Главная | Надводные силы | Корвет
Винтовые корветы
типа "Боярин"
1856
  

Иллюстрации

Чертежи



    Винтовые корветы типа "Боярин" - заложены на Охтинской верфи одновременно, по одному проекту, все 14 судов ("Боярин", "Воевода", "Новик", "Посадник", "Гридень", "Рында" для Тихого океана; "Зубр", "Рысь", "Удав", "Буйвол", "Вепрь", "Волк" для Чёрного моря; "Медведь" для Средиземноморской эскадры; "Вол" для Балтийского моря) и спешно в течении одного года построены по корпусу и механизмам. Строитель поручик корпуса корабельных инженеров К.И. Иващенко. Постройка в условиях войны, в кратчайший срок, большой серии военных винтовых судов явилось определенным успехом отечественного кораблестроения. После окончания Крымской войны эти корветы составили основу лёгких крейсерских сил русского флота.

    Корпус корвета имел сплошную верхнюю палубу и выполнялся из дуба, частично лиственницы и сосны, со стальным диагональным креплением и стальными кницами. Подводная часть корвета обшивалась медными листами, что препятствовало обрастанию днища морскими микроорганизмами. Судно комплектовалось одним подъёмным винтом. В носовой части корвет имел бушприт, утлегарь и бом-утлегарь. На баке устанавливалась носовая поворотная карронада. На шкафуте (площадь верхней палубы между фок и грот-мачтами) размещались битенги, за которыми располагались пайол носового палубного люка, а в диаметральной плоскости за этим люком размещалась невысокая прямая дымовая труба с двумя прямыми вентиляционными трубами. Далее следовали световые вентиляционные люки машинного отделения над которыми на шлюпблоках крепился 10-вёсельный ял, а перед самой грот-мачтой размещался сходной трап. На шканцах (площадь верхней палубы между грот и бизань-мачтами), в диаметральной плоскости, монтировались сходной трап офицеров, шпиль, световой люк кают-компании и перед самой бизань-мачтой располагался узкий командирский мостик, а под ним - штурвал. На юте размещались; в диаметральной плоскости кормовой световой люк в помещения офицеров, пайол кормового палубного люка, с левого борта крепились шлюпбалки для 6-вёсельного яла, а по правому борту - шлюпбалки для второго 10-вёсельного яла, а за кормой боканцы (кормовые шлюпбалки) для 4-вёсельной гички. Судно несло три мачты; на фок, грот, и бизань-мачте парусное вооружение состояло из прямых и косых парусов.

    Спасательные средства винтового корвета состояли из двух 10-вёсельных ялов, 6-вёсельного яла и 4-вёсельной гички, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Матросские койки вдоль бортов устанавливались в специальные коечные сетки и служили для защиты людей на верхней палубе от пуль и осколков во время боя или абордажной схватки.

    Главная энергетическая установка судна паро-парусная. Винтовой корвет оснащался тремя котлами и одной паровой машиной высокого давления, которая имела нарицательную мощность в 200 л.с. (350 действительных л.с.) и передавала вращение на один двухлопастный, подъёмно-опускной винт, что обеспечивало скорость судна только под парами около 7,5 узлов. Паровой котёл цилиндрический, огнетрубный, пролетного типа, однотопочный. Котёл имел 207 медных дымогарных трубок, длиной 9 футов 7 дюймов (около 2,9 метра) и наружным диаметром 2 и 1/8 дюйма (54 мм). При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 футов (6,1 метра), а диаметр 5 футов 6 дюймов (около 1,7 метра). Паровая машина высокого давления, двухцилиндровая, горизонтальная, тронковая, простого расширения, без охлаждения, с выпуском мятого пара в атмосферу через форсун, установленный в дымовой трубе, то есть локомотивного типа. Диаметр цилиндра 27 дюймов (686 мм), а ход поршня 21 дюйм (533 мм). Цилиндры машины располагались по диагонали относительно коленчатого вала: один цилиндр спереди на одном борту, другой - позади на другом. Фок-мачта несла 4 прямых паруса (фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель) и 1 косой парус, который шился к фор-гафелю (фор-трисель). Грот-мачта несла 4 прямых паруса (грот, грота-марсель, грота-брамсель и грота-бом-брамсель) и 3 косых парусов (грота-трисель, грота-брам-стаксель и грота-бом-брам-стаксель). Бизань-мачта несла 3 прямых паруса (крюйсель, крюйс-брамсель и крюйс-бом-брамсель) и 2 косых парусов (крюйс-трисель и штормовой контр-бизань). К бушприту крепились 1 косой парус (фор-стеньги-стаксель), к утлегарю 1 косой парус (кливер) и к бом-утлегарю ещё 1 косой парус (бом-кливер). Корвет имел 1 руль.

    Вооружение винтового корвета состояло:

    1. Из 11 одноствольных 24-фунтовых (150-мм) карронад с длиной ствола 8 калибров, из которых 10 располагались побортно на верхней палубе и 1 на баке в диаметральной плоскости. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке, кроме носового, которое имело поворотный станок. Расчёт орудия включал 11 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения орудия доходил до 5°, а носового до 8°. Дальность стрельбы составляла около 1,2 км. Масса карронады доходила до 660,4 кг.

    Корветы типа "Боярин" строились для усиления Черноморского флота и присутствия российских судов в бассейнах Средиземного моря и Тихого океана. Все суда этого проекта постоянно находились в плаваниях и были списаны с 1863 по 1893 год.

    Строились корветы на Охтинской верфи в г. Санкт-Петербурге.

    Головное судно "Боярин" вступило в строй 21 мая 1856 года.


    Тактико-технические данные винтового корвета

    Водоизмещение:   885 тонн  
    Длина по корпусу:  50,0 метров  
    Длина по КВЛ:  46,23 метра  
    Высота борта в носу:  7,87 метра  
    Высота борта по миделю:  6,92 метра  
    Высота борта в корме:  7,4 метра  
    Ширина без обшивки:  9,7 метра  
    Осадка по корпусу:  3,15 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина на 200 л.с., 3 котла, 1 руль,
    9 косых парусов,11 прямых парусов.  
    Скорость хода:  7,5 узла под парами.  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  11х1 24-фунтовых (150-мм) карронад.  
    Экипаж:  172 человека (14 офицеров)  

    Всего построено судов в 1856 г. - 14 единиц.

Hosted by uCoz