Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Эсминец
тип "Новик"
1913-1927

Иллюстрации

Чертежи

Картонная модель "Новика"

Картонная модель "Новика" пятой серии

Видео ролик
    Эскадренные миноносцы типа "Новик" - разрабатывались под заказ специалистами Путиловского завода в г. Санкт-Петербурге, как конкурсный проект скоростного эсминца. Расчеты и чертежи по кораблестроительной части выполнялись под руководством Б. О. Василевского, по механической - Д. Д. Дубницкого. Старшим строителем был назначен корабельный инженер К. А. Теннисон. Корабли заказаны на средства Комитета по усилению флота в 1908 г. и предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки. 4 июля 1909 года общее собрание "Особого комитета" утвердило постройку корабля "Обществом Путиловских заводов". Полностью готовый корабль надлежало предъявить к официальным испытаниям через 28 месяцев после подписания договора и "сдать в казну" до 1 августа 1912 года.

    Корпус корабля изготавливался из листовой судостроительной стали, а для основных связей набора применялась сталь высокого сопротивления. Корабль имел высокий полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы и второе дно. На протяжении машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, которую составляли: непрерывный вертикальный киль из 8 мм стали высотой 1050 мм с двойными стальными угольниками по верхней и нижней кромкам, два днищевых и один бортовой стрингер на каждом борту. Остальной продольный набор корпуса составили: настил внутреннего дна из 4-мм листов подкрепленных угольниками, наружная обшивка из 6-9 мм листов и верхней палубы из 4-мм листов. Поперечный набор корпуса составляли: шпангоуты из 5-6 мм стальных листов и бимсов верхней и жилой палуб из 5-6 мм угольников. Шпация по всей длине корпуса составляла 560 мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба из 3,5 мм листов, покрытая линолеумом. Переборки подкреплялись Z-образными 6 мм стойками. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы. Носовой и кормовой мостики, оборудованные приборами управления кораблем и 60-см прожекторами, поддерживались пиллерсами, связанными диагональными распорками. Под носовым мостиком находились боевая и ходовая рубки стены которых выполнялись из 12 мм листов никелевой стали, а крыша из 6 мм листов. Под кормовым мостиком находились рубка "беспроволочного телеграфа", стенки и подволок которой изолировались пробковыми пластинами с воздушной прослойкой, и камбуз с нефтяным отоплением. Вентиляция патронных и минного погребов осуществлялась электровентиляторами. Офицерские помещения размещались в носовой части, под полубаком в непосредственной близости от боевой рубки и ходового мостика. Матросы жили в кубриках: один кубрик в носу и второй в корме, где расположили и помещения для кондукторов. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и четыре дымовых трубы, что значительно уменьшало свободную площадь верхней палубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

    1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые (184-175 шпангоуты);
    2. Кладовая корабельных запасов, цепной ящик, цистерна питьевой воды, провизионная кладовая, кубрик команды, кают-компания офицеров (175-159 шпангоуты);
    3. Кладовые, носовой артпогреб, минный погреб, цистерна питательной воды, коффердам, кубрик команды, каюты офицеров (159-139 шпангоуты);
    4. Котельное отделение №1 (139-117 шпангоуты);
    5. Котельное отделение №2 (117-96 шпангоуты);
    6. Котельное отделение №3 (96-75 шпангоуты);
    7. Машинное отделение №1 (75-55 шпангоуты);
    8. Машинное отделение №2, коффердам (55-41 шпангоуты);
    9. Цистерна питательной воды, кормовой артпогреб, провизионная кладовая, кладовые ЗИП, каюты кондукторов, кубрик команды (41-14 шпангоуты);
    10. Румпельное отделение (14-0 шпангоуты).

    Паровая рулевая машина размещалась в румпельном отделении, а три штурвала - на мостиках и в боевой рубке.

    Водоотливные средства были представлены 10 водоструйными эжекторами Н. И. Ильина с подачей воды по 80 т/час каждый. Рабочая вода к ним подавалась из напорно-пожарных насосов производительностью по 30 м3/ч, приемные трубы которых позволяли осушать трюмы машинно-котельных отделений и коридоры гребных валов. Кормовые и носовые отсеки осушались переносной помпой.

    Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 спасательный вельбот, 2 шестивёсельных яла, спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, трёхвальная, с тремя паровыми турбинами германской фирмы "Кертис-АЭГ-Вулкан" мощностью по 10 700 л.с. каждая при частоте вращения 650 об/мин, которые размещались две побортно в носовом и одна в кормовом машинных отделениях. Носовые турбины передавали вращение через бортовые валы, а кормовая турбина через средний валопровод на три трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Подвод пара осуществлялся через три сопловые коробки - две главные для полного переднего хода (по 21 соплу) и одну - для экономического (10 сопел). Смазка турбин осуществлялась форсированно, по замкнутому циклу, включавшему масляные помпы (по две на турбину), фильтры и маслоохладитель. Пар вырабатывали шесть водотрубных котлов треугольного типа системы Вулкан с нефтяным отоплением, расположенных попарно в котельных отделениях. Мазут подавался к распылителям центробежных форсунок поршневыми нефтяными насосами производительностью по 10 т/ч. Для повышения живучести основные насосы и трубопроводы котельных отделений были дублированы, органы управления работой котлов и переключения трубопроводов (клапаны, клинкеты) имели штоковые приводы с верхней палубы для экстренного вывода, при пожаре или аварии. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас жидкого топлива (351 тонна) хранился в междудонных отсеках (42-139 шпангоуты), а дополнительное топливо принималось в бортовые цистерны между 75 и 117 шпангоутами. Две цистерны питательной воды для котлов емкостью по 13 т каждая размещались перед носовым котельным и позади кормового машинного отделения. Полная скорость корабля составляла 36 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 21 узел составляла 1760 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух турбо-генераторов мощностью по 20 кВт каждая с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 4 одноствольных 102-мм пушек Обуховского завода с длинной ствола 60 калибров, расположенных одно на баке и три в кормовой части. Скорострельность установки составляла 10 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 7 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 13,5 км. Установки имели систему управления артиллерийским огнём "Гейслера". Масса установки со станком составляла 3,95 тонны.
    2. Из 4 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных два побортно на командном мостике и два на кормовом мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 4 двухтрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС Эриксона. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпедные аппараты комплектовался ручным приводом с прицелом Герцика и механическим приводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика и автоматы-коробки, обеспечивающие последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Прицелы Михайлова позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 114,76 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 41 узел, а дальность действия до 1005.84 метров.
    4. Из 50 якорных мин образца 1908 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа имела габариты 1280х915х1050 мм. Мина включала гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 115 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и четыре ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 125 метров. Минимальный минный интервал доходил до 40 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 6 штук.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномера в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке ставились два принимающих прибора.
      • Из 1 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещался дающий прибор. Принимающие приборы подвешены у каждого орудия по одному прибору.
      • Из 1 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (целиковые приборы). В боевой рубке разместился дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 1 прибора для передачи вертикальных углов прицелам орудий (высоты прицела). В боевой рубке стоял дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 4 ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станцию измерительных приборов, размещённую в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расхода тока на всю систему.
    • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.

    Строились корабли "Обществом Путиловских заводов" в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Новик"(Яков Свердлов) вступил в строй Балтийского флота 21 сентября 1913 года.


    Тактико-технические данные эсминца "Новик"

    Водоизмещение:   нормальное 1280 тонн, полное 1360 тонн  
    Длина наибольшая:  102,42 метра  
    Длина по КВЛ:  100,28 метра  
    Ширина наибольшая:  9,52 метра  
    Высота борта в носу:  8,34 метра  
    Высота борта на миделе:  5,8 метра  
    Высота борта в корме:  2,9 метра  
    Осадка по корпусу:  2,76 метра  
    Силовая установка:  3 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" по 10 700 л.с.,
    6 котлов Вулкан, 3 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 20 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 36 узлов, боевая экономическая 21 узел  
    Дальность плавания:  1760 миль при скорости хода 21 узел  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 102-мм пушки Обуховского завода с ПУАО "Гейслера",
    4х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  4х2 457-мм поворотные ТА с ПУТС "Эриксона".  
    минное:  50 якорных мин обр. 1908 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  117 человек (7 офицеров, 6 кондукторов)  

    Всего построено эскадренных миноносцев в 1913 г. - 1 единица.


    Эскадренные миноносцы типа "Новик" 1 серии - это корректированный вариант с уменьшенными габаритами, разработанный по программе «спешного усиления Черноморского флота».

