Главная | Надводные силы | Базовый тральщик
БТЩ проект 257
1961-1972

Иллюстрации

Чертежи

    Базовые тральщики проект 257 - Технический проект выполнялся в двух вариантах: пр. 257Д с корпусом из древесины, пр. 257М с корпусом из маломагнитной стали. При рассмотрении технических проектов в 1958 г. для постройки был рекомендован вариант с деревянным корпусом. Он и был утверждён 14 октября 1958 г.

    Базовые тральщики проект 257Д - Предусматривалось при постройке применение новых технологий, основанных на широком использовании цельноклееных на основе эпоксидных смол деревянных конструкций и нового типа крепежа.

    Корпус корабля деревянный, использовалась древесина из сосны, проходящая предварительную обработку и сушку, однако без защитной пропитки древесины антисептическими растворами, предназначенными для предотвращения разрушения корпусных конструкций дереворазрушающими грибами и морскими древоточцами, особенно распространёнными в прибрежных водах Чёрного и Японского морей. Это объяснялось сроками постройки тральщиков, а также обнадёживающими результатами работ научно - исследовательских институтов по освоению стеклопластика как конструкционного материала, в наибольшей степени удовлетворяющего всем требованиям, предъявляемым к корпусам противоминных кораблей. Корпуса, надстройки и палубы оклеивались в несколько слоёв стеклопластиковым покрытием (стеклоткань, пропитанная эпоксидными смолами) для увеличения долговечности корпуса и обеспечения лучшей его герметичности. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Фундаменты, механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались из маломагнитной стали Ю3. Тральщик имел протяжённый полубак занимавший 2/3 корпуса корабля и верхнюю палубу в корме. На верхней палубе располагалась тральная лебёдка с гидроприводом, две поворотные кран-балки расположенные побортно и тральный клюз.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 9 отсеков:

    1. Форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
    2. Мокрая кладовая, текстильная и механическая кладовая;
    3. Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн офицеров, тамбур, кладовая сухой провизии, отсек ГЛС, шахта ПОУ;
    4. Коридор № 2, кубрик команды, гиропост, кают-компания, камбуз, радиорубка, пост ГАС, ПАУТ;
    5. Коридор № 3, машинное отделение, пост управления телевизионными искателями, раздевалка и душевая личного состава, погреб шнуровых зарядов (35 – 53 шп.);
    6. Коридор № 4, дизель-генераторное отделение, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), гальюн личного состава, посудомойка, арсенал,
    7. Помещение вьюшки;
    8. Тральная кладовая;
    9. Румпельное отделение;
    По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, сохраняя в наихудшем случае положительную остойчивость и высоту надводного борта не менее 0,5 м (Ннад.б. > 0,5 м ). Гибель корабля могла наступить при затоплении более трёх смежных отсеков, затоплено 3 смежных отсека в районе 45 шпангоута - транец. Наконец благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.
    Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате).

    Тральные и палубные механизмы (лебёдка ЛВГ-1, вьюшка ВГ-1, кран-балки КБГ-1, якорно-швартовный шпиль ШГ-3) переведены на гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от двух насосных агрегатов, состоящих из 3-х шестерёнчатых насосов НШ-46, приводимых во вращение от валов отбора мощности дизель-генераторов.

    Рулевая машина с гидравлическим приводом. Устанавливалась рулевая машина РГС-1 с системой управления "Альбатрос 21-11, предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления и два пера руля.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели два дизеля М870ФТК мощностью по 1 200 л.с. каждый, работали на винты регулируемого шага ВР257. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Предусматривалось дистанционное управление из машинного отделения и поста энергетики и живучести, а также с ГКП.
    Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел.

    Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала два дизель-генератора мощностью по 100 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка".
    2. Из 1 буксируемого телевизионного искателя мин ИТ-3, для обнаружения и классификации донных мин по сигналу телевизионного изображения. Искатель трёхканальный используется на глубинах от 10 до 60 метров при скорости буксировки до 6 узлов и имеет ширину полосы поиска до 30 метров.
    3. Из 1 буксируемого электро-магнитного искателя-уничтожителя мин ИУ-2, для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и уничтожения мин, обнаруженных также телевизионным искателем ИТ-3. Может работать в режиме обозначения и уничтожения обнаруженных мин. Обнаружение мин производится с помощью поисковых элементов, буксируемых за кормой тральщика на отстоянии 2,5 - 4 м от грунта. Обнаруженные искателем мины обозначаются буями-обозначателями или подрываются специальными бомбами, буксируемыми в кассетах обозначения. Искатель-уничтожитель имел ширину захвата до 18 метров и глубину действия от 5 до 60 метров при скорости траления до 6 узлов. Управление искателем-уничтожителем производилось по 2 каналам корабельной аппаратурой (пульты управления, наблюдения и контроля).
    4. Из 8-12 мин.
    Эта техника испытывалась и отрабатывалась одновременно с постройкой тральщиков и оказалась недостаточно эффективной вследствие низкой избирательной способности, сильно зависимой от гидрологии района и степени засорённости акватории. Всё это определяло низкую производительность при обследовании миноопасных районов. Такое состояние дела заставило искать пути повышения эффективности тральщиков.

    На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон", ГАС миноискания МГ-69 "Лань".

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.

    ГАС миноискания МГ-69 "Лань", предназначалась для поиска якорных мин впереди по курсу корабля. Антенна ГАС, располагалась в подъёмно-опускном устройстве ПОУ-18. Станция обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 200 метров при секторе обзора от 30° до 180°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности до 4 метров и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.

    Строительство тральщиков проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде(7) (в последствии завод "Алмаз"), на заводе №789 в г. Петрозаводске(8) и на заводе №602 в г. Владивостоке(5).

    Головной тральщик ТМ - 4 сдан ВМФ в декабре 1961 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 257Д

    Водоизмещение:   стандартное 246 тонн, полное 260 тонн  
    Длина наибольшая:  40,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,7 метра  
    Осадка:  2,08 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля М870 по 1200 л.с.,
    2 винта регулируемого шага ВР-257, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 100 кВт, переменный ток 380 В  
    Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 6 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка"  
    противоминное:  1 буксируемый телевизионный искатель ИТ-3,
    1 буксируемый эл.-маг. искатель-уничтожитель ИУ-2  
    минное:  8-12 мин  
    гидроакустическое:  1 ГАС миноискания МГ-69 "Лань"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Нихром",
    инфракрасная ночного видения «Хмель»,
    электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
    2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р  
    химическое:  1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2,
    ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
    для аварийной партий противогазы ИП-46  
    Экипаж:  40 человек (3 офицера, 4 мичмана)  

    Всего построено тральщиков с 1961 г. по 1964 г. - 20 единиц.


