Корабль 100-пушечного ранга "Иоанн Креститель" ("Чесма")
- был заложен в 1781 году, по указу Е.И.В. Екатерины II, и строился на Адмиралтейской верфи в городе Санкт-Петербурге по чертежам и под руководством английского корабельного мастера Джеймса Лэмба (Ламбе Ямеса). Ламбе Ямес был принят, по контракту, на русскую службу в августе 1737 года. В течение своей службы, Ламбе Ямес, построил в Архангельске и Санкт-Петербурге несколько десятков судов и кораблей. Бригадир Ламбе Ямес умер 21 декабря 1787 года и похоронен в Санкт-Петербурге. Прототипом "Иоанна Крестителя" ("Чесма") послужил английский корабль 100-пушечного ранга "Victory".
По этому проекту было построено ещё 7 кораблей 100-пушечного ранга - "Трёх Иерархов"-1783 год, "Ростислав"-1784 год, "Саратов"-1785 год, "Двунадесять апостолов"-1787, "Святой Равноапостольный князь Владимир"-1788 год, "Святой Николай Чудотворец"-1789 год и "Евсений"-1790 год.
Корпус корабля деревянный, трёхдечный (три нижние батарейные палубы), строился по смешанной голландско-английской системе кораблестроения. Верхняя палуба не была сплошной, а имела, как бы вырез в районе шкафута, что соответствовало голландским традициям постройки. Согласно такой архитектуре корпуса у корабля в носовой части выполнялся форкастель, за грот-мачтой квартердек (высокие шканцы), перед бизань-мачтой полуют, который заканчивался трёх ярусным балконом на корме. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались бортовые стрингеры, которые объединяли набор в одно целое. Второе дно состояло из вертикальных брусков (фор-тимберсов) и верхнего горизонтального бруса (кильсона) и располагалось практически по всей длине основного киля. Корабль имел две обшивки наружную и внутреннюю, а так же фальшкиль. Фальшкиль крепился к основному килю с помощью деревянных шипов, которые при ударе о подводное препятствие ломались, и повреждённый фальшкиль отваливался, не портя основной киль. Подводная часть корпуса, впервые в Российском флоте, обшивалась медными листами, которые крепились к деревянной обшивке железными гвоздями. Носовой княвдигед украшался фигурой святого праведника в полный рост, вытесанной из дерева и покрытой позолотой. На форкастеле, после фок-мачты, размещался пайол носового светового люка, шпиль и второй пайол светового люка, по бортам крепились крамболы для удержания якорей. Заканчивался форкастель судовым колоколом (рында). На шкафуте, от форкастеля до грот-мачты, размещались фор-люк и пайол светового люка, далее на шлюпблоках располагались 12-вёсельный баркас, а в нём 6-вёсельный ял. Над ними возвышались ростры с 14-вёсельным баркасом, в котором размещались ещё один 12-вёсельный баркас и 8-вёсельный ял. На шканцах, между грот- и бизань-мачтой, расположили пайолы световых люков и штурвал под командирским мостиком. Командирский мостик выполнялся перед бизань-мачтой и совмещался, т.е. составлял одно целое с полуютом. На полуюте, за бизань-мачтой разместился стеклянный световой люк в командирский салон. Полуют заканчивался кормой, за которой выполнялись балконы с резными украшениями, барельефами и скульптурами.
Водоотливные средства включали ручные помпы, которые располагались в районе мидель-шпангоута и обеспечивали откачку воды поступающей внутрь корпуса.
Спасательные средства включали три баркаса (один 14-вёсельный, два 12-вёсельных) и два яла (8-вёсельный и 6-вёсельный).
Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 12 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-трюмсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-трюмсель, крюйсель, крюйс-брамсель и крюйс-трюмсель) и 5 косых паруса (грот-стень-стаксель, грот-брам-стаксель, крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и бизань). На бушприте и утлегаре крепились 3 косых паруса (стаксель, фор-стеньги-стаксель и кливер) и 1 прямой (блинда). Корабль имел 1 руль из дуба.
Вооружение корабля состояло:
- Из 30 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, которые располагались 28 побортно и 2 в корме на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
- Из 30 одноствольных 18-ти фунтовых (136-мм) пушек с длиной ствола 22 калибра, которые располагались побортно на средней батарейной палубе (мидель-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2 км при весе заряда 2,7 кг и и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,1 тонны.
- Из 30 одноствольных 12-ти фунтовых (120-мм) пушек с длиной ствола 24 калибра, которые располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Масса пушки доходила до 1,6 тонны.
- Из 14 одноствольных 6-ти фунтовых (96-мм) пушек с длиной ствола 22 калибра, которые располагались побортно на квартер-деке. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 4 человека. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 1,3 км при угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 838,2 кг.
- Из 4 одноствольных 1/2 пудовых (155-мм) единорогов (гаубиц) с длиной ствола 10,5 калибров, которые располагались на форкастеле. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения единорога (гаубицы) доходил до 25°. Дальность стрельбы составляла около 1,28 км при весе гранаты 8,9 кг (заряд 1,638 кг), начальной скорости 415 м/с и угле возвышения 5°. Дальность стрельбы при угле возвышения в 25° равнялась 2,3 км. Масса единорога (гаубицы) доходила до 625,8 кг.
Корабль 100-пушечного ранга "Иоанн Креститель" ("Чесма") прославился тем, что участвовал во второй Северной войне со Швецией 1788 – 1790 годов.
23-24 мая 1790 года , в составе эскадры адмирала А.И. Круза, корабль отличился в сражениях у мыса Красная Горка, ведя бой в корде-баталии эскадры.
9 июня 1790 года "Иоанн Креститель" ("Чесма") блокировал с эскадрой адмирала В.Я. Чичагова Шведский флот в Выборгском заливе.
В 1798 – 1800 годах корабль в составе Средиземноморской эскадры адмирала С.К. Грейга принимал участие в войне с Францией, блокируя её корабли в портах.
В 1806 году корабль выведен из состава флота, разобран.
Строились корабли на Адмиралтейской верфи в г. Санкт-Петербурге.
Головной корабль "Иоанн Креститель" ("Чесма") сдан Балтийскому флоту в 1782 году.
Тактико-технические данные корабля 100-пушечного ранга
Водоизмещение: |
3900 тонн |
Длина наибольшая: |
66,37 метра |
Длина по КВЛ: |
56,7 метра |
Ширина наибольшая: |
15,3 метра |
Высота борта в носу: |
15,6 метра |
Высота борта на миделе: |
14,51 метра |
Высота борта в корме: |
18 метров |
Осадка по корпусу: |
6,99 метра |
Силовая установка: |
13 прямых и 8 косых паруса, 1 руль. |
Скорость хода: |
нет данных |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
30х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек, 30х1 (136-мм) 18-фунтовых пушек, 30х1 (120-мм) 12-фунтовых пушек, 14х1 (96-мм) 6-фунтовых пушек, 4х1 (155-мм) 1/2-пудовых единорога. |
Экипаж: |
860 человек (9 офицеров) |
Всего построено кораблей с 1782 года по 1790 год - 8 единиц.