Главная | Надводные силы | Базовый тральщик
БТЩ проект 1265
"Яхонт"
1972-1994

Иллюстрации

Чертежи

БТЩ "Минеральные воды"

БТЩ проект 1265
"Яхонт"
    Базовые тральщики пр.1265 "Яхонт" - являлся дальнейшим развитием базового тральщика проекта 257ДМ. В 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А - 1277) ТТЗ на разработку нового базового тральщика проекта 1265 в двух вариантах: со стеклопластиковым корпусом пр. 1265П, считавшийся основным, и с деревянным корпусом 1265Д, рассматриваемый как резервный.
    Первоначально разработкой проекта руководил главный конструктор Д.И. Рудаков, затем его сменил В.И. Немудров. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.М. Шелевахо, затем его сменил полковник А.Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.
    В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 - 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 1265.

    Базовые тральщики пр.1265П - со стеклопластиковым корпусом, хотя и являлся более предпочтительным, так как имел сравнительно небольшую удельную массу, являлся диэлектриком, не коррозировал и не подвергался гниению и разрушению древоточцами, но всё же был ещё не достаточно освоен промышленностью. Кроме того полученные в результате проектирования основные размерения затрудняли его постройку на Средне-Невском ССЗ, где в то время был единственный цех стеклопластикового судостроения, и не возможно было организовать строительство крупной серии, так как это потребовало бы строительства дополнительных цехов, освоения технологии и т.д. на Владивостокском ССЗ и ССЗ "Авангард". Не готова была и химическая промышленность к поставке необходимого количества компонентов для изготовления корпусов.

    Базовые тральщики пр.1265Д - с деревянным корпусом, утверждены к серийному строительству, для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности оклеиваемый стеклопластиковым покрытием.

    Корпус корабля деревянный, с упрощенными обводами, использовалась древесина из сосны, проходящая предварительную обработку и сушку, однако без защитной пропитки древесины антисептическими растворами, предназначенными для предотвращения разрушения корпусных конструкций дереворазрушающими грибами и морскими древоточцами, особенно распространёнными в прибрежных водах Чёрного и Японского морей. Корпуса, надстройки и палубы оклеивались в несколько слоёв стеклопластиковым покрытием (стеклоткань, пропитанная эпоксидными смолами) для увеличения долговечности корпуса и обеспечения лучшей его герметичности. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Фундаменты, механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались из маломагнитной стали Ю3. Тральщик имел протяжённый полубак занимавший 2/3 корпуса корабля и верхнюю палубу в корме. При этом внешний вид корабля с изменением линий надстройки, установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата стал более привлекательным и эстетичным. На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа, в том числе появилась столовая для команды и система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов с установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

    1. Форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовые;
    2. Тамбур № 1,2, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, мокрая кладовая и электромеханическая кладовая;
    3. Тамбур № 3,4, коридор № 1, офицерские и мичманские каюты, гальюн и душевая офицеров, кают-компания, отсек ГАС, шахта ПОУ;
    4. Коридор № 2, тамбур № 5, кубрик № 1 на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, радиорубка, пост ГАС, каюта мичманов;
    5. Коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная часть, вентиляционная выгородка;
    6. Коридор № 4, тамбуры № 6,7, дизель-генераторное отделение, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник, пост дегазации и дезактивации, вентиляционная выгородка;
    7. Кубрик № 2 на 22 человека;
    8. Топливный отсек;
    9. Тральная кладовая;
    10. Румпельное отделение;
    По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, сохраняя в наихудшем случае положительную остойчивость и высоту надводного борта не менее 0,5 м (Ннад.б. > 0,5 м ). Гибель корабля могла наступить при затоплении более трёх смежных отсеков. Наконец благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.
    Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате).
    Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире.

    Тральные и палубные механизмы (лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШГ-3) имели гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от трёх насосов Д-10, приводимых во вращение от валов отбора мощности трёх дизель-генераторов.

    Рулевая машина с гидравлическим приводом РГС-1 с системой управления "Альбатрос 21-11, предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления и два пера руля.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели два дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б с дизелями М412 мощностью по 1 000 л.с. каждый, работали на винты регулируемого шага ВР1265, расположенные в насадках. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Предусматривалось дистанционное управление из машинного отделения и поста энергетики и живучести, а также с ГКП. Дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ обеспечивала Электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГД и ВРШ «Пассат» (пульт системы распологался в ПЭЖе за пультом ЭЭСК "Березина"), как с ГКП корабля, так и из поста энергетики и живучести (ПЭЖ). Из машинного отделения производилось управление только главными агрегатами (ГД) корабля.
    Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел. Предусматривалось автоматическое дистанционное управление всеми вспомогательными механизмами и трюмными системами, а так же сбором льяльных и загрязнённых вод от Системы управления ВМТС "Эльтон" (пульт системы распологался в ПЭЖе за пультом ЭПДАС ГД и ВРШ "Пассат").

    Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала три дизель-генератора мощностью по 100 кВт, один ДГ-100 распологался в машинном отделении и два ДГ-100 - в дизельгенераторном отделении. Для обеспечения работы электромагнитного трала установлен специальный дизель- генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока мощностью 50кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя. Предусматривалось автоматическое дистанционное управление всей электроэнергетической системой корабля от Системы управления ЭЭСК "Березина" (пульт системы распологался в ПЭЖе у ГРЩ-1).

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка".
    2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного в корме у среза полубака. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки "2М-3" состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограммом механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям.Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    3. Из 2 счетверённых ПУ для ПЗРК "Стрела-2М", располагавшихся побортно на корме у среза полубака. Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К32М составляет 630 м/с, дальность стрельбы от 800 метров до 4,2 км, потолок - от 50 метров до 2,3 км при скорости цели до 260 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 15 кг.
    4. Из 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-1, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания донных мин впереди по курсу МГ-79 "Мезень", буксируемый гидролокатор бокового обзора "Игла" с полосой поиска до 100 метров, обеспечивающий обнаружение и обозначение маяком-приемоответчиком донных мин на глубинах до 150 метров при скоростях буксировки до 10 узлов и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-1, который под управлением собственной системы наведения выходит на маяк - приемоответчик или действует по данным МГ-79, производит до поиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы, при необходимости - укладку на него заряда-уничтожителя, и возвращается к кораблю.
    5. Первый вариант:
        1 комплект глубоководного морского контактного трала ГКТ-2. Трал включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-2), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы трала автоматически удерживают заданное углубление, что улучшило его технические характеристики. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 280 м, заглубление от 10 до 200 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 250 метров.
        1 комплект акустического трала АТ-5.
        2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
    6. Второй вариант:
        1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
        1 комплект акустического трала АТ-5.
        2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
    7. Из 5 мин.

    На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон", ГАС миноискания якорных мин МГ-69 "Лань" и ГАС миноискания донных мин МГ-79 "Мезень", ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста".

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 92,6 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.

    ГАС миноискания МГ-69 "Лань", предназначалась для поиска якорных мин впереди по курсу корабля. Антенна ГАС, располагалась в подъёмно-опускном устройстве ПОУ. Станция имела дальность обнаружения якорных мин 800 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 200 метров при секторе обзора от 30° до 180°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности до 4 метров и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.

    ГАС миноискания МГ-79 "Мезень", предназначалась для поиска донных мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Станция имела дальность обнаружения донных мин 600 метров, а затонувших объектов 1000 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 180 метров при секторе обзора от 60° до 240°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности до 15% и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.

    ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

    Строительство тральщиков проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(37) и на заводе №602 в г. Владивостоке(19).

    Головной тральщик БТ - 123 сдан ВМФ в декабре 1972 г.


    Тактико-технические данные БТЩ пр.1265 "Яхонт"

    Водоизмещение:   стандартное 427 тонн, полное 460 тонн  
    Длина наибольшая:  49,0 метра  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Осадка:  2,45 метра  
    Силовая установка:  2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
    2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  3 ДГ по 100 кВт, переменный ток 380 В,
    1 ДГ 50 кВт постоянного тока  
    Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 6-12 узлов  
    Дальность плавания:  1700 миль при 10 узлах  
    Автономность:  8 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка",
    1х2 25-мм автомат 2М-3М  
    зенитно-ракетное:  2х4 тумбовые ПУ для ПЗРК "Стрела-2М"  
    противоминное:  1 комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-1,
    1 трал ГКТ-2, 1 петлевой эл-магнитный трал ПЭМТ-4,
    1 акустический трал АТ-2, 2 шнуровых заряда ШЗ-200,  
    минное:  5 мин  
    гидроакустическое:  1 ГАС миноискания МГ-69 "Лань",
    1 ГАС миноискания МГ-79 "Мезень",
    1 ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" 
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Нихром",
    инфракрасная ночного видения «Хмель»,
    электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
    2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р  
    химическое:  1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2,
    ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
    для аварийной партий противогазы ИП-46  
    Экипаж:  45 человек (4 офицера, 4 мичмана)  

    Всего построено тральщиков с 1972 г. по 1988 г. - 56 единиц.


