Главная | Надводные силы | Базовый тральщик
БТЩ проект 265
1953-1962

Иллюстрации

Чертежи

    Базовые тральщики проект 265 - проектировался ЦКБ-50 в Ленинграде. Главный конструктор проекта - В. И. Блинов, главный наблюдающий от ВМФ - В. С. Авдеев. Тактико-техническое задание на проектирование этого тральщика выдано Военно-Морским Флотом в 1946 г. Его назначением являлось проведение самостоятельных тральных операций и поддержание оперативного режима противоминной обороны в радиусе 60 миль от своей базы.
    Технический проект 265 выполнялся СКБ-341 в г. Рыбинске.

    Корпус корабля сварной с поперечно-продольной системой набора из стальных листов. Тральщик имел прямую палубу по всей длине с существенной седловатостью в носовой части. На верхней палубе располагалась протяжённая надстройка на крыше которой находились ходовой мостик, банкет с прожектором, треногая мачта за которой установили побортно 2 спаренных крупнокалиберных пулемёта, кожух дымохода и поворотный грузовой выстрел. В корме располагались сходной тамбур, тральная вьюшка, 2 поворотные кран-балки. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 9 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Цепной ящик;
    3. Электромеханическая кладовая;
    4. Кают-компания, каюты мичманов, канцелярия, каюты командира и офицеров, радиорубка, шифропост;
    5. Машинное отделение №1;
    6. Машинное отделение №2;
    7. Кормовой кубрик;
    8. Тральная кладовая;
    9. Румпельное отделение;
    Защита от неконтактного минного оружия ограничивалась размагничивающим устройством, состоявшим их трех обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство, предназначенное для защиты от магнитных и индукционных мин, обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах Ѓ} 2000 нТ (+20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине 6 м от КВЛ. Тральщик нёс одну мачту и одну овальную дымовую трубу.

    Силовая установка механическая, двухвальная, включала два дизеля 33-Д мощностью по 900 л. с. каждый с двумя самостоятельными линиями валопроводов и крыльчатыми движителями вместо винтов. Предпринятая впервые попытка применения на тральщиках крыльчатых движителей ДКК16/8, проистекала из стремления улучшения маневренных качеств кораблей для использования их в условиях стесненных акваторий рейдов и гаваней. Однако в силу ряда недостатков этого типа движителя по сравнению с гребными винтами (особенно регулируемого шага, в том числе по коэффициенту полезного действия и созданию необходимого тягового усилия) крыльчатые движители дальнейшего распространения на тральщиках не получили.
    Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора мощностью по 25 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 спаренного 37-мм автомата В-11М с длиной ствола 67 калибров, расположенного на баке. Заряжание обойменое (5 выстрелов в обойме), подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки составляла до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90 градусов. Начальная скорость снаряда 880 м/с., а дальность стрельбы до 8,4 км, потолок 4 км. Масса установки доходила до 3 400 кг.
    2. Из 2 спаренных 14,5-мм пулемётов 2М-7. Пулемёт в палубной установке имел щит. Расчёт включал 3 человека. Питание ленточное по 50 патронов на ствол. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +75 градусов. Начальная скорость снаряда 1250 м/с., а дальность стрельбы до 1,5 км. Масса установки доходила до 250 кг.
    3. Из 1 комплекта морского контактного трала МТ-3, располагались в корме. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 50 метров.
    4. Из 1 петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
    5. Из 2 быстроходных акустических тралов БАТ-2, для уничтожения акустических донных мин. Скорость буксировки трала составляла от 6 до 12 узлов.
    6. Из 1 бомбомёта БМБ-2, предназначеного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
    7. Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
    8. Из 6 якорных мин образца 1908/1939.
    Мореходные испытания головного корабля, выявили серьезные недостатки в конструкции корпуса и форме его обводов, которые приводили к интенсивному заливанию палубы и забрызгиванию механизмов при волнении от 3 баллов.

    На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Факел", РЛС навигации "Дон", РЛС радио-технической разведки (РТР) "Бизань-4", ГАС "Тамир-11".

    РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.

    В целях обнаружения РЛС противника установили РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4" сантиметрового диапазона с дальностью обнаружения 20 км и непрерывным временем действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

    Строительство тральщиков проводилось на заводе №341 в Рыбинске.

