Иллюстрации
Чертежи
|
Винтовой клипер "Стрелок" - проектировался и строился в России на Архангельской верфи. Теоретический чертёж клипера был рассмотрен Кораблестроительным и учётным комитетом в 1855 году. Судно стало вторым винтовым военным клипером из шести с полным парусным вооружением. Церемония официальной закладки всех шести клиперов ("Разбойник", "Стрелок", "Джигит", "Опричник", "Пластун" и "Наезник") состоялась 05 января 1856 года. Суда предусматривались для крейсерских операций на Дальневосточных коммуникациях и входили состав Балтийского флота. Винтовые клипера имели отношение длины к ширине 7:1, водоизмещение в 615 тонн, скорость 10-11 узлов под всеми парусами и до 9 узлов под паровой машиной в 150 л.с., вооружение из 6 пушек и деревянный корпус с парусным вооружением бригантины.
Корпус клипера деревянный со стальными креплениями в надводной части и медными в подводной части корпуса. Остов судна набирался по системе Саймондса из лиственных пород с частичным использованием дубового и соснового леса. Подводная часть до ватерлинии обивалась медными листами, для снижения обрастания и гниения корпуса. Котлы и паровая машина располагалась ниже ватерлинии, что способствовало её защите при ведении боевых действий. За фок-мачтой размещались котлы и дымовая телескопическая труба. За грот-мачтой расположили паровую машину. Клипер имел верхнюю и нижнюю палубы, а так же трюм. Характерными чертами винтового клипера сохранились носовой бушприт и три мачты с парусным вооружением. Силуэт судна имел одну дымовую трубу.
От носа в корму располагались следующие помещения:
- Арсенал, канатный ящик, шкиперская кладовая, парусная кладовая, крюйт-камера, бомбовый погреб, водяная цистерна;
- Кладовая мокрой провизии, погреба для ядер;
- Угольные ямы, машинно-котельное отделение (МКО);
- Кладовая сухой провизии, провизионные кладовые, каюты офицеров;
- Колодец гребного винта, каюта командира, кают-компания.
Средства спасения включали 1 большой баркас, 1 рабочий катер, 1 командирский катер и 2 яла.
Силовая установка комбинированная парусно-механическая с одной горизонтальной, вспомогательной паровой машиной нарицательной мощностью 150 л. с. и 2 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинно-котельном отделении (МКО). Паровая машина прямого действия работала на один двухлопастный винт. Котёл огнетрубный коробчатого типа вырабатывал пар давлением 1,76 атмосфер. Полная скорость винтового клипера под паровой машиной достигала 8-9 узлов.
Вооружение винтового клипера состояло:
- Из 2 одноствольных 60-ти фунтовых пушек №1 (196-мм) с длиной ствола 17,6 калибра, которые располагались на верхней палубе. Орудия с длинным гладкоствольным стволом размещались на поворотных платформах. Заряжание ручное ядрами (чугунные, железные и стальные), бомбами и картечью. Дальность стрельбы составляла: ядром около 3,5 км; бомбами до 3,1 км.
- Из 2 одноствольных 60-ти фунтовых пушек №2 (196-мм) с длиной ствола 15,4 калибра, расположенных на верхней палубе. Орудия с коротким гладкоствольным стволом размещались побортно на открытой батарее. Заряжание ручное ядрами (чугунные, железные и стальные), бомбами и картечью. Дальность стрельбы составляла: ядром около 2,8 км; бомбами до 2,5 км.
- Из 2 одноствольных 24-ти фунтовых (152-мм) пушек-карронад с длиной ствола 12,25 калибра, которые располагались на верхней палубе. Орудия с коротким гладкоствольным стволом, размещались побортно на открытой батарее. Заряжание ручное ядрами или картечью. Дальность стрельбы составляла около 1,5 км.
Строился клипер на верфи Архангельского адмиралтейства.
Головной "Разбойник" вступил в строй Балтийского флота в 1856 году.
Тактико-технические данные винтового клипера "Стрелок"
Водоизмещение: |
стандартное 615 тонн |
Длина наибольшая: |
46,3 метра |
Ширина наибольшая: |
8,4 метра |
Осадка по корпусу: |
3,9 метра |
Силовая установка: |
1 паровая машина на 150 л. с., 2 котла, 1 винт, 1 руль |
Скорость хода: |
под парусами 10-11 узлов под машиной 8-9 узлов |
Дальность плавания: |
1200 миль при 8 узлах |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
4х1 195-мм пушки, 2х1 152-мм пушки-карронады |
Экипаж: |
около 100 человек |
Всего построено судов в 1856 г. - 6 единиц. |
|