Иллюстрации
Чертежи
|
Большие торпедные катера проекта 200 - спроектированы филиалом ЦКБ-32 при Сосновском заводе №640 под руководством главного конструктора Л.Л. Ермаша в 1942 году, катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак не только в стесненных прибрежных районах, но и в ближней морской зоне. Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми техническими данными но с различным материалом изготовления корпуса, металлическим или деревянным. Предусматривалась установка трубчатых 533-мм торпедных аппаратов, установка авторулевого "Янтарь-2", а так же местное бронирование боевой рубки и пулеметных установок.
Большие торпедные катера тип ТМ-200 - это вариант с металлическим корпусом.
Корпус катера стальной с прямой транцевой кормой. В днище по всей длине корпуса проходила балка, которая выполняла роль киля. Расстояние между шпангоутами (шпация) равнялось 25 см. Палуба прямая по всей длине катера имела незначительные скосы у бортов в носовой части корпуса, для лучшего слива воды. В середине корпуса находилась бронированная закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков.
Катера с металлическим корпусом оказались слишком недолговечными и подверженными коррозии, за счет некачественного металла и сборки.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя американскими бензиновыми моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами. Скорость полного хода катера составляла 37 узлов. Исправный мотор запускался через 6 сек. после включения.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ТТКА-53. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
- Из 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок МСТУ с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались одна в корме и две побортно сразу за рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Угол вертикального наведения установки достигает от -10 до +85 градусов. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Живучесть ствола до 10 000 выстрелов. Расчёт установки включал 1 человека. Установка имела систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - 300 кг.
- Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Катера комплектовались магнитным компасом КИ-10, радиостанцией "Штиль-К", дымаппаратурой ДА-7.
Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.
Дымаппаратура ДА-7 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.
Строительство проводилось на заводе №341 в г. Рыбинске.
Головной катер вошёл в строй флота 30 сентября 1944 года.
Тактико-технические данные БТКА ТМ-200
Водоизмещение: |
стандартное 43,7 тонны, полное 46,9 тонны. |
Длина наибольшая: |
23,4 метров |
Ширина наибольшая: |
4 метра |
Высота борта на миделе: |
2,4 метра |
Осадка полная: |
1,13 метра |
Силовая установка: |
3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с., 3 винта, 3 руля |
Скорость хода: |
полная 37 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
490 миль при 10 узлах |
Мореходность: |
5 баллов |
Автономность: |
2 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
3х2 12,7-мм установки МСТУ |
торпедное: |
2х1 533-мм ТА ТТКА-53 |
противолодочное: |
1 бомбосбрасыватель, 8 глубинных бомб БМ-1 |
радиотехническое: |
1 радиостанция "Штиль-К" |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-10, авторулевой "Янтарь-2" |
химическое: |
дымаппаратура ДА-7 |
Экипаж: |
11 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1944 г. по 1946 г. - 24 единицы.
Большие торпедные катера ТД-200 - это вариант с деревянным корпусом.
Корпус катера деревянный трёхслойный из сосновых досок с прямой транцевой кормой. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 38,1 узла. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-53 для двух 533-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
- Из 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок 2-УК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались одна в корме и две побортно за рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 1 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Катер комплектовался дымаппаратурой ДА-7, опытными образцами РЛС госопознавания "Факел" и РЛС обнаружения целей "Зарница".
Дымаппаратура ДА-7 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.
Головной катер вступил в строй 28 июля 1946 года.
Тактико-технические данные БТКА ТД-200
Водоизмещение: |
стандартное 43,8 тонны, полное 46,8 тонны. |
Длина наибольшая: |
23,4 метра |
Ширина наибольшая: |
4 метра |
Высота борта на миделе: |
2,4 метра |
Осадка полная: |
1,12 метра |
Силовая установка: |
3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с., 3 винта, 3 руля |
Скорость хода: |
полная 38,1 узла, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
495 миль при 10 узлах |
Мореходность: |
6 баллов |
Автономность: |
2 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
3х2 12,7-мм установки 2-УК |
торпедное: |
2х1 533-мм ТА ТТКА-53 |
противолодочное: |
1 бомбосбрасыватель, 8 глубинных бомб БМ-1 |
радиотехническое: |
1 РЛС "Зарница", 1 РЛС госопознавания "Факел" |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-10, авторулевой "Янтарь-2" |
химическое: |
дымаппаратура ДА-7 |
Экипаж: |
11 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров в 1946 г. 1 единица.
Большие торпедные катера ТД-200бис - это корректиронный вариант катеров разработанный ЦКБ-19 в 1947 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы "Паккард", увеличенной дальностью плавания и развалом носовых шпангоутов. Управление катером, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, а бронирование рубки снято, кроме этого демонтировали и противолодочное вооружение.
Корпус катера деревянный трёхслойный из клееных сосновых досок и большим развалом носовых шпангоутов, с прямой транцевой кормой. Использование водостойкого клея ВИАМ-Б3 обеспечивало прочность идентичную целому материалу. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась закрытая боевая рубка с открытым ходовым мостиком.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-53 для двух 533-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
- Из 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок 2-УК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались одна в корме и две побортно за рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 1 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
На катера устанавливали РЛС госопознавания "Факел", РЛС обнаружения целей "Зарница" и дымовые шашки.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.
Головной катер вступил в строй флота 22 октября 1947 года..
Тактико-технические данные БТКА ТД-200бис
Водоизмещение: |
стандартное 44,8 тонны, полное 48,1 тонны. |
Длина наибольшая: |
24 метра |
Высота борта на миделе: |
2,5 метра |
Ширина наибольшая: |
4 метра |
Осадка полная: |
1,14 метра |
Силовая установка: |
3 дизеля М-50 по 900 л.с., 3 винта, 3 руля |
Скорость хода: |
полная 38,4 узла, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: |
800 миль при 14 узлах |
Мореходность: |
6 баллов |
Автономность: |
3 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
3х2 12,7-мм установки 2-УК |
торпедное: |
2х1 533-мм ТА ТТКА-53 |
радиотехническое: |
1 РЛС "Зарница", 1 РЛС госопознавания "Факел" |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-11, авторулевой "Янтарь-2" |
химическое: |
? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: |
11 человек (1 офицер) |
Всего было построено катеров с 1947 г. по 1952 г. 168 единиц.
|
|