Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Эсминцы проект 57
1960-1978

Иллюстрации

Чертежи


    Эскадренные миноносцы проекта 57 - разрабатывались, согласно решения Министерства Судопроектирования (МСП) и Главкома ВМФ от 26 июля 1955 года. Технический проект корабля был представлен, Центральным Конструкторским бюро МСП (ЦКБ-53), 23 января 1956 года. Проект предусматривал размещение в изменённом корпусе эсминца проекта 56 двух ракетных комплексов КСЩ с пусковыми установками (ПУ) СМ-59-1. При рассмотрении проекта выяснилось, что мореходные качества эсминца невысоки, полная скорость уменьшилась, а для сохранения остойчивости было необходимо принять 250 тонн балласта. Корабли предназначались для уничтожения крупных кораблей противника (линкоров, крейсеров, эсминцев и крупных транспортов) и береговых объектов в дальней морской зоне.

    Проект 57 не был принят комиссией, которая дала задание кардинально переделать предъявленный ей проект.


    Эскадренные миноносцы проект 57бис - проектировались, так же в ЦКБ-53 г. Ленинграда под руководством главного конструктора О. Ф. Якоба и главного наблюдающего от ВМФ инженер-полковника А. Т. Ильичёва. Технический проект эсминца с управляемым ракетным оружием (УРО) был завершён 30 декабря 1956 года. Новый Главком ВМФ С. Г. Горшков утвердил новый проект 26 февраля 1957 года, как серийный.

    Корпус корабля цельносварной из стали марки СХЛ-4, строился крупносекционным (блочным) методом и имел по всей длине пояс для плавания во льдах. Построенные отдельные секции корпуса максимально насыщались всем оборудованием и механизмами, а затем, после испытаний на герметичность, соединялись между собой с помощью автоматической электросварки. Корабль имел стремительный наклон форштевня, непрерывную верхнюю палубу без полубака со значительной седловатостью в носовой оконечности, среднюю палубу, нижнюю палубу и платформы в носовой и кормовой оконечностях, а также двойное дно на протяжении машинных и котельных отделений. Корпус набирался по продольной системе набора по всей длине корпуса корабля. Для дополнительного усиления корпуса вдоль дымоходов и в районах действия отводящих газов стартующих с ПУ ракет, верхнюю палубу выполняли из 20-мм брони АК-17. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась нижняя палуба. Средняя палуба имела расположение только в носовой части эсминца. На верхней палубе смонтировали две надстройки, кормовая одноярусная, а носовая четырёх ярусная с стабилизированным визирным постом СВП-42-50. Надстройки и котельные кожухи выполнялись из высокоуглеродистой стали марки Ст3с и также собирались секциями с включёнными в них элементами верхней палубы и всего оборудования. В нижнем ярусе располагались носовой предстартовый пост подготовки ракет, химпост №1, библиотека, строевая канцелярия, сатураторная, кладовая аварийной партии, буфет, секретная канцелярия, кают-компания офицеров. Во втором ярусе имелись каюты командира корабля и командира соединения, их кабинеты и места общего пользования, пост №5 РТС(радиостанция "Нептун"). В третьем ярусе располагались боевая рубка, боевой информационный пост (БИП), агрегатная. В верхнем ярусе разместили ходовой мостик, ходовая и штурманская рубки. Одно ярусная кормовая надстройка имела камбуз, посудомойка, хозяйственная канцелярия, пост зарядки аккумуляторов, места общего пользования команды и старшин, химпост, кладовая аварийной партии, буфет старшин, калориферные, кормовой пост предстартовой подготовки ракет. Возле грот-мачты размещались ростры для 57-мм спаренных зенитных палубно-щитовых установок с кранцами первых выстрелов и запасной штурманский пост. В самой кормовой части корабля смонтировали приподнятую над уровнем верхней палубы взлётно-посадочную площадку (ВПП) для временного базирования вертолёта КА-15. Личный состав мог перемещаться по кораблю без выхода на верхнюю палубу. Помещения для офицеров расположили на верхней палубе в носовой надстройке и на средней палубе в носовой части корабля. Кают для офицеров было 8 двухместных с двухъярусными койками и 4 одноместных каюты для командира корабля, его старшего помощника, заместителя по политической части и командира БЧ-5. Старшины размещались в кормовой части в трёх каютах на 6 человек каждая, оборудованных стационарными двухъярусными койками. Матросы располагались в 6 кубриках, носовые кубрики оборудовались стационарными двухъярусными койками, а кормовые - трёхъярусными койками. Обогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Появились активные успокоители качки с площадью бортовых рулей в 5,6 м2 и боковые кили использующиеся, как пассивные успокоители качки. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами, четырёхногой фок-мачтой и трёхногой грот-мачтой. Силуэт эсминца имел две наклонные дымовые трубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 18 отсеков:

