Главная | Надводные силы | Торпедный катер
БТКА тип Д-3
1940-1945

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона
    Большие торпедные катера типа Д-3(пр.19) серия I - спроектированы под руководством конструктора Л.Л. Ермаша в 1939 году, как катера дальнего действия и предназначались для ведения торпедных атак не только в стесненных прибрежных районах но и в ближней морской зоне.

    Корпус катера деревянный двухслойный, внешний слой выполнялся из лиственницы, а внутренний из сосны, общей толщиной 40 мм. Днище катера было трёхслойным. Доски обшивки крепились медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр. Палуба так же состояла из двух слоёв древесины и выполнялась прямой по всей длине, что позволяло свободно передвигаться по ней во время похода и давало возможность удобно разместиться взводу десантников. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Кубрик, радиорубка и камбуз, каюта командира, электроотделение;
    3. Моторный;
    4. Шкиперская кладовая;
    5. Топливная цистерна, румпельное отделение.
    В качестве балласта на катере использовались обыкновенные печные кирпичи. Были улучшенны условия обитания экипажа, предусмотрен обогрев жизненно важных отсеков, что давало возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34 по 750 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
    2. Из 2 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией "Штиль-К".

    Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

    Строительство проводилось на заводе НКВД №5 в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй Черноморского флота 6 августа 1940 года.


    Тактико-технические данные тип Д-3(пр.19) серия I

    Водоизмещение:   стандартное 30,8 тонны, полное 32,1 тонны.  
    Длина наибольшая:  21,6 метра  
    Длина по КВЛ:  21,0 метра  
    Ширина наибольшая:  3,9 метра  
    Осадка по КВЛ:  0,8 метра  
    Силовая установка:  3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с.,
    3 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 32 узла, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  320 миль при 32 узлах, 550 миль при 10 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  2 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    торпедное:  2 бугельных 533-мм ТА  
    противолодочное:  1 бомбосбрасыватель,8 глубинных бомб БМ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  9 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1940 г. по 1942 г. - 26 единиц.


    Торпедные катера типа Д-3(пр.19) серия II - отличались от предыдущей серии установленными ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард" и усиленным артиллерийским вооружением.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 45 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
    2. Из 1 одноствольного 20-мм автомата ШВАК с длиной ствола 84 калибра, расположенного на специальном банкете сразу за рубкой. Питание пушки ленточное. Расчёт включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 700 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 815 м/с, дальность стрельбы - нет данных.
    3. Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

    Строительство проводилось на заводе №640 в Сосновке Кировской области.

    Головной катер вошёл в строй в 1943 году.


    Тактико-технические данные тип Д-3(пр.19) серия II

    Водоизмещение:   стандартное 32 тонны, полное 37 тонн.  
    Длина наибольшая:  21,6 метра  
    Длина по КВЛ:  21,0 метра  
    Ширина наибольшая:  3,9 метра  
    Осадка по КВЛ:  0,9 метра  
    Силовая установка:  3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
    3 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 45 узлов, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  320 миль при 45 узлах, 550 миль при 10 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  2 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 20-мм пушка ШВАК, 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
    торпедное:  2 бугельных 533-мм ТА  
    противолодочное:  1 бомбосбрасыватель,8 глубинных бомб БМ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  11 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1943 г. по 1945 г. - 47 единиц.


Hosted by uCoz