    Корпус корабля отличался от "Новика" уменьшенным на 170 тонн водоизмещением и длиной. Благодаря полученному в ходе испытаний эсминца «Новик» опыту, был добавлен кормовой шпиль, появились ростры в средней части и характерная кормовая надстройка, на мостике которой расположили 102-мм орудие и кормовой пост управления кораблём, носовой мостик оборудовали вторым компасом (всего их стало 4), появился лазарет, а на фок-мачте пост наблюдения. Силуэт эскадренного миноносца стал трёхтрубным с лёгким наклоном дымовых труб, что увеличило свободную площадь верхней палубы и жилых помещений.

    Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 спасательный вельбот, 2 шестивёсельных яла, которые располагались побортно на рострах, а так же спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя паровыми турбинами и пятью водотрубными паровыми котлами треугольного типа с нефтяным отоплением. На первых 4 эсминцах постройки завода "Наваль" устанавливались 2 паровые турбины «Браун-Бовери-Парсонс» мощностью по 12 560 л. с. каждая и 5 водотрубных паровых котлов "Торникрофта" треугольного типа с нефтяным отоплением. На 5 эсминцах Санкт-Петербургской постройки устанавливали 2 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" мощностью по 12 700 л. с. каждая и 5 водотрубных паровых котлов "Ярроу" треугольного типа с нефтяным отоплением. Полная скорость корабля составляла 30 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 21 узел составляла 1720 миль.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 3 одноствольных 102-мм пушек Обуховского завода с длинной ствола 60 калибров, расположенных одно на баке, одно на кормовом мостике и одно на юте. Скорострельность установки составляла 10 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 7 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 13,5 км. Установки имели систему управления артиллерийским огнём "Гейслера". Масса установки со станком составляла 3,95 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 5 двухтрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС Эриксона. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпедные аппараты комплектовался ручным приводом с прицелом Герцика и механическим приводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика и автоматы-коробки, обеспечивающие последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Прицелы Михайлова позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,79 кг при весе самой торпеды в 790,61 кг. Скорость хода торпеды составляла 44 узла, а дальность действия до 2002.54 метров.
    4. Из 80 якорных мин образца 1912 года. Мина ударно-механическая из листового оцинкованного железа имела габариты 1170х890х1120 мм. Мина имела устройство установки на заданное углубление при всплытии с якоря, находящегося на грунте. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасываня мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 105 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 150 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6 метров, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 30 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 12 штук.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномера в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установленны дающие приборы расстояний, а в боевой рубке ставились два принимающих прибора.
      • Из 1 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещался дающий прибор. Принимающие приборы подвешены у каждого орудия по одному прибору.
      • Из 1 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (целиковые приборы). В боевой рубке разместился дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 1 прибора для передачи вертикальных углов прицелам орудий (высоты прицела). В боевой рубке стоял дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 4 ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станцию измерительных приборов, размещённую в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расхода тока на всю систему.
    • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.

    Строились корабли «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий» и «Пронзительный» заводом "Наваль" в г. Николаеве, "Счастливый" на Путиловском заводе с последующей сборкой на заводе А. Ваддона в г. Херсоне, "Громкий" и "Поспешный" на Невском заводе с последующей сборкой в г. Николаеве, "Быстрый"(Фрунзе) и "Пылкий" на судоверфи Металлического завода с последующей сборкой на заводе А. Ваддона в г. Херсоне.

    Головной "Беспокойный" вступил в строй Черноморского флота 16 октября 1914 года.


    Тактико-технические данные эсминца "Новик" 1 серии

    Водоизмещение:   нормальное 1110 тонн, полное 1290 тонн  
    Длина наибольшая:  97,8 метра  
    Ширина наибольшая:  9,27 метра  
    Высота борта в носу:  8,34 метра  
    Высота борта на миделе:  5,8 метра  
    Высота борта в корме:  2,9 метра  
    Осадка по корпусу:  2,76 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" по 12 700 л.с.,
    5 котлов Ярроу, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 20 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 30 узлов, боевая экономическая 21 узел  
    Дальность плавания:  1720 миль при скорости хода 21 узел  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х1 102-мм пушки Обуховского завода с ПУАО "Гейслера",
    2х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  5х2 457-мм поворотных ТА с ПУТС "Эриксона"  
    минное:  80 якорных мин обр. 1912 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  111 человек (7 офицеров, 4 кондуктора)  

    Всего построено эскадренных миноносцев с 1914 г. по 1915 г. - 9 единиц.


