|
В мае 1898 года правление Невского завода обратилось за помощью к английским фирмам Ярроу и Модслея, обязавшись выплачивать им за техническое содействие и проект по 2 % с договорной стоимости построенных кораблей. При разработке проекта миноносца для российского флота фирма Ярроу использовала чертежи и спецификации строившихся на ее заводе японских миноносцев типа "Икадзути", заложенных в 1897 году. Специалисты фирмы Ярроу внесли в чертежи и спецификации ряд требований, определенных Программой МТК, после чего препроводили их в Россию. В течении года проект миноносца проходил доработку согласно поправок МТК. 16 августа 1899 года контракт на постройку на Невском заводе десяти миноносцев согласно проекту фирмы Ярроу, представленному Невским заводом и одобренному МТК был наконец заключен. Корпус миноносца стальной, клепаный с поперечной системой набора. Наружная обшивка из стали Сименс-Мартена имела толщину 4-5 мм, а подводная часть, все шпангоуты, фундаменты под котлы и машины оцинковывались. Полубак имел форму "черепашьего щита", от боевой рубки к корме шла покатая стальная палуба толщиной 3,3-6,5 мм, покрытая линолеумом. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка из стальных листов толщиной 6,25 мм, сразу за ней расположили штурманскую рубку, также выполненую из стали и внутри обшитую "нетеплопроводным" материалом. Она одновременно служила и основанием ходового мостика с компасом, штурвалом и машинным телеграфом. Спуск во внутренние помещения миноносца осуществлялся через 10 люков круглой формы с точеными крышками, снабженными противовесами. Между второй и третьей дымовой трубами на верхней палубе расположили гальюн для команды. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 11 отсеков:
Силовая установка механическая, состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения общей мощностью около 6 000 л.с. и четырёх водотрубных угольных котлов фирмы Ярроу. В котельных отделениях имелось по одной вспомогательной донке подачей 6 т/ч. Из машинных отделений воду могли откачивать две трюмные помпы и циркуляционные насосы, имевшие еще и забор воды и из котельных отделений, а также имелись семь ручных помп приводившихся в действие с верхней палубы. Электроэнергетическая система миноносцев включала две динамо-машины, которые обеспечивали работу прожектора и палубное освещение (40 ламп накаливания). Вооружение миноносцев состояло:
Строительство миноносцев задержалось на целый год. Между тем неустойка Невского завода за опоздания в сроках сдачи миноносцев достигла ужасающей цифры 1 666 066 руб., и Морское министерство было вынуждено прекратить платежи, что грозило окончательным срывом постройки кораблей. Вопрос разбирался на заседании Адмиралтейств-совета, который, учитывая то обстоятельство, что "все паи завода приобретены Государственным банком, посчитал, что наложение штрафа на завод выльется в наложение штрафа на Государственное казначейство", что по вполне понятным причинам не имело смысла. В результате было решено штрафа с завода не взимать, а неустойку счислить. Работы по постройке продолжились. Строились миноносцы Невским заводом в Санкт-Петербурге. Головной миноносец "Буйный" вошёл в строй Балтийского флота в 1902 году.
Всего построено миноносцев с 1902 г. по 1905 - 10 единиц.
Миноносцы строились точно по чертежам и спецификациям на миноносцы типа «Буйный» Невского завода, но ещё до завершения программы испытаний, было переделано офицерское помещение - перепланировано на отдельные каюты, вынесен на верхнюю палубу камбуз, расширен ходовой мостик, установлена грот-мачта. Строились миноносцы Обществом судостроительных и литейных заводов в Николаеве. Головной миноносец "Завидный" вошёл в строй Черноморского флота в 1904 году.
Всего построено миноносцев с 1904 г. по 1906 - 8 единиц.
