Главная | Надводные силы | Малый сторожевой корабль
МСК проект 159
1961-1987

Иллюстрации

Чертежи


    Малые сторожевые корабли проект 159 - разрабатывались Зеленодольским ПКБ для борьбы с подводными лодками. Тактико-техническое задание на разработку было выданно в 1955 году, главным конструктором проекта стал А. В. Кунахович, а наблюдающим от ВМФ назначили капитана 2 ранга Н.Д. Кондратенко.

    Корпус корабля гладкопалубный, электросварной, с седловатостью в носовой части, однотрубный, с одной треногой мачтой и одной надстройкой. Носовые образования корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнялись с развалом у верхней палубы. В качестве основного материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4. Набор корпуса производился по продольной схеме, с установкой рамных шпангоутов, флоров и бимсов. Для снижения размахов качки на корабле разместили успокоители качки активного типа и пассивного типа по бортам в средней части. Рядовой и старшинский состав срочной службы размещался в четырёх кубриках. Девять офицеров размещались в каютах, расположенных в носовой части корабля.
    По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными.

    Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, четыре спасательных плота с жёстким дном, спасательные круги и жилеты.

    Силовая установка механическая, трёхвальная, дизель-газотурбинная с двумя газотурбинными установками (ГТУ) М-2 мощностью по 15 000 л.с. и одним дизелем 61Б мощностью 6 000 л.с. Дизельный двигатель работал на средний вал, который передавал вращение на винт регулируемого шага типа ВР-159 при свободно вращающихся бортовых валах и обеспечивал экономический маршевый ход в 14 узлов с дальностью плавания более 2000 миль. Поскольку маршевая установка работала только на один вал, то для повышения манёвренности в узкостях и при швартовке было принято решение об установке подруливающих устройств. На первых кораблях были установлены подруливающие устройства германской фирмы «Плейгер». Позже устанавливались устройства только отечественного производства. Газотурбинные установки М-2 - это прямоточный двухкаскадный ГТД с высокой степенью сжатия, малым весом при большой мощности, с достаточно высокой температурой газа перед турбиной, обеспечивающей его устойчивую работу в широком диапазоне режимов с требуемой экономичностью. Турбины имели срок службы в 1000 часов, работали на бортовые валы с винтами фиксированного шага и использовались в качестве форсажных для развития кораблём полного хода в 33 узла при работе всех валов.
    Вспомогательный котел, обеспечивал паром хозяйственные нужды корабля в целом.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 спаренных стабилизированных 76-мм универсальных башенных артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и одно в кормовой части корабля. Башни имели лёгкую броню толщиной 5 мм, их недостатком являлась слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов/мин. на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения - от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 11 км. Масса установки доходила до 26 тонн. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Для управления стрельбой 76-мм артиллерии устанавливался ПУАО совмещённый с РЛС "Фут-Б".
    2. Из 1 пятитрубного 400-мм торпедного аппарата ПТА-40-159 с боезапасом из 5 малогабаритных противолодочных торпед СЭТ-40 в ТА. Торпедный аппарат комплектовался центральным прибором для управления стрельбой, по данным полученным от ГАС управления МГ-311 "Вычегда".
    3. Из минных рельсов и 24 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    4. Из 1 быстроходного акустического охранителя (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
    5. Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    6. Из 4 бомбомётных установк РБУ-2500 "Смерч" с 16 направляющими расположенными попарно в носовой и кормовой части, с дальностью стрельбы 500-2500 метров, глубиной поражения 350 м, использовались бомбы РГБ-25. Наводка установки производилась автоматически от ПУСБ "Смерч" по данным ГАС управления МГ-312 "Вычегда" для прицельного бомбометания, а заряжание — вручную. В комплектацию системы "Смерч" входила также реактивная бомба-ориентир "Свеча", предназначенная для обозначения места обнаружения подводной лодки. она имела весогабаритные и баллистические характеристики, аналогичные РГБ-25.

    Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии состояла:

    • Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Фут-Б" в состав которого входили:
      • автомат стрельбы Д-20 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления "Фут-Б" антенна которой располагалась на банкете ходового мостика (управлял 2 установками, расположенными в корме и носу), выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки универсальных установок 76-мм калибра.
    • система гиростабилизации "Компонент", которая обеспечивала стабилизацию артустановок 76-мм калибра при качке.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС целеуказания «Фут-Н».
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Фут-Б".

