Главная | Надводные силы | Торпедный катер
БТКА проект 200
1944-1952

Иллюстрации

Чертежи

    Большие торпедные катера проекта 200 - спроектированы филиалом ЦКБ-32 при Сосновском заводе №640 под руководством главного конструктора Л.Л. Ермаша в 1942 году, катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак не только в стесненных прибрежных районах, но и в ближней морской зоне. Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми техническими данными но с различным материалом изготовления корпуса, металлическим или деревянным. Предусматривалась установка трубчатых 533-мм торпедных аппаратов, установка авторулевого "Янтарь-2", а так же местное бронирование боевой рубки и пулеметных установок.


    Большие торпедные катера тип ТМ-200 - это вариант с металлическим корпусом.

    Корпус катера стальной с прямой транцевой кормой. В днище по всей длине корпуса проходила балка, которая выполняла роль киля. Расстояние между шпангоутами (шпация) равнялось 25 см. Палуба прямая по всей длине катера имела незначительные скосы у бортов в носовой части корпуса, для лучшего слива воды. В середине корпуса находилась бронированная закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков.
    Катера с металлическим корпусом оказались слишком недолговечными и подверженными коррозии, за счет некачественного металла и сборки.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя американскими бензиновыми моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами. Скорость полного хода катера составляла 37 узлов. Исправный мотор запускался через 6 сек. после включения.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ТТКА-53. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
    2. Из 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок МСТУ с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались одна в корме и две побортно сразу за рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Угол вертикального наведения установки достигает от -10 до +85 градусов. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Живучесть ствола до 10 000 выстрелов. Расчёт установки включал 1 человека. Установка имела систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - 300 кг.
    3. Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    Катера комплектовались магнитным компасом КИ-10, радиостанцией "Штиль-К", дымаппаратурой ДА-7.

    Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

    Дымаппаратура ДА-7 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Строительство проводилось на заводе №341 в г. Рыбинске.

    Головной катер вошёл в строй флота 30 сентября 1944 года.


    Тактико-технические данные БТКА ТМ-200

    Водоизмещение:   стандартное 43,7 тонны, полное 46,9 тонны.  
    Длина наибольшая:  23,4 метров  
    Ширина наибольшая:  4 метра  
    Высота борта на миделе:  2,4 метра  
    Осадка полная:  1,13 метра  
    Силовая установка:  3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
    3 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 37 узлов, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  490 миль при 10 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  2 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х2 12,7-мм установки МСТУ  
    торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53  
    противолодочное:  1 бомбосбрасыватель, 8 глубинных бомб БМ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-10, авторулевой "Янтарь-2"  
    химическое:  дымаппаратура ДА-7  
    Экипаж:  11 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1944 г. по 1946 г. - 24 единицы.


    Большие торпедные катера ТД-200 - это вариант с деревянным корпусом.

    Корпус катера деревянный трёхслойный из сосновых досок с прямой транцевой кормой. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 38,1 узла. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-53 для двух 533-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
    2. Из 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок 2-УК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались одна в корме и две побортно за рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 1 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

    Катер комплектовался дымаппаратурой ДА-7, опытными образцами РЛС госопознавания "Факел" и РЛС обнаружения целей "Зарница".

    Дымаппаратура ДА-7 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вступил в строй 28 июля 1946 года.


    Тактико-технические данные БТКА ТД-200

    Водоизмещение:   стандартное 43,8 тонны, полное 46,8 тонны.  
    Длина наибольшая:  23,4 метра  
    Ширина наибольшая:  4 метра  
    Высота борта на миделе:  2,4 метра  
    Осадка полная:  1,12 метра  
    Силовая установка:  3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
    3 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 38,1 узла, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  495 миль при 10 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  2 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х2 12,7-мм установки 2-УК  
    торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53  
    противолодочное:  1 бомбосбрасыватель, 8 глубинных бомб БМ-1  
    радиотехническое:  1 РЛС "Зарница", 1 РЛС госопознавания "Факел"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-10, авторулевой "Янтарь-2"  
    химическое:  дымаппаратура ДА-7  
    Экипаж:  11 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров в 1946 г. 1 единица.


    Большие торпедные катера ТД-200бис - это корректиронный вариант катеров разработанный ЦКБ-19 в 1947 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы "Паккард", увеличенной дальностью плавания и развалом носовых шпангоутов. Управление катером, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, а бронирование рубки снято, кроме этого демонтировали и противолодочное вооружение.

    Корпус катера деревянный трёхслойный из клееных сосновых досок и большим развалом носовых шпангоутов, с прямой транцевой кормой. Использование водостойкого клея ВИАМ-Б3 обеспечивало прочность идентичную целому материалу. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась закрытая боевая рубка с открытым ходовым мостиком.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-53 для двух 533-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
    2. Из 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок 2-УК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались одна в корме и две побортно за рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 1 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    На катера устанавливали РЛС госопознавания "Факел", РЛС обнаружения целей "Зарница" и дымовые шашки.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вступил в строй флота 22 октября 1947 года..


    Тактико-технические данные БТКА ТД-200бис

    Водоизмещение:   стандартное 44,8 тонны, полное 48,1 тонны.  
    Длина наибольшая:  24 метра  
    Высота борта на миделе:  2,5 метра  
    Ширина наибольшая:  4 метра  
    Осадка полная:  1,14 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля М-50 по 900 л.с.,
    3 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 38,4 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  800 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  6 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х2 12,7-мм установки 2-УК  
    торпедное:  2х1 533-мм ТА ТТКА-53  
    радиотехническое:  1 РЛС "Зарница", 1 РЛС госопознавания "Факел"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-11, авторулевой "Янтарь-2"  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  11 человек (1 офицер)  

    Всего было построено катеров с 1947 г. по 1952 г. 168 единиц.


Hosted by uCoz