Главная | Надводные силы | Броненосцы береговой обороны 2 ранга
Броненосцы береговой обороны
типа "Адмирал Грейг"
1869-1871

Иллюстрации

Чертежи




    Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Грейг" - проектировались по проекту-заданию Морского технического комитета (МТК) 1864 года с последующим изготовлением кораблей в России. Главным кораблестроителем броненосцев был назначен Н.Г. Коршиков, а наблюдающим за постройкой поручик корпуса корабельных инженеров В.Я. Дмитриев. Техническое задание предусматривало водоизмещение в 3500 тонн, скорость 9 узлов при индикаторной мощности 2000 л.с., вооружение из 3 бронированных башен и бронированный корпус. Корабли предназначались для береговой обороны в составе Балтийского флота.

    Корпус корабля набирался по "клетчатой" системе, выполнялся полностью из железа и имел второе дно, отстоящее от наружного на 0,91 метра. Киль корабля изготовили из листового железа, а штевни и рулевая рама для балансирного руля делались коваными. Снаружи, на расстоянии 5,46 метра от диаметральной плоскости по каждому борту, крепились деревянные кили, которые занимали почти половину длины корабля и служили как пассивные успокоители качки. Борта обшивались листовым железом толщиной 17,5-мм под водой и 14,3-мм над водой, которое крепилось при помощи уголкового железа. Корабль имел две непрерывные палубы - верхнюю и нижнюю, а так же трюм. Броневая защита полностью покрывала весь надводный борт до верхней палубы и опускалась на 1,52 метра ниже ватерлинии. Она состояла из 114-мм броневых плит в средней части корпуса и уменьшалась к оконечностям до 63,5-мм. Броня крепилась к корпусу через уголковое железо в промежутках которого вертикально расположили 159-мм подкладку из тиковых досок, уголковое железо, в свою очередь, крепилось к листовому железу толщиной 25,4-мм, а под ним находилась ещё одна подкладка из горизонтально расположенных 159-мм тиковых досок. На верхней палубе располагались три вращающиеся башни для двух 229-мм нарезных орудий в каждой башне, одно ярусная носовая надстройка с ходовым мостиком и одно ярусная кормовая надстройка с мостиком. Вращающая башня системы Кольза имела наружный диаметр 7,56 метра и обшивалась броневыми плитами толщиной 152-мм, которые крепились через 305-мм прокладку из тиковых досок. Высота башни покрытая бронёй составляла 1,85 метра, из них 1,57 метра были выше верхней палубы. Ось вращения башни делалась из чугуна и была пустой внутри, что служило для уменьшения собственного веса башни. Носовая надстройка включала капитанскую рубку овальной формы, которая обшивалась 127-мм бронёй на тиковой подкладке, ходовой мостик и кожух для дымовой трубы. В кормовой надстройке разместили колпак машинного отделения со световыми люками и шлюпочными рострами. Характерными чертами башенных фрегатов стали носовой бушприт и продольный переходной мостик, позволявший работать с парусами и шлюпками в свежую погоду. Комингсы сходных люков на верхней палубе имели высоту 400-мм, что обеспечивало лучшую защиту от заливаемости нижних палуб во время штормов и бурь. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Ран­го­ут был пред­став­лен тремя деревянными мачтами, которые могли нести парусное вооружение. Силуэт корабля имел одну прямую высокую дымовую трубу.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 8 отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Шкиперская кладовая, цепной ящик, кубрики команды, отделение парового брашпиля;
    3. Опреснитель, погреб боезапаса и погреб порохов, отделение для парусов, башня носовая;
    4. Отделение вентиляторов, угольные ямы, котельное отделение, башня средняя;
    5. Машинное отделение, погреб боезапаса, каюты офицеров, лазарет;
    6. Трюм, погреба порохов, башня кормовая;
    7. Трюм, погреб боезапаса, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира;
    8. Румпельное отделение.

    Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины, которая управляла одним балансирным рулём. Руль имел обтекаемую форму и размещался в диаметральной плоскости.

    Средства спасения включали 4 больших баркаса и 2 шестивёсельных яла.

    Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной завода Карра и Макферсона индикаторной мощностью 2004 л. с. и 4 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Двухцилиндровая паровая машина прямого действия работала на один трёхлопастный винт диаметром 4,88 метра с отвинчивающимися лопастями изменяемого шага от 5,18 до 6,4 метра. Котёл огнетрубный, коробчатого типа с горизонтальными трубками диаметром 64-мм и обратным ходом дыма, вырабатывал пар давлением в 1,76 атмосфер. Корабль имел и один вспомогательный котёл, который использовался для бытовых нужд и вращения артиллерийских башен. Запас угля составлял около 300 тонн. Полная скорость броненосца на испытаниях достигла 9 узлов.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 3 двухствольных 229-мм башенных установок системы Кольза, орудийные стволы нарезные имели длину ствола 20 калибров и заряжались с казённой части. Боекомплект включал по 100 выстрелов на ствол. Выстрелы подавались вручную из погреба. Башня разворачивалась в горизонтальной плоскости с помощью парового привода мощностью 6 л.с. Начальная скорость снаряда составляла 447 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +18° доходила до 6,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально с помощью прицелов. Вес башни составлял 500 тонн.
    2. Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.