    РЛС управления "Фут-Б" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные и надводные цели для управления стрельбой универсальных автоматов 76-мм артиллерии. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 5,5 км при скорости цели до 300 м/с, а надводные и береговые цели на дальности до 9 км.

    Корабли комплектовались РЛС целеуказания "Фут-Н", РЛС навигации "Нептун", аппаратурой госопознавания "Нихром", РЛС РТР «Бизань-4Б», ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" и ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", радиопеленгатором АРП-50Р, БИУС "Планшет-59", дымовыми шашками МДШ.

    РЛС целеуказания «Фут-Н» дециметрового диапазона волн позволяла обнаруживать воздушные и надводные цели и передавать данные о них в систему управления стрельбой 76-мм автоматов. РЛС обнаруживала воздушную цель на дальности до 150 км.

    РЛС навигации "Нептун", предназначалась для освещения окружающей и навигационной обстановки, решения навигационных задач. Станция работала в режиме кругового обзора с диапазоном волн 3,2 см и была способна обнаруживать крупные надводные объекты на дальностях до 20 км и мелкие объекты на дальностях до 9 км. Антенна щелевого типа размещалась на мачте. Мертвая зона обычно не превышает 30 метров.

    Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.

    РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4Б" использовалась в целях обнаружения РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона имела дальность обнаружения 25 км и непрерывное время действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

    ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" с подкильной антенной расположенной в подводном обтекателе (ПО), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 8 км при эхопеленговании и 18 км при шумопеленговании, а якорные мины и торпеды на дальности до 2-3 км. Станция обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля.

    ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подкильном обтекателе (ПО). ГАС обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км.

    Радиопеленгатор АРП-50Р предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

    БИУС "Планшет-59" - боевая информационно-управляющая система, предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

    Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились корабли на заводе №820 в г. Калининграде и на заводе №368 в г. Хабаровске.

    Головной СКР-1 вступил в строй Черноморского флота в 1961 году.


    Тактико-технические данные проект 159

    Водоизмещение:   стандартное 938 тонн, полное 1077 тонн  
    Длина наибольшая:  81,8 метра  
    Длина по КВЛ:  78,4 метров  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  8,7 метра  
    Высота борта в носу:  8,4 метра  
    Высота борта на миделе:  5,5 метра  
    Высота борта в корме:  3,4 метра  
    Осадка по корпусу:  2,85 метра  
    Осадка с обтекателем ГАС:  5,8 метра  
    Силовая установка:  2 газовые турбины М-2 по 15 000 л.с., 1 дизель 61Б 6 000 л.с.,
    2 винта ФШ, 1 винт РШ, 2 руля, 2 подруливающих устройства  
    Скорость хода:  полная 33 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  до 4 баллов по применению оружия  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 76-мм автомата АК-726 с ПУАО "Фут-Б" от РЛС "Фут-Б"  
    торпедное:  1х5 400-мм ТА ПТА-40-159, 5 противолодочных торпед СЭТ-40  
    минное:  24 якорных мины КБ-3 и минные рельсы  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и бомбы ББ-1, 4 бомбомёта РБУ-2500
    с ПУСБ "Смерч".  
    гидроакустическое:  2 ГАС подкильные МГ-312 "Титан" и МГ-311 "Вычегда"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Фут-Н", аппаратура госопознавания "Нихром",
    РЛС РЭБ «Бизань-4Б», 1 БИУС «Планшет-59».  
    навигационное:  1 НРЛС "Нептун", 1 радиопеленгатор АРП-50Р, 1 лаг, 1 эхолот,
    1 гирокомпас "Курс",  
    химическое:  10 дымовых шашек МДШ.  
    Экипаж:  108 человек (9 офицеров)  

    Всего построено сторожевых кораблей с 1961 г. по 1965 г. - 19 единиц.

