Иллюстрации
Чертежи
|
Морские тральщики проект 12660 "Рубин" - проектировались в Западном ПКБ (вошедшее в состав ФГУП ЦМКБ ("Алмаз") под руководством главного конструктора Н.П. Пегова, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга А.П. Демешкевич. Тактико-техническое задание выдано в 1979 году. На этапах эскизного и технического проектов существовали варианты с вертолетным вооружением, но из-за роста водоизмещения от них отказались. Корабли обладали минимальными собственными физическими полями и предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участие в минных постановках в дальней зоне от своих баз.
Корпус корабля из маломагнитной стали марки 45Г17Ю3, набирался по продольной системе и имел второе дно. Фундаменты главных двигателей, многих механизмов, вооружения, устройств и оборудования корабля, так же выполнялись в маломагнитном исполнении. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция с помощью амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов основных механизмов и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра с относительно высокой частотой вращения. Предусматривались специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного и электрического (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Корабль оснащался противоатомной и противохимической защитой. Корма выполнялась по слиповому типу, снабжённому вращающимися роульсами и поворотной рамой, что давало возможность в большей степени механизировать постановку и выборку тралов, а так же обеспечить большую безопасность трального расчёта при работе с тралами. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана и 3-барабанная лебедка. Гребные винты расположили в направляющих насадках, жёстко связанных с корпусом корабля, что привело к снижению уровня акустического поля. Насадки давали дополнительный упор винтам, а для снижения уровня акустического поля был предусмотрен подвод воздуха к насадкам (система обесшумливания (ОШУ)) и установка контрпропеллеров на ступицы винтов.
По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными.
Рулевая машина гидравлическая с системой управления «Дельфин», предусматривала простой, следящий и дистанционно-автоматический режимы управления двумя рулями.
Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, шесть спасательных плотов типа ПСН-10 (на 10 человек каждый), спасательные круги и индивидуальные спасательные жилеты.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощностью по 2500 л.с. и двухкаскадной амортизацией при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс двигателя до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс - до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-12660К. Изменение шага винта производилось гидравлической системой. Были установлены на масловводы ВРШ клапаны-блокираторы системы гидравлики, позволяющие при падении давления масла в системе (при обесточивании корабля, выхода из строя насоса ВРШ, упуске масла) удерживать лопасти ВРШ в положении заданного шага. Это позволяло также на постоянных режимах хода выводить из действия насосы ВРШ в целях экономии их ресурса. Скорость полного хода тральщика составляла 17 узлов и до 12 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды и обеспечивал с помощью холодильных машин круглогодичное кондиционирование воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов. В системе вентиляции устанавливались воздухоохладители и воздухонагреватели, на которые подавался холод от холодильных машин летом и пар от вспомогательного котлоагрегата зимой.
Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц получала питание от четырёх дизель-генераторов ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый, расположенных в носовом и кормовом машинных отделениях (МО).
Вооружение кораблей состоит:
- Из 1 одноствольного 76-мм автоматов АК-176 с длинной ствола 59 калибров, расположенного на баке. Темп стрельбы установки составляет 30, 60 или 75 выстрелов/мин., после 75 выстрелов требуется перерыв в стрельбе в течении 30 минут. Охлаждение ствола непрерывное наружное, забортной водой со скоростью 3,5 м/с, которая пропускалась между кожухом и моноблоком. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы по надводным целям до 15 км. Питание автоматов непрерывное, обойменное, с двух сторон. Боезапас включал 152 выстрела. Механизмы подачи разделены на две одинаковые группы и имеют привод от общего электродвигателя. Система подачи состоит из платформы, на которой расположены 2 горизонтальных транспортера с обоймами по 76 выстрелов, 2 цепных элеватора с приемниками и 2 маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями подаются в вертикальные затворы. Перенос патрона из элеватора в приемник качающейся части производится маятником. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки - нет данных. Автомат имеет систему дистанционного автоматического управления с помощью электропривода от корабельной РЛС УАО МР-123/176 "Вымпел", полуавтоматически с местного поста (визирной колонки) с помощью электропривода и вручную по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой установке.
