Иллюстрации
Чертежи
|
Малые сторожевые корабли проект 29 тип "Ястреб" - разработаны в 1938 - 1939 гг. К началу войны было заложено 14 корпусов, но далее постройка их была заморожена, а намеченные к постройке по данному проекту СКР "КОНДОР" (зав. № 563), "КУГУАР" (зав. № 369), "ПАНТЕРА" (зав. № 370), "ФРЕГАТ" (зав. № 6) и "ОРЛАН" (зав. № 9) были аннулированы. Корабли предназначались для решения задач охранения крупных боевых кораблей и транспортных судов на переходе морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника, для дозорной и разведывательной службы, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, а так же постановки минных заграждений. При необходимости их предполагалось использовать и как быстроходные тральщики.
Корпус корабля клёпанный с полубаком, одноярусной надстройкой, двумя мачтами и двумя трубами. От цепного ящика до первого котельного отделения и от кормового машинного отделения до румпельного простиралась платформа (жилая палуба). Система набора смешанная: в средней части - продольная, в оконечностях - поперечная. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из противопульной стали. Все жилые помещения имели иллюминаторы и вентиляцию. Офицеры питались в кают-компании, а старшины и рядовые - в кубриках по бачковой системе.
По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков и не терять остойчивости. Впервые в отечественном военном кораблестроении были предъявлены требования газонепроницаемости к закрытым помещениям корабля.
Силовая установка механическая, двухвальная, котлотурбинная с двумя турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 13000 л.с. и двумя водотрубными котлами, размещёнными по эшелонной схеме. Носовая турбина работал на гребной вал правого борта, а кормовая - левого борта.
Главные котлы - водотрубные, с двухсторонним проходом газов, с системой закрытого питания котлов. Дымоходы котлов выходили каждый в свою трубу.
Вспомогательный котел, обеспечивал паром судовые механизмы и хозяйственные нужды корабля в целом.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 3 одноствольных 100-мм орудий Б-34 с длиной ствола 56 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и два в кормовой части корпуса. Боезапас 300 выстрелов на орудие. Установка имела щит из противопульной брони и оригинальной конструкции подвижной щит, закрывающий амбразуру. Скорострельность при механической досылке составляла 15 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы 22 км, потолок 15 км. Расчёт - 7 человек. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Масса установки - 12,5 т, живучесть стволов (с флегматизаторами) достигала 1500 выстрелов. Дистанция до цели определялась с помощью 9-футового дальномера (база 2745 мм) английской фирмы "Барр и Струд", который размещался на ходовом мостике на банкете.
- Из 4 одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, размещённых побортно на баке и в кормовой части корабля. Эти установки располагали противоосколочными щитами. Орудия имели воздушное охлаждение стволов, а обойма для зенитки состояла из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия без щита составляла 1 350 кг.
- Из 3 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длиной ствола 84,25 калибра, которые располагались на носовой надстройке и крыльях мостика. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов, после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 1 трёхтрубного 450-мм торпедного аппарата образца 1913 года с боезапасом из 3 торпед 45-36Н в ТА. Торпедный аппарат комплектовался механическим и ручным приводами для горизонтальной наводки, возможность растворения крайних труб на угол до 7°, а также оснащался прицелом Герцика и автоматом-коробкой, обеспечивающим последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Для управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика. Они позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем.
- Из минных рельсов и 24 якорных мин М-26 в перегруз. Корабельная мина с ударно-механическим взрывателем и сфероцилиндрическим корпусом весила 960 кг, а вес заряда 250 кг. Глубина места постановки составляла от 18 до 130 метров, минимальный минный интервал 41 или 55 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 15-25 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,05 секунды.
- Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 2 параванных тралов К-1 с депрессором (заглубителем). Параванный трал представлял собой одинарный двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использовался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, при чем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление 6 - 18м, скорость буксировки 12 - 22 уз. На верхней палубе в кормовой части монтировалась тральная лебедка с паровым приводом и тральная вьюшка. Для спуска и подъема параванов и тралов служил кран с паровым приводом, расположенный в корме.
Для постановки и выборки трала предусмотрены тральный кран, лебедка и тральная вьюшка с паровыми приводами.
Корабли комплектовались РЛС "Гюйс-1М", радиопеленгатором "Строп", комплектом дымаппаратуры ДА-2 и дымовыми шашками МДШ.
РЛС "Гюйс-1М" - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы.
Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг.
Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.
Радиопеленгатор "Строп" предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на ходовом мостике позади фок-мачты. Пеленгатор работал в диапазоне волн 200-3000 метров и имел дальность приёма сигналов радиомаяков до 190 км.
Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.
Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились корабли на заводе №190 Северная верфь в г. Ленинграде (8), на заводе №198 в г. Николаеве (4) и на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре (2).
Головной "Ястреб" вступил в строй Балтийского флота в 1945 году.