    1. Форпик, кладовая инструментов, малярная кладовая, кладовые такелажная и тентов, брезентов;
    2. Цепной ящик, шкиперская кладовая, текстильная кладовая;
    3. Цистерна носовая дифферентная, рефрижераторная камера, кладовая мокрой провизии, кладовая сухой провизии, калориферная, помещение шпилевых машин;
    4. Шахта ПОУ ГАС "Геркулес-2", цистерна пресной воды, шахта лага и эхолота, агрегатная ГАС "Геркулес-2", калориферная, кубрик №3 на 37 человек, кубрик №2 на 33 человека, кубрик №1 на 41 человека, подбашенное керосинохранилище для ракет;
    5. Цистерны топлива №1 и №2, посты ПУСБ "Смерч" и ПУТС "Звук", погреба РГБ-25, погреба хранения ракет №1, №2 и №3, подбашенное отделение ПУ СМ-59-1А;
    6. Цистерна топлива №3, гиропост, пост гидроакустиков, центральный артиллерийский пост(ЦАП), агрегатная, пост носовой РЛС "Фут-Б", пост РЛС "Ангара", каюты мичманов, кают-компания мичманов;
    7. Цистерна топлива №4, погреба 57-мм выстрелов, шифропост, носовая рубка связи, каюты офицеров;
    8. Цистерны топлива №5 и масла №1, носовое машинно-котельное отделение;
    9. Цистерны топлива №6 и №7, ниши боковых рулей, отсек вспомогательного котла и успокоителя качки, носовая электростанция, цистерна питательной воды;
    10. Цистерна топлива №8, эжекторная №2, погреба 57-мм выстрелов, посты станций "Краб", места общего пользования матросов, кормовая рубка связи, пост кормовой РЛС "Фут-Б", агрегатная, пост "Нихром";
    11. Цистерны топлива №9 и №10, цистерна масла №2, кормовое машинно-котельное отделение;
    12. Цистерны топлива №11 и дизтоплива, кормовая электростанция, цистерна питательной воды, шахта досылателя;
    13. Цистерны топлива №12 и №13, погреб 57-мм выстрелов, помещение пожарного насоса, погреб хранения ракет №4;
    14. Цистерна топлива №14, кофердам, калориферная, кубрик №4 на 54 человека, подбашенное отделение ПУ СМ-59-1А;
    15. Керосинохранилище, кормовая дифферентная цистерна, калориферная, кубрик №5 на 60 человек;
    16. Цистерна авиационного топлива, тамбур кормовых кубриков, кубрик №6 на 33 человека;
    17. Румпельное отделение;
    18. Химкладовая, пост управления ДА-2, кладовая дымовая.
    Согласно расчетам эсминец гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых трёх отсеков или обоих машинно-котельных отделений(МКО).

    Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрогидравлическим приводом, которая управляла одним полубалансирным рулём, площадью 14 м2. Руль имел обтекаемую форму и размещался в диаметральной плоскости.

    Якорное устройство включало два становых якоря Холла весом по 2500 тонн, которые по походному крепились двумя цепными стопорами в сдвинутых к форштевню и утопленных в корпус клюзах для снижения брызгообразование на больших ходах. В целях уменьшения весов использовались литые якорные цепи 46-мм калибра длиной по 250 метров. На баке устанавливались два якорных шпиля ШЭР 16/2 и ШЭР 16/3 с электроприводом для спуска и подъёма обоих становых якорей. Шпили имели скорость выбирания якорной цепи до 18 метров/мин.

    Средства спасения включали 1 командирский катер проекта 378, 1 рабочий катер проекта 386К, 1 шестивёсельный ял, 10 жёстких 18-местных спасательных плотов (СПС-18) и спасательные круги.

    Система противоатомной и химической защиты, обеспечивала полную герметизацию помещений при ведении боя в течении трёх часов, используя системы фильтровентиляции, орошения надстроек и палуб.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми агрегатами ТВ-8 мощностью по 36 500 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинно-котельном отделении(МКО) и одна в кормовом МКО. Турбозубчатый агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре вертикальных водотрубных котла КВ-76-1 с нефтяным отоплением, снабженные вертикальными двухколлекторными пароперегревателями. Паропроизводительность котлов составляла по 80 т/ч, а давление 64 кг/см2 при температуре 470°С. Силовая установка корабля могла запускаться без предварительного подогрева, причём экстренное развитие полного хода из холодного состояния достигалось всего за 15 мин. Управление котлотурбиными установками осуществлялось дистанционно из герметичных кабин, смонтированных в носовой части каждого МКО. Каждая кабина, в рамках защиты от атомной и химической опасности, снабжалась индивидуальной системой вентиляции, как по открытому, так и по замкнутому циклам. Для хранения мазута (наибольший запас 618 тонн) использовались топливные цистерны. Полная скорость корабля составляла 34,5 узла. Фактическая дальность плавания при оперативно-экономической скорости в 18 узлов составляла 3 000 миль. Пар для бытовых нужд вырабатывался вспомогательным котлом типа "КВВ-5/28".

    Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от двух турбогенераторов ТД-12 мощностью по 400 кВт каждый и двух дизель-генераторов ДГ-300/1 мощностью по 300 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 стабилизированных башенных пусковых установок СМ-59-1А с рельсовыми направляющими, расположенными одна на баке и одна в корме. Боекомплект, состоял из 12 крылатых ракет с нескладывающимися крыльями, по две ракеты располагались в постах предстартовой подготовки, а остальные в погребах, шесть в носу и две в корме. Подача самолёто-снарядов осуществлялась элеваторами. Установки бронированные. Темп стрельбы ПУ составлял 1 пуск за 20 минут, из-за заправки ракет жидким топливом перед пуском. Расчёт одной установки включал 18 человек. ПУ расположенная в носу при помощи дистанционного привода Д-59А разворачивалась влево или вправо на угол до 135° от походного положения, а кормовая ПУ - на угол 45° влево или вправо от походного положения. Горизонтальная ферменная направляющая длиной 16 метров, могла подниматься на угол 17°. Скорость полёта ракеты КСЩ после разгона составляла 280 м/с, а дальность стрельбы до 40 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальная до 100 км. Управление пуском ракет осуществлялось прибором управления стрельбой (ПУС) "Тополь-57", который обеспечивал обработку исходных данных для стрельбы и их ввод на стартовую установку и в ракету, а также резервным ПУС "Кедр-57" для решения задач стрельбы по морским целям в условиях прямой радиолокационной видимости. Наблюдение за надводной целью проводилось с помощью РЛС управления "Риф-Щ" и СВП-42-50.
    2. Из 4 счетверённых 57-мм зенитных палубно-щитовых автоматов ЗИФ-75 с длинной ствола 81 калибра, расположенных один на баке, один в корме и два на рострах у грот-мачты. Боезапас включал 12 800 выстрелов, в перегруз имелась возможность дополнительно взять ещё 800 выстрелов. Скорострельность установки составляла 100 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, причём и вертикальные и горизонтальные механизмы наведения были электрическими. Начальная скорость снаряда 980 м/с, дальность стрельбы до 8 км. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 3 снаряда, а веерообразный горизонтальный приемник вмещал 15 патронов. Работа автоматов синхронная. Расчёт орудия 7 человек. Масса установки со щитом доходила до 16,7 тонн. Автоматы имели систему дистанционного управления Д-20-75. Управление огнём осуществлялось ПУАО "Фут-57", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух РЛС "Фут-Б" или резервными коллиматорными прицелами "ВКМ-45-4М".
    3. Из 2 быстроходных акустических охранителей (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
    4. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ТТА-53-57 с прибором управления торпедной стрельбой(ПУТС) "Звук-57", расположенных побортно в средней части корабля. Торпедные аппараты пневматические, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Звук-57", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. Торпеда 53-56 самонаводящаяся, прямоходная, кислородно-поршневая, с прибором маневрирования, двухрежимная, то есть имелась возможность установить режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 13 км. Вес БЧ торпеды составлял 400 кг при весе самой торпеды в 1,9 тонны, а взрыватель неконтактный оптического типа НВ-57, обеспечивающий подрыв боевого заряда на расстоянии 3-5 метров от днища. Скорость хода торпеды доходила до 50 узлов (4 км), 40 узлов (8 км) и 35 узлов (13 км). Боезапас состоял из 6 торпед в ТА. Или торпеда СЭТ-53 электрическая, противолодочная, самонаводящаяся в двух плоскостях. Система наведения пассивная, реагировала на шумы подводных лодок имеющих скорости хода не менее 9 узлов. Вес БЧ торпеды составлял 287 кг при весе самой торпеды в 1,47 тонны, а скорость хода доходила до 23 узлов при дальности действия 8 км и глубине погружения от 20 до 200 метров. Головка самонаведения могла обнаруживать цель в пределах до 60° в каждую сторону от продольной оси торпеды, а радиус самонаведения достигал 600 метров. Боезапас включал 5 торпед в ТА.
    5. Из 2 реактивных бомбомётов РБУ-2500 калибра 212 мм с 16 направляющими от ПУСБ "Смерч-56", расположенными побортно в носовой части корабля. Стрельба велась одной или двумя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами по 8 или 16 РГБ одновременно. Наведение РБУ-2500 производилось по горизонтали и по вертикали, установка косвенно стабилизирована в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движущие устройства - гидроприводы. Заряжание бомб РГБ-25 производилось в ручную. В комплектацию входила также реактивная бомба-ориентир "Свеча", предназначенная для обозначения места обнаружения подводной лодки. Дальность действия установки от 550 до 2500 метров, а глубина поражения цели от 10 до 320 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 5 метров. Время полета реактивной глубинной бомбы РГБ-25 от 3 сек. до 25 сек., а скорость погружения - 11 м/с. Масса установки составляла 3,46 тонны.
    6. Из 1 вертолёта КА-15 в двухместном исполнении с соосным вращением лопастей. В носовом обтекателе фюзеляжа КА-15 располагается оборудование и аккумулятор. За обтекателем находится кабина пилота. Рабочее место летчика снабжено рычагами управления вертолетом: ручкой управления, педалями и рычагом "шаг-газ". Пилотажно-навигационные приборы и индикаторы контроля силовой установки, несущих винтов и других систем размещены на приборной доске. Кресла пилота (слева) и наблюдателя расположены рядом. Кресло пилота может регулироваться под его рост. Бортовое оборудование обеспечивает выполнение полетов днем и ночью. Лопасти были изготовлены из древесины с применением металла и пенопласта. Передняя кромка лопастей защищалась от абразивного износа латунной оковкой. Установили противообледенительную спиртовую систему, в которой противообледенительная жидкость, поступающая от втулок винтов по каналам под оковкой лопастей выводится на ее поверхность через ряд отверстий диаметром 0.8мм. На концевой части лопасти установили противофлаттерный груз рогового типа. На задней кромке лопасти появился триммер для регулировки соконусности лопастей при их вращении. Вертолёт КА-15 развивал скорость до 155км/ч, дальность полёта достигала 350 км, а динамический потолок 3500 метров. Благодаря малым размерам и высокой маневренности КА-15 успешно производил взлеты с небольшой площадки корабля и посадки на нее даже в условиях шести бального волнения моря. В противолодочном варианте КА-15 оснащался двумя радиогидроакустическими буями РГБ-Н или приемным устройством СПАРУ. Вертолёты КА-15 серийно производились с 1956 года.

    Система управления пуском крылатых ракет "Тополь-57" включала:

    • Прибор управления ракетной стрельбой (ПУРС) "Тополь-57" состоящего:
      • Из центрального автомата стрельбы ЦАС-5М (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление (угловые координаты) до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки ПУ СМ-59-1А, а так же обеспечивал ввод данных в ракету.
    • Гировертикаль "Компонент" вырабатывала углы стабилизации пусковых установок.
    • Гирокомпас "Курс-5" выдавал данные о курсе самого корабля.
    • Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Риф-Щ" или дальномерами стабилизированного визирного поста СВП-42-50.
    Система «Тополь-57» позволяла производить пуск ракет, как одиночно, так и залпом с обоих ПУ по одной морской или береговой цели. Скорость самого эсминца при пусках ракет не превышала 25 узлов, скорость ветра не более - 12 м/с.

    РЛС общего обнаружения МР-300 « Ангара » двухкоординатная, дециметрового диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и направление (угловые координаты) до надводной и воздушной цели и передавать эти данные в систему приборов управления стрельбой. Станция обеспечивала определение отклонения падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении курсового угла и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушной цели до 300 км, а надводной цели до 54 км.

    РЛС обнаружения надводных и низколетящих целей "Риф-Щ" дециметрового диапазона волн определяла дистанцию и направление (угловые координаты) до цели и имела три режима работы - круговой обзор, или секторный поиск, или слежение за целью. РЛС обнаруживала крейсер на дальности до 40,7 км, эсминец до 28 км, тральщик до 24 км, подводную лодку в надводном положении до 13 км, торпедный катер до 9 км, а перископ подводной лодки на высоте 1,5 метра до 3 км. Точность определения дистанции до цели составляла по индикатору кругового обзора до 1 морской мили, по индикатору точной дальности до 15 метров. По курсовому углу срединная ошибка составляла не более 0,6%.