    Эскадренные миноносцы типа "Новик" 2 серии - строились по большой судостроительной программе 1913-1917 гг. В основу проекта была заложена спецификация и чертежи эсминца "Счастливый" Путиловского завода с усиленным артиллерийским и изменённым торпедным вооружением. Главным строителем кораблей был назначен инженер В. Смыслов.

    Корпус корабля отличался от эсминца "Счастливый" несколько увеличенными длиной, шириной и водоизмещением. Облегчили и уменьшили кормовой мостик, убрав с него 102-мм орудие. Заменили двухтрубные торпедные аппараты на 3-х трубные, а их количество уменьшили до трёх. Силуэт эскадренного миноносца остался трёхтрубным с слегка наклонёнными дымовыми трубами.

    Спасательные средства включали 2 моторных катера и 2 шестивёсельных яла, которые располагались побортно на рострах, а так же спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя паровыми турбинами и четырьмя водотрубными паровыми котлами треугольного типа с нефтяным отоплением. На кораблях устанавливали 2 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" мощностью по 15 000 л. с. каждая с блокировкой маневровых клапанов, что повышало их надежность при эксплуатации. Пар для турбин вырабатывали 4 водотрубных паровых котла "Вулкан" треугольного типа с нефтяным отоплением. Полная скорость корабля составляла 32 узла. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 21 узел составляла 1680 миль.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 4 одноствольных 102-мм пушек Обуховского завода с длинной ствола 60 калибров, расположенных одно на баке и три в кормовой части корпуса. Скорострельность установки составляла 10 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 7 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 13,5 км. Установки имели систему управления артиллерийским огнём "Гейслера". Масса установки со станком составляла 3,95 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС Эриксона. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Аппараты комплектовались ручным приводом с прицелом Герцика и механическим приводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика и автоматы-коробки, обеспечивающие последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Прицелы Михайлова позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,79 кг при весе самой торпеды в 790,61 кг. Скорость хода торпеды составляла 44 узла, а дальность действия до 2002.54 метров.
    4. Из 80 якорных мин образца 1912 года. Мина ударно-механическая из листового оцинкованного железа имела габариты 1170х890х1120 мм. Мина имела устройство установки на заданное углубление при всплытии с якоря, находящегося на грунте. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 105 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 150 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6 метров, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 30 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 12 штук.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномера в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установленны дающие приборы расстояний, а в боевой рубке ставились два принимающих прибора.
      • Из 1 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещался дающий прибор. Принимающие приборы подвешены у каждого орудия по одному прибору.
      • Из 1 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (целиковые приборы). В боевой рубке разместился дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 1 прибора для передачи вертикальных углов прицелам орудий (высоты прицела). В боевой рубке стоял дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 4 ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станцию измерительных приборов, размещённую в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расхода тока на всю систему.
    • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.

    Строились корабли «Победитель»(Володарский), «Забияка»(Урицкий), «Гром», "Орфей", «Летун», "Десна"(Энгельс), "Азард"(Зиновьев/Артём) и "Самсон"(Сталин) на Ижорской судоверфи Металлического завода в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Победитель" вступил в строй Балтийского флота 23 октября 1915 года.


    Тактико-технические данные эсминца "Новик" 2 серии

    Водоизмещение:   нормальное 1260 тонн, полное 1320 тонн  
    Длина наибольшая:  98 метров  
    Ширина наибольшая:  9,3 метра  
    Высота борта в носу:  8,2 метра  
    Высота борта на миделе:  5,4 метра  
    Высота борта в корме:  2,8 метра  
    Осадка по корпусу:  2,7 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" по 15 000 л.с.,
    4 котла "Вулкан", 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 20 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 32 узла, боевая экономическая 21 узел  
    Дальность плавания:  1680 миль при скорости хода 21 узел  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 102-мм пушки Обуховского завода с ПУАО "Гейслера",
    2х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  3х3 457-мм поворотных ТА с ПУТС "Эриксона"  
    минное:  80 якорных мин обр. 1912 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  120 человек (7 офицеров, 6 кондукторов)  

    Всего построено эскадренных миноносцев с 1915 г. по 1916 г. - 8 единиц.


