Иллюстрации
Чертежи
|
Броненосец береговой обороны типа "Первенец" - проектировался Джорджем Макроу и строился в Англии по заданию Российского Кораблестроительного Технического комитета, как опытный образец, с последующим изготовлением серии в России. Техническое задание предусматривало водоизмещение не более 3 300 тонн, скорость около 8 узлов, вооружение из 26 крепостных орудий и бронированный корпус. Корабли предназначались для береговой обороны в составе Балтийского флота и «для преграждения доступа к Кронштадту неприятельского флота в случае попытки его прорваться между фортами в узком пространстве большого рейда».
Корпус корабля набирался по "клетчатой" системе, выполнялся полностью из железа и имел одно дно, пространство которого между флорами заливалось раствором цемента с песком. Киль корабля изготовили из листового железа толщиной 28,5-мм, а штевни и рулевая рама делались коваными. Обшивка бортов толщиной 16,5-мм под водой и 13,5-мм над водой, крепилась при помощи уголкового железа. Борта броненосца имели большой уклон внутрь судна (27°), что способствовало рикошетированию снарядов по броне, но отрицательно сказывалось на мореходных качествах. Корабль имел три непрерывные палубы - верхнюю, батарейную и жилую, которые настилали поверх 10,8-мм бимсов, подкрепленных сплошными коваными пиллерсами. Броневая защита полностью покрывала весь надводный борт и опускалась на 1,2 метра ниже ватерлинии. Она состояла из 114-мм броневых плит в средней части корпуса и уменьшалась к оконечностям до 102-мм. Броня крепилась к корпусу сквозными болтами диаметром 36,1-мм через 254-мм подкладку из тиковых досок и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. На верхней палубе располагались одноярусная носовая надстройка и одно ярусная кормовая надстройка с мостиком. Носовая надстройка служила кожухом для дымовой трубы. В кормовой овальной надстройке разместили бронированную боевую рубку толщиной 114-мм. Жилая палуба поверх 6,5-мм железных листов застилались 76,1-мм сосновыми досками, верхняя палуба - 102-мм сосновыми досками, а батарейная палуба - 102-мм дубовыми досками. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Рангоут был представлен тремя мачтами, которые могли нести парусное вооружение. Силуэт корабля имел одну прямую высокую дымовую трубу.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:
- Таранный отсек (0-4 шпангоут);
- Опреснитель, кубрики команды, гальюн офицеров, погреб боезапаса, батарейная палуба (4-12 шпангоут);
- Кубрики команды, камбуз, кладовые, батарейная палуба (12-19 шпангоут);
- Машинно-котельное отделение, угольные ямы, батарейная палуба (19-30 шпангоут);
- Трюм, каюты офицеров, батарейная палуба (30-40 шпангоут);
- Трюм, погреб боезапаса, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира (40-46 шпангоут);
- Кормовой таранный отсек, румпельное отделение.
Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины, которая управляла одним рулём. Руль имел обтекаемую форму и размещался в диаметральной плоскости.
Средства спасения включали 2 паровых катера и 4 шестивёсельных яла и 2 четырёхвёсельных яла.
Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной английского завода индикаторной мощностью 1067 л. с. и 2 огнетрубными цилиндрических котла, размещенных в одном машинно-котельном (МКО) отделении. Паровая машина работала на один винт диаметром 3,16 метра с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 3,51 до 4,43 метра. Между бортами и машинно-котельным отделением находились угольные ямы. Запас угля составлял 250 тонн. Полная скорость броненосца на испытаниях достигла 8,5 узла.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 26 одноствольных 196-мм пушек Баумгартена с длиной ствола 16 калибров, расположенных в батарейной палубе и по одной на поворотных платформах в носу и корме корабля. Боекомплект включал по 100 выстрелов на ствол. Выстрелы подавались вручную из погреба. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -4° до +5°. Заряжание пушек проводилось со стороны дула. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +5° доходила до 1,83 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия составлял 6 тонн.
- Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.
Строился корабль на Темзенском заводе в Англии.
Головной "Первенец" вступил в строй Балтийского флота в 1864 году.
