Главная | Надводные силы | Миноносец
Миноносцы
типа "Пернов"
1892-1900

Иллюстрации

Чертежи

    Миноносец "Пернов" - строился согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году. Для её выполнения было принято решение о заказе за границей образцового двухвинтового миноносца с последующим копированием его на отечественных заводах.
    2 августа 1890 года были рассмотрены проекты контрактов и чертежи французской фирмы А. Нормана (миноносец типа "Авангард") и английской Д. Торникрофта (миноносец типа "Курье"). МТК отдал предпочтение французскому варианту. При этом Норман предложил заменить машины системы компаунд более экономичными - тройного расширения, локомотивные котлы - водотрубными дю Тампля. Переработанный проект был одобрен с внесением в него ряда корректив, которые были безоговорочно приняты фирмой.
    11 января 1891 года в Париже был подписан контракт на постройку миноносца, в котором оговаривалось проведение официальных испытаний в Шербуре не позднее 11 марта 1891 года и скорость не менее 21 узла в течение часа.

    Корпус корабля стальной, состоял из набора, стальной обшивки и двух палуб - верхней и нижней. Наружная обшивка из стальных листов имела толщину 3-4 мм и крепилась к набору внакрой заклепками. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка, служившая одновременно и входным тамбуром в помещение для команды, в ней находились штурвал с паровым приводом, машинный телеграф и переговорная труба для связи с машинным отделением, прицел носового аппарата с приводом для производства выстрела, а также телеграф, передающий команды на палубные аппараты. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной люк с комингсом. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Таранный;
    2. Носового руля;
    3. Минное с помещением для команды;
    4. Котельное;
    5. Машинное;
    6. Офицерское;
    7. Помещение для кондукторов;
    8. Кормовое.
    Миноносец нёс две мачты и две дымовые трубы.

    Водоотливные средства, состояли из девяти паровых эжекторов, двух циркуляционных насосов и машинной донки и были способны удалять воду в объеме, равном водоизмещению корабля, за 10 мин.

    Силовая установка механическая, состояла из двух трехцилиндровых паровых машин индикаторной мощностью по 1000 л .с. каждая и двух водотрубных котлов системы дю Тампля с рабочим давлением 12,5 атм. Котельные вентиляторы приводились от главных машин. Вода из теплых ящиков подавалась в котлы насосами через губчатые фильтры и подогреватели. Угольные ямы максимальной емкостью 20 т располагались в котельном отделении побортно, в перегруз можно было принимать еще 10 т угля в мешках.

    Вооружение миноносцев состояло:

    1. Из 2 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Блок стволов у пушки вручную вращал наводчик. Максимальная скорострельность доходила до 32 выстрелов/мин. Начальная скорость гранаты - 442 м/с, а дальность стрельбы не превышала 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
    2. Из 1 носового и 2 палубных поворотных минных аппаратов совкового типа, установленных в диаметральной плоскости один в корме и один в средней части. Для подачи мин Уайтхеда предусматривалась тележка с рельсами.

    8 сентября 1892 года в Шербуре корабль был предъявлен к официальным испытаниям. Миноносец значительно превысил условия контракта, достигнув скорости полного хода в 25,46 узла.

    12 октября 1892 года он покинул Шербур и 1 ноября прибыл в Санкт-Петербург. Во время зимовки в Кронштадте на "Пернове" установили вооружение, испытания которого были проведены летом 1893 года.

    Строительство миноносца проводилось французской фирмой А. Норманна в Гавре.

    Миноносец вошёл в строй Балтийского флота в ноябре 1892 года.


    Тактико-технические данные миноносца "Пернов"

    Водоизмещение:   полное 120 тонн  
    Длина наибольшая:  42 метра  
    Ширина наибольшая:  4,52 метра  
    Осадка:  2,06 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины 1000 л.с.,
    2 котла дю Тампля, 2 винта  
    Скорость хода:  полный 25 узлов,
    экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  550 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х5 37-мм револьверных пушек Гочкиса  
    торпедное:  1х1 носовой и 2х1 палубных
    поворотных 381-мм ТА  
    навигационное:  1 10-дюймовый магнитный компас  
    Экипаж:  24 человека (3 офицера)  

    Всего построено миноносцев в 1892 г. - 1 единица.


    Миноносцы типа "Пернов" - строились по заказу Морского министерства на Российских заводах. За образец был принят миноносец "Пернов", с которого в Або (Турку) на заводе Крейтона, получившего заказ на строительство 2 миноносцев, произвели "снятие лекал с корпуса и копирования с натуры частей механизмов".
    В декабре 1893 года заказ на 4 миноносца получил Ижорский завод.
    В 1894 году миноносец также в качестве образца передали на Невский завод в Санкт-Петербурге, получивший заказ на строительство 10 миноносцев.
    В 1894 году в Николаевском адмиралтействе начали постройку 4 миноносцев для Черноморского флота.
    Так же было принято решение о сборке 4 миноносцев для Тихоокеанского флота во Владивостоке. Корпуса для них изготовлялись в Новом Адмиралтействе и на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге, а котлы и механизмы - на заводе Крейтона. Готовые в основном к середине 1896 года корпуса миноносцев в декабре доставили во Владивосток на пароходе Добровольного флота "Херсон". В октябре 1896 года из Санкт-Петербурга на пароходе "Нижний Новгород" отправили части механизмов. А к 1 мая 1897 года закончили освидетельствование восьми котлов, изготовленных в Або (Турку).

    После длительного пребывания на заводах без команд, неоднократных разборок механизмов специальная комиссия, принимавшая в июне 1896 года от Невского завода миноносец № 103 (так с апреля 1895 года стал называться "Пернов"), отметила на нем ряд серьезных дефектов. 20 июня корабль прибыл в Кронштадт, где использовался для обучения команд.

    Несколько миноносцев было решено строить с питанием котлов на нефти(мазут), но в силу некачественной сборки и российской безалаберности миноносцы на нефти развивали меньшую скорость и чаще требовали ремонта.

    Строительство миноносцев проводилось заводом Крейтона в Або (Турку), Невским и Ижорским заводами и в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, а также в Николаевском Адмиралтействе в Николаеве.

    Головной миноносец вошёл в строй Балтийского флота в сентябре 1895 года.


    Тактико-технические данные миноносцев типа "Пернов"

    Водоизмещение:   полное 120 тонн  
    Длина наибольшая:  42 метра  
    Ширина наибольшая:  4,52 метра  
    Осадка:  2,06 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины 1000 л.с.,
    2 котла дю Тампля, 2 винта  
    Скорость хода:  полный 16-19 узлов,
    экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  550 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х5 37-мм револьверных пушек Гочкиса  
    торпедное:  1х1 носовой и 2х1 палубных
    поворотных 381-мм ТА  
    навигационное:  1 10-дюймовый магнитный компас  
    Экипаж:  24 человека (3 офицера)  

    Всего построено миноносцев с 1895 г. по 1900 г. - 24 единицы.


Hosted by uCoz