Главная | Надводные силы | Малый сторожевой корабль
МСК проект 4
тип "Метель"
1934-1935

Иллюстрации

Чертежи


    Малые сторожевые корабли проект 4 тип "Метель" - строились с изменениями по чертежам проекта 2 для Морских Сил Дальнего Востока. Главное отличие этих кораблей от проекта 2 состояло в том, что они разбирались на пять секций, в разобранном виде доставлялись морем во Владивосток и там собирались, в местах стыка секций листы обшивки склепывались не внахлест, а на дополнительных планках. Корабли предназначались для решения задач охранения крупных боевых кораблей и транспортных судов на переходе морем в ближней оперативной зоне и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника, для дозорной и разведывательной службы, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, а так же постановки минных заграждений. При необходимости их предполагалось использовать и как быстроходные тральщики.

    Корпус корабля клёпанный с полубаком, одноярусной надстройкой, двумя мачтами и двумя трубами, силуэтом напоминал укороченные эсминцы типа "Новик". От цепного ящика до первого котельного отделения и от кормового машинного отделения до румпельного простиралась платформа (жилая палуба). Система набора смешанная: в средней части (между 20-м и 108-м шп.) - продольная с длиной шпации 1000 мм, в оконечностях - поперечная со шпацией 500 мм. В районе отсеков главной энергетической установки на протяжении 45 шпангоутов (22,5 м) шло двойное дно. Начальная метацентрическая высота по проекту при нормальном водоизмещении составляла 0,71 м, погибь верхней палубы - 0,3 м. Для ответственных связей корпуса, включая набор и часть листов наружной обшивки, использовалась сталь 2-й категории, для остальных конструкций - мягкая судостроительная сталь 3-й категории. Впервые успешно были применены уголки для ребер жесткости. Были выполнены подкрепления корпуса в местах установки 45-мм орудий, но стеллажи погребов перепроектировать забыли. Для защиты от коррозии оцинковывались листы наружной обшивки, настил палубы полубака, верхней палубы в открытых местах, жилой палубы с карлингсами и бимсами, нижняя часть поперечных переборок на 1 м выше флоров и стойки на той же высоте, днищевой набор, второе дно, шпангоуты от вертикального киля до жилой палубы, фундаменты главных механизмов и котлов, цистерны и теплые ящики, цепной ящик и дельные вещи. Оцинковка давала экономию металла. Толщина наружной обшивки равнялась всего 4 мм, днищевых листов - 5 мм и не имела запаса на коррозию. Остальные элементы конструкции были еще тоньше: настил палубы полубака - 2,5 - 3,5 мм, верхней палубы - 3 - 5 мм, жилой - 2,5 мм, второго дна - 3 мм, главных поперечных переборок - 2 - 3 мм, надстройки - 2,5 мм. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из маломагнитной противопульной стали толщиной 6 мм с изменённой конфигурацией мостиков, что привело к уменьшению углов обстрела носового и кормового орудий главного калибра.
    На главной палубе в районе полубака размещались две одноместных и пять двухместных кают офицеров, кают-компания, буфетная и места общего пользования. В нос от кают-компании располагался красный уголок, который использовался и как лазарет. Младший начсостав занимал шестиместную каюту на жилой палубе в кормовой части корабля, а рядовой состав - три кубрика на жилой палубе (два в носу и один - в корме), оборудованных двухъярусными рундуками, стационарными и подвесными койками. Все жилые помещения имели иллюминаторы и вентиляцию. Офицеры принимали пищу в кают-компании, а старшины и рядовые - в кубриках по бачковой системе.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 15 водонепроницаемых отсеков:

    1. Малярная и фонарная кладовая, форпик;
    2. Шкиперская кладовая, цепной ящик;
    3. Красный уголок, погреб сухой провизии, цистерна пресной воды;
    4. Кают-компания, канцелярия, ЗИП, цистерна пресной воды;
    5. Коридор №1, каюты начсостава, буфет начсостава, артпогреб №1, цистерна питьевой воды;
    6. Коридор №2, каюты начсостава, ванна и гальюн начсостава, шифровальный пост, минная и арткладовые, кубрик №1 на 30 человек, топливная цистерна;
    7. Помещение радио-машины, помещение дизель-генератора, гальюн, умывальник и раздевалка команды, камбуз, кубрик №2 на 26 человек, топливная цистерна;
    8. Носовое котельное отделение, топливная цистерна;
    9. Носовое машинное отделение, топливная цистерна;
    10. Кормовое котельное отделение, цистерна питательной воды, топливная цистерна;
    11. Кормовое машинное отделение, топливная цистерна;
    12. Кормовой артпогреб, запасной отсек;
    13. Кубрик №3 на 28 человек, кубрик мичманов на 6 человек, запасной отсек;
    14. Химический отсек;
    15. Румпельное отделение.
    По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков и не терять остойчивости. Впервые в отечественном военном кораблестроении были предъявлены требования газонепроницаемости к закрытым помещениям корабля.