    Головной тральщик Т-17 вступил в строй в сентябре 1953 года.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 265

    Водоизмещение:   стандартное 250 тонн, полное 274 тонн  
    Длина наибольшая:  44,6 метра  
    Ширина наибольшая:  5,9 метра  
    Осадка:  1,78 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 33Д по 900 л.с.,
    2 крыльчатых движителя ДКК 16/18  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 25 кВт, постоянный ток 115 В  
    Скорость хода:  полный 15,5 узла, экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  1500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 37-мм автомат В-11М,
    2х2 14,5-мм пулемета 2М-7  
    противоминное:  1 трал МТ-3, 1 петлевой эл-маг.трал ПЭМТ-4,
    2 буксируемых акустических трала БАТ-2,
    1 цепной охранитель корабля ЦОК-1-40  
    минное:  6 мин образца 1908/1939  
    противолодочное:  1 бомбомёт БМБ-2, 10 глубинных бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Факел",
    1 РЛС РТР "Бизань-4"  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 3 магнитных компаса,
    1 радиопеленгатор  
    Экипаж:  47 человек (4 офицера)  

    Всего построено тральщиков с 1953 г. по 1954 г. - 2 единицы.


    Базовые тральщики проект 265К - корректированный в целях улучшения мореходности введены дополнительные подкрепления днища и исключен "слом" шпангоутов в носовой части корпуса.
    Усилено вооружение. Вместо 37-мм автомата В-11 установлен 45-мм автомат СМ-21ЗИФ, а вместо 14,5-мм пулеметов установлены спаренные 25-мм автоматы 2М-3.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21ЗИФ с длиной ствола 78 калибров, расположенного на баке. Заряжание обойменое (4 выстрела в обойме), подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 7 человек. Темп стрельбы установки составляла 60 выстрелов, после чего ствол охлаждался забортной водой из судовой магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 1080 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 3 600 кг.
    2. Из 2 спаренных 25-мм автоматов 2М-3 с длиной ствола 79 калибров. Расчёт включал 2 человека. Питание ленточное двухстороннее, лента металлическая рассыпная, помещается в магазине с 65 патронами, общий вес — 55,07 кг. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой не менее 15 с. Скорострельность установки составляла 400 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 850 м/с., а дальность стрельбы до 3 км. Масса установки доходила до 1 500 кг.
    3. Из 1 комплекта морского контактного трала МТ-3, располагались в корме. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 50 метров.
    4. Из 1 петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
    5. Из 2 быстроходных акустических тралов БАТ-2, для уничтожения акустических донных мин. Скорость буксировки трала составляла от 6 до 12 узлов.
    6. Из 1 бомбомёта БМБ-2, предназначеного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
    7. Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
    8. Из 6 якорных мин образца 1908/1939.
    Для компенсации потери устойчивости в виду принятия более тяжелых образцов вооружения ширина корабля увеличена на 0,2 м. В результате увеличилось и водоизмещение, а полная скорость уменьшилась на 0,5 уз.

    Строительство проводилось на заводе №341 в Рыбинске.

    Головной тральщик сдан флоту в 1957 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 265К

    Водоизмещение:   стандартное 265 тонн, полное 289 тонн.  
    Длина наибольшая:  46,1 метра  
    Ширина наибольшая:  6,1 метра  
    Осадка:  1,85 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 33-Д по 900 л.с.,
    2 крыльчатых движителя ДКК 16/18  
    Электроэнергетическая система:  1 ДГ 50 кВт, 1 ДГ 25 кВт, постоянный ток 115 В  
    Скорость хода:  полный 15 узлов, экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  1500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 45-мм автомат СМ-21ЗИФ,
    2х2 25-мм автомата 2М-3  
    противоминное:  1 трал МТ-3, 1 петлевой эл-маг.трал ПЭМТ-4,
    2 буксируемых акустических трала БАТ-2,
    1 цепной охранитель корабля ЦОК-1-40  
    минное:  6 мин образца 1908/1939  
    противолодочное:  1 бомбомёт БМБ-2, 10 глубинных бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Факел",
    1 РЛС РТР "Бизань-4"  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 3 магнитных компаса,
    1 радиопеленгатор  
    Экипаж:  47 человек (4 офицера)  

    Всего построено тральщиков с 1957 г. по 1959 - 13 единиц.