    Резервная система управления пуском крылатых ракет "Кедр-57" включала:

    • Прибор управления ракетной стрельбой (ПУРС) "Кедр-57" состоящего:
      • Из резервного автомата стрельбы РАС-5М (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дальность и направление (угловые координаты) до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки ПУ СМ-59-1А, а так же обеспечивал ввод данных в ракету.
    • Гировертикаль "Компонент" вырабатывала углы стабилизации пусковых установок.
    • Гирокомпас "Курс-5" выдавал данные о курсе самого корабля.
    • Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
    • Информация о надводной цели шла в систему ПУС от стабилизированного визирного поста СВП-42-50. Система «Кедр-57» позволяла производить пуск ракет при выходе из строя ПУС «Тополь-57» или при ведении стрельбы по двум морским целям совместно с ПУС «Тополь-57».

      Система управления огнем универсальной 57-мм артиллерии "Фут-Б" включала:

      • прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Фут-Б" состоял:
        • Из центрального автомата стрельбы Д-20-75 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление (угловые координаты) до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной (азимут) и вертикальной (угол места) наводки для двух 57-мм автоматов.
        • Из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого стабилизировалась в пространстве траектория полета снарядов.
      • Гировертикаль "Компонент" вырабатывала углы стабилизации артустановок.
      • Гирокомпас "Курс-5" выдавал данные о курсе самого корабля.
      • Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
      • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара".
      • После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение 2 стрельбовыми РЛС "Фут-Б" или от 2 автономных коллиматорных прицелов "ВКМ-45-4М".
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой.
      • Станция трансформаторов.
      Система "Фут-Б" имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам и вела стрельбу АУ универсального калибра по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Основная схема управления огнём универсального калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. РЛС МР-300 "Ангара" обнаруживала надводные и воздушные цели и выдавали целеуказания 2 РЛС управления "Фут-Б". РЛС "Фут-Б" брала одну цель на сопровождение в любых погодных условиях, при качке, плохой видимости, ночью, осуществляя управление стрельбой одной АУ универсального калибра по одной цели. Местная схема управления огнём универсального калибра работала от 2 приборов наблюдения расположенных на АУ. Для этого имелись коллиматорные прицелы "ВКМ-45-4М" для каждой АУ.

      РЛС общего обнаружения МР-300 « Ангара » двухкоординатная, дециметрового диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и направление (угловые координаты) до надводной и воздушной цели и передавать эти данные в систему приборов управления стрельбой. РЛС работала в круговом, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отклонения падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушных целей до 300 км и надводных целей до 54 км.

      РЛС управления артиллерии "Фут-Б" сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов универсальной артиллерии 57-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 100 км, а надводные цели на дальности до 18 км.

      Система управления торпедной стрельбой "Звук-57" включала:

      • Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Звук-57" состоящего:
        • Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих от ГАС "Геркулес-2" данных решал торпедный треугольник и автоматически вводил в ГСН торпед глубину хода, направление и дальность цели.
      • Информация о надводной или подводной цели шла в систему ПУТС от ГАС "Геркулес-2".
      Система «Звук-57» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной и надводной цели одиночно и залпом, как дистанционно с помощью СЭССП, так и в ручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате. Кроме этого она была связана с системой ПУСБ "Смерч-57" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачи противолодочного оружия корабля в целом.

      На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Нептун", ГАС "Геркулес-2", РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4А", РЛС помех "Краб", БИУС "Планшет-57", гирокомпас "Курс-5", радиопеленгатор АРП-50, 1 комплект ДА-2, 10 дымовых шашек МДШ.

      Система государственного опознавания представлена двумя приборами - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". Аппаратура "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.

      РЛС навигации " Нептун ", предназначалась для освещения окружающей и навигационной обстановки, решения навигационных задач. Станция работала в режиме кругового обзора с диапазоном волн 3,2 см и была способна обнаруживать крупные надводные объекты на дальностях до 20 км и мелкие объекты на дальностях до 9 км. Антенна щелевого типа размещалась на мачте. Мертвая зона обычно не превышает 30 метров.

      ГАС кругового обзора "Геркулес-2" с подкильной антенной расположенной в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ), которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования и обеспечивала выдачу целеуказания реактивно-бомбометному оружию. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине при эхопеленговании на дальности - нет данных и при шумопеленговании до 16 км, а торпеды на дальности - нет данных.

      РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4А", предназначалась для обнаружения работы РЛС противника. Станция сантиметрового диапазона волн имела дальность обнаружения до 25 км с непрерывным временем действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

      РЛС "Краб" активного типа обеспечивала создание шумовых помех в сантиметровом диапазоне волн в целях активного средства радиоэлектронной обороны от РЛС противника. Станция обеспечивала защиту от РЛС "Заря" на дальности 10 км, РЛС "Якорь" - 25 км, РЛС "Залп" - 25 км, РЛС ПСБНМ - 8-14 км, и была принята на вооружение в 1956 году.

      БИУС "Планшет-57" - боевая информационно-управляющая система предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

      Гирокомпас "Курс-5" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности и автоматический ввод скоростной поправки. Точность показаний гирокомпаса составляла ±1°,0, время готовности после запуска 2,5-6 часов, а условия эксплуатации гарантировали скорость корабля до 25 узлов при температуре окружающего воздуха до 70°. Штурманский пульт, в котором располагались механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволял дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектовался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами(репитерами). Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

      Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

      Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

      Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

      Строились корабли на заводе №445 в г. Николаеве("Гневный", "Упорный", "Бойкий"), на заводе №190 в г. Ленинграде("Гремящий", "Жгучий", "Зоркий", "Дерзкий"), на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре("Гордый" для ТОФ).

      Головной "Гневный" вступил в строй Черноморского флота 30 июня 1960 года.