    Спасательные средства включали два шестивёсельных яла, спасательные круги и индивидуальные спасательные пояса.

    Силовая установка механическая, двухвальная, котлотурбинная с двумя турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 3750 л.с. и двумя водотрубными котлами, размещёнными по эшелонной схеме. Главная паровая турбина состояла из двухкорпусной турбины смешанного активно-реактивного типа с одноступенчатым редуктором. В одном корпусе находилась турбина высокого давления (ТВД), в другом - турбина низкого давления (ТНД) и турбина заднего хода (ТЗХ), размещавшиеся на одном валу. Носовая турбина работал на гребной вал правого борта, а кормовая - левого борта при частоте вращения гребного вала 630 об/мин. Трехлопастные бронзовые винты имели диаметр 1,5 м и шаг 2 м.
    Главные котлы - водотрубные, однофронтовые, с двухсторонним проходом газов, треугольного типа, паропроизводительностью 23 т/ч с давлением перегретого пара 21 атм. при температуре 280°С. Дымоходы котлов выходили каждый в свою трубу. Отопление котлов осуществлялось с помощью пяти форсунок производительностью около 400 кг/ч, к которым поршневыми нефтяными насосами подавался предварительно подогретый мазут. Конструкция первого советского судового котла оказалась настолько удачной, что ее использовали как прототип для многих надводных кораблей более поздней постройки. Время подготовки энергоустановки из холодного состояния - 2ч, экстренное - 1ч.
    Вспомогательный котел, обеспечивал паром судовые механизмы и хозяйственные нужды корабля в целом. Он находился в носовом котельном отделении у левого борта, его дымоход был выведен в носовую трубу. Скорость полного хода корабля составляла 20 узлов и до 14 узлов экономический ход.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В получала питание от двух турбогенераторов ПСТ 24/14 завода "Электросила" мощностью по 30 кВт каждый, с турбинами производства Северной верфи или Харьковского электромеханического завода, расположенных в носовом и кормовом машинных отделениях (МО). На верхней палубе, в надстройке перед носовой дымовой трубой, находился аварийный дизель-генератор постоянного тока мощностью 11 кВт производства фирмы M.W.M.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 одноствольных 102-мм полуавтоматических орудий Б-102 с длиной ствола 60 калибров на станке Металлического завода. Размещались орудия в носовой и кормовой части корпуса с боезапасом в 200 выстрелов на орудие. Установка была открытая, без щита. Углы горизонтального наведения на оба борта носового орудия не превышают 150°, а кормового от 15-180°. Скорострельность составляла 10 выстр./мин. Расчёт - 7 человек. Подача патронов к носовому орудию обеспечивалась элеватором и вручную - тремя совками, к кормовому - только совками. Погреба имели систему орошения и затопления, штоки клапанов затопления выводились на палубу. Управление стрельбой осуществлялось с помощью модернизированной системы Гейслера, разработанной еще в 1911 году. Она была надежной и компактной. Дистанция до цели определялась с помощью 9-футового дальномера (база 2745 мм) английской фирмы "Барр и Струд", который размещался на ходовом мостике на банкете.
    2. Из 2 одноствольных 7,62-мм пулемета М-1 (системы "Максим"). Их установили по бортам у носовой надстройки. В боекомплект входило 4000 патронов, по 2000 на пулемет. Прицельная дальность стрельбы составляла 1 км при начальной скорости пули 830 м/с. Темп стрельбы пулемёта 300 выстрелов\мин, охлаждение водяное при ёмкости кожуха в 4 литра. Питание пулемёта ленточное, лента включает 250 патронов.
    3. Из 4 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длиной ствола 46,1 калибра, размещённых попарно в диаметральной плоскости две на баке и две в кормовой части корабля, для борьбы с авиацией. Орудие в палубной установке не имело щита. Подача снарядов проводилась в ручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 720 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 507 кг.
    4. Из 1 трёхтрубного 450-мм торпедного аппарата образца 1913 года с боезапасом из 3 торпед 45-36Н в ТА. Торпедный аппарат комплектовался механическим и ручным приводами для горизонтальной наводки, возможность растворения крайних труб на угол до 7°, а также оснащался прицелом Герцика и автоматом-коробкой, обеспечивающим последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 5°/с, вручную - 2°/с. Для управления торпедной стрельбой использовались прицелы Михайлова, которые стояли на крыльях мостика. Они позволяли решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем.
    5. Из минных рельсов и 32 якорных мин М-26 в перегруз. Корабельная мина с ударно-механическим взрывателем и сфероцилиндрическим корпусом весила 960 кг, а вес заряда 250 кг. Глубина места постановки составляла от 18 до 130 метров, минимальный минный интервал 41 или 55 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 15-25 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,05 секунды.
    6. Из 2 бомбосбрасывателей и 20 глубинных бомб ББ-1 в стеллажах у кормового мостика и торпедного аппарата. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    7. Из 1 параванного трала ПТ с депрессором (заглубителем). Параванный трал представлял собой одинарный двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использовался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, при чем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление 6 - 18м, скорость буксировки 12 - 22 уз. Размещались параваны-охранители К-1 на тележках у среза полубака.
    8. Для постановки и выборки трала предусмотрены тральный кран, лебедка и тральная вьюшка с паровыми приводами.