    Распределение кораблей по флотам:

    Черноморский флот

    1. СКР-1 (заводской №601) до 19 мая 1966 года относился к подклассу противолодочных кораблей (ПЛК), 30 марта 1978 года выведен из боевого состава и переклассифицирован в опытовое судно (ОС), 1 октября 1986 года исключён из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 февраля 1987 года расформирован и позже разделан на металл в Севастополе;
    2. СКР-27 (заводской №162) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 3 июля 1992 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1992 года расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе;
    3. СКР-30 (заводской №163) осенью 1968 года перечислен из состава Балтийского флота, 30 марта 1978 года выведен из боевого состава и переформирован в опытовое судно ОС-333, 28 сентября 1990 года исключён из списков судов ВМФ в связи с разоружением и передачей Госснабу СССР для использования в служебно-вспомогательных целях, 1 октября 1990 года расформирован;
    4. СКР-40 (заводской №166) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 25 января 1994 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 сентября 1994 года расформирован;

    Северный флот

    1. СКР-47 (заводской №151) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 28 мая 1973 года по 25 ноября 1974 года прошёл модернизацию по проекту 159М, 29 октября 1992 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 декабря 1992 года расформирован и разделан на металл в Архангельске;
    2. СКР-26 (заводской №153) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 30 июня 1993 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 ноября 1993 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
    3. СКР-17 (заводской №154) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 7 октября 1975 года по 28 ноября 1977 года прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 159М, 27 мая 1980 года перечислен в состав Черноморского флота;
    4. СКР-9 (заводской №157) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 19 апреля 1990 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
    5. СКР-22 (заводской №158) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 10 августа 1985 года по 25 августа 1987 года прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 159М, 24 июня 1991 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
    6. СКР-33 (заводской №159) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 1 октября 1973 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию, 30 июля 1978 года расконсервирован и вновь введён в строй, с 24 ноября 1978 года по 27 мая 1980 года модернизирован по проекту 159-М, 4 августа 1995 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 сентября 1995 года расформирован;
    7. СКР-34 (заводской №165) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 5 октября 1966 года перечислен из состава Балтийского флота, 19 апреля 1990 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;

      Балтийский флот

    1. СКР-38 (заводской №150) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 30 августа 1984 года по 5 февраля 1987 года прошёл модернизацию на СРЗ в Риге по проекту 159М, 19 апреля 1990 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован, в 1991–1992 гг. затонул при демонтаже механизмов и систем в порту Балтийска из-за неисправности донно-забортной арматуры;
    2. СКР-30 (заводской №163) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, осенью 1968 года перечислен в состав Черноморского флота;
    3. СКР-34 (заводской №165) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 5 октября 1966 года перечислен в состав Северного флота;

      Тихоокеанский флот

    1. СКР-18 (заводской №28) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 5 июля 1973 года по 25 января 1974 года прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 159М, с 2 марта 1979 года входил в состав Камчатской флотилии разнородных сил, с 23 апреля 1981 года переведён в состав Сахалинской флотилии разнородных сил, 4 мая 1989 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;
    2. СКР-41 (заводской №29) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, 20 июня 1987 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 августа 1987 года расформирован;
    3. СКР-11 (заводской №30) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 3 марта 1976 года по 1 января 1978 года прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 159М, 31 декабря 1988 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 1 октября 1989 года расконсервирован и вновь введён в строй, 15 февраля 1991 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 июня 1991 года расформирован;
    4. СКР-43 (заводской №31) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 10 февраля 1981 года по 10 ноября 1981 года прошёл модернизацию по проекту 159М, 4 мая 1989 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;
    5. СКР-3 (заводской №32) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 1 февраля 1980 года по 19 января 1983 года проходил капремонт, после чего был выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 19 апреля 1990 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован;
    6. СКР-46 (заводской №33) до 19 мая 1966 года относился к подклассу ПЛК, с 17 июля 1971 года по 29 июля 1974 года прошёл модернизацию по проекту 159М, с 26 ноября 1971 года по 17 ноября 1973 года кораблём командовал капитан 3 ранга В.И. Куроедов (Главком ВМФ РФ c 7 ноября 1997 года по 5 сентября 2005 года), 4 мая 1989 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;

