Главная | Надводные силы | Рейдовый тральщик
РТЩ проект 255
1946-1953

Иллюстрации

Чертежи

Модель
    Рейдовые тральщики проекта 255 - разрабатывались, как дальнейшее развитие проекта 253ЛП, конструкторским бюро Балтийского завода №189 в Ленинграде. Главным конструктором проекта был назначен А. Г. Соколов, главным наблюдающим от ВМФ - А. Ф. Бунаков.

    Корпус корабля сваривался из стальных листов, с плавными криволинейными обводами носа и скруглённой кормой. Тральщик имел полубак с фальшбортом доходившим до конца надстройки и верхнюю палубу. Корабль нёс развитую носовую надстройку с ходовой рубкой, открытым мостиком, переходным тамбуром для спуска в носовую жилую палубу, переходным тамбуром для спуска в первое машинное отделение, аккумуляторным отсеком и постом акустика. За носовой надстройкой располагалась газоотводная фальштруба овального сечения и высокие световые люки, переходной тамбур для спуска во второе машинное отделение и его световые люки.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Форпик, цепной ящик;
    2. Шкиперская, артиллерийский погреб, провизионка;
    3. Коридор № 1, офицерские каюты, кают-компания, радиорубка, кубрик;
    4. Машинное отделение №1;
    5. Машинное отделение №2;
    6. Топливная цистерна;
    7. Тральная кладовая;
    8. Румпельное отделение;
    Гибель корабля могла наступить при затоплении трёх смежных отсеков. Наконец благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах.

    Тральные и палубные механизмы включали электрические лебёдку, две поворотные кран-балки, якорно-швартовный шпиль.

    Силовая установка механическая, трёхвальная, с эшелонным расположением главных двигателей в двух машинных отделениях. Главные двигатели три шестицелиндровых дизеля "Супериор" мощностью по 520 л.с. каждый, работали на три бронзовых винта фиксированного шага.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора мощностью по 30 кВт, расположенные во втором машинном отделении. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 2 одноствольных 45-мм орудий 21-КМ с длинной ствола 46 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме. Орудийная установка имела щит из противопульной брони толщиной 3мм. Скорострельность установки составляла 30 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 835 м/с, дальность стрельбы до 10,6 км, а потолок - до 6 км. Заряжание орудия ручное. Расчёт установки включает 4 человека. Масса установки 867 кг.
    2. Из 2 двухствольных 12,7-мм пулемётов ДШК на тумбовых установках с длинной ствола 84,25 калибра, расположенных один на баке и два побортно на крыше носовой надстройки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 1 морского трала МТ-3, для траления и уничтожения якорных мин. Трал подсекающий или уничтожающий, имел ширину захвата с механизмами уничтожения до 55 метров, с резаками 65 метров, глубина траления от 5 до 18 метров, скорость траления от 4 до 10 узлов при волнении моря до 3 баллов. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
    4. Из 1 петлевого электромагнитного трала ПЭМТ, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением до 15 метров, буксируемый, имел петлю(контур). Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 20 метров при скорости траления от 2 до 5 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
    5. Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный буксируемый, представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала составлял 50 метров, глубина места траления 50 метров при скорости хода тральщика до 8-9 узлов и волнении моря до 4 баллов.
    6. Из 12 мин Р-1. Мина Р-1 малая речная якорная гальваноударная с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13.5 м). Мина общим весом в 275 кг имела вес боевого заряда 40 кг и габариты 1560 х 595 х 710 мм. Глубина места постановки мины от 1,8 до 35 метров, длина минрепа 35 метров, растояние от поверхности при постановки от 0,5 до 1,5 метров, а минимальный интервал между минами при постановке 20 метров при наибольшей скорости хода постановки мин 17-18 узлов. Наибольшая высота борта при постановке не более 1,5 метров, точность установки на заданное углубление 0,2 метра, время прихода в боевое положение после постановки 10-20 минут, а задержка взрыва составляла 0,3 секунды.
    7. Из 12 глубинных бомб БМ-1. Бомба БМ-1 малая глубинная разработана и принята на вооружение в 1933 г. Оснащалась сначала взрывателем ВГБ, а затем - К-3. Применялась, в основном, с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. Бомба общим весом в 41 кг имела вес взрывчатого вещества 25 кг тротила и габариты 420 х 252 мм. Скорость погружения бомбы составляла 2,1-2,3 м/с, а радиус поражения - 3,5-5 метров.
    Тральщики строились большой серией, для Балтийского и Черноморского флота, а так же для Каспийской флотилии.

    Строительство проводилось на заводе №189(1) в Ленинграде и на заводе №341 в Рыбинске.

    Головной тральщик сдан Балтийскому флоту в 1947 году.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 255

    Водоизмещение:   стандартное 147,8 тонны, полное 160,4 тонны.  
    Длина наибольшая:  38 метров  
    Ширина наибольшая:  5,72 метра  
    Осадка:  1,56 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля "Супериор" по 520 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ 30 кВт постоянного тока 115 В.  
    Скорость хода:  полный 13,5 узла, экономический 10 узлов,
    траления 4-10 узлов  
    Дальность плавания:  480 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 45-мм орудия 21-КМ, 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противоминное:  1 морской трал МТ-3, 2 акустических трала БАТ-2,
    1 петлевой электромагнитный трал ПЭМТ  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб БМ-1  
    минное:  12 мин Р-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"  
    радиотехническое:  2 радиостанции  
    навигационное:  1 магнитный компас  
    Экипаж:  35 человек (3 офицера, 2 мичмана)  

    Всего построено тральщиков с 1947 г. по 1950 г. - нет данных.