    Эскадренные миноносцы типа "Новик" 3 серии - строились по большой судостроительной программе 1913-1917 гг. В основу проекта была заложена спецификация и чертежи эсминца "Счастливый" Путиловкого завода с усиленным артиллерийским и изменённым торпедным вооружением. Появилось зенитное орудие для защиты от аэропланов. Раструбы вентиляторов средних котельных отделений на эсминцах Путиловской постройки, имели трапециевидное исходное сечение, в то время как на кораблях Русско-Балтийского акционерного общества, сечение было круглым, а якорные клюзы были характерной фигурной формы, что позволяло втягивать лапы якорей заподлицо с бортом.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя паровыми турбинами и четырьмя водотрубными паровыми котлами треугольного типа с нефтяным отоплением. На кораблях устанавливали 2 паровые турбины "Браун-Бовери-Парсонс" мощностью по 15 750 л. с. каждая с повышенной экономичностью на малых скоростях хода. Пар для турбин вырабатывали 4 водотрубных паровых котла "Ярроу" треугольного типа с нефтяным отоплением. Полная скорость корабля составляла 33 узла. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 21 узел составляла 1680 миль.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 4 одноствольных 102-мм пушек Обуховского завода с длинной ствола 60 калибров, расположенных одно на баке и три в кормовой части корпуса. Скорострельность установки составляла 10 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 7 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 13,5 км. Установки имели систему управления артиллерийским огнём "Гейслера". Масса установки со станком составляла 3,95 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 1 одноствольной 63-мм зенитной пушки Обуховского завода с длинной ствола 38 калибров, расположенной на корме, за последней 102-мм пушкой главного калибра. Пушка имела тумбовую установку и угол возвышения +75°. Высота линии огня над палубой составляла 1 427 м. Начальная скорость гранаты 686 м/с, дальность стрельбы при угле +20° до 7 км. Полный вес установки достигал 1,3 тонны.
    4. Из 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС Эриксона. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Аппараты комплектовались ручным приводом с прицелом Герцика и механическим приводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика и автоматы-коробки, обеспечивающие последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Прицелы Михайлова позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,79 кг при весе самой торпеды в 790,61 кг. Скорость хода торпеды составляла 44 узла, а дальность действия до 2002.54 метров.
    5. Из 80 якорных мин образца 1912 года. Мина ударно-механическая из листового оцинкованного железа имела габариты 1170х890х1120 мм. Мина имела устройство установки на заданное углубление при всплытии с якоря, находящегося на грунте. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 105 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 150 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6 метров, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 30 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 12 штук.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномера в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установленны дающие приборы расстояний, а в боевой рубке ставились два принимающих прибора.
      • Из 1 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещался дающий прибор. Принимающие приборы подвешены у каждого орудия по одному прибору.
      • Из 1 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (целиковые приборы). В боевой рубке разместился дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 1 прибора для передачи вертикальных углов прицелам орудий (высоты прицела). В боевой рубке стоял дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 4 ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станцию измерительных приборов, размещённую в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расхода тока на всю систему.
    • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.

    Строились корабли «Капитан Изыльметьев»(Ленин), «Лейтенант Ильин»(Гарибальди/Троцкий/Войков), «Капитан Белли»(Карл Либкнехт), «Капитан Керн»(Рыков/Валериан Куйбышев) и "Капитан Кинсберген"(Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай/Спартак) на Путиловском заводе в г. Санкт-Петербурге, "Гавриил", "Константин" и "Владимир"(Свобода) на заводе Русско-Балтийского акционерного общества в г. Ревеле (Таллин).

    Головной "Капитан Изыльметьев" вступил в строй Балтийского флота 10 июля 1916 года.


    Тактико-технические данные эсминца "Новик" 3 серии

    Водоизмещение:   нормальное 1260 тонн, полное 1320 тонн  
    Длина наибольшая:  98 метров  
    Ширина наибольшая:  9,3 метра  
    Высота борта в носу:  8,2 метра  
    Высота борта на миделе:  5,4 метра  
    Высота борта в корме:  2,8 метра  
    Осадка по корпусу:  2,7 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины "Браун-Бовери-Парсонс" по 15 750 л.с.,
    4 котла "Ярроу", 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 20 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 33 узла, боевая экономическая 21 узел  
    Дальность плавания:  1680 миль при скорости хода 21 узел  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 102-мм пушки Обуховского завода с ПУАО "Гейслера",
    2х1 пулемёта Максим  
    зенитное:  1х1 63-мм пушка Обуховского завода  
    торпедное:  3х3 457-мм поворотных ТА с ПУТС "Эриксона"  
    минное:  80 якорных мин обр. 1912 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  120 человек (7 офицеров, 6 кондукторов)  

    Всего построено эскадренных миноносцев с 1916 г. по 1917 г. - 8 единиц.