Тактико-технические данные проект 29 тип "Ястреб"
Водоизмещение: |
нормальное 1091 тонны, полное 1266 тонн |
Длина наибольшая: |
85,74 метра |
Длина по КВЛ: |
83,2 метра |
Ширина наибольшая: |
8,4 метра |
Высота борта в носу: |
7,66 метра |
Высота борта на миделе: |
5,47 метра |
Высота борта в корме: |
5,47 метра |
Осадка по корпусу: |
2,74 метра |
Силовая установка: |
2 паротурбины по 13000 л.с., 2 котла, 2 винта ФШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 31 узлел, экономическая 16 узлов |
Дальность плавания: |
2200 миль при 16 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
3х1 100-мм полуавтомата Б-34 с ручным управлением |
зенитное: |
4х1 37-мм автомата 70-К, 3х1 7,62-мм пулемета ДШК |
торпедное: |
1х3 450-мм ТА обр.1913, 3 торпеды 45-36Н |
минное: |
24 якорных мины М-26 и минные рельсы |
противоминное: |
2 параванных трала с К-1. |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя и глубинные бомбы ББ-1 |
радиолокационное: |
РЛС "Гюйс-1М" |
радиотехническое: |
радиостанции, внутренняя связь |
навигационное: |
1 радиопеленгатор "Строп". |
химическое: |
2 комплекта дымаппаратуры ДА-2, 10 шашек МДШ. |
Экипаж: |
170 человек |
Всего построено сторожевых кораблей в 1945 г. - 1 единица.
Малые сторожевые корабли проект 29К тип "Альбатрос" - откорректированный проект с усиленным противолодочным вооружением. Установлены РЛС и ГАС.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 3 одноствольных 100-мм орудий Б-34 с длиной ствола 56 калибров. Размещались орудия одно в носовой части и два в кормовой части корпуса. Боезапас 300 выстрелов на орудие. Установка имела щит из противопульной брони и оригинальной конструкции подвижной щит, закрывающий амбразуру. Скорострельность при механической досылке составляла 15 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы 22 км, потолок 15 км. Расчёт - 7 человек. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Масса установки - 12,5 т, живучесть стволов (с флегматизаторами) достигала 1500 выстрелов. Дистанция до цели определялась с помощью 9-футового дальномера (база 2745 мм) английской фирмы "Барр и Струд", который размещался на ходовом мостике на банкете.
- Из 4 одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, размещённых побортно на баке и в кормовой части корабля. Эти установки располагали противоосколочными щитами. Орудия имели воздушное охлаждение стволов, а обойма для зенитки состояла из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия без щита составляла 1 350 кг.
- Из 3 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длиной ствола 84,25 калибра, которые располагались на носовой надстройке и крыльях мостика. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов, после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 1 трёхтрубного 450-мм торпедного аппарата образца 1913 года с боезапасом из 3 торпед 45-36Н в ТА. Торпедный аппарат комплектовался механическим и ручным приводами для горизонтальной наводки, возможность растворения крайних труб на угол до 7°, а также оснащался прицелом Герцика и автоматом-коробкой, обеспечивающим последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Для управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика. Они позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем.
- Из минных рельсов и 24 якорных мин М-26 в перегруз. Корабельная мина с ударно-механическим взрывателем и сфероцилиндрическим корпусом весила 960 кг, а вес заряда 250 кг. Глубина места постановки составляла от 18 до 130 метров, минимальный минный интервал 41 или 55 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 15-25 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,05 секунды.
- Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 18 глубинных бомб ББ-1.
- Из 2 параванных тралов К-1 с депрессором (заглубителем). Параванный трал представлял собой одинарный, двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использовался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, при чем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление 6 - 18м, скорость буксировки 12 - 22 уз. На верхней палубе в кормовой части монтировалась тральная лебедка с паровым приводом и тральная вьюшка. Для спуска и подъема параванов и тралов служил кран с паровым приводом, расположенный в корме.
Для постановки и выборки трала предусмотрены тральный кран, лебедка и тральная вьюшка с паровыми приводами.
Корабли комплектовались ГАС "Тамир-5", РЛС целеуказания "Гюйс-1М" и аппаратурой госопознавания "Факел".
ГАС "Тамир-5" предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала, точность пеленгования колебалась в пределах 5-8°.
РЛС целеуказания "Гюйс-1М" - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы.
Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг.
Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.
Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком и ответчиком "Факел". РАС "Факел" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.
Строились корабли на заводе №190 Северная верфь в г. Ленинграде, на заводе №820 в г. Калининграде и на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре.
Головной "Альбатрос" вступил в строй Тихоокеанского флота в 1946 году.
Тактико-технические данные проект 29К тип "Альбатрос"
Водоизмещение: |
нормальное 1091 тонны, полное 1266 тонн |
Длина наибольшая: |
85,74 метра |
Длина по КВЛ: |
83,2 метра |
Ширина наибольшая: |
8,4 метра |
Высота борта в носу: |
7,66 метра |
Высота борта на миделе: |
5,47 метра |
Высота борта в корме: |
5,47 метра |
Осадка по корпусу: |
2,74 метра |
Силовая установка: |
2 паротурбины по 13000 л.с., 2 котла, 2 винта ФШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 31 узлел, экономическая 16 узлов |
Дальность плавания: |
2200 миль при 16 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
3х1 100-мм полуавтомата Б-34 с ручным управлением |
зенитное: |
4х1 37-мм автомата 70-К, 3х1 7,62-мм пулемета ДШК |
торпедное: |
1х3 450-мм ТА обр.1913, 3 торпеды 45-36Н |
минное: |
24 якорных мины М-26 и минные рельсы |
противоминное: |
2 параванных трала с К-1. |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-1 и бомбы ББ-1 |
гидроакустическое: |
1 ГАС "Тамир-5" |
радиотехническое: |
1 РЛС "Гюйс-1М", аппаратура госопознавания "Факел" |
навигационное: |
1 радиопеленгатор. |
химическое: |
2 комплекта дымаппаратуры ДА-2, 10 шашек МДШ. |
Экипаж: |
170 человек |
Всего построено сторожевых кораблей с 1946 г. по 1951 г. - 5 единиц. |
|