- Из 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-630 с длинной ствола 54 калибра, расположенного в корме. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от РЛС МР-123/176 "Вымпел".
- Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
- Из минных рельсов и 16 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- Из 2 пусковых установок (ПУ) выстреливаемых помех ПК-16 (КЛ-101) калибра 82 мм с 16 направляющими трубами и с дистанционной системой управления. Предназначены для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки ПК-16 и далее процесс стрельбы идет автоматически. Темп стрельбы составляет 2 залпа/сек. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами. Боевой расчет включает 3 человека. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляет 400 кг.
- Из 1 комплекта глубоководного контактного трала ГКТ-2, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 280 м, заглубление до 200 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.
- Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-3М, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал глубоководный с большим радиусом действия и питающим фидером длиной до 455 метров, использовался при скорости траления до 12 узлов и волнении моря до 4 баллов.
- Из 1 акустического трала АТ-3 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал с широкой полосой действия используется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов.
- 4 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, предназначены для образования безопасных проходов в минных полях уничтожая или выводя из боеспособного состояния донные и придонные мины и обеспечивают обозначение оси безопасного прохода акустическими буями-обозначителями или тральными вехами. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
- Из 1 самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-2 "Кетмень" для допоиска и уничтожения донных мин по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания впереди по курсу корабля. Аппарат оснащён питающим 380 В, 50 Гц, 40-мм кабелем идущим от корабля, двумя телекамерами (носовая под углом 45° и в центре корпуса под углом 90° направлением вниз), поисковой гидролокационной станцией с поворотной антенной работающей в секторе 30° левого и правого борта, тросорезом перерезающим стальной трос, сбрасываемым зарядом-уничтожителем, движительным комплексом и системой управления движением. Максимальная поисковая скорость аппарата составляет 3 узла, а глубина поиска мин 100 метров. Движительный комплекс включал 2 маршевых неповоротных движителей с винтами фиксированного шага, для движения вперёд и 1 вертикальным движителем для перемещения вверх и вниз, поворот осуществляется изменением числа оборотов винтов. Система управления движением имеет малогабаритный гирокомпас и эхолот для измерения отстояния аппарата от грунта.
- Из 1 буксируемого искателя-уничтожителя мин ИУ "Палтус" для поиска и уничтожения донных мин. Искатель оснащён гидролокатором бокового обзора с полосой поиска до 100 метров, обеспечивающий обнаружение донных мин на глубинах до 150 метров при скоростях буксировки до 12 узлов и сбрасываемым зарядом-уничтожителем.
- Из подводного комплекса уничтожения мин ПКУМ "Гюрза".
Для постановки и выборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и слип с роульсами.
Система управления огнем универсальной артиллерии состоит:
- Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) МР-123/176 "Вымпел-А" в состав которого входит:
- автомат стрельбы (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС сопровождения МР-123/176 "Вымпел-А" выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки носовой 76-мм и кормовой 30-мм установок.
- Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
- Цель обнаруживалась и бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-123/176 "Вымпел-А".
РЛС сопровождения МР-123/176 "Вымпел-А" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм(АК-630) и 76-мм(АК-176) калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 600 м/с на дальности до 40 км и при наличии помех на дальности до 30 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.
Корабли комплектовались двумя РЛС навигации МР-212/201-1М «Вайгач-У», аппаратурой госопознавания «Нихром», ГАС МГ-99 «Кабарга-А», ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль", ГАС обнаружения подводных пловцов МГ-7, инфракрасной аппаратурой ночного видения «Хмель», электрооптической аппаратурой ночного видения МЭ-5 («Тромбон»), размагничивающим устройством (РУ).
