Главная | Надводные силы | Базовый тральщик
БТЩ проект 3
1936-1938

Иллюстрации

Чертежи

    Базовые тральщики пр.3 типа "Фугас" - создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших себя при тралении наших акваторий в 1921-1925 гг. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в 1932 г., под руководством главного конструктора Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.

    Корпус корабля клепано-сварной с поперечно-продольной системой набора из стальных листов марки 4Н. Тральщик имел полубак, от носовой надстройки к корме шла стальная палуба толщиной 4-5 мм. На верхней палубе располагались камбуз и кормовую надстройку с площадкой на крыше для установки 45-мм орудия. Высота над ватерлинией верхней палубы составляла 1,61 метра, палубы полубака - 3,64 метров и ходового мостика - 5,8 метра. Изоляция жилых и служебных помещений состояла преимущественно из экспанзита (специально пропитанная фанера) толщиной 15 и 20 мм, наклеенного непосредственно на борт, и крашеной парусины в качестве отделочного слоя. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Малярная кладовая и форпик;
    2. Цепной ящик и шкиперская кладовая;
    3. Кают-компания и электромеханическая кладовая;
    4. Погреб мокрой провизии, артиллерийский, каюты мичманов, канцелярия, кубрики, каюты командира и офицеров, баня, гальюны, радиорубка, шифропост;
    5. Машинное отделение №1;
    6. Машинное отделение №2;
    7. Ленинский уголок, артпогреб, кубрики, тральная кладовая, кладовая сухой провизии, машинная кладовая;
    8. Румпельное отделение;
    Только у командира корабля имелась отдельная каюта, остальные офицеры располагались в двухместных каютах. Тральщик нёс две мачты и одну овальную дымовую трубу.

    Пожарная система включала однотрубную магистраль из красномедной трубы, расположенной под верхней палубой по всей длине корабля и питалась от двух трюмно-пожарных электрических насосов производительностью по 20 т/ч, установленных по одному в каждом из машинных отделений. Магистраль имела девять одинарных и один двойной рожок диаметром 0,5 м и три разобщительных клапана, управление которыми было выведено на верхнюю палубу. Система орошения артпогребов выполнялась в виде отростков от пожарной магистрали, которые оканчивались трубами с мелкими отверстиями.

    Водоотливная система корабля включала два центробежных насоса производительностью по 50 т/ч, расположенных по одному в машинных отделениях и один насос производительностью 30 т/ч, располагался в коридоре гребных валов. Кроме того, на корабле имелись два переносных насоса производительностью по 20 т/ч каждый.

    Рулевое устройство электрическое, системы Вард-Леонарда и ручное аварийное. Посты управления рулем находились в рулевой рубке и румпельном отделении. Руль полубалансирный.

    Плавсредства тральщика состояли из двух шестивесельных ялов.

    Силовая установка механическая, двухвальная, состояла из двух дизелей 42 БМРН-6 (шестицилиндровые, четырехтактные, бескомпрессорные, реверсивные машины с наддувом Бюхи). Соединение коленчатых валов с валопроводом осуществлялось при помощи гидромуфт, число оборотов на полном ходу - 450 об/мин. Винты, постоянного шага, бронзовые трехлопастные, диаметром 1450 мм. Время приготовления машин к походу 15 минут, экстренное - 5 минут. Нормальный запас топлива составлял 13,5 тонн, полный - 61,5 тонны, максимальный - 99 тонн. Топливо размещалось в междудонных цистернах правого и левого бортов и в бортовых отсеках обоих бортов.
    Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел типа Ярроу с рабочим давлением 3 атм, поверхностью нагрева 18 м2 и паропроизводительностью 400 кг/ч. Котельная вода в количестве 12,4 т находилась в цистернах, расположенных в креновых отсеках. Запасы смазочного масла 12 тонн занимали запасные бортовые и междудонные цистерны.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора "Дейц" мощностью по 29,5 кВт при 430 об/мин каждый, расположенные в носовом машинном отделении и один вспомогательный дизель-генератор "Дейц" мощностью 16 кВт, который устанавливался во втором машинном отделении. Главный распределительный щит находился в носовом МО, вспомогательный щит - в кормовом. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами.

    Вооружение тральщиков состояло:

    1. Из 1 одноствольного 100-мм орудия Б-24 с длиной ствола 45 калибров, расположенного на баке. Орудие в палубной установке не имело щита. Подача снарядов проводилась в ручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность установки составляла 12 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +45 градусов. Начальная скорость снаряда 872 м/с., а дальность стрельбы до 22 км. Масса установки доходила до 5 500 кг.
    2. Из 1 одноствольного 45-мм орудия К-21 с длиной ствола 46,1 калибра, расположенной в корме. Орудие в палубной установке не имело щита. Подача снарядов проводилась в ручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 720 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 507 кг.
    3. Из 2 одноствольных 12,7-мм пулеметов, расположенных побортно у среза полубака.
    4. Из 2 комплектов параван-тралов К-1, располагались в корме. Одинарный двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использо вался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, причем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление от 6 до 18 м, скорость буксировки от 12 до 22 уз. Для спуска и подъема параванов служил кран, расположенный в корме.
    5. Из 2 змейковых тралов получивших свое название из-за специального "водяного змея" — устройства, отводившего тралящую часть в сторону при движении до 210 метров от тральщика. Вблизи змея устанавливался резак или подрывной патрон, перебивавший минреп до 5 мин. Трал данного типа мог быть односторонним или двухсторонним, то есть с одной или двумя ветвями. Трал имел углубление от 7 до 30 м, ширину захвата до 75 м, скорость траления от 4 до 8 узлов. Имелся обозначитель протраленной полосы.
    6. Из 2 тралов Шульца, который состоял из двух смычек тралящей части, соединенных буксирами с парой тралящих кораблей. Положение трала на определенной глубине обеспечивалось специальными грузами и плавучими буями. Трал имел на своей тралящей части до 48 трехлапых кошек и мог очищать полосу шириной до 183 м со скоростью до 7 узлов.
    7. Из 2 бомбосбрасывателей и 20 глубинных бомб ББ-1.
    8. Из 27 якорных мин и 46 защитников.

    В совокупности новые решения, принятые на корабле пр. 3, давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен первой мировой войны.

    Серия строилась на заводе №201 в Севастополе (4) и в Ленинграде на Северной судостроительной верфи №190 (4).

    Головной тральщик "Фугас" вошёл в строй Балтийского флота 10 декабря 1936 г.


    Тактико-технические данные БТЩ проект 3

    Водоизмещение:   стандартное 446,7 тонны, полное 490 тонн  
    Длина наибольшая:  62,1 метра  
    Ширина наибольшая:  7,2 метра  
    Осадка:  2,07 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля 42 БМРН-6 по 1400 л.с., 2 винта, 1 руль  
    Электроэнергетическая система:  2 ДГ по 29,5 кВт, 1 ДГ 16 кВт, (-) 115 В  
    Скорость хода:  полный 18 узлов, с тралом 14 узлов,
    экономический 16 узлов  
    Дальность плавания:  1630 миль при 16 узлах, 2360 миль при 14 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие К-21,
    2х1 12,7-мм пулемета  
    противоминное:  1 трал Шульца ТШ-1, 2 параван-трала ПТ-1,
    2 змейковых трала  
    минное:  27 мин, 46 минных защитников  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 глубинных бомб ББ-1  
    навигационное:  3 магнитных компаса, лаг ГО-3, лот Томпсона  
    Экипаж:  42 человека (7 офицеров)  

    Всего было построено тральщиков с 1936 г. по 1938 г. 8 единиц.


Hosted by uCoz