      Тактико-технические данные проекта 57бис

      Водоизмещение:   стандартное 3500 тонн, полное 4200 тонн  
      Длина наибольшая:  138,9 метра  
      Длина по КВЛ:  130 метров  
      Ширина наибольшая:  14,8 метра  
      Ширина по КВЛ:  13,9 метра  
      Высота борта в носу:  13,2 метра  
      Высота борта на миделе:  7,7 метра  
      Высота борта в корме:  4,9 метра  
      Осадка по корпусу:  4,2 метра  
      Силовая установка:  2 турбозубчатых агрегата ТВ-8 по 36 500 л. с.,
      4 котла КВ-76-1, 2 винта ФШ, 1 руль  
      Электроэнергетическая
      система:
       
      2 турбогенератора ТД-12 по 400 кВт, 2 ДГ-300/1
      по 300 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц.  
      Скорость хода:  полная 34,5 узла, оперативно-экономическая 18 узлов  
      Дальность плавания:  3000 миль при скорости хода 18 узлов  
      Мореходность:  до 5 баллов по применению оружия  
      Автономность:  7 суток  
      Вооружение:  .  
      ракетное:  2 башенных ПУ СМ-59-1А от РЛС УРО "Риф-Щ"  
      артиллерийское:  4х4 57-мм автомата ЗИФ-75 от 2 РЛС УАО
      "Фут-Б"  
      торпедное:  2х3 533-мм ТТА-53-57 с ПУТС "Звук-57".  
      противолодочное:  2 реактивных бомбомёта РБУ-2500 и бомбы РГБ-25 
      авиационное:  1 вертолёт КА-15  
      гидроакустическое:  1 ГАС "Геркулес-2".  
      радиотехническое:  1 РЛС МР-300 "Ангара", аппаратура "Нихром",
      1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-56"  
      навигационное:  1 НРЛС "Нептун", 1 гирокомпас "Курс-5", 1 лаг МГЛ-50,
      1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик "Путь-1"  
      химическое:  1 комплект ДА №2, 10 дымовых шашек МДШ  
      Экипаж:  296 человек (20 офицеров, 18 старшин)  

      Всего построено кораблей с 1960 г. по 1961 г. - 8 единиц.


    Эскадренные миноносцы проекта 57А - это модернизированный вариант пр. 57бис с усиленным противолодочным, противовоздушным и радиотехническим вооружением. Технический проект разрабатывался в Северном ПКБ (ЦКБ-53) под руководством главного конструктора В. Г. Королевича в 1965 году, наблюдающим от ВМФ был инженер-капитан 2 ранга И. С. Платонов. Корабли предназначались для поиска и уничтожения подводных лодок вероятного противника, а так же для противолодочной и противовоздушной обороны крупных кораблей и конвоев в дальней морской зоне.

    Корпус корабля был существенно переоборудован, а его носовая и кормовая оконечности полностью переделаны. Нижняя часть носовой оконечности, до уровня платформы по 50-й шпангоут, заменялась на новую, с носовым бульбовым обтекателем. В обтекателе, который был выполнен из титанового сплава, монтировалась антенна новой ГАС "Титан-2". Для предотвращения повреждения обтекателя, якорные клюзы сместили ближе к форштевню. На месте носовой ПУ разместили РБУ-6000 "Смерч-2", а вместо носового поста предстартовой подготовки ракет разместили второй 57-мм автомат ЗИФ-75. Полностью была перестроена вся носовая надстройка, для оптимального размещения оборудования. Вместо грот-мачты и кормовой РЛС "Фут-Б" смонтировали башнеподобное основание для РЛС "Ятаган" в котором находились ВЧ блоки этой РЛС. Вокруг основания, на рострах, разместили побортно две РБУ-6000 "Смерч-2", а на верхней палубе вместо трёхтрубных ТА появились пятитрубные ТА. Кожух второй дымовой трубы, так же подвергли перестройке, а рядом с ней по бортам попарно расположили четыре 30-мм автомата АК-230. За кожухом в кормовой надстройке имелись отделение ВЧ блоков станции "Краб" и электростанция. В кормовой части, вместо кормового поста предстартовой подготовки ракет поместили ПУ ЗИФ-102 ЗРК "Волна-М" с конвейнерной системой хранения и подачи ЗУР. Кормовую надстройку продлили до 254-го шпангоута. Взлётно-посадочную площадку (ВПП) для вертолёта КА-25ПЛО значительно увеличили и расположили на самой надстройке. Под ВПП в кормовой надстройке размещались места общего пользования матросов, погреб авиационного боезапаса, кладовая авиационных буёв и стартово-командный пост вертолёта (СКПВ) имевший связь с ГКП. Благодаря смещению далеко в нос, ВПП в меньшей степени была подвержена килевой качке, что более благоприятно сказалось на эксплуатации вертолёта. В итоге водоизмещение эсминцев возросло на 300 тонн.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 18 отсеков:

    1. Форпик, кладовая инструментов, малярная кладовая, кладовые такелажная и тентов, брезентов;
    2. Антенна ГАС "Титан-2", цепной ящик, шкиперская кладовая, текстильная кладовая;
    3. Цистерна питьевой воды, агрегатные ГАС "Титан-2", отделение рефрижераторной машины и рефрижераторная камера, кладовая мокрой провизии, кладовая сухой провизии, тамбур, помещение шпилевых машин;
    4. Цистерна топлива №1, отделение водоотливных насосов, шахта лага, носовые погреба бомб РГБ-60, калориферная, кубрик №3 на 41 человека, кубрик №2 на 53 человека, кубрик №1 на 38 человек и боевой лазарет, пост наводки РБУ-6000;
    5. Цистерны топлива №2 и №3, шахта эхолота, помещение водоотливных насосов, посты гидроакустики и стабилизации СУ "Ятаган", центральный артиллерийский пост(ЦАП), посты ПУСБ "Буря" и ПУТС "Гроза";
    6. Цистерна топлива №4, помещение лага, погреба 57-мм выстрелов, гиропост, пост РЛС МР-310 "Ангара-А", пост РЛС "Фут-Б", каюты мичманов, кают-компания мичманов;
    7. Цистерна топлива №5, погреба 57-мм выстрелов, шифропост, носовая рубка связи, каюты офицеров;
    8. Цистерны топлива №6 и масла №1, носовое машинно-котельное отделение;
    9. Цистерны топлива №7 и дизтоплива, ниши боковых рулей, отсек вспомогательного котла и успокоителя качки, носовая электростанция, цистерна питательной воды;
    10. Цистерна топлива №8, эжекторная №2, посты и агрегатные СУ "Ятаган", кормовая рубка связи, агрегатная, пост "Нихром";
    11. Цистерны топлива №9 и №10, цистерна масла №2, кормовое машинно-котельное отделение;
    12. Цистерны дизтоплива, кормовая электростанция, цистерна питательной воды;
    13. Цистерны питьевой воды и хозяйственной воды, машинное отделение привода ПУ ЗИФ-102, погреб хранения ЗУР;
    14. Отделение водоотливных насосов, цистерна топлива №11, керосинохранилище, калориферная, кубрик №4 на 48 человек, кормовой ПМП;
    15. Цистерна топлива №12, калориферная, кубрик №5 на 66 человек;
    16. Цистерны топлива №13 и №14, тамбур кормовых кубриков, кубрик №6 на 32 человека;
    17. Румпельное отделение;
    18. Химкладовая, кладовая авиационного имущества.
    Согласно расчетам эсминец гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых трёх отсеков или обоих машинно-котельных отделений(МКО).

    Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от двух турбогенераторов ТД-12 мощностью по 400 кВт каждый и двух дизель-генераторов ДГ-500/1 мощностью по 500 кВт с распределительными станциями. Появился дополнительный дизель-генератор ДГ-200/1 на 200 кВт.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 счетверённых 57-мм зенитных палубно-щитовых автоматов ЗИФ-75 с длинной ствола 81 калибра, расположенных на баке в диаметральной плоскости. Скорострельность установки составляла 100 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, причём и вертикальные и горизонтальные механизмы наведения были электрическими. Начальная скорость снаряда 980 м/с, дальность стрельбы до 8 км. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 3 снаряда, а веерообразный горизонтальный приемник вмещал 15 патронов. Работа автоматов синхронная. Расчёт орудия 7 человек. Масса установки со щитом доходила до 16,7 тонн. Автоматы имели систему дистанционного управления Д-20-75. Управление огнём осуществлялось ПУАО "Фут-57", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью РЛС "Фут-Б" или резервными коллиматорными прицелами "ВКМ-45-4М".
    2. Из 4 спаренные 30-мм автоматов АК-230 с длиной ствола 71,3 калибра, расположенных попарно, побортно у второй дымовой трубы. Установки использовались для уничтожения катеров, воздушных и низколетящих целей, а так же для поражения обнаруженных мин. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Управление стрельбой автоматическое дистанционное от 2 РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" и ручное дистанционное от местных визирных постов "Колонка". Масса установки 1,93 тонны.
    3. Из 1 двухбалочной стабилизированной наводящейся пусковой установи (ПУ) тумбового типа с нижней подвеской двух ракет ЗИФ-102, расположенной в корме. Боекомплект, состоял из 32 ракет, размещённых на конвейере. На линию заряжания ракета подавалась, так же конвейером. Метод наведения ракет - оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения "Горка". Электрический силовой привод (ЭСП-102) и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. Управление установкой выполняла система управления стрельбой "Ятаган". Скорострельность установки составляла 1 залп за 50 секунд. Угол вертикального наведения от -10 до +95°, а угол горизонтального наведения - 330°. Ракета В-601 имела вес БЧ в 72 кг при весе самой ракеты 980 кг и длине 5,95 метра. Начальная скорость ракеты равнялась 730 м/с, дальность стрельбы до 22 км при высоте цели от 14 км до 200 метров и 8 км при высоте цели 100 метров. Скорость хода корабля при пусках ракет может быть до 36 узлов, а скорость цели до 700 м/с (2,1 М).
    4. Из 3 реактивных бомбомётов РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212 мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенными один на баке и два побортно на рострах у башнеподобного основания для РЛС "Ятаган". Стрельба велась одной, двумя или тремя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Запас из глубинных бомб РГБ-60 располагался в погребах. Заряжание пакета стволов производилось с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подавались специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматически переходили в режим наведения, а после израсходования всех бомб -снова в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного запаса по курсовому углу. РБУ-6000 получает целеуказание от корабельной ГАС МГ-332 "Титан-2". Наведение РБУ-6000 производится по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность действия установки от 300 метров до 6 км, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляла 3,1 тонны.
    5. Из 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-1134 с поворотной установкой и прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Звук-57" согласованным с ПУСБ "Буря-57" и ГАС МГ-332 "Титан-2". ТА пневматический, палубный, располагались на верхней палубе по бортам в средней части корабля. ТА комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. ПУТС позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда СЭТ-65 электрическая, противолодочная, самонаводящаяся в двух плоскостях. Система наведения активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 метров. Вес БЧ торпеды составлял 200 кг при весе самой торпеды в 1,75 тонны, а скорость хода доходила до 40 узлов при дальности действия 15 км и глубине погружения от 20 до 400 метров. Неконтактный кругового действия акустический взрыватель активного типа имел радиус реагирования 10 метров от цели. Двух торпедный залп с параллельным их ходом обеспечивал надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях до 6,5 км и глубинах погружения до 400 метров. Боезапас включал 10 торпед в ТА.
    6. Из 2 быстроходных акустических охранителей (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их использование предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
    7. Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех ЗИФ-121 с системой управления "Терция" калибра 140 мм с 2 стволами. Предназначены для постановки радиолокационных и оптических отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в тракт подачи в под палубном помещении пусковой установки ЗИФ-121 и далее процесс стрельбы идет автоматически. Установка времени срабатывания взрывателя снаряда по данным, выработанным ПУС "Терция", производится непосредственно перед выстрелом с помощью электромеханического автоматического установщика трубок. Темп стрельбы составлял 15 залпов/мин., дальность постановки ложных целей от 500 метров до 6 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами из 2 труб. Боевой расчет включал 9 человек. Тип снарядов помех ТСП-47; ТСТ-47; ТСО-47. Масса незаряженной ПУ составляла 3,6 тонны.
    8. Из 1 вертолёта КА-25ПЛ с соосным вращением лопастей и экипажем из 2-3 человек. В носовом нижнем обтекателе фюзеляжа КА-25ПЛ располагается поисковая РЛС "Инициатива-2К". За обтекателем находится кабина экипажа, где установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Бортовое оборудование обеспечивает выполнение полетов днем и ночью. Лопасти были изготовлены с возможностью их складывания. В задней части главной кабины разместили опускаемую на глубину 40 метров гидроакустическую станцию ОГАС МГ-329 "Ока" и радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством СПАРУ-55 "Памир". В контейнере сбоку фюзеляжа за правой главной опорой шасси находились сбрасываемые радиогидроакустические буи РГАБ. Вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб массой 250 и 50 кг. Кассета с радиогидроакустическими буями, также подвешивалась в отсеке вооружения. Отсек снабжался створками, открывающимися с помощью электроприводов. Вертолёт КА-25ПЛ развивал максимальную скорость до 220 км/ч и крейсерскую скорость до 180 км/ч, дальность полёта достигала 450 км, а динамический потолок 3500 метров. Благодаря размерам и высокой маневренности КА-25ПЛ успешно производил взлеты с небольшой площадки корабля и посадки на нее даже в условиях шестибального волнения моря. Вертолёты КА-25 серийно производились с 1961 года.

