Минные крейсера типа "Казарский"
- разрабатывались в Германии корабельной фирмой Ф. Шихау. Корабли предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки.
Корпус корабля стальной из Сименс-Мартеновской стали с пределом прочности 42-48 кг/кв.мм. Корабль имел полубачную архитектуру, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. Толщина вертикального киля, шпунтового пояса и ширстрека в средней части составляла 8 мм, в оконечностях 7 мм, остальной наружной обшивки 6 мм. Командная рубка в носовой части утолщалась до 12 мм. Узкие обводы корпуса и низкие борта способствовали увеличению скорости хода и относительной скрытности. Рангоут представлен двумя мачтами. По примеру малых миноносцев был предусмотрен убирающийся в нишу носовой руль, который при действии вместе с кормовым уменьшал диаметр циркуляции примерно вдвое. Впрочем, не обошлось и без недостатков. Так, относительно низкий борт и острые обводы препятствовали использованию вооружения на волнении. Несколько неожиданными оказались плохая управляемость и сильная вибрация даже на среднем ходу.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков:
- Форпик с таранным штевнем, пост выдвижного носового руля, носовое торпедное отделение, носовой кубрик, артпогреб, отделение динамо-машины;
- Котельное отделение, угольные ямы;
- Машинное отделение, угольные ямы;
- Каюты офицеров, кают-компания, камбуз, места общего пользования;
- Каюты кондукторов, кормовой кубрик, румпельное отделение.
Спасательные средства включали 2 спасательные шлюпки, спасательные круги.
Силовая установка механическая, одновальная, с одной паровой машиной мощностью в 3000-3500 л.с. при 250-280 об/мин, которая работала на один трёхлопастный винт фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали два локомотивных огнетрубных котла, выполненных по нормам прусских государственных железных дорог. Управление главным двигателем производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Полная скорость корабля составляла 21 узел. Фактическая дальность плавания при скорости в 16 узлов по данным тактического формуляра составила 800 миль, при 20 узлах - 427 миль, а при 10 узлах - 1280 миль.
Водоотливные средства состояли из пяти эжекторов с подачей по 40 т/ч, располагавшихся по одному в каждом отсеке. Центробежной помпы подачей 300 т/ч и паровой донки подачей 25 т/ч, которые располагались в машинном и котельном отделениях.
Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от одной динамо-машины.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
- Из 3 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длинной ствола 20 калибров, расположенных одна в корме и две побортно за носовой надстройкой. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин., а дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
- Из 2 однотрубных 380-мм торпедных аппаратов в диаметральной плоскости, один носовой встроенный в форштевень и один палубный поворотный с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.
Минный крейсер "Казарский" служил на Черном море незаменимым крейсерско-посыльным кораблём, а с 1925 г. находился в порту на хранении и впоследствии разобран на металл.
Строились корабли головной "Казарский" на верфи Ф. Шихау в г. Эльбинге, Западная Пруссия, остальные в России.
Головной "Казарский" вступил в строй флота в 1890 году.
Тактико-технические данные минных крейсеров типа "Казарский"
Водоизмещение: |
полное 450 тонн |
Длина наибольшая: |
60,4 метра |
Длина по КВЛ: |
57,8 метра |
Ширина наибольшая: |
7,4 метра |
Высота борта в носу: |
5 метров |
Высота борта на миделе: |
4,35 метра |
Высота борта в корме: |
4,3 метра |
Осадка по корпусу: |
2,3 метра |
Силовая установка: |
1 паровая машина 3 510 л.с., 2 паровозных котла , 1 винт ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
1 динамо-машина, постоянный ток |
Скорость хода: |
полная 21 узел, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
1280 миль при скорости хода 10 узлов |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
4 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
6х1 47-мм пушки системы Гочкиса 3х5 37-мм револьверных пушки Гочкиса |
торпедное: |
1х1 380-мм ТА в форштевне, 1х1 380-мм палубный поворотный ТА |
Экипаж: |
59 человек (5 офицеров) |
Всего построено минных крейсеров с 1890 г. по 1893 г. - 6 единиц.