Тактико-технические данные броненосца "Первенец"
Водоизмещение: |
стандартное 3277 тонны, полное 3500 тонн |
Длина наибольшая: |
67,1 метра |
Ширина наибольшая: |
16,16 метра |
Высота борта в носу: |
8,5 метра |
Высота борта на миделе: |
7,9 метра |
Высота борта в корме: |
8,2 метра |
Осадка по корпусу: |
4,4 метра |
Силовая установка: |
1 паровая машина на 1067 л. с., 2 котла, 1 винт РШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 8 узлов |
Дальность плавания: |
2000 миль при скорости хода 8 узлов |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
26х1 196-мм пушек Баумгартена, 4х1 87-мм пушки Круппа |
Экипаж: |
459 человек (17 офицеров) |
Всего построено кораблей в 1864 г. - 1 единица.
Броненосец береговой обороны "Не тронь меня" - это вариант броненосца "Первенец" с некоторыми изменениями по корпусу и усиленным и обновлённым артиллерийским вооружением. Броненосец строился в России, английским заводчиком Митчелом под наблюдением корабельного инженера А. X. Соболева от Кораблестроительного технического комитета.
Корпус корабля получил уклон бортов внутрь не от ватерлинии, а от батарейной палубы, что увеличивало места для отката и обслуживания пушек в батарейной палубе. Броневая обшивка корпуса и тиковая подкладка отвесной части бортов, так же увеличивалась в подводной части до 114-мм, а выше ватерлинии до 254-мм. Броненосец имел составной форштевень из двух частей, соединявшихся «в замок», что служило для облегчения перевозки форштевня из Англии. В бортовых отсеках установили особые цистерны, при затоплении которых батарея дополнительно углублялась на 305-мм, что в бою уменьшало поражаемую поверхность. Были изготовлены скуловые кили шириной 305-мм и длиной 6,1 метра для лучшей остойчивости корабля при волнении. Расположение жилых и служебных помещений в основном сохранялось по исходному проекту. Силуэт корабля так же имел три мачты и одну прямую невысокую дымовую трубу.
Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной английского производства, переделанной на заводе Берда, индикаторной мощностью в 1200 л.с. и 4 огнетрубных цилиндрических котла снятых с винтового корабля "Константин", размещённых в одном котельно-машинном (КМО) отделении. Паровая машина работала на один винт диаметром 3,16 метра с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 3,51 до 4,43 метра. Полная скорость корабля составляла 8 узлов, а при дополнительном использовании парусного вооружения увеличивалась до 10 узлов.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 18 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 21 калибр, расположенных в батарейной палубе и по две на поворотных платформах в носу и корме корабля. Пушка дульнозарядная с нарезным стволом устанавливалась на деревянном станке толщиной 203-мм. Подъемный механизм винтовой. Платформа станка удерживалась у борта стрелой со штырём в порту. Поворот станка с платформой у 4 пушек на верхней палубе производился поворотными талями и ганшпугами. Станок для закрытых батарей имел угол снижения -1,5°, угол возвышения до +5°, а для открытых батарей угол снижения составлял -6°, угол возвышения до +30°. Начальная скорость снаряда составляла 421 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +5° доходила до 3,67 км, при угле возвышения +30° - до 4,24 км, а эффективная дальность стрельбы картечью составляла 640 метров. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия со станком составлял 11,5 тонны.
- Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км, при угле возвышения +20° - до 3,41 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.
Строился корабль на Галерной верфи г. Санкт-Петербурга.
Головной "Не тронь меня" вступил в строй Балтийского флота в 1865 году.
Тактико-технические данные броненосца "Не тронь меня"
Водоизмещение: |
стандартное 3340 тонн, полное 3622 тонны |
Длина наибольшая: |
67,1 метра |
Ширина наибольшая: |
16,16 метра |
Высота борта в носу: |
8,5 метра |
Высота борта на миделе: |
7,9 метра |
Высота борта в корме: |
8,2 метра |
Осадка по корпусу: |
4,58 метра |
Силовая установка: |
1 паровая машина в 1200 л. с., 4 котла, 1 винт РШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 10 узлов, под машиной 8 узлов |
Дальность плавания: |
2000 миль при скорости хода 8 узлов |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
18х1 203-мм пушки Круппа, 4х1 87-мм пушки Круппа |
Экипаж: |
394 человека (17 офицеров) |
Всего построено кораблей в 1865 г. - 1 единица.