    Система управления огнем универсальной 57-мм артиллерии "Фут-Б" включала:

    • прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Фут-Б" состоял:
      • Из центрального автомата стрельбы Д-20-75 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление (угловые координаты) до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной (азимут) и вертикальной (угол места) наводки для двух 57-мм автоматов.
      • Из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого стабилизировалась в пространстве траектория полета снарядов.
    • Гировертикаль "Компонент" вырабатывала углы стабилизации артустановок.
    • Гирокомпас "Курс-5" выдавал данные о курсе самого корабля.
    • Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-310 "Ангара-А".
    • После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Фут-Б" или от 2 автономных коллиматорных прицелов "ВКМ-45-4М".
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой.
    • Станция трансформаторов.
    Система "Фут-Б" имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам и вела стрельбу АУ универсального калибра по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Основная схема управления огнём универсального калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. РЛС МР-310 "Ангара-А" обнаруживала надводные и воздушные цели и выдавала целеуказания РЛС управления "Фут-Б". РЛС "Фут-Б" брала одну цель на сопровождение в любых погодных условиях, при качке, плохой видимости, ночью, осуществляя управление стрельбой двумя АУ универсального калибра по одной цели, одновременно. Местная схема управления огнём универсального калибра работала от 2 приборов наблюдения расположенных на АУ. Для этого имелись коллиматорные прицелы "ВКМ-45-4М" для каждой АУ.

    РЛС общего обнаружения МР-310 « Ангара-А » трёхкоординатная, дециметрового диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность, скорость и направление (угловые координаты) до надводной и воздушной цели и передавать эти данные в систему приборов управления стрельбой. РЛС работала в круговом, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отклонения падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушных целей до 310 км и надводных целей до 55 км.

    РЛС управления артиллерии "Фут-Б" сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов универсальной артиллерии 57-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 100 км, а надводные цели на дальности до 18 км.

    Система управления огнём 30-мм артиллерии "Рысь-57" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём "Рысь-57" состоящего:
      • Из автомата управления стрельбой (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с 2 РЛС управления "Рысь" данных выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм автоматов.
    • Из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А».
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение 2 стрельбовыми РЛС МР-104 "Рысь".

    РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" сантиметрового диапазона волн позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 104 км, надводные цели типа крейсер до 26 км, торпедный катер до 4 км.

    Cистема управления стрельбой ЗРК "Ятаган" включала:

    • прибор управления ракетно-зенитной стрельбой (ПУРЗС) "Ятаган", который состоял:
      • Из ракетного автомата стрельбы РАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление (угловые координаты), выполнял предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель.
    • Гировертикаль, которая вырабатывала углы стабилизации пусковой установки.
    • Гирокомпаса "Курс-5" от которого данные о курсе своего корабля автоматически поступали в систему управления.
    • Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС отображения воздушной обстановки МР-310 "Ангара-А".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Ятаган".
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
    • Станция трансформаторов.
    Система "Ятаган" имела силовой электрический синхронно-следящий привод ЭСП-102 дистанционного наведения ПУ ЗИФ-102 и обеспечивала стрельбу и управление 2 ракетами В-601 одновременно по 1 цели. РЛС МР-310 "Ангара-А" обнаруживала воздушные цели и передавала данные о них в систему управления "Ятаган". РЛС "Ятаган" брала на сопровождение 1 цель на дальности 36 км с вероятностью её захвата 80%, сканируя пространство двумя большими антеннами, в секторном режиме. Перемещение сектора сканирования обеспечивалось круговым вращением всего антенного комплекса. По данным с 2 больших антенн РЛС "Ятаган" (одна антенна давала "дальность-азимут", вторая - "дальность-угол места") на 1 цель наводились 2 малые антенны для визирования 2 ракет и одна для передачи радиокоманд от оператора РЛС "Ятаган". В автоматическом режиме работы по всем координатам прибор управления стрельбой с помощью электромеханического синхронно-следящего привода ЭСП-102, наводил ПУ на выбранную цель и производил старт до 2 ракет, с интервалом в несколько секунд, по одной цели. После схода с пусковой установки и автоматического неуправляемого полёта ракеты захватывались 2 малыми антеннами визирования и по их лучам выводились на цель, а большая точность наведения ракет осуществлялась радиокомандами. Передача команд на ракеты велась передающей антенной РЛС "Ятаган". При подлёте ракет к цели подавалась команда для взведения радиовзрывателя, который производил подрыв боевой части в радиусе 20 метров от цели. В случае промаха, ракета самоликвидировалась подрывом боевой части от часового механизма через 26 секунд. Немедленно после старта начиналась подготовка к следующему выстрелу: пусковые балки автоматически становились вертикально и поворачивались к ближайшей паре барабанов. Время перезарядки ПУ находилось в пределах 10-12 секунд, а время переноса огня на другую цель составляла 16 секунд. До поражения одной цели борьба со второй, третьей и т.д. целями была невозможна.