    Малые сторожевые корабли проект 159А - с обновлённым радиотехническим и усиленным противолодочным вооружением, аналогичным СКР проекта 35.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 спаренных стабилизированных 76-мм универсальных башенных артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и одно в кормовой части корабля. Башни имели лёгкую броню толщиной 5 мм, их недостатком являлась слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов/мин. на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения - от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 11 км. Масса установки доходила до 26 тонн. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Для управления стрельбой 76-мм артиллерии устанавливался ПУАО совмещённый с РЛС МР-105 "Турель-59".
    2. Из 2 четырёхтрубных 400-мм торпедных аппаратов ЧТА-40-159 с боезапасом из 8 малогабаритных противолодочных торпед СЭТ-40 в ТА. Торпедный аппарат комплектовался центральным прибором для управления стрельбой, по данным полученным от ГАС управления МГ-311 "Вычегда".
    3. Из минных рельсов и 24 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    4. Из 1 быстроходного акустического охранителя (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
    5. Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    6. Из 2 бомбомётных установок РБУ-6000 "Смерч-2" с 12 стволами расположенными попарно в носовой части, с дальностью стрельбы 1000 м, глубиной поражения 450 м, использовались бомбы РГБ-60. Наводка установки производилась автоматически от ПУСБ "Смерч-2" по данным ГАС "Вычегда" для прицельного бомбометания. РБУ имела собственную систему заряжания; погреб с глубинными бомбами располагался в подпалубном помещении; бомбы на заряжающее устройство подавались специальным подъёмником, опущенный на 90° пакет стволов разворачивался по курсовому углу, автоматически возвращаясь после заряжания в режим наведения. Скорость наведения стволов составляла 30 град/с в автоматическом режиме и 4 град/с в ручном. РБУ могли применяться на кораблях при волнении моря до 8 баллов.

    Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии состояла:

    • Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-59" в состав которого входили:
      • центральный автомат стрельбы Д-67 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-105 "Турель" управлял 2 установками выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 76-мм артиллерии.
    • система гиростабилизации "Компонент", которая обеспечивала стабилизацию артустановок 76-мм калибра при качке.
    • Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения "Фут-Н".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель".

    РЛС управления стрельбой МР-105 "Турель" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать надводные, воздушные и береговые цели для управления стрельбой орудий универсального 76-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала цели на дальности до 55 км и позволяла проводить селекцию подвижных целей, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.

    Корабли комплектовались РЛС целеуказания "Фут-Н", РЛС навигации "Дон", аппаратурой госопознавания "Нихром", РЛС РТР «Бизань-4Б», ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" и ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", радиопеленгатором АРП-50Р, БИУС "Планшет-59", дымовыми шашками МДШ.

    РЛС целеуказания «Фут-Н» дециметрового диапазона волн позволяла обнаруживать воздушные и надводные цели и передавать данные о них в систему управления стрельбой 76-мм автоматов. РЛС обнаруживала воздушную цель на дальности до 150 км.

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на мачте.

    РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4Б" использовалась в целях обнаружения РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона имела дальность обнаружения 25 км и непрерывное время действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

    ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" с подкильной антенной расположенной в подводном обтекателе (ПО), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 8 км при эхопеленговании и 18 км при шумопеленговании, а якорные мины и торпеды на дальности до 2-3 км. Станция обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля.

    ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подкильном обтекателе (ПО). ГАС обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км.

    Радиопеленгатор АРП-50Р предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

    БИУС "Планшет-59" - боевая информационно-управляющая система, предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

    Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились корабли на заводе №820 в г. Калининграде и на заводе №368 в г. Хабаровске.

    Головной СКР-29 вступил в строй Северного флота в 1966 году.


    Тактико-технические данные проект 159А

    Водоизмещение:   стандартное 970 тонн, полное 1110 тонн  
    Длина наибольшая:  81,8 метра  
    Длина по КВЛ:  78,4 метров  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  8,7 метра  
    Высота борта в носу:  8,4 метра  
    Высота борта на миделе:  5,5 метра  
    Высота борта в корме:  3,4 метра  
    Осадка по корпусу:  2,85 метра  
    Осадка с обтекателем ГАС:  5,8 метра  
    Силовая установка:  2 газовые турбины М-2 по 15 000 л.с., 1 дизель 61Б 6 000 л.с.,
    2 винта ФШ, 1 винт РШ, 2 руля, 2 подруливающих устройства  
    Скорость хода:  полная 33 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  до 4 баллов по применению оружия  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 76-мм автомата АК-726 с ПУАО "Турель-59" от РЛС МР-105
    "Турель"  
    торпедное:  2х4 400-мм ТА ЧТА-40-159, 8 противолодочных торпед СЭТ-40  
    минное:  24 якорных мины КБ-3 и минные рельсы  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и бомбы ББ-1, 2 бомбомёта РБУ-6000
    с ПУСБ "Смерч-2" и 96 бомб РГБ-60.  
    гидроакустическое:  2 ГАС подкильные МГ-312 "Титан" и МГ-311 "Вычегда"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Фут-Н", аппаратура госопознавания "Нихром",
    РЛС РЭБ «Бизань-4Б», 1 БИУС «Планшет-59».  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 1 радиопеленгатор АРП-50Р, 1 лаг, 1 эхолот,
    1 гирокомпас "Курс",  
    химическое:  10 дымовых шашек МДШ.  
    Экипаж:  108 человек (9 офицеров)  

