Главная | Надводные силы | Малый охотник
Малые охотники
тип МО-2
1935-1936

Иллюстрации

Чертежи


    Малые охотники тип МО-2 - спроектированы по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР под руководством талантливого инженера В. И. Тягунова. Разработка проекта началась в 1933 году, катера предназначались в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника, а так же охраны водного района (ОВР).

    Корпус у катера деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок с прокладками из перкаля и задним срезом верхней палубы. Надстройка состаяла из боевой рубки и открытого ходового мостика.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Камбуз, котёл для обогрева жилых помещений;
    3. Кубрик №1 на 4 человека;
    4. Кубрик №2 на 8 человек, коридор №1, санузел;
    5. Топливные цистерны;
    6. Машинное отделение №1;
    7. Машинное отделение №2;
    8. Кают-компания, коридор №2;
    9. Ахтерпик.
    Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом.

    Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34 по 750 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передовали вращение на три винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 26 узлов. Вид топлива бензин марки Б-70. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера, что было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К с длиной ствола 46,1 калибра, расположенных одно на баке и одно в корме. Орудия в палубных установках не имели щита. Подача снарядов проводилась в ручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 720 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 507 кг.
    2. Из 2 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались побортно в кормовой части между надстройкой и кормовым 45-мм орудием. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, пулемёт имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 20 глубинных бомб МБ-1. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения составлял до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    4. Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

    Катера комплектовались компасом и шумопеленгаторной станцией (ШПС) "Посейдон".

    ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

    Строились катера на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй МПО НКВД на Чёрном море в 1935 г. С 19.07. 1941 г. в составе Черноморского флота.


    Тактико-технические данные катеров типа МО-2

    Водоизмещение:   нормальное 50 тонн, полное 52 тонны.  
    Длина наибольшая:  26,2 метра  
    Ширина наибольшая:  3,85 метра  
    Высота борта на миделе:  3 метра  
    Осадка по корпусу:  1,4 метра  
    Силовая установка:  3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с.,
    3 винта ФШ, 3 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ПН-28,5 по 2 кВт
    постоянный ток 115 В  
    Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 16 узлов  
    Дальность плавания:  450 миль при 16 узлах  
    Мореходность:  до 4 баллов  
    Автономность:  2 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 45-мм полуавтомата 21-К,
    2х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб МБ-1  
    минное:  4 мины КБ-3  
    гидроакустическое:  1 шумопеленгатор "Посейдон"  
    навигационное:  1 магнитный компас, лаг  
    Экипаж:  16 человек (2 офицера, 2 мичмана)  

    Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 27 единиц.


Hosted by uCoz