    Система управления торпедной стрельбой "Гроза-1134" включала:

    • Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Гроза-1134" состоящего:
      • Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих от ГАС МГ-332 "Титан-2" данных решал торпедный треугольник и автоматически вводил в ГСН торпеды глубину хода, направление и дальность цели.
    • Информация о надводной цели шла в систему ПУТС от ГАС МГ-332 "Титан-2".
    Система «Гроза-1134» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной и надводной цели одиночно и залпом, как дистанционно с помощью СЭССП, так и в ручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате. Кроме этого она была связана с системой ПУСБ "Буря-57" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачи противолодочного оружия корабля в целом.

    ГАС целеуказания МГ-332 "Титан-2" излучающей мощностью до 100 кВт, с частотой работы 8 - 9 кГц в круговом и секторном режимах. Предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. Антенна станции монтировалась в подкильном обтекателе (бульбе), а выгородка антенны ГАС заполнялась пресной водой (45 т). ГАС обнаруживала подводную лодку в режиме шумопеленгования на дальности до 25 км, в режиме эхопеленгования на дальности от 2 до 10 км, а якорные мины и торпеды на дистанциях до 2 - 3 км.

    На кораблях устанавливались гирокомпас "Курс-5", радиопеленгатор АРП-50, аппаратура госопознавания "Нихром", 2 РЛС навигации "Волга", 2 РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-14 "Залив" и РЛС помех "Краб-11" и ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", БИУС "Планшет-57", 10 дымовых шашек МДШ.

    Гирокомпас "Курс-5" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности и автоматический ввод скоростной поправки. Точность показаний гирокомпаса составляла ±1°,0, время готовности после запуска 2,5-6 часов, а условия эксплуатации гарантировали скорость корабля до 25 узлов при температуре окружающего воздуха до 70°. Штурманский пульт, в котором располагались механизмы указания и записи курса, механизм дистанционного управления корректором и комплект измерительных приборов и сигнальных ламп, позволял дистанционно отслеживать неисправности и вносить поправки. Гирокомпас комплектовался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными приборами(репитерами). Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.

    Система государственного опознавания представлена двумя приборами - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". Аппаратура "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.

    В целях обнаружения РЛС противника установили РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-14 "Залив" сантиметрового диапазона с дальностью обнаружения 30 км и непрерывным временем действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 30 секунд.

    РЛС "Краб-11" улучшенная станция активного типа обеспечивала создание шумовых помех в сантиметровом диапазоне волн в целях активного средства радиоэлектронной обороны от РЛС противника и была принята на вооружение в 1961 году.

    ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

    БИУС "Планшет-57" - боевая информационно-управляющая система предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

    Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Модернизировались корабли на заводе №190 в г. Ленинграде("Гремящий", "Жгучий", "Дерзкий", "Зоркий", "Бойкий" для СФ) и на Дальзаводе в г. Владивостоке("Гневный", "Гордый" и "Упорный" для ТОФ).

    Головной "Гремящий" вступил в строй Северного флота 29 декабря 1968 года.


    Тактико-технические данные проекта 57А

    Водоизмещение:   стандартное 3700 тонн, полное 4462 тонн  
    Длина наибольшая:  140,6 метра  
    Длина по КВЛ:  130 метров  
    Ширина наибольшая:  14,8 метра  
    Ширина по КВЛ:  13,9 метра  
    Высота борта в носу:  13,1 метра  
    Высота борта на миделе:  7,7 метра  
    Высота борта в корме:  4,9 метра  
    Осадка по корпусу:  4,5 метра  
    Силовая установка:  2 турбозубчатых агрегата ТВ-8 по 36 500 л. с.,
    4 котла КВ-76-1, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора ТД-12 по 400 кВт, 2 ДГ-500/1 по
    500 кВт, 1 ДГ-200/П на 200 кВт переменный ток
    380 В, 50 Гц.  
    Скорость хода:  полная 32 узла, оперативно-экономическая 18 узлов  
    Дальность плавания:  2700 миль при скорости хода 18 узлов  
    Мореходность:  до 5 баллов по применению оружия  
    Автономность:  7 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х4 57-мм автомата ЗИФ-75 от РЛС "Фут-Б"
    4х2 30-мм автомата АК-230 от 2 РЛС МР-104 "Рысь"  
    ракетно-зенитное:  1х2 ПУ ЗИФ-102 от РЛС УРЗО "Ятаган"  
    торпедное:  2х5 533-мм ПТА-53-1134 с ПУТС "Гроза-1134".  
    противоминное:  2 акустических охранителя БОКА-ДУ  
    противолодочное:  3 бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-57"  
    авиационное:  1 вертолёт КА-25ПЛ  
    гидроакустическое:  1 ГАС МГ-332 "Титан-2".  
    радиотехническое:  1 РЛС МР-310 "Ангара-А", аппаратура "Нихром",
    1 РЛС РТР МП-11-14 "Залив", 1 БИУС "Планшет-57",
    РЛС помех "Краб-11" и "Краб-12",
    1 радиопеленгатор АРП-50,  
    навигационное:  2 НРЛС "Волга", 1 гирокомпас "Курс-5", 1 лаг МГЛ-50,
    1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик "Путь-1"  
    химическое:  10 дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  316 человек (20 офицеров, 18 мичманов)  

    Всего модернизировано кораблей с 1968 г. по 1978 г. - 8 единиц.


Hosted by uCoz