    Всего построено сторожевых кораблей с 1966 г. по 1972 г. - 23 единицы.

    Распределение кораблей по флотам:

    Черноморский флот

    1. СКР-112 (заводской №191) 7 июля 1993 года исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Украины, 24 августа 1993 года сдан в ОРВИ для демонтажа и реализации, 31 декабря 1993 года расформирован и в 1994 году разделан на металл в Севастополе;
    2. СКР-110 (заводской №190) с 28 июля 1970 года перечислен из состава Балтийского флота, 1 апреля 1974 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Донузлаве, 10 июня 1982 года расконсервирован и вновь введен в строй, 12 апреля 1991 года вторично выведен из боевого состава и переформирован в опытовое судно ОС с передислокацией в Феодосию, 18 июля 1994 года исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 мая 1998 года расформирован, в мае 2000 года прибуксирован из Феодосии в Севастополь и там разделан на металл;
    3. СКР-115 (заводской №192) 19 марта 1984 года продан ВМС Эфиопии и переименован в Р-1617, 9 апреля 1984 года исключен из состава ВМФ СССР и 31 декабря 1984 года расформирован;
    4. СКР-94 (заводской №197) 12 октября 1972 года переименован в “Краснодарский комсомолец”, 15 сентября 1979 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Донузлаве, в 1983 году расконсервирован и вновь введен в строй, 21 июля 1983 года продан ВМС Эфиопии и переименован в Р-1616, 12 августа 1983 года исключен из состава ВМФ СССР и 1 марта 1984 года расформирован;

    Северный флот

    1. СКР-29 (заводской №186) 15 декабря 1972 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Сайда (г. Гаджиево), 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на Мурманской базе “Главвторчермета” на мысе Зелёный разделан на металл;
    2. СКР-16 (заводской №187) осенью 1983 года перечислен в состав Каспийской флотилии, 5 апреля 1991 года переименован в “Бакинец”, 10 сентября 1992 года исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Азербайджана и 1 октября 1992 года расформирован;
    3. СКР-103 (заводской №188) 1 октября 1983 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Сайда (г. Гаджиево), 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и позже разделан на металл в Мурманске;
    4. СКР-106 (заводской №189) 30 июня 1993 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 ноября 1993 года расформирован и позже разделан на металл в Архангельске;
    5. СКР-87 (заводской №198) 25 августа 1988 года перечислен в состав Каспийской флотилии, с 29 мая 1990 года до 15 февраля 1992 года носил имя “Комсомолец Дагестана”, 3 июля 1992 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1992 года расформирован;
    6. СКР-98 (заводской №196) 30 января 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 июня 1991 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
    7. СКР-120 (заводской №199) 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
    8. СКР-123 (заводской №211) 1 октября 1984 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Сайда (г. Гаджиево), 1 марта 1991 года расконсервирован и вновь введен в строй, 29 октября 1992 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 декабря 1992 года расформирован и позже разделан на металл в Архангельске;
    9. СКР-126 (заводской №212) 3 июля 1992 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1992 года расформирован и разделан на металл в Мурманске;

      Балтийский флот

    1. СКР-110 (заводской №190) с 28 июля 1970 года перечислен в состав Черноморского флота;

