Главная | Надводные силы | Тендер
Тендер
"Луч"
1835
  

Иллюстрации




    Тендер "Луч" - относился к самым малым военным судам и строился в Николаевском Адмиралтействе, под руководством Г. Иванова для Черноморского флота.

    Корпус тендера выполнялся из дерева с креплением основных связей стальными кницами и имел сплошную верхнюю палубу. Подводная часть обшивки до ватерлинии обивалась медными листами, для снижения обрастания и гниения корпуса. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты и располагались коечные сетки, куда команда на день вязала койки, служившие во время ближнего боя защитой от неприятельских пуль и картечи. В носовой части судна был установлен бушприт, который имел большую длину, причём утлегарь у тендера отсутствовал. Перед фок-мачтой располагался фор-люк для спуска в кубрики команды и бытовые помещения. За фок-мачтой находился баркас, вентиляционный люк и световой люк из кают-компании офицеров, далее над палубой возвышался сходной тамбур в коридор офицеров. За кормовым свесом на выносных, неповоротных шлюпбалках в подвешенном состоянии размещался малый ял.

    Главная энергетическая установка судна парусная, одна мачта несла 2 прямых (бри-фок и топсель) и 5 косых паруса (2 кливера, 1 стаксель, грот и гоф-топсель). Тендер имел 1 руль.

    Вооружение тендера состояло:

    1. Из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинной ствола 23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка 1,6 тонны.

    Тендер "Луч" ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказкого побережья. В 1837 году судно находилось в распоряжении русского посла в Константинополе, Его Превосходительства Апполинария Петровича Бутенева, который состоял послом в Турции с 1830 по 1842 год. Бутенев в 1833 году подписал в Хункяр-Скелесси (Ункиар-Скелесси) знаменитый трактат, которым Дарданеллы запирались для прохода иностранных судов. В 1838 году тендер в составе эскадры вице-адмирала М.П. Лазареваа участвовал в высадке десанта, под командованием генерал-майора Н.Н. Раевского, в устье реки Туапсе. В дальнейшем судно совершало плавания в акваториях Чёрного и Азовского морей, а так же несло брандвахтенную службу в г. Феодосии и в г. Керчи. Тендер был разобран в 1853 году.

    Строился тендер в Николаевском Адмиралтействе в г. Николаеве.

    Судно сдано Черноморскому флоту в июне 1835 года.


    Тактико-технические данные тендера

    Водоизмещение:   нет данных  
    Длина наибольшая:  21,6 метра  
    Длина по КВЛ:  19,5 метра  
    Ширина без обшивки:  7,2 метра  
    Осадка по корпусу:  3 метра  
    Силовая установка:  5 косых парусов (2 кливера, 1 стаксель, грот и гоф-топсель),
    2 прямых паруса (брифок и топсель), 1 руль.  
    Скорость хода:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  12х1 карронад.  
    Экипаж:  70 человек  

    Всего построено судов с 1834 г. по 1835 г. - 1 единица.

Hosted by uCoz