    Корабли комплектовались радиопеленгатором "Строп", радиопередатчиком "Шторм-Б" и радиоприёмником "Дозор", комплектом дымаппаратуры ДА-1.

    Радиопеленгатор "Строп" предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на ходовом мостике позади фок-мачты. Пеленгатор работал в диапазоне волн 200-3000 метров и имел дальность приёма сигналов радиомаяков до 190 км.

    Радиопередатчик дальнего действия "Шторм-Б" имел ламповое исполнение, мощность 1,5 кВт и работал в длинноволновом и средневолновом диапазонах волн.

    Радиоприёмник "Дозор" в ламповом исполнении с коротковолновым (12-200 м) диапазоном волн предназначался для радиослежки и перехвата радиосигналов с амплитудной модуляцией. Радиоприемник рассчитан на круглосуточную непрерывную работу. Вес радиоприемника с блоком питания и амортизаторами не превышает 66,5 кг.

    Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная имела выхлоп через одну дымовую трубу. Высота завесы составляла 40 — 60 метров.

    Строились секции на заводе №190 Северная верфь в г. Ленинграде и на заводе №198 в г. Николаеве, а собирались на заводе №202 в г. Владивостоке.

    Головной "Метель" вступил в строй Тихоокеанского флота в ноябре 1934 года.


    Тактико-технические данные проект 4 тип "Метель"

    Водоизмещение:   полное 670 тонн  
    Длина наибольшая:  71,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,1 метра  
    Высота борта в носу:  6,1 метра  
    Высота борта на миделе:  3,6 метра  
    Высота борта в корме:  3,6 метра  
    Осадка по корпусу:  2,7 метра  
    Силовая установка:  2 паротурбины по 3750 л.с., 2 котла, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора ПСТ 24/14 по 30 кВт, 1 ДГ на 11 кВт, +115 В  
    Скорость хода:  полная 20 узлов, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  930 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  до 5 баллов  
    Автономность:  4 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 102-мм полуавтомата Б-102 с ручным управлением  
    зенитное:  4х1 45-мм полуавтомата 21-К, 2х1 7,62-мм пулемета "Максим"  
    торпедное:  1х3 450-мм ТА обр.1913, 3 торпеды 45-36Н  
    минное:  32 якорных мин М-26 и минные рельсы  
    противоминное:  1 параванный трал с К-1.  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 20 глубинных бомб ББ-1  
    радиотехническое:  1 радиопередатчик "Шторм-Б", 1 приёмник "Дозор"  
    навигационное:  1 радиопеленгатор "Строп", 3 127-мм магнитных компаса. 
    химическое:  1 комплект дымаппаратуры ДА-1.  
    Экипаж:  100 человек (10 офицеров, 6 мичманов)  

    Всего построено сторожевых кораблей с 1934 г. по 1935 г. - 4 единицы.


Hosted by uCoz