РЛС навигации МР-212/201-1М "Вайгач-У" 3 - сантиметрового диапазона волн, предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и обеспечивала круговой обзор. Антенна одной станции щелевая со скоростью вращения 24 об/мин., а второй параболическая совмещенная с антеннами государственного опознавания размещены на мачте. Индикатор имеет диаметр экрана 270 мм, шкалы дальности в диапазоне 0,125; 0,25; 0,5; 0,75; 1,5; 3; 6; 12; 24; 48; 96 миль, разрешающую способность по направлению 1,4, а по дальности - 25 метров. Максимальная погрешность при измерении направления 0,5, а при измерении дальности 25 метров или 0,8% от значения установленной шкалы дальности. Станция производит автоматическое сопровождение до 50 целей с индикацией параметров движения и параметров сближения с предупреждением об опасности столкновения и имитацией маневров на расхождение, вывод данных в систему отображения морских электронных карт.
ГАСМ МГ-99 «Кабарга-А» предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат якорных и донных мин впереди по курсу корабля.
ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль" обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме: между надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км, между надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км. Скорость передачи информации в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 знаков/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг.
ГАС обнаружения подводных пловцов МГ-7 предназначена для поиска подводных пловцов-диверсантов в якорном режиме. Антенна кругового обзора станции на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду и одновременно открывается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами. Дальность обнаружения пловца в ластах до 120 метров, использующего подводные средства движения до 200 метров. Время приведения станции в боевую готовность составляет 5 минут.
Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком «Хром». РАС «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.
Инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель» позволяла осуществлять скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни. Время непрерывной работы прибора составляло 20 часов, дальность пеленгования - до 3,7 км, а определение дистанции - до 750 метров. Система работала от сети постоянного тока 27 В.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состояло их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ) и трёх местных на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Кроме того было предусмотрено вихревое размагничивание с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ, батоксовой вихревой обмотками – БВ.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный.
Головной тральщик "Железняков" вошёл в строй Черноморского флота в 1988 году.
Тактико-технические данные проект 12660
Водоизмещение: |
стандартное 1070 тонн, полное 1228 тонн |
Длина наибольшая: |
67,8 метра |
Ширина наибольшая: |
10,95 метра |
Осадка по корпусу: |
3,12 метра |
Силовая установка: |
2 ДРА М-503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 2 руля |
Электроэнергетическая система: |
4 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт |
Скорость хода: |
полная 16 узлов, экономическая 12 узлов |
Дальность плавания: |
3500 миль при 12 узлах |
Мореходность: |
не ограничена |
Автономность: |
15 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
1х1 76-мм автомат АК-176 и 1х6 30-мм автомат АК-603 от РЛС МР-123-01 "Вымпел" |
зенитное: |
2х4 ПУ ПЗРК «Стрела-3» |
минное: |
16 якорных мин КБ-3 и минные рельсы |
противоминное: |
1 контактный трал ГКТ-2, 1 акустический трал АТ-3, 1 РУ, 1 электромагнитный трал ТЭМ-3М, шнуровые заряды ШЗ-2, 1 СТИУ-2 "Кетмень", 1 ИУ "Палтус", 1 ПКУМ "Гюрза". |
гидроакустическое: |
1 ГАСМ МГ-99 "Кабарга-А", 1 ГАС МГ-35 "Штиль", 1 ГАС МГ-7 |
радиотехническое: |
инфракрасный прибор ночного видения "Хмель", аппаратура госопознавания "Нихром", комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101), электрооптический прибор ночного видения МЭ5 "Тромбон" |
навигационное: |
2 НРЛС "Вайгач-У", 2 127-мм магнитных компаса УКП-М, 1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор АРП-50Р |
химическое: |
прибор химической разведки ВПХР, 4 дымовые шашки МДШ, приборы дозиметрического контроля ДП-62, химкомплекты КЗИ-2, аварийной партии противогазы ИП-46. |
Экипаж: |
70 человек (7 офицеров) |
- Директивный срок службы кораблей проекта 12660 - 20 лет.
- Нормативный срок службы кораблей проекта 12660 - 16 лет.
- Межремонтный срок (текущий / средний) - 3,5 года / 7,5 лет;
- Междоковый срок - 1,5 года.
Всего построено тральщиков с 1988 г. по 1994 г. - 2 единицы. |
|