    Эскадренные миноносцы типа "Новик" 4 серии - строились по большой судостроительной программе 1913-1917 гг. В основу проекта была заложена спецификация и чертежи эсминца "Счастливый" Путиловкого завода. Проект переработан Акционерным обществом заводов "Ланге и сын" с увеличением габаритов, усилением артиллерии и изменением торпедного вооружения. Появилось зенитное орудие для защиты от аэропланов.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя паровыми турбинами и четырьмя водотрубными паровыми котлами треугольного типа с нефтяным отоплением. На кораблях устанавливали 2 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" мощностью по 16 250 л. с. каждая. Пар для турбин вырабатывали 5 водотрубных паровых котла "Вулкан" треугольного типа с нефтяным отоплением. Полная скорость корабля составляла 33 узла. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 21 узел составляла 1800 миль.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 5 одноствольных 102-мм пушек Обуховского завода с длинной ствола 60 калибров, расположенных два на баке и три в кормовой части корпуса. Скорострельность установки составляла 10 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 7 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 13,5 км. Установки имели систему управления артиллерийским огнём "Гейслера". Масса установки со станком составляла 3,95 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 1 одноствольной 63-мм зенитной пушки Обуховского завода с длинной ствола 38 калибров, расположенной на корме. Пушка имела тумбовую установку и угол возвышения +75°. Высота линии огня над палубой составляла 1 427 м. Начальная скорость гранаты 686 м/с, дальность стрельбы при угле +20° до 7 км. Полный вес установки достигал 1,3 тонны.
    4. Из 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС Эриксона. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Аппараты комплектовались ручным приводом с прицелом Герцика и механическим приводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика и автоматы-коробки, обеспечивающие последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Прицелы Михайлова позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,79 кг при весе самой торпеды в 790,61 кг. Скорость хода торпеды составляла 44 узла, а дальность действия до 2002.54 метров.
    5. Из 80 якорных мин образца 1912 года. Мина ударно-механическая из листового оцинкованного железа имела габариты 1170х890х1120 мм. Мина имела устройство установки на заданное углубление при всплытии с якоря, находящегося на грунте. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 105 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 150 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6 метров, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 30 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 12 штук.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномера в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установленны дающие приборы расстояний, а в боевой рубке ставились два принимающих прибора.
      • Из 1 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещался дающий прибор. Принимающие приборы подвешены у каждого орудия по одному прибору.
      • Из 1 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (целиковые приборы). В боевой рубке разместился дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 1 прибора для передачи вертикальных углов прицелам орудий (высоты прицела). В боевой рубке стоял дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 4 ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станцию измерительных приборов, размещённую в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расхода тока на всю систему.
    • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.

    Строились корабли «Изяслав»(Карл Маркс), "Автроил"(Леннук/Алмиранте Гиcсе) и "Прямислав"(Калинин) на заводе Акционерного общества "Беккер и К°" в г. Ревеле(Таллине).

    Головной "Изяслав" вступил в строй Балтийского флота 16 июня 1917 года.


    Тактико-технические данные эсминца "Новик" 4 серии

    Водоизмещение:   нормальное 1325 тонн, полное 1570 тонн  
    Длина наибольшая:  107,05 метра  
    Ширина наибольшая:  9,5 метра  
    Высота борта в носу:  8,2 метра  
    Высота борта на миделе:  5,5 метра  
    Высота борта в корме:  3,3 метра  
    Осадка по корпусу:  3,1 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины "Кертис-АЭГ-Вулкан" по 16 250 л.с.,
    5 котлов "Вулкан", 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 20 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 33 узла, боевая экономическая 21 узел  
    Дальность плавания:  1800 миль при скорости хода 21 узел  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  7 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  5х1 102-мм пушки Обуховского завода с ПУАО "Гейслера",
    2х1 пулемёта Максим  
    зенитное:  1х1 63-мм пушка Обуховского завода  
    торпедное:  3х3 457-мм поворотных ТА с ПУТС "Эриксона"  
    минное:  80 якорных мин обр. 1912 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  150 человек (8 офицеров, 6 кондукторов)  

    Всего построено эскадренных миноносцев с 1917 г. по 1927 г. - 3 единицы.