      Тихоокеанский флот

    1. СКР-78 (заводской №35) 1 декабря 1972 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию у о-ва Русский в Уссурийском заливе, 1 октября 1986 года расконсервирован и вновь введен встрой, 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован;
    2. СКР-21 (заводской №36) 12 марта 1979 года переименован в “Орловский комсомолец”, 1 октября 1989 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 15 февраля 1991 года исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 июня 1991 года расформирован;
    3. СКР-36 (заводской №37) 1 февраля 1977 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;
    4. СКР-92 (заводской №38) 2 марта 1979 года вошёл в состав Камчатской флотилии разнородных сил, 23 апреля 1981 года в составе Сахалинской флотилии разнородных сил, 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован;
    5. СКР-130 (заводской №44) в декабре 1983 года продан ВМС Вьетнама и переименован в НО-15, 10 мая 1984 года исключен из состава ВМФ СССР и 1 декабря 1984 года расформирован;
    6. СКР-133 (заводской №45) 20 февраля 1971 года включен в состав Камчатской флотилии разнородных сил, 1 ноября 1986 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 11 февраля 1994 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 сентября 1994 года расформирован;
    7. СКР-138 (заводской №46) с 23 апреля 1981 года входил в состав Сахалинской флотилии разнородных сил, 1 октября 1983 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 11 февраля 1994 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, 1 июня 1994 года расформирован;
    8. СКР-141 (заводской №47) в декабре 1983 года продан ВМС Вьетнама и переименован в НО-13, 15 марта 1984 года исключен из состава ВМФ СССР и 1 декабря 1984 года расформирован;
    9. СКР-128 (заводской №48) 31 декабря 1979 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован;
    10. СКР-135 (заводской №49) 1 октября 1973 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 1 марта 1984 года расконсервирован и вновь введен в строй, в декабре 1984 года продан ВМС Вьетнама и переименован в НО-17, 5 января 1985 года исключен из состава ВМФ СССР и 1 октября 1985 года расформирован;

    Малые сторожевые корабли проект 159М - это модернизированный Зеленодольским ПКБ в 1969 году вариант проекта 159. По проекту модернизации предусматривалось, размещение на корабле буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового комплекса вооружений (РБУ-2500 и бомбосбрасывателей) и обновлённого радиолокационного вооружения. Для этого в корме устанавливалась дополнительная надстройка, внутри которой размещалось оборудование для выпуска и подъёма буксируемой антенны, а также сама ГАС МГ-325 «Вега». При этом корабль помимо вышеперечисленного противолодочного оружия также лишился и возможности осуществлять постановку морских мин.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 спаренных стабилизированных 76-мм универсальных башенных артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и одно в кормовой части корабля. Башни имели лёгкую броню толщиной 5 мм, их недостатком являлась слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов/мин. на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке злеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения - от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 11 км. Масса установки доходила до 26 тонн. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Для управления стрельбой 76-мм артиллерии устанавливался ПУАО совмещённый с РЛС МР-105 "Турель-59".
    2. Из 1 пятитрубного 400-мм торпедного аппарата ПТА-40-159 с боезапасом из 5 малогабаритных противолодочных торпед СЭТ-40 в ТА. Торпедный аппарат комплектовался центральным прибором для управления стрельбой, по данным полученным от ГАС управления МГ-311 "Вычегда".
    3. Из 2 бомбомётных установк РБУ-2500 "Смерч" с 16 направляющими расположенными попарно в носовой части, с дальностью стрельбы 500-2500 метров, глубиной поражения 350 м, использовались бомбы РГБ-25. Наводка установки производилась автоматически от ПУСБ "Смерч" по данным ГАС управления МГ-312 "Вычегда" для прицельного бомбометания, а заряжание — вручную. В комплектацию системы "Смерч" входила также реактивная бомба-ориентир "Свеча", предназначенная для обозначения места обнаружения подводной лодки. она имела весогабаритные и баллистические характеристики, аналогичные РГБ-25.

    Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии состояла:

    • Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-59" в состав которого входили:
      • центральный автомат стрельбы Д-67 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-105 "Турель" управлял 2 установками, выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 76-мм артиллерии.
    • система гиростабилизации "Компонент", которая обеспечивала стабилизацию артустановок 76-мм калибра при качке.
    • Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения "Фут-Н".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель".

    РЛС управления стрельбой МР-105 "Турель" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать надводные, воздушные и береговые цели для управления стрельбой орудий универсального 76-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала цели на дальности до 55 км и позволяла проводить селекцию подвижных целей, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.

    Корабли комплектовались РЛС целеуказания МР-302 "Рубка", РЛС навигации "Дон", аппаратурой госопознавания "Нихром", РЛС РТР «Бизань-4Б», ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" и ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", ГАС буксируемая МГ-325 "Вега", радиопеленгатором АРП-50Р, БИУС "Планшет-59", дымовыми шашками МДШ.

