Главная | Надводные силы | Рейдовый тральщик
РТЩ проект 1258 "Корунд"
1967-1985

Иллюстрации

Чертежи

    Рейдовые тральщики проекта 1258 "Корунд" - разрабатывались в ПКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора В. И. Блинова при главном наблюдающем от ВМФ Ю. В. Штатнове. Корабль предназначался для поиска и уничтожения мин, независимо от принципа действия их взрывателей в гавани, на рейде, на прибрежных фарватерах, на внутренних водных путях, т. е. в мелководных районах.
    Проект был закончен и утвержден в 1965 году. В проекте содержались технические решения, касающиеся вопросов снижения напряженности физических полей корабля.

    Корпус корабля изготавливался из стеклопластика, с целью уменьшения водоизмещения и снижения уровня магнитного поля для обеспечения защиты от гидродинамических мин на малых глубинах. Для изготовления фундаментов, механизмов, устройств и оборудования частично или полностью использовали маломагнитную сталь Ю3, а также лёгкие алюминиево-магниевые сплавы (АМГ). В частности из АМГ выполнялись двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. Тральщик имел прямую верхнюю палубу с седловатостью в носовой части корпуса, фальшборт доходивший до надстройки. Надстройка с плавными обводами и большими панорамными окнами ходовой рубки, которые давали хороший обзор, как впереди по курсу корабля, так и по траверзу левого и правого борта. За надстройкой располагалась вентиляционная выгородка.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:

    1. Форпик, цепной ящик;
    2. Кубрик, Цистерна питьевой воды;
    3. Тамбур №1 и №2,
    4. Машинное отделение №1;
    5. Машинное отделение №2;
    6. Тральная кладовая, топливная цистерна;
    7. Румпельное отделение;
    Численность экипажа сократили за счет широкого внедрения автоматизации и дистанционного управления техническими средствами корабля. Система автоматики, обеспечивала управление всеми техническими средствами тральщика с одного пульта одним оператором, расположенным на ГКП. Тральщик получил защиту от оружия массового поражения, имел систему кондиционирования воздуха. Крепления многочисленных распределительных щитов при постройке просто вклеивалось в корпус. С «старением» кораблей эти крепления вылетали и часто щиты просто «висели» на проводах.

    Размагничивающее устройство (РУ) на тральщике, устанавливалось полноценное, с системой автоматического регулирования, которое содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях и дизель-генераторах).

    Тральные и палубные механизмы включали тральную лебёдку, одну поворотно-опускную кран-балку, якорно-швартовный шпиль с гидравлическим приводом.

    Рулевое устройство включало рулевую машину с гидравлическим приводом и полубалансирный руль. Система управления рулём предусматривала простой, следящий и автоматический режимы управления.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с расположением главных двигателей в машинном отделении №1. Главные двигатели два высокооборотных (до 1500 об/мин.), четырехтактных дизеля 3Д-12 с непосредственным впрыском топлива и мощностью по 300 л.с. каждый, работали на два винта, через реверс-редукторы, которые состояли собственно из редуктора и гидроуправляемой многодисковой муфты сцепления, предназначенной для соединения и разобщения гребного винта с коленчатым валом, а также изменения направления вращения гребного винта. Ресурс двигателей, до 1-й переборки (гарантийная наработка), составлял 4 500 часов, а до капитального ремонта - 14 000 часов. Масса двигателя - 2 135 кг. Для управления ГД устанавливалась электрогидравлическая система дистанционного автоматического управления «Орион – 2Д».
    Специальный дизель К266 мощностью 60 л. с., приводил во вращение насос, подававший масло на гидравлический агрегат, который, в свою очередь, через клиноременную передачу передавал вращение на оба валопровода. Этим обеспечивался не только стабильных ход на скоростях хода до 6 узлов, для работы искателя мин, но и повышение живучести ГЭУ при получении боевых и аварийных повреждений.

    Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала два дизель-генератора мощностью по 50 кВт, расположенные в машинном отделении №2. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограммом механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    2. Из 1 морского трала МТ-3У, для траления и уничтожения якорных мин. Трал подсекающий или уничтожающий, имел ширину захвата с механизмами уничтожения до 55 метров, с резаками 65 метров, глубина траления от 5 до 18 метров, скорость траления от 4 до 10 узлов при волнении моря до 3 баллов. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал имеет обозначители протраленной полосы.
    3. Из 1 соленоидного электромагнитного трала СЭМТ-1, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением, буксируемый. Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 30 метров при скорости траления до 8 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
    4. Из 1 акустического трала АТ-2, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный или с углублением, буксируемый, представлял собой акустический излучатель.
    5. Из 1 буксируемого телевизионного искателя мин ИТ-3, для обнаружения и классификации донных мин по сигналу телевизионного изображения. Искатель трёхканальный используется на глубинах от 10 до 60 метров при скорости буксировки до 6 узлов и имеет ширину полосы поиска до 30 метров.
    6. Из 1 буксируемого электро-магнитного искателя-уничтожителя мин ИУ-2, для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и уничтожения мин, обнаруженных также телевизионным искателем ИТ-3. Может работать в режиме обозначения и уничтожения обнаруженных мин. Обнаружение мин производится с помощью поисковых элементов, буксируемых за кормой тральщика на отстоянии 2,5 - 4 м от грунта. Обнаруженные искателем мины обозначаются буями-обозначателями или подрываются специальными бомбами, буксируемыми в кассетах обозначения. Искатель-уничтожитель имел ширину захвата до 18 метров и глубину действия от 5 до 60 метров при скорости траления до 6 узлов. Управление искателем-уничтожителем производилось по 2 каналам корабельной аппаратурой (пульты управления, наблюдения и контроля).
    7. Из 2 шнуровых зарядов по 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
    В процессе своей службы корабли проекта в целом продемонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества. К сожалению, отечественный стеклопластик оказался достаточно хрупким и не пластичным.

    Строительство проводилось на Средне-Невском заводе №363(51) и на Приморском заводе №5(1) в г. Ленинграде.

    Головной тральщик РТ-300 сдан Балтийскому флоту в декабре 1967 года.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 1258 "Корунд"

    Водоизмещение:   стандартное – 88,5тонн, полное – 96,5 тонн.  
    Длина наибольшая:  26,1 метра  
    Ширина наибольшая:  5,9 метра  
    Осадка:  1,38 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 1 дизель К266 60 л.с.,
    2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 50 кВт переменного тока 380 В.  
    Скорость хода:  полный 12 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 6 узлов  
    Дальность плавания:  300 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  до 5 баллов  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 25-мм автомат 2М-3М  
    противоминное:  1 морской трал МТ-3У, 1 акустический трал АТ-2,
    1 соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1,
    1 буксируемый телевизионный искатель ИТ-3,
    1 буксируемый эл.-маг. искатель-уничтожитель ИУ-2
    2 шнуровых заряда ШЗ-200  
    радиотехническое:  инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,
    РЛС госопознавания "Нихром", КВ радиостанция Р-657К,
    УКВ радиостанция Р-619, ГГС «Каштан»(«Лиственница»),
    всеволновый приёмник «Волна – 2К»,  
    навигационное:  1 НРЛС "Вайгач", 1 радиопеленгатор АРП – 50Р,
    1 магнитный компас "УКП- М1".  
    Экипаж:  10 человек (1 офицер)  

    Всего построено тральщиков с 1967 г. по 1985 г. - 52 единицы.