    Рейдовые тральщики проекта 255К - это корректированный вариант корабля с установкой отечественных главных двигателей и дизель-генераторов, с облегчённым артиллерийским вооружением. Проект разработан в КБ завода №341 г. Рыбинска под руководством главного конструктора В.И, Блинова.

    Силовая установка механическая, трёхвальная, с эшелонным расположением главных двигателей в двух машинных отделениях. Главные двигатели три высокооборотных (до 1500 об/мин.), четырехтактных дизеля 3Д-12 с непосредственным впрыском топлива и мощностью по 300 л.с. каждый, работали на три бронзовых винта фиксированного шага, через реверс-редукторы, которые состояли собственно из редуктора и гидроуправляемой многодисковой муфты сцепления, предназначенной для соединения и разобщения гребного винта с коленчатым валом, а также изменения направления вращения гребного винта. Ресурс двигателей, до 1-й переборки (гарантийная наработка), составлял 4 500 часов, а до капитального ремонта - 14 000 часов. Масса двигателя - 2 135 кг.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора мощностью по 30 кВт, расположенные во втором машинном отделении. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 4 турельных 14,5-мм пулемётов 2М-7 на тумбовых установках с длинной ствола 137,9 калибра, расположенных один на баке, два побортно на крыше носовой надстройки и один на корме. Установка имела 2 бронированных щита толщиной 8 мм. Пулемёты имели систему ручного управления с коллиматорными прицелами КМТ-14,5, которые допускали стрельбу по целям, имеющим скорость до 200 м/с. Для стрельбы по целям, движущимся со скоростью от 200 до 300 м/с, применялся механический кольцевой прицел. Скорострельность установки 600 выстрелов/мин. на ствол, при ведении интенсивного огня через каждые 100 выстрелов производилось охлаждение стволов. Прицельная дальность стрельбы составляет до 2,5 км, потолок до 2 км, а угол вертикального наведения от -10° до +90°. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов. Расчёт пулемёта включал 3 человека ( 1 стрелок и 2 подносчика). Вес установки - 600 кг.
    2. Из 1 морского трала МТ-3, для траления и уничтожения якорных мин. Трал подсекающий или уничтожающий, имел ширину захвата с механизмами уничтожения до 55 метров, с резаками 65 метров, глубина траления от 5 до 18 метров, скорость траления от 4 до 10 узлов при волнении моря до 3 баллов. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
    3. Из 1 петлевого электромагнитного трала ПЭМТ, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением до 15 метров, буксируемый, имел петлю(контур). Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 20 метров при скорости траления от 2 до 5 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
    4. Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный буксируемый, представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала составлял 50 метров, глубина места траления 50 метров при скорости хода тральщика до 8-9 узлов и волнении моря до 4 баллов.
    5. Из 12 мин Р-1. Мина Р-1 малая речная якорная гальваноударная с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13.5 м). Мина общим весом в 275 кг имела вес боевого заряда 40 кг и габариты 1560 х 595 х 710 мм. Глубина места постановки мины от 1,8 до 35 метров, длина минрепа 35 метров, растояние от поверхности при постановки от 0,5 до 1,5 метров, а минимальный интервал между минами при постановке 20 метров при наибольшей скорости хода постановки мин 17-18 узлов. Наибольшая высота борта при постановке не более 1,5 метров, точность установки на заданное углубление 0,2 метра, время прихода в боевое положение после постановки 10-20 минут, а задержка взрыва составляла 0,3 секунды.
    6. Из 12 глубинных бомб БМ-1. Бомба БМ-1 малая глубинная разработана и принята на вооружение в 1933 г. Оснащалась сначала взрывателем ВГБ, а затем - К-3. Применялась, в основном, с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. Бомба общим весом в 41 кг имела вес взрывчатого вещества 25 кг тротила и габариты 420 х 252 мм. Скорость погружения бомбы составляла 2,1-2,3 м/с, а радиус поражения - 3,5-5 метров.

    Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал от 5 до 9 месяцев.

    Строительство проводилось на заводе №341 в г. Рыбинске.

    Головной тральщик сдан флоту в июле 1951 года.


    Тактико-технические данные РТЩ проект 255К

    Водоизмещение:   стандартное 148 тонн, полное 161 тонна.  
    Длина наибольшая:  38,0 метров  
    Ширина наибольшая:  5,72 метра  
    Осадка:  1,56 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  1 ДГ 30 кВт постоянного тока 115 В.  
    Скорость хода:  полный 12 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 4-10 узлов  
    Дальность плавания:  450 миль при 10 узлах  
    Автономность:  2 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х2 14,5-мм пулемёта 2М-7  
    противоминное:  1 морской трал М-3,
    1 петлевой электромагнитный трал ПЭМТ,
    2 буксируемых акустических трала БАТ-2  
    минное:  12 мин Р-1  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб БМ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"  
    радиотехническое:  2 радиостанции  
    навигационное:  1 магнитный компас  
    Экипаж:  35 человек (3 офицера, 2 мичмана)  

    Всего построено тральщиков с 1951 г. по 1953 г. - 125 единиц (вкл. и пр. 255).


Hosted by uCoz