    РЛС целеуказания МР-302 «Рубка» дециметрового диапазона волн позволяла обнаруживать воздушные и надводные цели и передавать данные о них в систему управления стрельбой 76-мм автоматов. Станция обнаруживала надводные цели на дальности до 25 км и воздушные цели на дальности до 98 км.

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на мачте.

    РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4Б" использовалась в целях обнаружения РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона имела дальность обнаружения 25 км и непрерывное время действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

    ГАС кругового обзора МГ-312 "Титан" с подкильной антенной расположенной в подводном обтекателе (ПО), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 8 км при эхопеленговании и 18 км при шумопеленговании, а якорные мины и торпеды на дальности до 2-3 км. Станция обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля.

    ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подкильном обтекателе (ПО). ГАС обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км.

    ГАС буксируемая МГ-325 "Вега" создана специально для поиска вражеских подводных лодок при неблагоприятных гидроакустических условиях (под слоем скачка скорости звука) и обеспечивает обнаружение ПЛ на дистанции до 15 км. Станция имела оригинальное подъемно-опускное устройство ПОУКБ-1, которое обеспечивало открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

    Радиопеленгатор АРП-50Р предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

    БИУС "Планшет-59" - боевая информационно-управляющая система, предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

    Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Модернизировались корабли на заводе №820 в г. Калининграде, на заводе в г. Риге и на заводе №602 в г. Владивостоке.

    Первый переоборудованный СКР-18 вступил в строй флота в 1974 году.


    Тактико-технические данные проект 159М

    Водоизмещение:   стандартное 950 тонн, полное 1150 тонн  
    Длина наибольшая:  81,8 метра  
    Длина по КВЛ:  78,4 метров  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  8,7 метра  
    Высота борта в носу:  8,4 метра  
    Высота борта на миделе:  5,5 метра  
    Высота борта в корме:  3,4 метра  
    Осадка по корпусу:  2,85 метра  
    Осадка с обтекателем ГАС:  5,8 метра  
    Силовая установка:  2 газовые турбины М-2 по 15 000 л.с., 1 дизель 61Б 6 000 л.с.,
    2 винта ФШ, 1 винт РШ, 2 руля, 2 подруливающих устройства  
    Скорость хода:  полная 32 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  до 4 баллов по применению оружия  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 76-мм автомата АК-726 с ПУАО "Турель-59" от РЛС МР-105
    "Турель"  
    торпедное:  1х5 400-мм ТА ПТА-40-159, 5 противолодочных торпед СЭТ-40  
    противолодочное:  2 бомбомёта РБУ-2500 с ПУСБ "Смерч" и 128 бомб РГБ-25.  
    гидроакустическое:  2 ГАС подкильные МГ-312 "Титан" и МГ-311 "Вычегда"
    ГАС буксируемая МГ-325 "Вега"  
    радиотехническое:  1 РЛС МР-302 "Рубка", аппаратура госопознавания "Нихром",
    РЛС РЭБ «Бизань-4Б», 1 БИУС «Планшет-59».  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 1 радиопеленгатор АРП-50Р, 1 лаг, 1 эхолот,
    1 гирокомпас "Курс",  
    химическое:  10 дымовых шашек МДШ.  
    Экипаж:  98 человек (9 офицеров)  

    Всего переоборудовано сторожевых кораблей с 1974 г. по 1987 г. - 9 единиц.


    Малые сторожевые корабли проект 159АЭ - это специальный экспортный вариант для ВМС Въетнама, Индии и Сирии.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 спаренных стабилизированных 76-мм универсальных башенных артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и одно в кормовой части корабля. Башни имели лёгкую броню толщиной 5 мм, их недостатком являлась слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов/мин. на ствол с последующим 3 мин. охлаждением забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ при помощи дистанционного привода Д-67 разворачивалась влево или вправо на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения - от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 11 км. Масса установки доходила до 26 тонн. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Для управления стрельбой 76-мм артиллерии устанавливался ПУАО совмещённый с РЛС МР-105 "Турель-59".
    2. Из 1 трёхтрубного 533-мм торпедного аппарата ТТА-53-159АЭ с боезапасом из 3 противолодочных торпед СЭТ-65 в ТА. Торпедный аппарат комплектовался центральным прибором для управления стрельбой по данным полученным от ГАС управления МГ-312 "Вычегда".
    3. Из 1 быстроходного акустического охранителя (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
    4. Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    5. Из 4 бомбомётных установок РБУ-2500 "Смерч" с 16 направляющими расположенными попарно в носовой и кормовой части, с дальностью стрельбы 500-2500 метров, глубиной поражения 350 м, использовались бомбы РГБ-25. Наводка установки производилась автоматически от ПУСБ "Смерч" по данным ГАС управления МГ-312 "Вычегда" для прицельного бомбометания, а заряжание — вручную. В комплектацию системы "Смерч" входила также реактивная бомба-ориентир "Свеча", предназначенная для обозначения места обнаружения подводной лодки. она имела весогабаритные и баллистические характеристики, аналогичные РГБ-25.

    Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии состояла:

    • Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-59" в состав которого входили:
      • центральный автомат стрельбы Д-67 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-105 "Турель" управлял 2 установками выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 76-мм артиллерии.
    • система гиростабилизации "Компонент", которая обеспечивала стабилизацию артустановок 76-мм калибра при качке.
    • Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения "Фут-Н".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель".

    РЛС управления стрельбой МР-105 "Турель" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать надводные, воздушные и береговые цели для управления стрельбой орудий универсального 76-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала цели на дальности до 55 км и позволяла проводить селекцию подвижных целей, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.

    Корабли комплектовались РЛС целеуказания "Фут-Н", РЛС навигации "Дон", ГАС кругового обзора "Геркулес" и ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", радиопеленгатором АРП-50Р, БИУС "Планшет-59".

    РЛС целеуказания «Фут-Н» дециметрового диапазона волн позволяла обнаруживать воздушные и надводные цели и передавать данные о них в систему управления стрельбой 76-мм автоматов. РЛС обнаруживала воздушную цель на дальности до 150 км.

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на мачте.

    ГАС кругового обзора "Геркулес" с подкильной антенной расположенной в подводном обтекателе (ПО), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования. Станция обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля.

    ГАС управления противолодочным оружием МГ-311 "Вычегда", работала в секторном режиме. Антенна станции монтировалась в подкильном обтекателе (ПО). ГАС обеспечивала сопровождение подводной лодки в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 8 до 18 км.

    Радиопеленгатор АРП-50Р предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

    БИУС "Планшет-59" - боевая информационно-управляющая система, предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

    Строились корабли на заводе №820 в г. Калининграде и на заводе №368 в г. Хабаровске.

    Головной СКР-95 вступил в строй ВМС Сирии в 1969 году.


    Тактико-технические данные проект 159АЭ

    Водоизмещение:   стандартное 950 тонн, полное 1100 тонн  
    Длина наибольшая:  81,8 метра  
    Длина по КВЛ:  78,4 метров  
    Ширина наибольшая:  9,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  8,7 метра  
    Высота борта в носу:  8,4 метра  
    Высота борта на миделе:  5,5 метра  
    Высота борта в корме:  3,4 метра  
    Осадка по корпусу:  2,85 метра  
    Осадка с обтекателем ГАС:  5,8 метра  
    Силовая установка:  2 газовые турбины М-2 по 15 000 л.с., 1 дизель 61Б 6 000 л.с.,
    2 винта ФШ, 1 винт РШ, 2 руля, 2 подруливающих устройства  
    Скорость хода:  полная 32 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  до 4 баллов по применению оружия  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 76-мм автомата АК-726 с ПУАО "Турель-59" от РЛС МР-105
    "Турель"  
    торпедное:  1х3 533-мм ТА ТТА-40-159АЭ, 3 противолодочных торпеды СЭТ-65  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и бомбы ББ-1, 4 бомбомёта РБУ-2500
    с ПУСБ "Смерч" и 256 бомб РГБ-25.  
    гидроакустическое:  2 ГАС подкильные "Геркулес" и МГ-311 "Вычегда"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Фут-Н", 1 БИУС «Планшет-59».  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 1 радиопеленгатор АРП-50Р, 1 лаг, 1 эхолот,
    1 гирокомпас "Курс",  
    Экипаж:  98 человек (9 офицеров)  

    Всего построено сторожевых кораблей с 1969 г. по 1978 г. - 12 единиц.


Hosted by uCoz