    Рейдовые тральщики проекта 1258Э "Корунд" - это экспортный вариант корабля для ВМС иностранных государств.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 турельного 14,5-мм пулемёта 2М-7 на тумбовой установке с длинной ствола 137,9 калибра, расположенных один на баке, два побортно на крыше носовой надстройки и один на корме. Установка имела 2 бронированных щита толщиной 8 мм. Пулемёты имели систему ручного управления с коллиматорными прицелами КМТ-14,5, которые допускали стрельбу по целям, имеющим скорость до 200 м/с. Для стрельбы по целям, движущимся со скоростью от 200 до 300 м/с, применялся механический кольцевой прицел. Скорострельность установки 600 выстрелов/мин. на ствол, при ведении интенсивного огня через каждые 100 выстрелов производилось охлаждение стволов. Прицельная дальность стрельбы составляет до 2,5 км, потолок до 2 км, а угол вертикального наведения от -10° до +90°. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов. Расчёт пулемёта включал 3 человека ( 1 стрелок и 2 подносчика). Вес установки - 600 кг.
    2. Из 1 морского трала МТ-3, для траления и уничтожения якорных мин. Трал подсекающий или уничтожающий, имел ширину захвата с механизмами уничтожения до 55 метров, с резаками 65 метров, глубина траления от 5 до 18 метров, скорость траления от 4 до 10 узлов при волнении моря до 3 баллов. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
    3. Из 1 соленоидного электромагнитного трала СЭМТ-1, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением, буксируемый. Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 30 метров при скорости траления до 8 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
    4. Из 1 акустического трала АТ-2, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный буксируемый, представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала составлял 50 метров, глубина места траления 50 метров при скорости хода тральщика до 8-9 узлов и волнении моря до 4 баллов.

    На тральщиках устанавливалась РЛС навигации "Кивач-1". Станция предназначалась для малотоннажных морских кораблей и работала в диапазоне длин волн 3,2 см и имела импульсную мощность излучения 7 кВт. Комплект станции включал: антенно-поворотное устройство—прибор А, индикатор—прибор И; приемопередатчик—прибор П; статический преобразователь напряжения бортсети—прибор С; выпрямитель бортсети—прибор В. Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости составляла 1,7°, а в вертикальной плоскости 20-25°. Частота вращения антенны 17 об/мин. Диаметр экрана электронно-лучевой трубки 180 мм, а шкалы дальности имели деления меток неподвижных кругов дальности 0,4/0,2; 0,8/0,2; 1,6/0,4; 4/1; 16/4; 24/4 мили соответственно. Длительность зондирующего импульса на шкалах дальности 0,4 мили составляла 0,1 мкс. Дальность обнаружения рейдового тральщика при высоте установки антенны 10 м над уровнем моря составляла около 8 миль, а средний морской буй обычно обнаруживается на расстоянии 1,8 мили. Мертвая зона обычно не превышает 30 м.

      Директивный срок службы кораблей проекта 1258 - 10 лет;
      Межремонтный срок корабля (текущий / средний) – 3 года / 6,5 лет;
      Междоковый срок – 1,5 года.

    Строительство проводилось на Средне-Невском заводе №363 в г. Ленинграде.

    Головной тральщик сдан заказчику в 1975 году.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 1258Э

    Водоизмещение:   стандартное – 88,5тонн, полное – 96,5 тонн.  
    Длина наибольшая:  26,1 метра  
    Ширина наибольшая:  5,9 метра  
    Осадка:  1,38 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 50 кВт переменного тока 380 В.  
    Скорость хода:  полный 12 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 4-10 узлов  
    Дальность плавания:  300 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  до 5 баллов  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 14,5-мм пулемёт 2М-7  
    противоминное:  1 морской трал М-3, 1 акустический трал АТ-2,
    1 соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1  
    радиотехническое:  всеволновый приёмник «Волна – 2К», ГГС «Каштан»  
    навигационное:  1 НРЛС "Кивач-1", 1 магнитный компас «УКП- М1»,
    радиопеленгатор АРП – 50Р  
    Экипаж:  10 человек (1 офицер)  

    Всего построено тральщиков с 1975 г. по 1985 г. - 37 единиц.


Hosted by uCoz