    Эскадренные миноносцы типа "Новик" 5 серии - строились по программе «нового усиления Черноморского флота 1914 года». В основу проекта была заложена спецификация и чертежи эсминца "Дерзкий".

    Корпус корабля отличался от эсминца "Дерзкий" увеличенным водоизмещением и незначительно уменьшенной длиной, а также отсутствием бортовых продольных переборок в носовом котельном отделении и сокращённым запасом топлива. На основе боевого опыта, вместо кормового (пятого) торпедного аппарата установили четвёртое 102-мм орудие, а двухтрубные торпедные аппараты заменили на 3-х трубные. Для соблюдения прочностных характеристик усилили палубный настил и установили дополнительные подкрепления корпуса. Для повышения экономичности котлов и улучшения вентиляции увеличили высоту котельных кожухов. Силуэт эскадренного миноносца остался трёхтрубным с слегка наклонёнными дымовыми трубами.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя паровыми турбинами «Браун-Бовери-Парсонс» мощностью по 13 000 л. с. каждая с повышенной экономичностью на малых скоростях хода. Пар на турбины вырабатывали 5 водотрубных паровых котлов "Торникрофта" треугольного типа с нефтяным отоплением. Полная скорость корабля составляла 32 узла. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 21 узел составляла 1500 миль.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 4 одноствольных 102-мм пушек Обуховского завода с длинной ствола 60 калибров, расположенных одно на баке, одно на кормовом мостике и два в корме. Скорострельность установки составляла 10 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 7 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 13,5 км. Установки имели систему управления артиллерийским огнём "Гейслера". Масса установки со станком составляла 3,95 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 4 трёхтрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС Эриксона. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпедные аппараты комплектовался ручным приводом с прицелом Герцика и механическим приводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика и автоматы-коробки, обеспечивающие последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Прицелы Михайлова позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,79 кг при весе самой торпеды в 790,61 кг. Скорость хода торпеды составляла 44 узла, а дальность действия до 2002.54 метров.
    4. Из 80 якорных мин образца 1912 года. Мина ударно-механическая из листового оцинкованного железа имела габариты 1170х890х1120 мм. Мина имела устройство установки на заданное углубление при всплытии с якоря, находящегося на грунте. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 105 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 150 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6 метров, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 30 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 12 штук.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномера в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установленны дающие приборы расстояний, а в боевой рубке ставились два принимающих прибора.
      • Из 1 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещался дающий прибор. Принимающие приборы подвешены у каждого орудия по одному прибору.
      • Из 1 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (целиковые приборы). В боевой рубке разместился дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 1 прибора для передачи вертикальных углов прицелам орудий (высоты прицела). В боевой рубке стоял дающий прибор. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 4 ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
    • Станцию измерительных приборов, размещённую в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расхода тока на всю систему.
    • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.

    Строились корабли «Фидониси», «Гаджибей», «Калиакрия»(Дзержинский), «Керч», "Занте"(Незаможник), "Корфу"(Петровский/Железняков) и "Левкас"(Шаумян) заводом Акционерного общества "Наваль" в г. Николаеве.

    Головной "Фидониси" вступил в строй Черноморского флота 25 мая 1917 года.


    Тактико-технические данные эсминца "Новик" 5 серии

    Водоизмещение:   нормальное 1326 тонн, полное 1580 тонн  
    Длина наибольшая:  92,51 метра  
    Ширина наибольшая:  9,05 метра  
    Высота борта в носу:  8,3 метра  
    Высота борта на миделе:  5,8 метра  
    Высота борта в корме:  2,9 метра  
    Осадка по корпусу:  2,8 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины "Браун-Бовери-Парсонс" по 13 000 л.с.,
    5 котлов "Торникрофта", 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 20 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 32 узла, боевая экономическая 21 узел  
    Дальность плавания:  1500 миль при скорости хода 21 узел  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 102-мм пушки Обуховского завода с ПУАО "Гейслера",
    2х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  4х3 457-мм поворотных ТА с ПУТС "Эриксона"  
    минное:  80 якорных мин обр. 1912 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  130 человек (7 офицеров, 5 кондукторов)  

    Всего построено эскадренных миноносцев с 1917 г. по 1925 г. - 7 единиц.


Hosted by uCoz