Главная | Надводные силы | Малый охотник
Малые охотники
проекта 201
1955-1967

Иллюстрации

Чертежи


    Малые охотники проекта 201 - спроектированы в ЦКБ-340 под руководством главного конструктора А.В. Кунаховича и использовались для охраны водного района (ОВР). На стадии эскизов было предложено несколько вариантов катера с энергетическими установками различных типов.

    Корпус катера стальной с прямой транцевой кормой и плавными обводами. Палуба прямая с значительной седловатостью в носовой части корпуса. На верхней палубе находилась боевая рубка с открытым ходовым мостиком и надстройка с переходными тамбурами для спуска в машинные отделения. Надстройки выполнялись из дюралюминия на клепаных соединениях. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

    1. Форпик, цепной ящик;
    2. Погреба боезапаса;
    3. Кубрик личного состава №1;
    4. Каюты офицеров и мичманов, боевые посты;
    5. Машинное отделение №1;
    6. Машинное отделение №2;
    7. Камбуз, бытовые помещения;
    8. Кубрик личного состава №2;
    9. Нет данных
    10. Ахтерпик.
    По своему водоизмещению корабли занимали промежуточное положение между малым и большим охотниками.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с пятью дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый, четыре дизеля попарно работали на бортовые валы, а пятый на средний вал. Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов. Такая сложная конструкция, в свою очередь, вызвала резкое усложнение систем управления двигателями и синхронизации их работы.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 110 В получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-25 мощностью по 25 кВт, один из которых использовался в качестве резервного.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного на баке. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.
    2. Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно в средней части корпуса и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    3. Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
    4. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    5. Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

    Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ.

    ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

    РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1955 году.


    Тактико-технические данные катеров проекта 201

    Водоизмещение:   стандартное 141 тонна, полное 158 тонн.  
    Длина наибольшая:  39,2 метра  
    Ширина наибольшая:  5,8 метра  
    Осадка по корпусу:  1,58 метра  
    Силовая установка:  5 дизелей М-50Ф по 1200 л.с., 3 винта ФШ  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт  
    Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1,
    2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-2,
    34 бомбы ББ-1  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607,
    аппаратура госопознавания "Факел-М"  
    навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг  
    химическое:  4 дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  25 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров в 1955 г. - 2 единицы.


    Малые охотники проекта 201К - это корректированный вариант для серийного производства с увеличенной прочностью корпуса в системе силового набора днища. Так же изменения коснулись силовой установки и вооружения, из-за чего полное водоизмещение увеличилось до 200 тонн.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями 37Д по 2000 л.с. каждый с прямоточно-клапанной продувкой при частоте вращения 500 об/мин и реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов.

    Вооружение охотников состояло:

    1. Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного в корме. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.
    2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    3. Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
    4. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    5. Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

    Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ.

    ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

    РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1957 году.


    Тактико-технические данные катера проекта 201К

    Водоизмещение:   стандартное 180 тонн, полное 200 тонн.  
    Длина наибольшая:  39,2 метра  
    Ширина наибольшая:  5,8 метра  
    Осадка по корпусу:  1,6 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт  
    Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 12 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 12 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1,
    1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607,
    аппаратура госопознавания "Факел-М"  
    навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг  
    химическое:  4 дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  25 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров с 1957 г. по 1958 г. - 10 единиц.


    Малыее охотники проекта 201М - это модернизированный вариант охотника выполненный в ЦКБ-340. На них были учтены все недостатки, выявленные при строительстве и испытаниях кораблей предыдущих вариантов. Устанавливались и новые средства целеуказания и опознавания.

    Вооружение охотников состояло:

    1. Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    2. Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
    3. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    4. Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

    Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Рея", аппаратурой опознавания «Кремний-2» и дымовыми шашками МДШ.

    ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

    РЛС «Рея», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 90 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске, на заводе Бутомы №532 в г. Керчь и на заводе Кирова №876 в г. Хабаровске.

    Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1958 году.


    Тактико-технические данные катера проекта 201М

    Водоизмещение:   стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  42 метра  
    Ширина наибольшая:  6,08 метра  
    Осадка по корпусу:  1,8 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт  
    Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 12 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 12 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607,
    аппаратура госопознавания "Кремний-2"  
    навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг  
    химическое:  4 дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  25 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров с 1957 г. по 1967 г. - 160 единиц для ВМФ и морских частей погранвойск.


    Малые охотники проекта 201Т - это вариант с усиленным противолодочным вооружением. Охотники получили взамен кормового 25-мм автомата 2М-З два 400-мм торпедных аппарата ОТА-40-201 для противолодочных торпед СЭТ-40.

    Вооружение охотников состояло:

    1. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
    2. Из 2 однотрубных 400-мм торпедных аппаратов ОТА-40-201 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "нет данных", расположенных побортно в корме под углом к борту. Торпедный аппарат обеспечивает хранение и боевое применение торпед в любых метеорологических условиях (дождь, снег, туман) в любое время года и суток, при температуре наружного воздуха от -25 °С до +35 °С, дистанционную одиночную или залповую стрельбу от системы ПУС или ручную одиночную стрельбу от аппарата, аварийный выброс торпед. Система стрельбы - пороховая. Скорость самонаводящейся электрической противолодочной торпеды составляла 29 узлов, глубина погружения до 200 метров, а дальность действия до 8 км. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600-800 м. Комплект противолодочных торпед типа СЭТ-40 составлял 2 штуки расположенных в самих аппаратах.
    3. Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
    4. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    5. Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

    Строились катера на заводе Бутомы №532 в г. Керчь.

    Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1964 году.


    Тактико-технические данные катера проекта 201Т

    Водоизмещение:   стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  42 метра  
    Ширина наибольшая:  6,08 метра  
    Осадка по корпусу:  1,8 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт  
    Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 12 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 12 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200,
    2х1 400-мм ТА ОТА-40-201  
    минное:  6 мин КБ-3 в перегруз  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"  
    радиотехническое:  1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607,
    аппаратура госопознавания "Кремний-2"  
    навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг  
    химическое:  4 дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  25 человек (4 офицера)  

    Всего построено катеров с 1964 г. по 1967 г. - 18 единиц.


    Существенным недостатком катеров проекта 201 и его модификаций, несмотря на установку более мощных двигателей, оставалась невысокая скорость полного хода. Для борьбы со скоростными атомными подводными лодками, имеющими возможность длительно поддерживать высокую подводную скорость, использование катеров проекта 201 становилось неэффективным. Для этого требовался корабль нового поколения, с более мощной энергетической установкой и более эффективным противолодочным комплексом.
    Противолодочные катера (как их стали классифицировать) проекта 201 и проекта 201М широко поставлялись на экспорт. В общей сложности флотам ГДР, Вьетнама, Кубы, Болгарии, Китая, КНДР, Алжира, Ирака, Южного Йемена было продано (передано) 83 катера. По нашей документации и при техническом содействии наших специалистов строительство их велось в ГДР, Китае и Египте. В НАТО катера этого типа получили обозначение "S.0.1".

Hosted by uCoz