|
Корпус яхты полностью выполнялся из мягкой «сименсоновской» стали и состоял из двух корпусов, обшивка понтона и переборки — из железных листов; палубы и обшивка собственно яхты — сосновые. Верхний корпус, собственно яхта, представлял собой срезанное по ватерлинию судно длиной 79,25 метра и шириной 33,53 метра. Нижний корпус, полупогруженный в воду понтон, имевший в плане эллиптическую форму, длиной 71,63 метра и максимальной шириной 46,63 метра. Его высота на миделе не превышала 5,49 метра, а днище было плоским, с тремя килями: средним в диаметральной плоскости и бортовыми, каждый из которых отстоял от среднего на 5,49 метра, это обеспечивало невиданный, для того времени, уровень непотопляемости. На всю длину понтона простиралось второе дно, отстоящее от обшивки на высоту 1,07 метра на миделе и 0,76 метров в оконечностях и разделенное на 40 водонепроницаемых отделений. Вдоль всего борта проходили две продольные вертикальные переборки, пространство между которыми и бортом также делилось поперечными переборками на 40 отделений. Накрытый выпуклой, в форме перевернутого блюдца, палубой понтон служил прочным кольцеобразным основанием для верхней части яхты, где располагались все жилые помещения и царские апартаменты, а второе дно фундаментом для трех вертикальных паровых машин двойного расширения проектной мощностью по 3500 л.с. каждая и 10 цилиндрических котлов. В понтоне поместились и угольные ямы и вспомогательные механизмы и судовые запасы. Малая осадка яхты определялась проектантом как «выдающаяся особенность», позволявшая уменьшить волновое сопротивление, которое у широких судов, типа поповок, при больших скоростях, по определению Фруда, являлось наиболее значительным. Общая высота яхты от килей до крыши верхних надстроек составила 14 метров. Помещения освещались электрическими «свечами Яблочкова»; все электрооборудование поставили из России. Имелся водопровод по всей яхте и 23 вспомогательных паровых механизма, включая привод руля. Яхта была отделана с большой роскошью, внутренние помещения имели комфортабельную обстановку. Общий объем кают, салонов и залов, предназначенных для царя и свиты, составлял 3950 м3. Огромная «приемная» императора, высотой около 4 метров, напоминала комнаты Людовика XVI в Фонтенбло; там же находился действующий фонтан, окруженный цветочной клумбой. Гостиная на средней палубе была меблирована в крымско-татарском духе, остальные помещения оформлялись в современном английском стиле.
Спасательные средства яхты включали 3 больших паровых катера красного дерева, длиной, соответственно, 11,9, 9,8 и 8,5 метров, а так же старые гребные суда, которые использовались ещё первой "Ливадией". Главная энергетическая установка паровая, с 10 котлами и тремя паровыми машинами «Джон Эльдер и К°» мощностью по 3500 л.с. каждая, которые вращали три четырёхлопастных бронзовых винта. Гребные винты имели диаметр 4,72 метра, шаг среднего составлял 3,81 метра, а остальных — 6,25 метров. Дейдвуды валов яхты вывели таким образом, что винты большей частью своего диаметра находились ниже днища, при этом средний винт поместили на 0,76 метра далее от кормы и глубже, чем боковые. Паровая машина вертикальная, двойного расширения пара с механизмом парораспределения и функцией реверса. Котлы цилиндрические, причём 8 котлов одинаковые трёхтопочные устанавливались поперёк понтона, а 2 полукотла - за ними по бортам. На заводских испытаниях яхта развила скорость хода в 15 узлов, причём при встречном ветре. 27 сентября 1880 года яхту испытали на мерной миле: по усредненным данным шести пробегов наибольшая ее скорость оказалась равной 15,725 узла, а мощность силовой установки — 12 354 л.с. И это при том, что корпус судна за время достройки несколько оброс и сидел глубже, чем предполагалось, за счет более тяжелой, чем в расчетах, надстройки и внутренней отделки. Осадка достигла 2,1 метра, а водоизмещение составило 4420 тонн. Вооружение яхты состояло:
Яхта «Ливадия» совершила свой единственный рейс по Чёрному морю, под флагом главного командира Черноморского флота, она перешла в Ялту и, приняв на борт генерал-адмирала и его брата, великого князя Михаила Николаевича, направилась в Батум, откуда вернулась через три дня. Пассажирам не очень повезло: море штормило и надстройки тряслись от ударов волн в понтон. Император Александр III в 1882 году распорядился «... разделаться с яхтой во что бы то ни стало. Даже когда я (Шестаков) сказал, что в Севастополе нужна тюрьма, то и на это употребление выразил готовность отдать «Ливадию». В апреле 1883 года яхта превратилась в пароход «Опыт». Несколько лет судно простояло без дела, а потом пароход превратился в блокшив «Опыт», используемый и как казарма и как склад. Он простоял в Севастополе до 1926 года, когда и был списан окончательно. Строилась яхта на верфи в Ферроле (Англия). Яхта вступила в строй Черноморского флота в 1880 году.
|
|||||||||||||||||||||||||