    Строились корабли на верфи Нового Адмиралтейства ("Адмирал Грейг") и на заводе Карра и Макферсона ("Адмирал Лазарев") в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Адмирал Грейг" вступил в строй Балтийского флота в 1869 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Адмирал Грейг"

    Водоизмещение:   стандартное 3500 тонн, полное 3780 тонн  
    Длина наибольшая:  77,55 метра  
    Длина по КВЛ:  75,45 метра  
    Ширина наибольшая:  13,11 метра  
    Высота борта в носу:  8,38 метра  
    Высота борта на миделе:  6,8 метра  
    Высота борта в корме:  2,1 метра  
    Осадка по корпусу:  4,6 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина "Карра и Макферсона" на 2004 л. с.,
    5 огнетрубных котлов, 1 винт РШ, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 9 узлов  
    Дальность плавания:  1200 миль при скорости хода 9 узлов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х2 229-мм башенных установок Кольза,
    4х1 87-мм пушек Круппа  
    Экипаж:  282 человека (12 офицеров, 10 кондукторов)  

    Всего построено кораблей с 1869 г. по 1871 г. - 2 единицы.


    Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Спиридов" - являлись улучшенным вариантом броненосцев типа "Адмирал Грейг" с усиленной броневой зашитой корпуса и двумя башнями Кольза вместо трёх устанавливавшихся на двух первых кораблях.

    Корпус корабля имел одинаковую длину и ширину с броненосцами "Адмирал Грейг" и "Адмирал Лазарев", а отличия заключались лишь в более заострённых обводах, увеличенной до 4,9 метров осадкой и уменьшенной до 3196 тонн водоизмещением. Вертикальный киль по спецификации набирался из листов общей толщиной 14,3-мм, а его высота составляла 914-мм. Горизонтальный киль выполнили из двух листов - верхнего толщиной в 15,9-мм и нижнего в 22,2-мм. Килевой узел с обеих сторон соединялся угольниками (кницами) 102х102х15,9-мм на заклёпках. Не менее чем на половине длины корпуса в средней части монтировались скуловые кили как на броненосце "Не тронь меня". Тиковая подкладка бортов под броню, выполнялась из двух слоёв суммарной толщиной 457-мм. Броневые плиты толщиной 114-мм крепились сквозными болтами сверху тиковой подкладки. Отсеки крюйт-камер и бомбовых погребов выполнили полностью из железных листов обшитых изнутри деревом с установкой клапанов и приводов затопления и осушения. Расположение жилых и служебных помещений в основном сохранялось по исходному проекту. Силуэт корабля так же имел три мачты и одну прямую дымовую трубу.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков.

    Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной Невского завода, индикаторной мощностью в 2000 л.с. и 4 огнетрубных котлов, размещённых в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина прямого действия с двумя цилиндрами и частотой вращения 70 об/минуту работала на один трёхлопастный винт системы Грифитса диаметром 4,5 метра и шагом 5,3 метра. Главный котёл огнетрубный, коробчатого типа с обратным ходом дыма, вырабатывал пар давлением в 1,76 атмосфер. Один вспомогательный котёл использовался для бытовых нужд и подачи пара на отдельную паровую машину для вращения артиллерийских башен. Полная скорость корабля составляла 10,5 узла, а при дополнительном использовании парусного вооружения увеличивалась до 11,2 узлов.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 двухствольных 229-мм башенных установок системы Кольза, орудийные стволы нарезные имели длину ствола 20 калибров и заряжались с казённой части. Боекомплект включал по 100 выстрелов на ствол. Выстрелы подавались вручную из погреба. Башня разворачивалась в горизонтальной плоскости с помощью парового привода мощностью 6 л.с. Начальная скорость снаряда составляла 447 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +18° доходила до 6,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально с помощью прицелов. Вес башни составлял 500 тонн.
    2. Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км, при угле возвышения +20° - до 3,41 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.

    Строились корабли на заводе гг. Семянникова и Полетики в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Адмирал Спиридов" вступил в строй Балтийского флота в 1871 году.


    Тактико-технические данные броненосцев типа "Адмирал Спиридов"

    Водоизмещение:   стандартное 3200 тонн, полное 3480 тонн  
    Длина наибольшая:  79,86 метра  
    Длина по КВЛ:  75,59 метра  
    Ширина наибольшая:  13,11 метра  
    Высота борта в носу:  8,38 метра  
    Высота борта на миделе:  6,8 метра  
    Высота борта в корме:  2,1 метра  
    Осадка по корпусу:  4,8 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина в 2000 л. с., 5 котлов,
    1 винт РШ, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 10 узлов  
    Дальность плавания:  1400 миль при скорости хода 10 узлов  
    Автономность:  6 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 229-мм башенных установок Кольза,
    4х1 87-мм пушек Круппа  
    Экипаж:  250 человека (11 офицеров, 9 кондукторов)  

    Всего построено кораблей в 1871 г. - 2 единицы.


Hosted by uCoz