Главная | Надводные силы | Шхуна
Шхуны
тип "Гонец"
1835-1839
  

Иллюстрации

Чертежи



    Шхуны тип "Гонец" - строились в Николаевском Адмиралтействе ("Гонец", "Ласточка", "Дротик" и "Забияка") разными строителями и в разные годы, а одну ("Смелая") заложили в Севастопольском Адмиралтействе. Первую из однотипных шхун ("Гонец") строил капитан корпуса корабельных инженеров В.Ф. Карачурин. Второе судно "Ласточку" строил капитан корпуса корабельных инженеров С.И. Чернявский. Третью шхуну строил подпоручик корпуса корабельных инженеров А. Вейнбергер. Четвёртое судно ("Забияка") строилось под руководством поручика корпуса корабельных инженеров Г.В. Афанасьева. Пятая шхуна ("Смелая"), так же строилась для Черноморского флота, но в Севастополе под руководством подполковника корпуса корабельных инженеров А.П. Прокофьева. Этот талантливый судостроитель более пятидесяти лет посвятил морской службе. Он построил 13 кораблей и судов в Севастопольском Адмиралтействе и впоследствии в звании генерал-майора возглавлял корабельных инженеров Черноморского флота и местный Ученый кораблестроительный комитет.

    Корпус шхуны выполнялся из дерева со стальным диагональным креплением, стальными кницами и сплошной верхней палубой. При наборе корпуса судна, наборное дерево для предотвращения сухой гнили покрывалось масляным грунтом из белил, смешанных с олифой, что было заимствовано из английской кораблестроительной школы. Такой же состав, только большей концентрации, использовали при скреплении дерева в конструкции мачт. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 14 18-фунтовых карронад. В носовой части шхуна имела бушприт, который продолжался утлегарем. Судно несло две мачты с уклоном их к корме.

    Главная энергетическая установка судна парусная, фок-мачта несла 3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых паруса (косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3 косых паруса (стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль из дуба.

    Вооружение шхуны состояло:

    1. Из 14 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) карронад с длинной ствола 7,5 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью со стороны дула. Боезапас расположенный в погребах подавался вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 960 метров. Масса карронады 508 кг.
    2. Из 2 одноствольных 3-фунтовых (76-мм) пушек с длиной ствола 19 калибров. Они могли использоваться как ретирадные в корме, а так же как догонные в носовой части судна. Орудие чугунное, гладкоствольное на штыре, могло вращаться вокруг своей оси. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Масса пушки составляла 368,3 кг.

    Шхуны типа "Гонец" ежегодно действовали в составе отрядов у Кавказкого побережья. В разное время находились в распоряжении русских дипломатических миссий в Греции и Турции. Несли брандвахтенную службу. Участвовали в Крымской войне 1854-1855 годов, находясь в Севастополе были затоплены в составе других кораблей и судов Черноморского флота, чтобы не достаться врагу.

    Строились шхуны в Николаевском Адмиралтействе в г. Николаеве и в Севастопольском Адмиралтействе в г. Севастополе.

    Головное судно сдано Черноморскому флоту в мае 1835 года.


    Тактико-технические данные шхуны

    Водоизмещение:   нет данных  
    Длина наибольшая:  30,3 метра  
    Длина по КВЛ:  25,3 метра  
    Ширина без обшивки:  7,8 метра  
    Высота борта в носу:  8,95 метра  
    Высота борта на миделе:  7,24 метра  
    Высота борта в корме:  9,33 метра  
    Осадка по корпусу:  4 метра  
    Силовая установка:  5 косых парусов (бом-кливер, кливер, стаксель, грот и гоф-топсель),
    3 прямых паруса (брифок, топсель и бом-топсель), 1 руль.  
    Скорость хода:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  14х1 18-фунтовых (136-мм) карронад, 2х1 3-фунтовых (76-мм) пушек.  
    Экипаж:  нет данных  

    Всего построено судов с 1835 г. по 1839 г. - 5 единиц.

Hosted by uCoz