Иллюстрации
Чертежи
|
Броненосные канонерские лодки тип "Грозящий" - проектировались по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 1500 тонн, скорость около 14 узлов, броневой пояс, броневую карапасную палубу и рубку, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Корабли предназначались для стационерной службы и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий.
Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали, имел двойное дно, верхнюю и броневую карапасную палубы. Конструктивно корабли выполнялись по типу канонерских лодок "Бобр". Форштевень канонерской лодки под водой выступал вперёд, образуя своеобразный таран. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. Наружная обшивка выполнялась из стальных листов толщиной 9,5-мм. Корабли имели бортовой броневой пояс толщиной 127-мм в средней части, который уменьшался к оконечностям до 82-мм. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся под срезом броневой палубы. Броневая палуба состояла из плит толщиной 38-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии, а в оконечностях спускалась ниже ватерлинии и имела толщину 19-мм. Верхняя палуба корабля застилалась деревянным настилом, который был принят на большинстве кораблей русского флота. В носовой части верхней палубы размещалось орудие главного калибра в носовом полуказемате с углом обстрела по 36° на борт от диаметральной плоскости. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носового 229-мм орудия и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов, хранились подвесные койки экипажа. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной носовой боевой рубкой с толщиной брони 25-мм и расположенным над ней командирским мостиком и кормовой рубкой с кормовым мостиком. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу и две мачты.
Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.
Средства спасения включали 1 баркас, 1 паровой катер, 2 вельбота и 2 шестивёсельных яла.
Силовая установка механическая, двухвальная с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 1250 л. с. каждая и 6 водотрубными котлами системы "Бельвиля". Паровые машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Котёл системы "Бельвиля" цилиндрический, водотрубный имел нагревательную поверхность 152,5 м2 и рабочее давление пара 17,2 атмосферы, а площадь колосниковых решеток составляла 4,91 м2. Запас угля включал 160-200 тонн. Полная скорость канонерской лодки доходила до 14,2 узлов.
Вооружение корабля состояло:
- Из 1 одноствольной 229-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенной в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке Дуброва с гидравлическим компрессором на платформе с углом наклона 9° в броневом полуказемате и имело угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 573 кг. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 653 м/с доходила до 9,5 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 31,27 тонны.
- Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 56 кг развивал начальную скорость в 578 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +12°- до 7,5 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 10,8 тонны.
- Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на верхней палубе и на крыльях носового и кормового мостиков. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
- Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно два на полубаке и два на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
- Из 2 однотрубных 380-мм надводных торпедных аппаратов, располагавшихся неподвижно в форштевне и в ахтерштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.
Строились корабли на верфи Нового Адмиралтейства ("Грозящий" и "Гремящий") и Балтийском заводе ("Отважный") в г. Санкт-Петербурге.
Головной "Грозящий" вступил в строй флота в 1892 году.
Тактико-технические данные канонерских лодкок тип "Грозящий"
Водоизмещение: |
нормальное 1500 тонн, полное 1700 тонн |
Длина наибольшая: |
72,2 метра |
Длина по КВЛ: |
70,2 метра |
Ширина наибольшая: |
12,6 метра |
Высота борта на миделе: |
6,2 метра |
Осадка по корпусу: |
4 метра |
Силовая установка: |
2 паровые машины по 1250 л. с., 2 винта, 1 руль, 6 водотрубных котлов "Бельвиля" |
Скорость хода: |
полная 14,2 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
1000 миль при 10 узлах |
Автономность: |
5 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
1х1 229-мм пушка, 1х1 152-мм пушка, 6х1 47-мм пушки, 4х5 37-мм пушки |
минное: |
2х1 380-мм надводных ТА |
Экипаж: |
171 человек (11 офицеров) |
Всего построено кораблей с 1892 г. по 1893 - 3 единицы. |
|