    Базовые тральщики проект 257ДМ - модернизированный с дооборудованным тральным вооружением и шнуровыми зарядами, предусматривалось их сменное использование, за счёт незначительной перекомпоновки общего расположения при сохранении всех основных элементов прототипа, водоизмещение тральщика незначительно увеличилось.
    Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 257ДМ было выдано в 1960 году Западному ПКБ, а технический проект утвердили 02 апреля 1961 года. Незначительная модернизация основного проекта позволила получить универсальный полноценный тральщик, имеющий не только средства для поиска мин, но и тралы различного назначения для их траления. Это дало возможность использовать тральщики проекта не только для поиска и уничтожения мин на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах, но и для противоминного обеспечения подводных лодок, надводных кораблей и транспортов при выходе и возвращении в базы и на переходах в прибрежных районах.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных побортно, попарно на мостике у второй дымовой трубы. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка".
    2. Первый вариант:
        1 комплект морского контактного трала МТ-2. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 50 метров.
        1 комплект акустического трала АТ-2.
    3. Второй вариант:
        1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
        1 комплект акустического трала АТ-2.
    4. Третий вариант:
        1 буксируемый телевизионный искатель мин ИТ-3, для обнаружения и классификации донных мин по сигналу телевизионного изображения. Искатель трёхканальный используется на глубинах от 10 до 60 метров при скорости буксировки до 6 узлов и имеет ширину полосы поиска до 30 метров.
        2 шнуровых заряда по 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
        1 буксируемый электро-магнитный искатель-уничтожитель мин ИУ-2, для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и уничтожения мин, обнаруженных также телевизионным искателем ИТ-3. Может работать в режиме обозначения и уничтожения обнаруженных мин. Обнаружение мин производится с помощью поисковых элементов, буксируемых за кормой тральщика на отстоянии 2,5 - 4 м от грунта. Обнаруженные искателем мины обозначаются буями-обозначателями или подрываются специальными бомбами, буксируемыми в кассетах обозначения. Искатель-уничтожитель имел ширину захвата до 18 метров и глубину действия от 5 до 60 метров при скорости траления до 6 узлов. Управление искателем-уничтожителем производилось по 2 каналам корабельной аппаратурой (пульты управления, наблюдения и контроля).
    5. Из 8-12 мин
    В ходе испытаний головного корабля в полной мере проявилаь его высокая степень собственной защищённости от подрыва на минах.

    Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(28) и на заводе №602 в г. Владивостоке(13).

    Головной тральщик ТМ-16 сдан флоту 25 октября 1964 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 257ДМ

    Водоизмещение:   стандартное 254 тонны, полное 270 тонн.  
    Длина наибольшая:  40,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,7 метра  
    Осадка:  2,08 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля М-870ФТК по 1100 л.с.,
    2 винта регулируемого шага ВР-257, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
    1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала  
    Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 6 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка"  
    противоминное:  1 трал МТ-2, 1 петлевой эл-магнитный трал ПЭМТ-4,
    1 акустический трал АТ-2, 2 шнуровых заряда ШЗ-200,
    1 телевизионный искатель ИТ-3, 1 искатель-уничтожитель ИУ-2 
    минное:  8-12 мин  
    гидроакустическое:  1 ГАС миноискания МГ-69 "Лань"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Нихром",
    инфракрасная ночного видения «Хмель»,
    электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
    2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р  
    Экипаж:  40 человек (3 офицера, 4 мичмана)  

    Всего построено тральщиков с 1964 г. по 1972 - 41 единица.


    Базовые тральщики проект 257ДМЭ - экспортный для ВМС иностранных государств.
    В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества. Это свидетельствовало о том, что отечественное кораблестроение вышло на уровень лучших зарубежных аналогов.

    Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал чуть более года и составлял 14-16 месяцев.

    1. Директивный срок службы кораблей проекта 257 - 25 лет;
    2. Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3 года / 6,5 лет;
    3. Междоковый срок – 1 год.

    Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(4)

    Головной тральщик БТ-569 сдан флоту в 1968 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 257ДМЭ

    Водоизмещение:   стандартное 256 тонн, полное 270 тонн  
    Длина наибольшая:  40,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,7 метра  
    Осадка:  2,08 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля М412 по 1000 л.с.,
    2 винта регулируемого шага ВР-257, 2 руля  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
    1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала  
    Скорость хода:  полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
    траления 6 узлов  
    Дальность плавания:  1000 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка"  
    противоминное:  1 трал МТ-2, 1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4,
    1 акустический трал АТ-2,  
    минное:  8-12 мин  
    гидроакустическое:  1 ГАС миноискания МГ-69 "Лань"  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 2 магнитных компаса,
    1 радиопеленгатор  
    Экипаж:  нет данных  

    Всего построено тральщиков с 1968 г. по 1971 г. - 4 единицы.


Hosted by uCoz