Рейдовые тральщики проекта 10750 "Сапфир"
- разрабатывались в ПКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора В. И. Блинова. Корабль предназначался для поиска мин, их траления и уничтожения на рейдах ВМБ, прибрежных районах и районах рассредоточенного базирования с глубинами дна до 80 метров.
В проекте содержались технические решения, касающиеся вопросов снижения напряженности физических полей корабля.
Корпус корабля изготавливался из стеклопластика, с целью уменьшения водоизмещения и снижения уровня магнитного поля для обеспечения защиты от гидродинамических мин на малых глубинах. Для изготовления фундаментов, механизмов, устройств и оборудования частично или полностью использовали маломагнитную сталь Ю3, а также специальную изоляцию. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы выполнялись из алюминий-магневых сплавов(АМГ). Тральщик имел прямую верхнюю палубу с седловатостью в носовой части корпуса, фальшборт доходивший до надстройки. Надстройка с плавными обводами и большими панорамными окнами ходовой рубки, которые давали хороший обзор, как впереди по курсу корабля, так и по траверзу обоих бортов, ходовой мостик, вентиляционную выгородку и треугольную мачту, а также пост управления тралами и искателями.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Форпик и цепной ящик;
- Агрегатная;
- Кубрик на 12 человек, цистерны пресной воды №1 и №2, ПОУ, ящик ЗИП;
- Тамбур №1 и №2, каюта командира, каюта мичманов, камбуз, помещение кондиционеров, сточные цистерны;
- Носовое машинное отделение;
- Кормовое машинное отделение, топливные цистерны №1 и №2;
- Тральная кладовая, выгородка ПЗРК, цистерна пресной воды №3;
- Румпельное отделение.
Численность экипажа сокращена за счет широкого внедрения автоматизации и дистанционного управления техническими средствами корабля. Система автоматики, обеспечивала управление всеми техническими средствами тральщика с ГКП. Тральщик имел защиту от оружия массового поражения и систему кондиционирования воздуха.
Размагничивающее устройство (РУ) на тральщике, устанавливалось полноценное, с системой автоматического регулирования, которое содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях и дизель-генераторах).
Тральные и палубные механизмы включали тральную лебёдку, одну поворотно-опускную кран-балку, якорно-швартовный шпиль с гидравлическим приводом.
Рулевое устройство включало рулевую машину с гидравлическим приводом и полубалансирный руль. Система управления рулём предусматривала простой, следящий и автоматический режимы управления.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя высокооборотными (до 1500 об/мин.), четырехтактными дизелями 3Д-12 с непосредственным впрыском топлива и мощностью по 300 л.с. каждый, которые работали на три винта, через реверс-редукторы, которые состояли собственно из редуктора и гидроуправляемой многодисковой муфты сцепления, предназначенной для соединения и разобщения гребного винта с коленчатым валом, а также изменения направления вращения гребного винта. Ресурс двигателей, до 1-й переборки (гарантийная наработка), составлял 4 500 часов, а до капитального ремонта - 14 000 часов. Масса двигателя - 2 135 кг. Для управления ГД устанавливалась система дистанционного автоматического управления.
Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала три дизель-генератора мощностью по 50 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.
Вооружение тральщиков состояло:
- Из 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка 219-1".
- Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
- Из 1 глубоководного контактного трала ГКТ-3МО, для траления якорных мин. Трал подсекающий с углублением от 5 до 120 метров и имел ширину захвата до 130 метров, при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 5 баллов. Комплект включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-3), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы автоматически удерживают заданное углубление. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
- Из 1 соленоидного электромагнитного трала СЭМТ-1, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением, буксируемый. Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 30 метров при скорости траления до 8 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
- Из 1 акустического трала АТ-6, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный или с углублением, буксируемый, представлял собой акустический излучатель.
- Из 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-2М, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-99А1 "Кабарга-А1" и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 "Кетмень", который по данным ГАС миноискания осуществлял допоиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы и уничтожение мины путём укладки на него заряда-уничтожителя, с последующим возвращением к кораблю.
- Из 2 шнуровых зарядов по 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
На тральщиках устанавливались ГАС миноискания якорных и донных мин и миноподобных предметов МГ-99А1 "Кабарга-А1", РЛС навигации "Миус" и радионавигационная система "Брасс".
РЛС навигации "Миус" работает в режиме кругового обзора в диапазоне длин волн 3,2 см и имеет импульсную мощность излучения 7 кВт. Комплект станции включал: антенно-поворотное устройство-прибор А, индикатор-прибор И; приемопередатчик-прибор П; преобразователь напряжения бортсети-прибор С; выпрямитель бортсети-прибор В. Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости составляла 1,1°, а в вертикальной плоскости 20°. Диаметр экрана электронно-лучевой трубки 180 мм, а шкалы дальности имели деления меток неподвижных кругов дальности 0,4/0,2; 0,8/0,2; 1,6/0,4; 4/1; 8/2; 16/4; 24/4 мили соответственно. Длительность зондирующего импульса на шкалах дальности 0,4 мили составляла 0,1 мкс,а на шкалах дальности 24 мили - 0,3 мкс. Дальность обнаружения эсминца при высоте установки антенны 15 м над уровнем моря составляла около 10 миль, а средний морской буй обычно обнаруживается на расстоянии 1,8 мили. Мертвая зона обычно не превышает 30 м.
Строительство проводилось на Средне-Невском заводе №363 в г. Ленинграде.
Головной тральщик РТ-57 сдан Балтийскому флоту в декабре 1989 года.
Тактико-технические данные РТЩ проект 10750 "Сапфир"
Водоизмещение: |
стандартное 131 тонна, полное 135 тонн. |
Длина наибольшая: |
31,5 метра |
Ширина наибольшая: |
6 метров |
Осадка: |
1,58 метра |
Силовая установка: |
3 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
3 ДГ по 50 кВт переменного тока 380 В. |
Скорость хода: |
полный 12 узлов, экономический 10 узлов, траления 10-12 узлов |
Дальность плавания: |
400 миль при 10 узлах |
Автономность: |
3 суток |
Мореходность: |
до 5 баллов |
Вооружение: |
. |
ракетно-артиллерийское: |
1х6 30-мм автомат АК-306М от ПУС "Колонка-219-1", 8 ПЗРК "Стрела-3" |
противоминное: |
1 глубоководный контактный трал ГКТ-3МО, 1 соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1, 1 комлексный искатель-уничтожитель КИУ-2М, 1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200 |
гидроакустическое: |
1 ГАС миноискания МГ-99А1 "Кабарга-А1" |
радиотехническое: |
инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», РЛС госопознавания "Нихром" |
навигационное: |
1 НРЛС "Миус", 1 радиопеленгатор АРП – 50Р, навигационная система "Брасс", эхолот НЭЛ-М3Б. |
Экипаж: |
15 человек (1 офицер, 2 мичмана) |
Всего построено тральщиков с 1989 г. по 2009 г. - 13 единиц.