателем и сфероконическим корпусом из листового железа, состояла из платинового запала с детонатором и имела пять "рожков Герца", выполненных в виде легко сминающегося свинцового колпака с сухой угольно-цинковой батареей и электролитом в стеклянной ампуле - "склянке". При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на мостик накаливания платинового запала и воспламенял детонатор. Взрыв происходил практически мгновенно. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 35 кг с зарядом сухого пироксилина весом 18,14 кг. Глубина места постановки составляла до 40 метров, а сама постановка мины осуществлялась с плотика образованного барказом и катером по измеренной глубине. Время прихода в боевое положение равнялось 25 минутам, а задержка взрыва 0,05 секунды.

    Броненосцы типа "Пересвет" строились для усиления Тихоокеанского флота. Все корабли этого проекта были предназначены для службы в отдалённых морях. Эти корабли стали первыми серийными мореходными скоростными броненосцами с артиллерийским вооружением главного калибра в 254-мм.

    Строились броненосцы на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге ("Пересвет" и "Победа") и в Новом Адмиралтействе в г. Санкт-Петербурге ("Ослябя").

    Головной броненосец "Пересвет" вступил в строй Балтийского флота в 1899 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Пересвет"

    Водоизмещение:   проектное 12674 тонн, полное 14790 тонн.  
    Длина наибольшая: 
    132,4 метра
    Длина по КВЛ: 
    130 метров
    Ширина наибольшая: 
    21,8 метра
    Высота борта в носу: 
    16,55 метра
    Высота борта по миделю: 
    16,03 метра
    Высота борта в корме: 
    13,96 метра
    Осадка по корпусу: 
    8,43 метра
    Силовая установка:  3 паровые машины по 4833 л.с., 30 котлов,
    3 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 105 В, 4 динамо-машины по 26,25 кВт,
    2 динамо-машины 67,2 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 18,5 узла, экономическая 10 узлов.
    Дальность плавания: 
    5610 миль при 10 узлах.
    Автономность: 
    24 суток при 10 узлах.
    Мореходность: 
    без ограничений.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х1 254-мм орудий, 11х1 152-мм орудий, 20х1 75-мм пушек
    Канэ, 20х1 47-мм пушек Гочкиса, 6х1 37-мм пушек Гочкиса.
    торпедное: 
    3х1 381-мм надводных и 2х1 381-мм подводных ТА.
    минное: 
    50 сфероконических мин Герца.
    противоминное: 
    бортовые шесты и сети.
    Экипаж: 
    778 человек (28 офицеров, 12 кондукторов)

    Всего построено броненосцев с 1901 г. по 1903 г. - 3 единицы.

Hosted by uCoz