    Базовые тральщики пр.1265М - модернизированный с улучшенным противоминым и артиллерийским вооружением.
    Незначительная модернизация основного проекта позволила получить улучшенный современный тральщик.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 2 шестствольных 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенных одна на баке и одна на корме у среза полубака. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Лазурь".
    2. Из 2 счетверённых ПУ для ПЗРК "Стрела-3", располагавшихся побортно на корме у среза полубака. Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
    3. Из 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-2, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-89 "Серна" и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 "Кетмень", который по данным ГАС миноискания осуществлял до поиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы и уничтожение мины путём укладки на него заряда-уничтожителя, с последующим возвращением к кораблю.
    4. Первый вариант:
        1 комплект глубоководного морского контактного трала ГКТ-2. Трал включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-2), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы трала автоматически удерживают заданное углубление, что улучшило его технические характеристики. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 280 м, заглубление от 10 до 200 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 250 метров.
        1 комплект акустического трала АТ-6.
        2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
    5. Второй вариант:
        1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
        1 комплект акустического трала АТ-6.
        2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
    6. Из 5 мин

    На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Миус", ГАС миноискания якорных и донных мин МГ-89 "Серна", ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль".

    РЛС навигации "Миус" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач, работала в круговом и секторном обзоре, позволяя определять дальность до воздушной цели до 130 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1970 году.

    ГАС миноискания МГ-89 "Серна", предназначалась для поиска якорных, донных мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Станция имела дальность обнаружения якорных мин до 1200 метров, донных мин 800 метров, а затонувших объектов 1800 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 300 метров при секторе обзора от 60° до 240°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности 3 метра и по курсовому углу до 1°, при скорости поиска до 8 узлов при волнении моря до 4 баллов.

    ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль" обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.
    Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме:

    1. Между надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км.
    2. Между надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км.
    3. Между подводными лодками (ПЛ) на низкой частоте (НЧ) - 36 км, на высокой частоте (ВЧ) - 17 км, измерение дистанции - 36 км.
    Скорость передачи информации в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 знаков/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг.

    Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(9) и на заводе №602 в г. Владивостоке(3).

    Головной тральщик "Алексей Лебедев" сдан флоту 15 июля 1989 г.


    Тактико-технические данные БТЩ пр.1265М

    Водоизмещение:   стандартное 427 тонны, полное 460 тонн.  
    Длина наибольшая:  49,0 метра  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Осадка:  2,45 метра  
    Силовая установка:  2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
    2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  3 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
    1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала  
    Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 8-12 узлов  
    Дальность плавания:  1700 миль при 10 узлах  
    Автономность:  8 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х6 30-мм автомат АК-306М с ПУС "Лазурь"  
    зенитно-ракетное:  2х4 тумбовые ПУ для ПЗРК "Стрела-3"  
    противоминное:  1 комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-2,
    1 трал ГКТ-2, 1 петлевой эл-магнитный трал ПЭМТ-4,
    1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200, 
    минное:  5 мин  
    гидроакустическое:  1 ГАС миноискания МГ-89 "Серна",
    1 ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Нихром",
    инфракрасная ночного видения «Хмель»,
    электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).  
    навигационное:  1 НРЛС "Миус", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
    2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р  
    химическое:  1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2,
    ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
    для аварийной партий противогазы ИП-46  
    Экипаж:  45 человек (4 офицера, 4 мичмана)  

    Всего построено тральщиков с 1989 г. по 1994 - 12 единиц.


    Базовые тральщики пр.1265Э - экспортный для ВМС иностранных государств.
    Корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества.

    Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал 2 года.

    1. Директивный срок службы кораблей проекта 1265 "Яхонт" - 15 лет;
    2. Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3 года / 6,5 лет;
    3. Междоковый срок – 1 год.

    Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(13)

    Головной тральщик БТ-737 сдан флоту в июне 1980 г.


    Тактико-технические данные БТЩ пр.1265Э

    Водоизмещение:   стандартное 401 тонна, полное 420 тонн  
    Длина наибольшая:  49,0 метра  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Осадка:  2,4 метра  
    Силовая установка:  2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
    2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  3 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
    1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала  
    Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 6-12 узлов  
    Дальность плавания:  1700 миль при 10 узлах  
    Автономность:  8 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка",
    1х2 25-мм автомат 2М-3М с ручным управлением  
    противоминное:  1 трал ГКТ-2, 1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4,
    1 акустический трал АТ-2, 1 телеискатель ИТ-3  
    минное:  5 мин  
    гидроакустическое:  1 ГАС миноискания МГ-89 "Серна",
    1 ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль"  
    радиотехническое:  инфракрасная ночного видения «Хмель»,
    электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон-2", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
    2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р  
    химическое:  1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2,
    ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
    для аварийной партий противогазы ИП-46  
    Экипаж:  45 человек (4 офицера)  

    Всего построено тральщиков с 1980 г. по 1991 - 13 единиц.


Hosted by uCoz