Броненосец береговой обороны "Кремль" - это вариант броненосца "Не тронь меня" с некоторыми изменениями по корпусу и усиленным и обновлённым артиллерийским вооружением. Броненосец строился в России, корабельным инженером И. С. Александровым, полностью русскими рабочими и из английского железа.
Корпус корабля практически не имел уклона бортов внутрь, что увеличивало места для отката и обслуживания пушек в батарейной и на верхней палубах. Броневая обшивка корпуса выполнялась по английскому образцу, а тиковая подкладка бортов была увеличена до 381-мм. Броненосец освободили от таранных штевней. Круглые оконечности корпуса в надводной части сменились поперечными вертикальными брустверами с четырьмя портами для продольных выстрелов. От брустверов в нос и корму укладывались легкие железные надстройки, не мешавшие стрельбе из погонных и ретирадных орудий и прикрытые верхней палубой. Расположение жилых и служебных помещений в основном сохранялось по исходному проекту. Двенадцать офицерских кают и жилая палуба имели выгородки из сосновых щитов, которые отделялись от борта переборкой, что уменьшало сырость в помещениях. Для пополнения запасов пресной воды в цистернах были установлены опреснители системы Пена. Силуэт корабля так же имел три полностью металлические мачты и одну прямую невысокую дымовую трубу.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков:
- Опреснитель, кубрики команды, гальюн офицеров, погреб боезапаса, батарейная палуба;
- Кубрики команды, камбуз, кладовые, батарейная палуба;
- Машинно-котельное отделение, угольные ямы, батарейная палуба;
- Трюм, погреб боезапаса, каюты офицеров, батарейная палуба;
- Румпельное отделение, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира.
Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной снятой с фрегата "Илья Муромец" и переделанной на Кронштадском пароходном заводе, индикаторной мощностью в 913 л.с. и 4 огнетрубных цилиндрических котла, размещённых в одном котельно-машинном (КМО) отделении. Паровая машина работала на один винт диаметром 4,11 метра с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 4,88 до 5,8 метра. Полный запас угля составлял 450 тонн. Полная скорость корабля составляла 8,5 узла, а при дополнительном использовании парусного вооружения увеличивалась до 10 узлов.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 26 одноствольных 196-мм пушек Баумгартена с длиной ствола 16 калибров, расположенных в батарейной палубе и по одной на поворотных платформах в носу и корме корабля. Боекомплект включал по 100 выстрелов на ствол. Выстрелы подавались вручную из погреба. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -4° до +5°. Заряжание пушек проводилось со стороны дула. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +5° доходила до 1,83 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия составлял 6 тонн.
- Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км, при угле возвышения +20° - до 3,41 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.
Строился корабль на Механическом и корабельном заводе В.А. Полетики и П.Ф. Семянникова г. Санкт-Петербурга.
Головной "Кремль" вступил в строй Балтийского флота в 1866 году.
Тактико-технические данные броненосца "Кремль"
Водоизмещение: |
стандартное 3412 тонн, полное 3952 тонны |
Длина наибольшая: |
67,1 метра |
Ширина наибольшая: |
16,16 метра |
Высота борта в носу: |
8,5 метра |
Высота борта на миделе: |
7,9 метра |
Высота борта в корме: |
8,2 метра |
Осадка по корпусу: |
4,6 метра |
Силовая установка: |
1 паровая машина в 913 л. с., 4 котла, 1 винт РШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 10 узлов, под машиной 8,5 узла |
Дальность плавания: |
2000 миль при скорости хода 8,5 узлов |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
26х1 196-мм пушек Баумгартена, 4х1 87-мм пушки Круппа |
Экипаж: |
430 человек (17 офицеров) |
Всего построено кораблей в 1866 г. - 1 единица. |
|