    Базовые тральщики проект 265А - модификация проекта 265К, учитывающая требования противоатомной защиты. Применено было более совершенное размагничивающее устройство.
    Установили новые более мощные дизеля 36-Д, а так же увеличили мощность дизель-генераторов до 100 кВт. Снова усилили артиллерийское вооружение. Вместо 45-мм автомата устанавливалась одноорудийная 57-мм артустановка 3ИФ-71. В результате водоизмещение снова увеличилось.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 одноствольного 57-мм автомата ЗИФ-71 с длиной ствола 81 калибров, расположенного на баке. Заряжание обойменое (3 выстрела в обойме), приёмник включал 4 обоймы подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность составляла 50 выстрелов, затем шло охлаждения ствола забортной водой в течении 1 минуты. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 1020 м/с., а дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки доходила до 4 480 кг.
    2. Из 2 спаренных 25-мм автоматов 2М-3 с длиной ствола 79 калибров. Расчёт включал 2 человека. Питание ленточное двухстороннее, лента металлическая рассыпная, помещается в магазине с 65 патронами, общий вес — 55,07 кг. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой не менее 15 с. Скорострельность установки составляла 400 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 850 м/с., а дальность стрельбы до 3 км. Масса установки доходила до 1 500 кг.
    3. Из 1 комплекта морского контактного трала МТ-2, располагались в корме. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 120 м, заглубление от 10 до 60 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 80 метров.
    4. Из 1 петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
    5. Из 1 акустического трала АТ-2, для уничтожения акустических донных мин. Скорость буксировки трала составляла от 6 до 8 узлов.
    6. Из 1 бомбомёта БМБ-2, предназначеного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
    7. Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
    8. Из 6 якорных мин образца 1908/1939.
    Для компенсации потери устойчивости в виду принятия более тяжелых образцов вооружения ширина корабля снова увеличена. В результате увеличилось и водоизмещение, а полная скорость сохранялась прежней.

    Строительство проводилось на заводе №341 в Рыбинске.

    Головной тральщик Т-19 сдан флоту в январе 1960 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 265А

    Водоизмещение:   стандартное 291 тонна, полное 319 тонн.  
    Длина наибольшая:  46,5 метра  
    Ширина наибольшая:  6,6 метра  
    Осадка:  1,86 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 36-Д по 1000 л.с.,
    2 крыльчатых движителя ДКК 16/18  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 50 кВт, постоянный ток 115 В  
    Скорость хода:  полный 15 узлов, экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  1500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 57-мм автомат ЗИФ-71,
    2х2 25-мм автомата 2М-3  
    противоминное:  1 трал МТ-2, 1 петлевой эл-маг.трал ПЭМТ-4,
    1 акустический трал АТ-2,
    1 цепной охранитель корабля ЦОК-1-40  
    минное:  6 мин образца 1908/1939  
    противолодочное:  1 бомбомёт БМБ-2, 10 глубинных бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Факел",
    1 РЛС РТР "Бизань-4"  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 3 магнитных компаса,
    1 радиопеленгатор  
    Экипаж:  47 человек (4 офицера)  

    Всего построено тральщиков с 1960 г. по 1962 г. - 24 единицы.


    Базовые тральщики проект 265И - Последние три корабля были построены с дополнительными изменениями.
    На этих кораблях вместо прежнего состава трального вооружения были установлены первые образцы буксируемых трехканальных телевизионных искателей мин ИТ-3. Эти устройства позволяли обнаруживать мины визуально, независимо от принципа работы ее взрывателя и степени противотральной стойкости, но при этом требовалась достаточная прозрачность воды.

    Строительство проводилось на заводе №341 в Рыбинске.

    Головной тральщик сдан флоту в 1962 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 265И

    Водоизмещение:   стандартное 285 тонн, полное 303 тонны.  
    Длина наибольшая:  46,5 метра  
    Ширина наибольшая:  6,6 метра  
    Осадка:  1,84 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 36-Д по 1000 л.с.,
    2 крыльчатых движителя ДКК 16/18  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 50 кВт, постоянный ток 115 В  
    Скорость хода:  полный 15 узлов, экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  1500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 57-мм автомат ЗИФ-71,
    2х2 25-мм автомата 2М-3  
    противоминное:  телевизионный искатель-обозначитель мин ИТ-3,
    1 цепной охранитель корабля ЦОК-1-40  
    минное:  6 мин образца 1908/1939  
    противолодочное:  1 бомбомёт БМБ-2, 10 глубинных бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"  
    радиотехническое:  1 РЛС госопознавания "Факел",
    1 РЛС РТР "Бизань-4"  
    навигационное:  1 НРЛС "Дон", 3 магнитных компаса,
    1 радиопеленгатор  
    Экипаж:  45 человек (4 офицера)  

    Всего построено тральщиков в 1962 г. - 3 единицы.


Hosted by uCoz