На новых кораблях камбуз был уже вынесен на верхнюю палубу и располагался между штурманской рубкой и котельным кожухом. Сама штурманская рубка была понижена до уровня носовой орудийной платформы, что позволило получить на миноносцах сравнительно просторный ходовой мостик, где располагались приборы управления кораблем (дублирующие такие же приборы в боевой рубке) и был установлен прожектор. По сторонам боевой рубки помещались командные ватер-клозеты так называемого офицерского образца. Для второго топового огня предусматривалась грот-мачта. Энергетическая установка, осталась без изменений, она была только смещена на один шпангоут в корму, что позволило перенести динамо-машину к передней переборке машинного отделения, уменьшив ее влияние на главный компас. Кроме того, завод постарался расположить холодильники (конденсаторы) таким образом, чтобы можно было менять трубки "не сдвигая самого холодильника". В машинных отделениях добавили по одному эжектору Нормана. Нижнюю палубу "тщательно прочеканили", добившись водонепроницаемости. Водонепроницаемыми остались и угольные ямы, устроенные с таким расчетом, чтобы уголь можно было выгребать по всей длине котельного отделения, при этом из контракта был исключен пункт о приспособлении их для хранения нефти. Для уменьшения доступа забортной воды во внутренние помещения через вентиляционные раструбы (что нередко имело место на миноносцах типа «Буйный») четыре вентилятора с полубака новых миноносцев были сняты. В самих же внутренних помещениях широко применялось дерево для различных рундуков и шкафчиков, даже трап в машинное отделение был обшит деревом. Артиллерийское вооружение как по составу, так и по расположению осталось без изменения - одно 75-мм орудие Канэ и пять 47-мм пушек Гочкиса, минное же было пересмотрено. Стараясь уменьшить дифферент на нос, от носового минного аппарата отказались. Впервые на этой серии миноносцев установили станции беспроволочного телеграфа, для этого на имеющихся мачтах установили14-футовые стеньги, которые могли бы в случае необходимости спускаться, так как "не всегда желательно иметь высокий рангоут, облегчающий обнаружение миноносцев на дальних расстояниях". На "Грозном" под телеграфную рубку было приспособлено помещение сходной рубки в офицерские каюты. На "Громком" (а впоследствии и на "Громящем"), эта рубка была несколько переделана в связи с установкой на миноносцах 457-мм минных аппаратов, станцию беспроволочного телеграфа пришлось разместить между 2-й и 3-й дымовыми трубами в специально устроенной для этой цели металлической рубке. Кроме того, в процессе постройки на всех трех миноносцах был устроен кормовой мостик (на пиллерсах) для пулеметов; туда же перенесли машинный телеграф, компас и штурвал. Привальный брус, расположенный на миноносцах типа «Буйный» вдоль кромки верхней палубы, был несколько понижен, что позволяло уменьшить повреждения тонкого наружного борта при швартовках. На носу и в корме были устроены "усиленные браги" для буксирования, а в корме - еще и дополнительные кнехты. Строились миноносцы Невским заводом в Санкт-Петербурге. Головной миноносец "Грозный" вошёл в строй Балтийского флота в 1904 году.
Всего построено миноносцев с 1904 г. по 1905 - 3 единицы.
Главные размерения и теоретический чертеж новых миноносцев остались теми же, что и у типа "Грозный". Высоту носового мостика в новом проекте несколько увеличили, чтобы щит носового 75-мм орудия не закрывал рулевому обзор. Вместо складных шлюпок системы Бертона предусматривались шлюпки системы Кебке, более надежные в эксплуатации. Артиллерийское вооружение новых миноносцев состояло из двух 75-мм пушек Канэ на станках и шести 7,62-мм пулеметов. Кроме того, корабли могли брать на борт по 18 мин заграждения. Строились миноносцы Невским заводом в Санкт-Петербурге. Головной миноносец "Деятельный" вошёл в строй Балтийского флота в 1905 году.
Всего построено миноносцев с 1905 г. по 1906 - 8 единиц. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||